Государственная пошлина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 20:12, курсовая работа

Описание работы

Изначально порядок взимания государственной пошлины был определен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1979 г., затем Постановлением Совета Министров СССР ставки государственной пошлины были изменены, причем эти изменения носили дифференцированный характер (как в сторону увеличения или уменьшения, так и в сторону отмены по некоторым основаниям).

Файлы: 1 файл

Курсовик (1).docx

— 40.50 Кб (Скачать файл)

Введение

Изначально порядок взимания государственной  пошлины был определен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1979 г., затем Постановлением Совета Министров СССР ставки государственной пошлины были изменены, причем эти изменения носили дифференцированный характер (как в сторону увеличения или уменьшения, так и в сторону отмены по некоторым основаниям).

Таким образом, исследование института  государственной пошлины представляется весьма интересным с научной точки  зрения, а именно проследить эволюцию объекта исследования, заметить процесс  совершенствования механизма уплаты государственной пошлины и ее роли в налоговой системе страны.

Предметом работы является рассмотрение механизма нормативно-правового  регулирования института государственной  пошлины, а объектом государственная  пошлина и ее роль в налоговой  системе Российской Федерации.

Актуальность  рассматриваемой темы заключается  в том, что рыночные реформы, проводимые в нашей стране, осуществленные изменения  в правовой системе Российской Федерации, продиктованные курсом на создание правового  государства, привели к возрастанию  роли государственной пошлины в  налоговой системе.

Целью курсовой работы является рассмотрение государственной  пошлины и ее элементов.

 

 

 

 

1. Теоретические основы формирования государственной пошлины

1.1 Понятие  государственной пошлины и принципы  ее формирования

 

На сегодняшний  день государственная пошлина регулируется Главой 25.5 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Государственная пошлина – сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 Налогового Кодекса РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий.

Ранее законодательно определение понятия государственной  пошлины давалось в ст. 1 Закона РФ «О государственной пошлине», согласно которой под государственной пошлиной понимался установленный названным Законом обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.

Глава 25.3 НК РФ определила правовую природу  государственной пошлины – это  не просто платеж, а именно сбор, под  которым в соответствии с п. 2 ст. 8 НК РФ понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Поскольку государственная пошлина определена Налоговым кодексом РФ как сбор, отличительные признаки сбора характерны и для государственной пошлины. Основными признаками сбора и государственной пошлины являются, прежде всего, те свойства, которые присущи как налогам, так и сборам и пошлинам – это обязательность их уплаты. Следующим признаком государственной пошлины является принудительный характер ее уплаты. По общему правилу государственная пошлина уплачивается до подачи заявлений и иных документов на совершение юридически значимых действий. В этом проявляется добровольный характер уплаты государственной пошлины. Принудительность ее уплаты проявляется в тех последствиях, которые влечет неуплата или неполная уплата государственной пошлины.

Четкого критерия отграничения государственной  пошлины от иных сборов законодателем  не установлено. Сборы взимаются  за совершение юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), а государственная пошлина – за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3. Налогового кодекса РФ (выдача документов их копий и дубликатов приравнивается к юридически значимым действиям).

 

1.2 Место государственной пошлины  в налоговой системе РФ

 

Государственная пошлина зачисляется  в федеральный бюджет по делам, рассматриваемым  арбитражными судами, Конституционным  Судом РФ и Верховным Судом  РФ. В остальных случаях государственная  пошлина зачисляется в доход  местных бюджетов. Денежные средства, вносимые в виде налогов, не имеют  целевого назначения, они поступают  в бюджет и направляются на нужды  государства.

Государственная пошлина относится  к налогам со стоимости исковых  заявлений и сделок имущественного характера.

Центральное место в финансовой системе занимает государственный  бюджет – самый крупный денежный фонд, за счет которого содержится оборонная система страны, силы правопорядка, значительная часть здравоохранения, с его помощью государство оказывает воздействие на экономические процессы.

Сумма налогового дохода, получаемого  государством от государственных пошлин очень незначительна, в силу чего необходимо решать вопрос о повышении  эффективности системы государственных  пошлин. Существует два пути увеличения сумм поступлений от государственных  пошлин:

1) Пересмотр  размеров ставок государственных  пошлин – наиболее сложный  и трудоемкий путь, требующий  материальных затрат на расчет, оптимизацию и прогнозирование  новых ставок;

2) Сокращение  числа льгот по уплате государственных  пошлин – наиболее оптимальное  решение, по этому пути уже  пошел законодатель, отменив большую  часть льгот по уплате государственных  пошлин за совершение нотариальных  действий, что и было закреплено  во второй части Налогового  Кодекса.

В том  случае, если оставить все без изменений  систему государственных пошлин можно вообще отменить, так как  в скором времени сумма от их поступлений  не будет покрывать ни одну из расходных  статей бюджета.

 

1.3 Виды  государственной пошлины

 

Виды  государственной пошлины. В зависимости  от органа, на которого возложена обязанность  удерживать государственную пошлину, различают государственную пошлину, взимаемую при обращении:

1) в суды  общей юрисдикции, к мировым судьям, в арбитражные суды, в Конституционный  Суд Российской Федерации и  конституционные (уставные) суды  субъектов Российской Федерации;

2) в нотариальные  органы;

3) в органы  записи актов гражданского состояния  (ЗАГСы) и иные уполномоченные  органы;

4) в органы  внутренних дел и другие уполномоченные  органы при совершении действий, связанных с приобретением гражданства  Российской Федерации, выходом  из гражданства Российской Федерации,  с въездом в Российскую Федерацию  и выездом из Российской Федерации;

5) в федеральные  органы исполнительной власти  по вопросам официальной регистрации  программы для электронных вычислительных  машин, базы данных и топологий  интегральных микросхем;

6) в государственные  учреждения по осуществлению  федерального пробирного надзора;

7) в иные  государственные органы, органы  местного самоуправления, иные уполномоченные  органы и (или) к соответствующим  должностным лицам.

На юридически значимые действия государство назначает  выплату, которая и называется госпошлиной. Так же госпошлина выплачивается  при выдаче документов государственными органами или лицами, имеющими на то от государства должностные полномочия. Госпошлина в Российской Федерации  относится к обязательному и  действующему на всей территории страны платежу. Собственно в статье 13 Налогового Кодекса разъясняется, что госпошлина относится к федеральным налогам  и сборам. И каждый уплачивающий госпошлину, кроме как обычным  плательщиком, в этом случае становится также и налогоплательщиком. И  это его обязывает в соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса  лично платить госпошлину. Уплата госпошлины вместо кого-то другого  в Налоговом кодексе не предусмотрена. По виду и названию юридически значимых действий различают многие виды пошлин. В большинстве своем госпошлины это регистрационные и гербовые сборы, а также различающиеся  по виду и названию юридических действий пошлины. Как то, таможенные, судебные, биржевые, наследственные, почтовые, патентные  и прочие виды пошлин. Расшифруем на примерах таможенных видов пошлин. Итак, таможенная пошлина – государственный налог в соответствии с таможенным тарифом с провозимых через границу страны товаров. По тому, что за вид объекта подлежит обложению, подразделяют на ввозимые или импортные, вывозимые или экспортные и таможенные транзитного вида пошлины. По тому, какой метод применяется для исчисления пошлин, есть классификация, подразделяющая таможенные пошлины на адвалорные, специфического и комбинированного вида таможенные пошлины. Оплачиваемая по адвалорному виду таможенная пошлина начисляется в процентах на таможенную стоимость товаров подлежащих обложению. Оплачиваемая по специфическому виду таможенная пошлина берется с учетом физических характеристик товара: его веса или объема и т.п. Оплачиваемая по комбинированному виду таможенная пошлина соединяет в себе два предыдущих вида таможенного обложения. Различают еще много подвидов пошлины относящихся к таможенному виду. Тут и антидемпинговый подвид импортной таможенной пошлины, и возвратный подвид импортной таможенной пошлины, и дифференциальный вид таможенной пошлины и защитная пошлина. Каждый из этих видов сборов или налогов носит для государства смысловую нагрузку, регулирующую ту или иную экономическую ситуацию. Так антидемпинговый подвид импортной таможенной пошлины облагает товары, цена на которые ниже средних цен мирового рынка. Защитная пошлина необходима для защиты производителей товара внутри страны от конкурирующего давления иностранных производителей. А специальный вид таможенной пошлины государство применяет сверх ставки обычной таможенной пошлины при необходимости в специальных мерах защиты государственных интересов в сфере таможни. Не только в таможенном направлении присутствует госпошлина. Во многих видах юридических отношений мы сталкиваемся с вопросом уплаты госпошлины. Так, например, в ст. 90 и 91 арбитражно-процессуального кодекса описаны случаи, в которых, физические и юридические лица, обратившиеся в арбитражный суд, уплачивают разного вида госпошлину. С уплатой госпошлины также связаны юридические ситуации, которые относятся к сфере регистрации прав на недвижимость. Так при обращении гражданина по вопросу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и каких-либо сделок с ним, и, кроме того, даже за информацией о наличии зарегистрированных прав, за какими то иными документами вместе с заявлением о государственной регистрации своих прав заявитель обязан предъявить документ с отметкой банка об уплате госпошлины. Такие ситуации наблюдаются во многих сферах, где явно или неявно присутствует государство. Оно, таким образом, пополняет казну и регулирует некоторые проблемные вопросы в той или иной сфере экономической деятельности.

 

2. Экономические основы уплаты государственной пошлины

2.1 Плательщики  государственной пошлины, объекты  обложения, система ставок, порядок  и сроки уплаты

 

Налоговый кодекс РФ называет в качестве плательщиков государственной пошлины физических лиц и организаций (п. 1 ст. 333.17 Налогового кодекса РФ).

Под объектом взимания государственной пошлины  необходимо понимать юридически значимое действие, совершение которого обуславливает  возникновение у заинтересованного  лица обязанности уплаты пошлины. С  принятием Налогового кодекса РФ перечень юридически значимых действий, за которые предусматривается уплата государственной пошлины, был значительно  расширен. В данный перечень включены такие действия, за совершение которых  ранее взимались сборы или  иные платежи, например: за право использования  наименований «Россия», «Российская  Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях  юридических лиц ранее взимался сбор; лицензионный сбор взимался за совершение действий связанных с лицензированием; пробирная плата взималась за клеймение изделий из драгоценных  металлов государственным пробирным  клеймом и связанные с этим действия, ныне все перечисленные  действия должны оплачиваться государственной  пошлиной.

В Налоговом  кодексе РФ представлены следующие  группы юридически значимых действий:

– действия, связанные с рассмотрением дел в судах общей юрисдикции, мировыми судьями;

– действия, связанные с рассмотрением дел в арбитражных судах;

– действия, связанные с рассмотрением дел Конституционным Судом РФ, конституционными (уставными) судами субъектов РФ;

– нотариальные действия;

– действия, связанные с государственной регистрацией актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния и иными уполномоченными органами;

– действия, связанные с приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства РФ, а также с въездом в РФ или выездом из РФ;

– действия по официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных и топологии интегральной микросхемы;

– действия, связанные с осуществлением федерального пробирного надзора;

– государственная регистрация, а также прочие юридически значимые действия.

Сроки уплаты государственной пошлины установлены  п. 1 ст. 333.18 Налогового кодекса РФ. По общему правилу, государственная пошлина уплачивается или до совершения действий (например, до совершения нотариальных действий) или до подачи заявлений и иных документов на совершение юридически значимых действий.

В главе 25.3 содержится ряд исключений из данного  правила. Так, государственная пошлина  уплачивается в течение 10 дней со дня  вступления в законную силу решения  суда:

– лицами, выступающими ответчиками в судах, если решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины (подп. 2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ)

– при затруднительности определения цены иска в момент его предъявления в суд общей юрисдикции, мировому судье размер государственной пошлины предварительно устанавливается судьей с последующей доплатой недостающей суммы государственной пошлины на основании цены иска, определенной судом при разрешении дела (подп. 9 п. 1 ст. 333.20 НК РФ)

– при доплате государственной пошлины в случае увеличении истцом размера исковых требований (подп. 10 п. 1 ст. 333.20 и подп. 3 п. 1 ст. 333.22 НК РФ)

– при доплате государственной пошлины, в случае если суд выйдет за пределы исковых требований (подп. 10 п. 1 ст. 333.20 и подп. 3 п. 1 ст. 333.22 НК РФ)

Сроки уплаты государственной пошлины, установленные  Налоговым кодексом РФ, могут быть изменены органом, совершающим юридически значимое действие, по ходатайству  заинтересованного лица об отсрочке или рассрочке уплаты государственной  пошлины в порядке, установленным  ст. 333.41 Налогового кодекса РФ.

Государственная пошлина должна быть уплачена по месту  совершения юридически значимых действий. Согласно Гражданскому кодексу РФ платежи  на территории Российской Федерации  осуществляются путем наличных и  безналичных расчетов (ст. 140 Гражданского кодекса РФ). Данное правило закреплено и в общей части Налогового кодекса РФ (ст. 58 Налогового кодекса РФ) и продублировано в статье, регулирующей порядок уплаты государственной пошлины.

 

2.2 Особенности  уплаты и размеры государственной пошлины

 

Доказательством уплаты государственной пошлины  наличными денежными средствами является:

– квитанция, выдаваемой плательщику банком;

– квитанция, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который произведена оплата.

Лишь  при предоставлении указанных доказательств, подтверждающих уплату государственной  пошлины в соответствующий бюджет, уполномоченный орган (должностное  лицо) вправе совершить юридически значимое действие в отношении плательщика.

До введения в действие главы 25.3 Налогового кодекса  РФ иностранным организациям, не имеющим  в Российской Федерации ни рублевых счетов, ни филиалов, ни представительств, физическим лицам, не являющимся налоговыми резидентами РФ, предоставлялось  право уплачивать государственную  пошлину через уполномоченных представителей-резидентов Российской Федерации, имеющих валютные и рублевые счета.

Информация о работе Государственная пошлина