Функции налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 12:17, реферат

Описание работы

Фискальная функция реализует основное предназначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, бюджетных доходов.
Вместе с тем реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов.

Файлы: 1 файл

Функции налогов.docx

— 21.05 Кб (Скачать файл)

Функции налогов

Фискальная  функция реализует основное предназначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, бюджетных доходов.

Вместе с тем реализация фискальной функции налогов имеет  объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых  поступлений и невозможности  сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.

Между налогами и займами  формируется противоречивая взаимосвязь. Обслуживание государственного долга  за счет бюджета потребует повышения  налогов в будущем (роста налоговых  ставок, введения новых налогов). С  другой стороны, рост налогового бремени  вновь может столкнуться с  непреодолимыми ограничениями, вызовет  рост недовольства налогоплательщиков, что побудит к размещению новых  займов. Возникает опасность становления "финансовой пирамиды", а значит, финансового краха. Наш отечественный  опыт это ярко подтвердил: чрезмерные масштабы выпуска ГКО привели  к дефолту и девальвации рубля  в августе 1998 г.

Контрольная функция формирует предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового "пресса" в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

Необходимо отметить, что  контрольную функцию налогов  было бы неверно отождествлять с  налоговым контролем (ст. 82 НК РФ), задача которого - контроль соблюдения налогового законодательства посредством налоговых проверок в различных формах.

Распределительная функция является необходимым дополнением контрольной функции налогово-финансовых отношений, поскольку последняя проявляется лишь в условиях действия распределительной функции налогов. Данная функция выражается в распределении налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями во временном аспекте.

Регулирующая  функция играет особую роль в современных условиях смешанной экономики, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. При этом выделяют разные аспекты реализации этой функции, называемые подфункциями.

Подфункция стимулирующего назначения в налоговом регулировании реализуется через систему налоговых льгот. Цель последних - сокращение размера налоговых обязательств налогоплательщика. В зависимости от того, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут быть разделены на изъятия, скидки, налоговый кредит.

Изъятия - это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством.

Налоговый кредит - это льготы, направляемые на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы. В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:

- снижение налоговой ставки;

- сокращение окладной  суммы (полное освобождение от  уплаты налога на определенный  период - возможность предусмотрена ст. 56 НК РФ - получило название налоговых каникул);

- возврат ранее уплаченного  налога или его части;

- отсрочка и рассрочка  уплаты налога (в том числе  инвестиционный налоговый кредит);

- зачет ранее уплаченного  налога;

- замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.

Подфункция воспроизводственного назначения (включая природоохранные мероприятия) реализуется через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К таким налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.

Социальная функция представляет собой синтез распределительной и регулирующей функций налогов. Ее предназначение - обеспечение и защита конституционных прав граждан. Необходимо обеспечивать справедливость по горизонтали - лица, имеющие равные доходы и имущество, должны платить равные по величине налоги; и справедливость по вертикали - социальные слои, получающие большие доходы и обладающие существенным имуществом, должны платить большие налоги, которые через различные механизмы трансфертов должны передаваться относительно бедным.

По видам налогоплательщиков налоги подразделяются на налоги с юридических и с физических лиц.

В зависимости от механизма изъятия различают прямые налоги (подоходные, поимущественные, ресурсные и др.) и косвенные (на обращение и потребление). Прямые налоги взимаются непосредственно с налогоплательщика. Косвенные налоги в виде фиксированной добавки к цене опосредованно перекладываются на покупателя, выступающего носителем налога. Объектом обложения выступают товары и услуги, при этом продавец товара выступает только конечным субъектом - налогоплательщиком.

По объекту обложения выделяют налоги:

а) с дохода;

б) с имущества (налог на имущество предприятий, налог на имущество физических лиц и др.);

в) за выполнение определенных действий (передача имущества в порядке  наследования или дарения, сделки купли-продажи, займа и др.);

г) рентные (ресурсные);

д) на потребление;

е) на ввоз и вывоз товаров  через таможенную границу (импортные  и экспортные тарифы).

По порядку отражения в бухгалтерском учете выделяют налоги:

а) относимые на увеличение цены товара (работы, услуги), т.е. косвенные  налоги;

б) относимые на себестоимость (издержки) продукции;

в) относимые на финансовые результаты (чистая прибыль с доходов  от капитала, с доходов физических лиц);

г) уплачиваемые за счет чистой прибыли.

По динамике налоговых ставок различают следующие виды налогообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное.

В случае равного налогообложения для каждого субъекта устанавливается равная сумма налога независимо от доходов или имущественного положения налогоплательщика. Оно выполняет исключительно фискальную и перераспределительную функции. Сюда относится самый древний и простой вид налогообложения - подушный. В Российской империи для содержания армии в мирное время подушное налогообложение было введено Петром I после переписи мужского населения в 1718 - 1724 гг.

Согласно пропорциональному налогообложению для каждого плательщика устанавливается обязанность уплатить государству одинаковую часть своего дохода или долю имущества, т.е. налог уплачивается сообразно средствам каждого. Именно такой подход (налоговая ставка в 13% от доходов физических лиц для подавляющего числа налогоплательщиков) заложен в ст. 224 части второй НК РФ.

При прогрессивном налогообложении налоговая ставка возрастает с ростом налоговой базы.

Регрессивное  налогообложение заключается в том, что с ростом налоговой базы происходит сокращение размеров ставки. Например, регрессивным является всякое косвенное налогообложение.

В зависимости от уровня органа государственной власти, который  устанавливает налог и распоряжается  им, в федеративных государствах (следовательно, и в Российской Федерации) выделяют налоги федеральные, региональные, местные.

По характеру использования можно выделять общие налоги (которые обезличиваются в бюджетах разных уровней) и специальные, целевые (поступающие во внебюджетные фонды).

По периодичности взимания налоги могут быть регулярными и нерегулярными.


Информация о работе Функции налогов