Характеристика элементов налога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы является рассмотрение элементов налогообложения.
Задачи работы:
1. Рассмотреть налог как экономико-правовую категорию;
2. Привести характеристику элементов налога;
3. Описать специальные понятия и термины, используемые в налоговом законодательстве.

Содержание работы

Введение 3
1. Налог как экономико-правовая категория 4
2. Характеристика элементов налога, их практическая значимость 9
3. Специальные понятия и термины, используемые в налоговом законодательстве 12
Заключение 15
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

налоги.doc

— 113.00 Кб (Скачать файл)

      Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов  Российской Федерации в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

      Местными налогами признаются налоги, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

      Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

      К федеральным налогам  и сборам относятся:

      1) налог на добавленную стоимость;

      2) акцизы;

      3) налог на доходы физических лиц;

      4) налог на прибыль организаций;

      5) налог на добычу полезных ископаемых;

      6) водный налог;

      7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

      8) государственная пошлина (ст. 13 НК РФ).

      К региональным налогам  относятся:

      1) налог на имущество организаций;

      2) налог на игорный бизнес;

      3) транспортный налог (ст. 14 НК РФ).

      К местным налогам  относятся:

      1) земельный налог;

      2) налог на имущество физических лиц (ст. 15 НК РФ).  

      Согласно  п. 6 ст. 3 НК РФ, законодательное закрепление элементного состава налога является необходимым условием для установления налога. Именно на базе элементного состава налогового платежа формируется правовое регулирование уплаты конкретных налогов.  

2. Характеристика элементов  налога, их практическая  значимость 

      В соответствии со ст. 17 НК РФ налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

      1) субъект налогообложения;

      2) объект налогообложения;

      3) налоговая база и налоговый  период;

      4) налоговая ставка;

      5) порядок исчисления налога;

      6) порядок и сроки уплаты налога.

      Субъект налогообложения – физическое или юридическое лицо, которое формально обязано уплатить налог или сбор. В ст. 19 НК РФ подчеркивается, что субъект права станет налогоплательщиком только после того, как на него будет возложена вполне определенная обязанность, а до этого момента лицо нельзя именовать налогоплательщиком, а только лишь субъектом налогового права.

      В соответствии с п. 1 ст. 38 НК РФ объектом налогообложения являются реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Таким образом, законодатель не дает легального определения объекта налогообложения, а лишь перечисляет возможные виды объектов налогообложения и указывает на обязательные для них свойства. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ.

      Определение налоговой базы дано в ст. 53 НК РФ, согласно которой налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Таким образом, налоговая база представляет собой количественную характеристику объекта, позволяет применить налоговую ставку при исчислении налога. Налоговая база должна определяться Налоговым кодексом РФ независимо от вида налога. Общие вопросы исчисления налоговой базы установлены в ст. 54 НК РФ.

      Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы (например, на доход физического лица). Налоговые ставки по федеральным налогам и размеры сборов по федеральным сборам устанавливаются НК РФ. Абз. 2 п. 1 ст. 53 НК РФ устанавливает исключение из этого правила, в соответствии с которым ставки федеральных налогов и размеры сборов могут устанавливаться Правительством РФ, но в порядке и пределах, установленных в НК РФ (например, пониженные ставки НДС по ряду товаров). Ставки по региональным и местным налогам устанавливаются органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах, определяемых федеральным законодательством.

      Согласно  п. 3 ст. 11 НК РФ, понятие «налоговый период» используется в значениях, определяемых в соответствующих статьях Кодекса. В соответствии с установленным п. 1 ст. 55 НК РФ правилом, под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Каждый налог имеет самостоятельный налоговый период, определяемый в соответствии с ч. 2 НК РФ.

      Общий порядок исчисления налога регламентирован ст. 52 НК РФ, закрепляет обязанность лица исчислить налог. Указанная статья устанавливает три способа исчисления налога:

      1) самостоятельно налогоплательщиком;

      2) налоговым агентом;

      3) налоговым органом.

      Выбор того или иного способа принадлежит  законодателю и зависит от вида налога и статуса налогоплательщика.

      Порядок уплаты налога представляет собой установленную актами законодательства о налогах и сборах определенную последовательность действий, которые налогоплательщик должен совершить, чтобы исполнить налоговую обязанность (ст. ст. 57, 58 Налогового кодекса РФ).

      Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются  применительно к каждому налогу и сбору.

      В необходимых случаях при установлении налога могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. Под налоговыми льготами Налоговый кодекс РФ понимает предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор, либо уплачивать их в меньшем размере (ст. 56 НК РФ). Использование льгот является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

      Налоговые льготы не являются обязательным элементом  налогообложения, поскольку отсутствие этого элемента в актах законодательства о налоге не влияет на решение вопроса, установлен или не установлен налог. 

 

3. Специальные понятия и термины, используемые в налоговом законодательстве 

      Рассмотрим  основные специальные понятия и  термины, используемые в налоговом  законодательстве:

      Законными представителями налогоплательщика-организации  признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.

      Законными представителями  налогоплательщика – физического лица признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации (ст. 27 НК РФ);

      Уполномоченным  представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры. Уполномоченный представитель налогоплательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном гражданским законодательством РФ. Уполномоченный представитель налогоплательщика – физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданскимзаконодательством Российской Федерации (ст. 29 НК РФ).

      Взаимозависимыми  лицами для целей налогообложения  признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут  оказывать влияние на условия  или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:

      1) одна организация  непосредственно и (или) косвенно  участвует в другой организации,  и суммарная доля такого участия  составляет более 20 процентов.  Доля косвенного участия одной  организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;

      2) одно физическое  лицо подчиняется другому физическому  лицу по должностному положению;

      3) лица состоят  в соответствии с семейным законодательством РФ в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого (ст. 20 НК РФ).

      Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены  обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики (ст. 24 НК РФ).

       Налоговые резиденты  РФ в целях НДФЛ. Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения. 
Независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, а также сотрудники органов государственной власти и органов местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ.

      Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением  законодательства о налогах и  сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы (ст. 30 НК РФ). 
 

 

Заключение 

      Под налогом, пошлиной, сбором понимается обязательный взнос в бюджет или  во внебюджетный фонд, осуществляемый в порядке, определенном законодательными актами. Налоги различаются по объекту  налогообложения и по механизму расчета и взимания, по их роли в формировании доходной части бюджета.

      Нестабильность  наших налогов, проведение налоговых  реформ, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день – главная проблема реформы налогообложения.

Информация о работе Характеристика элементов налога