Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 18:13, контрольная работа
От оптимальности и адекватности налоговой системы, существующим экономическим условиям, экономическим принципам национальной экономики страны зависят эффективность деятельности звеньев экономики, предпринимательской инициативы и удовлетворение потребностей государства. В национальной экономике России роль налогов и налоговой системы особенно возрастает в связи с тем, что это важный реальный рычаг регулирования экономических и социальных процессов, которыми располагает государство в условиях формирования новой национальной экономической системы.
Введение………………………………………………………………………..с.3
1.Содержание и основные черты налогов……………………………………с.4
2. Налоговая система и принципы её построения……………………………с.6
3.Функции налоговой системы……………………………………………… с.9
4. Виды налогов и их классификация……………………………………… с.12
5. Характеристика налоговой системы Российской Федерации……………с.15
Заключение…………………………………………………………………… с.24
Список использованной литературы…………………………………………с.26
МИНИСТЕРСТВО ОБРОЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ ВПО Уральский государственный экономический университет
ЦЕНТР ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по предмету «Налоги и налогообложение» на тему: Характеристика налоговой системы РФ на современном этапе.
Преподаватель: Одинокова Т.Д.
Студент: Герасимова Анна Федоровна., экономист., ЭПБп-10Тур
Екатеринбург
2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Содержание и основные черты налогов……………………………………с.4
2. Налоговая система и принципы её построения……………………………с.6
3.Функции налоговой системы………
4. Виды налогов и их
5. Характеристика налоговой системы Российской Федерации……………с.15
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………с.26
Введение
В современных рыночных экономических системах роль налогов исключительно велика. Они являются не только главным каналом доходной части бюджета, но и включены во все основные звенья финансовой системы, формируют и опосредуют финансовые отношения в обществе. От оптимальности и адекватности налоговой системы, существующим экономическим условиям, экономическим принципам национальной экономики страны зависят эффективность деятельности звеньев экономики, предпринимательской инициативы и удовлетворение потребностей государства. В национальной экономике России роль налогов и налоговой системы особенно возрастает в связи с тем, что это важный реальный рычаг регулирования экономических и социальных процессов, которыми располагает государство в условиях формирования новой национальной экономической системы.
Налоговая система Российской Федерации уже в течение более чем полутора десятков лет находится на стадии реформирования. Изменения затрагивают практически все стороны современной налоговой системы нашей страны – изменяются ставки налогов, их состав, методики расчета, налоговое законодательство, система налогового администрирования и так далее.
Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом государственного регулирования. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность принимаемых экономических решений. Почти все методы воздействия государства на развитие экономики прямо или косвенно включают и налоговое регулирование. Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и сдерживает её в других исходя из общенациональных интересов.
Налоги являются важнейшей формой аккумуляции бюджетом денежных средств. Без налогов нет бюджета. Поддержание эластичности налоговой системы – непременное условие сбалансированности государственной казны. В связи с этим, выбранная тема контрольной работы «Характеристика налоговой системы РФ на современном этапе» представляется достаточно актуальной.
В контрольной работе поставлены следующие задачи:
- дать понятие «налоговая
- дать детальную характеристику налоговой системы Российской Федерации;
1.Содержание и основные черты налогов
Возникновение налогов обычно связывается с возникновением государства: становление его институтов требует формирования фондов финансовых ресурсов и, соответственно, инструментов, посредством которых такие фонды могли бы быть сформированы. Таким инструментом и стали налоги, главное предназначение которых изначально заключалось в формировании финансового потенциала (фондов финансовых ресурсов для обеспечения функций государства. С развитием государства, расширением его функций роль налогов повышалась, однако их изначальное предназначение, смысл в своей основе сохраняются.
Налог как экономическая категория выражает постоянно существующие (возобновляющиеся) экономические отношения между государством, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, с другой стороны, возникающие в процессе перераспределения вновь созданного продукта и отчуждения в обязательном порядке части его стоимости в распоряжение государства. Объективная сторона налогов проявляется на практике при каждом единичном акте их уплаты и не зависит ни от того на каком историческом и экономическом этапе развития находится государство, ни от того, на какое конкретное государство взимает налоги, ни от каких-либо других факторов. Объективную сторону имеют и разновидности налогов, включенных в налоговую систему государства. Налоги имеют в качестве основы факторы экономической деятельности, а также индивидуальное воспроизводство. [4.c.234]
Конкретные виды, уровень ставок, система льгот, распределение налогов по уровням государственной системы определяются условиями той или иной страны, ее финансово-экономической политикой. Особенно, важное значение здесь имеют: уровень социально-экономического развития страны; тип государственного устройства; масштабность и круг задач, стоящих перед обществом в данный период; наконец, традиции, оказывающие существенное влияние на национальные «черты лица» налоговой системы государства. Установление налогов производится путем принятия налогового законодательства, определяющего понятие налогов, а также сборов, приравненных к налоговым платежам. Налоговые отношения структурно входят в систему финансовых отношений, но как особый их вид имеют отличительные признаки, присущие именно налогам. Такими признаками являются обязательность (принудительность) уплаты, безвозмездность и безэквивалентностъ.[4.c.235]
Уплата налогов является обязанностью и не дает никаких оснований для предъявления налогоплательщиком прав на встречное исполнение обязательств со стороны государства. Не меняет сути налоговых отношений и то обстоятельство, что суммы, уплаченные в бюджет в виде налогов, в конечном счете, возвращаются налогоплательщикам в той или иной форме (преимущественно в «неосязаемой»), хотя это и создает видимость возмездности налогов. Даже в тех случаях, когда налогоплательщик получают денежные средства из бюджета, между обязанностью платить налоги и правом получения бюджетных средств не существует закономерно обусловленной взаимозависимости. О возмездности налогов говорить как о явлении, воспринимаемом общественным сознанием, а не как о реально существующих экономических отношениях.
Налоги, как правило, непосредственно не предполагают так левого характера их использования: основная их масса не имеет непосредственной привязки к конкретным расходам бюджета. В российском законодательстве исключение составляли лишь налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы и дорожный налог, игравшие в общей сумме бюджетных доходов незначительную роль. В настоящее время, о связи с созданием Стабилизационного фонда вновь стал применяться принцип взаимосвязи части налоговых доходов с их функциональным направлением.
Нормативное определение налога содержится в Налоговой Российской Федерации (Часть первая, ст. 8).
1. Под налогом понимается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из совершения в отношении плательщиков сборов государственными, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий.
2. Налоговая система и принципы её построения
Несмотря на отличия налоговых систем различных государств, разнообразие задач которые решает налоговая система в той или иной период времени, налоговые системы объединяют общие черты.
Налоговая система- представляет собой совокупность налогов, установленных законом, а также принципов, форм и методов их установления изменения и отмены; систему мер, обеспечивающих выполнение налогового законодательства. Главными органично связанными элементами налоговой системы являются системы налогов и налоговый механизм.[6.c.802]
Система налогов - это совокупность налогов, сборов, пошлин и других приравненных к налогам платежей, взимаемых на территории государства в тот или иной период. Основными налогами, посредством которых формируется преобладающая масса бюджетных доходов, как в российской, так и в мировой практике, являются: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль (доход) юридических лиц, подоходный налог с физических лиц, таможенные пошлины, платежи в социальные фонды, налог с продаж, налог на недвижимость (или имущество).[6.c.802]
Налоговый механизм -представляет собой совокупность всех средств и методов организационно-правового характера, направленных на выполнение налогового законодательства. Посредством налогового механизма реализуется налоговая политика государства, формируются основные количественные и качественные характеристики налоговой системы, ее целевая направленность на решение конкретных социально-экономических задач.[6.c.803]
Наиболее важную роль в налоговом механизме играет механизм налогообложения (уровни налоговых ставок, система льгот, порядок исчисления налогооблагаемой базы, состав объектов налогообложения и другие элементы, связанные с исчислением налогов). Посредством изменения механизма налогообложения (порядка исчисления того или иного (налога) можно придать налоговой системе качественно новые черты, например изменить ее структуру, не меняя при этом количественного и видового состава налогов. В самом простом случае это достигается путем изменения ставок наиболее значимых налогов. Однако в мировой практике обычно используется другой способ: система налогов и уровни ставок меняются, как правило, лишь в случае крайней необходимости, однако достаточно часто пересматриваются системы налоговых льгот. Последние и устанавливаются на относительно короткий срок - на 2-3 года, по истечении которых льготы перестают действовать автоматически, но могут быть и продлены. Серьезная переориентация налоговой системы достигается также при изменении налогооблагаемой базы за счет состава налогоплательщиков, объектов налогообложения и т.д. Общепризнанно выделение следующих принципов построения налоговых систем: принцип справедливости (равенства) налогообложения; определенность и точность налогов (размер налогов, сроки, способ и порядки исчисления должны быть точно определены и понятны налогоплательщикам); удобство сроков и способов уплаты; экономичность (эффективность) сбора налогов (расходы по сбору и обслуживанию налогов должны быть как можно меньше относительно сумм, поступающих в доход государства в виде того или иного налога).
Одним из главных принципов налоговой системы является принцип справедливости.
Наряду с общими (классическими) принципами построения налоговых систем в налоговой теории разработан ряд специальных (частных принципов). В их числе: стабильность налогового законодательства: кратность взимания налогов; предъявление равных финансовых требований к налогоплательщикам независимо от организационно-правовых форм хозяйствования и видов собственности; оптимальный уровень налоговых ставок; обоснованность системы налоговых льгот; оптимальное сочетание налоговых функций (прямых и косвенных налогов в дохе бюджета) и др.
Для российской налоговой системы, как и для других налоговых систем, функционирующих в странах с федеративным типом государственного устройства, в особом ряду находится принцип единства налоговой системы. Она должна быть в своих главных характеристиках единой на территории всего государства; налоговые полномочия, предоставляемые региональным органам государственной власти и органам местного самоуправления, не должны приводить к формированию индивидуальных региональных налоговых систем и разрушению тем самым, единого налогового пространства.[6.c.805]
Однако существует и другая принципиальная позиция, допускающая и обосновывающая целесообразность относительной налоговой автономии на уровне регионов и муниципальных образований, чтобы снизить иждивенческие настроения в регионах с недостаточным налоговым потенциалом и стимулировать поиск резервов и путей роста их финансовое комического потенциала.
Принципы построения налоговой системы в своем органическом единстве должны создавать условия для эффективного выполнения налогами своих функций.
3.Функции налоговой системы
Налоговая система как единое целое и каждый отдельный налог обладают рядом функций. Функции налоговой системы является производными от объективных функций налогов.
В налоговой теории однозначное признание получила прежде всего фискальная функция. По поводу других функций существуют различные мнения: от отрицания наличия каких-либо других функций, кроме фискальной и в лучшем случае контрольной, до чрезмерного увеличения количества. Это связано с тем, что в современном мире функции государства значительно изменились: помимо традиционных общественно-политических функций государство в той или иной форме регулирует основные социально-экономические процессы. Наибольшее признание в этой в связи получили следующие функции налоговой системы: уже отмеченная фискальная, макроэкономическая (регулирующая), распределительная, социальная, стимулирующая, контрольная.[6.c.805]
Информация о работе Характеристика налоговой системы РФ на современном этапе