Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 12:17, реферат
Фискальная функция реализует основное предназначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, бюджетных доходов.
Вместе с тем реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов.
Функции налогов
Фискальная функция реализует основное предназначение налогов - формирование финансовых ресурсов государства, бюджетных доходов.
Вместе с тем реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.
Между налогами и займами
формируется противоречивая взаимосвязь.
Обслуживание государственного долга
за счет бюджета потребует повышения
налогов в будущем (роста налоговых
ставок, введения новых налогов). С
другой стороны, рост налогового бремени
вновь может столкнуться с
непреодолимыми ограничениями, вызовет
рост недовольства налогоплательщиков,
что побудит к размещению новых
займов. Возникает опасность
Контрольная функция формирует предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового "пресса" в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.
Необходимо отметить, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 НК РФ), задача которого - контроль соблюдения налогового законодательства посредством налоговых проверок в различных формах.
Распределительная функция является необходимым дополнением контрольной функции налогово-финансовых отношений, поскольку последняя проявляется лишь в условиях действия распределительной функции налогов. Данная функция выражается в распределении налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями во временном аспекте.
Регулирующая функция играет особую роль в современных условиях смешанной экономики, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. При этом выделяют разные аспекты реализации этой функции, называемые подфункциями.
Подфункция стимулирующего назначения в налоговом регулировании реализуется через систему налоговых льгот. Цель последних - сокращение размера налоговых обязательств налогоплательщика. В зависимости от того, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут быть разделены на изъятия, скидки, налоговый кредит.
Изъятия - это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством.
Налоговый кредит - это льготы, направляемые на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы. В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:
- снижение налоговой ставки;
- сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период - возможность предусмотрена ст. 56 НК РФ - получило название налоговых каникул);
- возврат ранее уплаченного налога или его части;
- отсрочка и рассрочка
уплаты налога (в том числе
инвестиционный налоговый
- зачет ранее уплаченного налога;
- замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.
Подфункция
Социальная функция представляет собой синтез распределительной и регулирующей функций налогов. Ее предназначение - обеспечение и защита конституционных прав граждан. Необходимо обеспечивать справедливость по горизонтали - лица, имеющие равные доходы и имущество, должны платить равные по величине налоги; и справедливость по вертикали - социальные слои, получающие большие доходы и обладающие существенным имуществом, должны платить большие налоги, которые через различные механизмы трансфертов должны передаваться относительно бедным.
По видам налогоплательщиков налоги подразделяются на налоги с юридических и с физических лиц.
В зависимости от механизма изъятия различают прямые налоги (подоходные, поимущественные, ресурсные и др.) и косвенные (на обращение и потребление). Прямые налоги взимаются непосредственно с налогоплательщика. Косвенные налоги в виде фиксированной добавки к цене опосредованно перекладываются на покупателя, выступающего носителем налога. Объектом обложения выступают товары и услуги, при этом продавец товара выступает только конечным субъектом - налогоплательщиком.
По объекту обложения выделяют налоги:
а) с дохода;
б) с имущества (налог на имущество предприятий, налог на имущество физических лиц и др.);
в) за выполнение определенных действий (передача имущества в порядке наследования или дарения, сделки купли-продажи, займа и др.);
г) рентные (ресурсные);
д) на потребление;
е) на ввоз и вывоз товаров через таможенную границу (импортные и экспортные тарифы).
По порядку отражения в бухгалтерском учете выделяют налоги:
а) относимые на увеличение цены товара (работы, услуги), т.е. косвенные налоги;
б) относимые на себестоимость (издержки) продукции;
в) относимые на финансовые результаты (чистая прибыль с доходов от капитала, с доходов физических лиц);
г) уплачиваемые за счет чистой прибыли.
По динамике налоговых ставок различают следующие виды налогообложения: равное, пропорциональное, прогрессивное и регрессивное.
В случае равного налогообложения для каждого субъекта устанавливается равная сумма налога независимо от доходов или имущественного положения налогоплательщика. Оно выполняет исключительно фискальную и перераспределительную функции. Сюда относится самый древний и простой вид налогообложения - подушный. В Российской империи для содержания армии в мирное время подушное налогообложение было введено Петром I после переписи мужского населения в 1718 - 1724 гг.
Согласно пропорциональному налогообложению для каждого плательщика устанавливается обязанность уплатить государству одинаковую часть своего дохода или долю имущества, т.е. налог уплачивается сообразно средствам каждого. Именно такой подход (налоговая ставка в 13% от доходов физических лиц для подавляющего числа налогоплательщиков) заложен в ст. 224 части второй НК РФ.
При прогрессивном налогообложении налоговая ставка возрастает с ростом налоговой базы.
Регрессивное налогообложение заключается в том, что с ростом налоговой базы происходит сокращение размеров ставки. Например, регрессивным является всякое косвенное налогообложение.
В зависимости от уровня
органа государственной власти, который
устанавливает налог и
По характеру использования можно выделять общие налоги (которые обезличиваются в бюджетах разных уровней) и специальные, целевые (поступающие во внебюджетные фонды).
По периодичности взимания налоги могут быть регулярными и нерегулярными.