Индивидуальные
предприниматели исчисляют налоговую
базу по итогам каждого налогового периода
на основе данных учета доходов и расходов
и хозяйственных операций в порядке, определяемом
Минфином России и МНС РФ.
Остальные налогоплательщики
– физические лица – исчисляют налоговую
базу на основе получаемых в установленных
случаях от организаций данных об облагаемых
доходах, а также данных собственного
учета облагаемых доходов, осуществляемого
по произвольным формам.
Налоговая ставка
представляет собой величину налоговых
начислений на единицу измерения налоговой
базы.
Налоговые ставки
по федеральным налогам устанавливаются
НК РФ. В случаях, указанных в НК, ставки
федеральных налогов могут устанавливаться
Правительством РФ в порядке и пределах,
определенных НК. Налоговые ставки по
региональным и местным налогам устанавливаются
актами представительных органов местного
самоуправления в пределах, установленных
НК РФ.
- Налоговый период
Под налоговым периодам
понимается календарный год или иной период
времени применительно к отдельным налогам,
по окончании которого определяется налоговая
база и исчисляется сумма налога, подлежащая
уплате. Налоговый период может состоять
из одного или нескольких отчетных
периода, по итогам которых уплачиваются
авансовые платежи.
Если организация
была создана после начала календарного
года, первым налоговым периодом для нее
является период времени со дня ее создания
до конца данного года. При этом днем создания
организации признается день ее государственной
регистрации. При создании организации
в день, попадающий в период с 1 декабря
по 31 декабря, первым налоговым периодом
для нее является период со дня создания
до конца календарного года, следующего
за годом создания.
Если организация
была ликвидирована (реорганизована) до
конца календарного года, последним налоговым
периодом для нее является период от начала
этого года со дня завершения ликвидации
(реорганизации). Если организация, созданная
после начала календарного года, ликвидирована
(реорганизована) до конца этого года,
налоговым периодом для нее является период
времени со дня создания до дня ликвидации
(реорганизации).
Если организация
была создана в день, попадающий в период
с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного
года, и ликвидирована (реорганизована)
раньше следующего календарного года,
следующего за годом создания, налоговым
период для нее является период создания
до дня ликвидации (реорганизации). Вышеуказанные
правила не применяются в отношении организаций,
из состава которых выделяются либо к
которым присоединяются одна или несколько
организаций.
Указанные правила
не применяются в отношении тех налогов,
по которым налоговый период устанавливается
как календарный месяц или квартал. В таких
случаях при создании, ликвидации, реорганизации
организации изменение отдельных налоговых
периодов производится по согласованию
с налоговым органом по месту учета налогоплательщика.
Если имущество,
являющееся объектом налогообложения,
было приобретено, реализовано (отчуждено
или уничтожено) после начала календарного
года, налоговый период по налогу на это
имущество в данном календарном году определяется
как период времени фактического нахождения
имущества в собственности налогоплательщика.
- Установление и
использование льгот по налогам и сборам
Льготами по налогам
и сборам признаются предоставляемые
отдельным категориям налогоплательщиков
и плательщиков сборов предусмотренные
законодательством о налогах и сборам
преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками
или плательщиками сборов, включая возможность
не уплачивать налог или сбор лило уплачивать
их в меньшем размере.
Нормы законодательства
о налогах и сборах, определяющие основания,
порядок и условия применения льгот по
налогам и сборам, не могут носить индивидуального
характера.
Налогоплательщик
вправе отказаться от использования льготы
либо приостановить ее использование
на один или несколько налоговых периодов,
если иное не предусмотрено НК РФ.
- Порядок исчисления
налога
Обязанность по исчислению налога может
быть возложена на налогоплательщика,
налоговый орган, налогового агента.
НК РФ устанавливает
общее правило, в соответствии с которым
налогоплательщик самостоятельно исчисляет
сумму налога, подлежащую уплате за налоговый
период, исходя из налоговой базы, налоговой
ставки и налоговых льгот.
В соответствии
с законодательством о налогах и сборах
в Российской Федерации обязанность по
исчислению суммы конкретного налога
может быть возложена на налоговый орган
или налогового агента.
В случае если обязанность
по исчислению налога возложена на налоговый
орган, последний не позднее 30 дней до
наступления срока платежа направляет
налогоплательщику налоговое уведомление.
В налоговом уведомлении должны быть
указаны размер налога, подлежащего уплате,
расчет налоговой базы, а также срок уплаты
налога. Форма налогового уведомления
устанавливается МНС РФ. Налоговое уведомление
может быть передано руководителю организации
(ее законному или уполномоченному представителю)
или физическом лицу (его законному или
уполномоченному представителю) лично
под расписку или иным способом, подтверждающим
факт и дату его получения. В случае, когда
указанные лица уклоняются от получения
налогового уведомления, данное уведомление
направляется по почет заказным письмом.
Налоговое уведомление считается полученным
по истечении шести дней с даты направления
заказного письма.
- Сроки уплаты налогов
и сборов
Сроки уплаты налогов
и сборов устанавливаются применительно
к каждому налогу и сбору. Изменение установленного
срока уплаты налога и сбора допускается
только в порядке, предусмотренном НК.
При уплате налога
и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик
(плательщик сбора) уплачивает пени.
Сроки уплаты налогов
и сборов определяются календарной датой
или истечением периода времени, исчисляемого
годами, кварталами, месяцами, неделями
и днями, а также указанием на событие,
которое должно наступить или произойти,
либо действие, которое должно быть совершено.
Сроки совершения действий участниками
налоговых правоотношений устанавливаются
НК РФ применительно к каждому такому
действию.
В случаях, когда
расчет налоговой базы производится налоговым
органом, обязанность по уплате налога
возникает не ранее даты получения налогового
уведомления.
- Порядок уплаты
налогов и сборов
Уплата налога производится
разовой уплатой всей суммы налога либо
в ином порядке, предусмотренном НК РФ
и другими актами законодательства о налогах
и сборах.
Подлежащая уплате
сумма налога уплачивается (перечисляется)
налогоплательщиком или налоговым агентом
в установленные сроки.
Уплата налогов
производится в наличной или безналичной
форме.
При отсутствии
банка налогоплательщик или налоговый
агент, являющиеся физическими лицами,
могут уплачивать налоги через кассу сельского
или поселкового органа местного самоуправления
либо через организацию связи Государственного
комитета РФ по связи и информатизации.
Конкретный порядок
уплаты налога устанавливается применительно
к каждому налогу. Порядок уплаты федеральных
налогов устанавливается НК РФ. Порядок
уплаты региональных и местных налогов
устанавливается соответственно законами
субъектов РФ и нормативными правовыми
актами представительных органов местного
самоуправления в соответствии с НК РФ.
Аналогичные правила
применяются также в отношении порядка
уплаты сборов.
2.3 Анализ налоговой системы
РФ
Интересно оценить тенденции, которые
наблюдаются в федеральном бюджете и в
бюджетах субъектов РФ. Для этого разделим
данные о налоговых доходах консолидированного
бюджета РФ на 2 группы: налоговые доходы
федерального бюджета, налоговые доходы
бюджетов субъектов РФ.
Таблица 2.1
Показатели Динамики отдельных видов
налоговых доходов федерального бюджета
в 2011 – 2013 гг.
(млрд. руб.)
Виды налогов |
Годы |
Отклонение (+;-) |
2011 |
2012 |
2013 |
2012 г. к 2011 г. |
2013 г. к 2012 г. |
Налоговые доходы всего в текущих
ценах |
|
|
|
|
|
из них: |
5820,5 |
7295,6 |
8757 |
1475,1 |
1461,4 |
- налог на прибыль организаций |
377,6 |
509,9 |
641,3 |
132,3 |
131,4 |
- НДФЛ |
- |
- |
- |
- |
- |
- НДС |
1472,2 |
1511 |
2261,7 |
38,8 |
750,7 |
- акцизы |
107,1 |
110,5 |
135 |
3,4 |
24,5 |
- налог с продаж |
- |
- |
- |
- |
- |
- налоги на совокупный
доход |
- |
- |
- |
- |
- |
- налоги на имущество |
- |
- |
- |
- |
- |
- платежи за пользование
природными ресурсами |
872,3 |
1116,7 |
1157,4 |
244,4 |
40,7 |
- налоги за внешнюю
торговлю и внешнеэкономические
операции |
1622,8 |
2237,4 |
2322,9 |
614,6 |
85,5 |
- единый социальный налог |
1012,6 |
1341,9 |
1564,6 |
329,3 |
222,7 |
- прочие налоги и сборы |
355,9 |
468,2 |
674,1 |
112,3 |
205,9 |
Из приведенных данных видно,
что налоговые доходы федерального бюджета
в период с 2011 по 2013 год выросли практически
в 4 раза. При этом значительный рост наблюдался
по таким статьям налоговых доходов федерального
бюджета, как налог на прибыль организаций,
налог на добавленную стоимость, платежи
за пользование природными ресурсами,
единый социальный налог, таможенные пошлины.
Итак, ключевую роль в формировании доходов
федерального бюджета играют налог на
добавленную стоимость (26 %), таможенные
пошлины (26 %), единый социальный налог
(18 %), платежи за пользование природными
ресурсами (13 %). Доля остальных налогов
составляет менее 10 %.
Теперь рассмотрим состав и структуру
налоговых доходов бюджетов субъектов
РФ.
Таблица 2.2
Показатели динамики отдельных видов
налоговых доходов бюджетов субъектов
РФ в 2011-2013 гг.
(в млрд. рублей)
Виды налогов |
Годы |
Отклонение (+;-) |
2011 |
2012 |
2013 |
2012 г. к 2011 г. |
2013 г. к 2012 г. |
Налоговые доходы всего в текущих
ценах |
|
|
|
|
|
из них: |
3053,3 |
3907,2 |
4854 |
853,9 |
946,8 |
- налог на прибыль организаций |
955,3 |
1160,7 |
1530,7 |
205,4 |
370 |
- НДФЛ |
707,1 |
930,4 |
1266,6 |
- |
- |
- НДС |
- |
- |
- |
- |
- |
- акцизы |
146,6 |
160,1 |
119,4 |
13,5 |
-40,7 |
- налог с продаж |
0,3 |
- |
- |
- |
- |
- налоги на совокупный
доход |
77,5 |
95,9 |
123,7 |
- |
- |
- налоги на имущество |
253,1 |
310,9 |
411,2 |
- |
- |
- платежи за пользование
природными ресурсами |
129,3 |
164,9 |
160,1 |
35,6 |
-4,8 |
- налоги за внешнюю
торговлю и внешнеэкономические
операции |
- |
- |
- |
- |
- |
- единый социальный налог |
744,7 |
1025,9 |
1159,5 |
281,2 |
133,6 |
- прочие налоги и сборы |
39,4 |
59 |
82,8 |
19,6 |
23,8 |
Данные таблицы показывают, что налоговые
доходы бюджетов субъектов РФ также значительно
выросли в период с 2011 по 2013 год – более
чем в 4 раза.
Итак, ключевую роль в формировании налоговых
доходов бюджетов субъектов РФ играют
три налога – налог на прибыль организаций
(32 %), налог на доходы физических лиц (26
%) и единый социальный налог (24 % - поступает
в территориальные внебюджетные фонды).
Доля остальных налогов пока что не высока.
Вывод по 2 главе: Существует несколько
групп основных причин кардинальных изменений
в налоговом законодательстве. Совокупность
налогов, сборов и пошлин, взимаемых на
территории государства в соответствии
с налоговым кодексом образуют налоговую
систему страны. Более ста лет известно
разграничение налогов на две подсистемы:
прямые и косвенные.
Заключение
Налоговая
система является одним из
главных элементов рыночной экономики.
Она выступает главным инструментом
воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов
экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована
к новым общественным отношениям, соответствовала мировому
опыту.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок,
количества налогов, льгот и т. д. несомненно
играет отрицательную роль, особенно в
период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует
инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой
системы на сегодняшний день - главная
проблема реформы налогообложения.
Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на
чисто фискальную функцию налоговой системы:
обирая налогоплательщика, налоги душат
его, сужая тем самым налогооблагаемую
базу и уменьшая налоговую массу.
На сегодняшний день
существует огромный, причем теоретически
обобщенный и осмысленный, опыт взимания
и использования налогов в странах Запада.
Но ориентация на их практику весьма затруднена,
поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание
специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути
реформирования своего народного хозяйства.
Обращу внимание на
положительные тенденции в сфере реформирования
налоговой системы в последнее время.
К их числу можно отнести: объединение
законодательства о налогообложении в
Налоговый кодекс РФ, что позволяет максимально
избегать разногласий в вопросах налогообложения;
отмена налоговых льгот, следовательно
– ликвидация некоторых каналов ухода
от налогообложения.
Общая либерализация
налоговой системы способствовала некоторому
сокращению теневого сектора экономики
и легализации доходов, ранее укрывавшихся
от налогообложения.