Информационные технологии в налогообложении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Сотрудники налоговых органов - одни из первых осознавшие необходимость внедрения современных технологий - в настоящее время располагают развитой автоматизированной системой, включая как федеральный, так и региональные, а главное, местные уровни управления, что позволяет эффективно обрабатывать постоянно возрастающий объем информации.
Вместе с тем в настоящее время налоговики принимают налоговую и другую отчетность в бумажном виде, так как эта форма установлена нормативными документами. Естественно, такие ограничения снижают эффективность работы налоговых органов и создают дополнительные неудобства плательщикам.

Содержание работы

Налоговые декларации в электронном виде: решения и перспективы 2
Характеристика системы представления налоговых деклараций в электронном виде 4
Условия перехода на систему представления электронных налоговых деклараций 6
Последовательность действий при отправке отчетности в электронном виде 7
Преимущества системы представления электронных налоговых деклараций 9
Сдача налоговой и бухгалтерской отчетности через сеть Интернет 10
Правовая база 10
Технологии 12
Оператор связи 14
Взаимодействие участников информационного обмена 14
Действия операторов и налоговых органов 15
Форматы налоговой и бухгалтерской отчетности, принимаемые в электронном виде 16
Порядок подключения налогоплательщиков к системе безбумажной технологии 16
Список использованных источников 19

Файлы: 1 файл

Информационные технологии в налогообложении.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

Электронная цифровая подпись, как  следует из определения, приведенного в ст. 3 Закона N 1 -ФЗ, — это реквизит электронного документа, предназначенный для защиты документа от подделки, позволяющий не только идентифицировать подписавшееся лицо, но и установить отсутствие искажения информации в электронном документе.

Для использования ЭЦП необходимо наличие двух ключей: закрытого и  открытого. Ключи представляют собой  уникальные, взаимосвязанные друг с  другом последовательности символов, используемые для шифрования, расшифровки, снабжения документа электронной  цифровой подписью и ее проверки. Единственный законный обладатель закрытого ключа — владелец ЭЦП. Открытый ключ может быть известен любому получателю или потенциальному отправителю электронного документа.

Владелец ЭЦП должен сначала  подписать документ с использованием своего закрытого ключа, затем зашифровать открытым ключом получателя и отправить. Для прочтения получатель сначала расшифровывает документ своим закрытым ключом, затем проверяет авторство и сохранность текста, используя открытый ключ отправителя.

Получить закрытый ключ (для шифрования) или сертификат ключа подписи с открытым ключом (для расшифровки) любой участник информационной системы может в удостоверяющем центре. В России порядок создания удостоверяющих центров общего пользования пока не разработан. В настоящее время система сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде является «закрытой», поэтому выполнять функции удостоверяющего центра самостоятельно имеет право сертифицированный оператор связи при получении лицензий Минсвязи России и ФАПСИ. При этом полученные налогоплательщиком открытый и закрытый ключи будут действительны только для обмена информацией с налоговой инспекцией.

Для работы со средствами криптографической  защиты руководителем организации  назначаются уполномоченные лица, которые несут персональную ответственность за сохранение в тайне содержания закрытых ключей ЭЦП, конфиденциальной информации, ставшей им известной в процессе работы со средствами криптографической защиты, и обеспечение условий хранения ключевых носителей.

В случае утраты закрытого ключа, разглашения, несанкционированного копирования, увольнения сотрудника, имевшего доступ к ключевым носителям, и т. п. налогоплательщик должен немедленно сообщить об этом оператору  связи, используя пароль, содержащийся в специальной карточке отзыва ключа. Получение новых ключей осуществляется также у оператора связи уполномоченным представителем организации.

Таким образом, использование электронной  цифровой подписи документа обеспечивает:

- сохранение конфиденциальности  переписки;

- однозначность идентификации  налогоплательщика, приславшего  файлы отчетности;

- защиту файлов отчетности от  несанкционированных исправлений.

Оператор связи

Оператор связи — компания, предоставляющая  налогоплательщикам и налоговым  органам следующие услуги:

- поддержка обмена электронными  документами — электронная почта,  мониторинг выполнения регламента  электронного документооборота, подтверждение  даты сдачи отчетности;

- распространение СКЗИ в системе  и управление ключевой информацией  — создание, сертификация и распределение в системе ключей СКЗИ, плановая и внеплановая замена ключей;

- поддержка актуальных форматов  налоговых деклараций и форм  бухгалтерской отчетности.

Согласно Методическим рекомендациям  выбор специализированных операторов связи осуществляет региональное управление по налогам и сборам.

Оператором может стать любая  коммерческая организация, удовлетворяющая  установленным требованиям Методических рекомендаций: наличие ряда лицензий ФАПСИ, Минсвязи России, сертификатов программных средств, телекоммуникационной инфраструктуры и др. Свои функции специализированные операторы выполняют на основе соглашений с налоговыми органами. Например, в московском регионе действует пока только один специализированный оператор связи — ООО «Такском»

 

Взаимодействие участников информационного обмена

При сдаче отчетности по электронной  почте применяется специальная  технология электронного документооборота, обеспечивающая не только защиту информации, но и корректное разрешение конфликтных  ситуаций.

Налогоплательщик осуществляет обмен электронными документами только с налоговым органом и оператором связи в следующем порядке

1) после подготовки отчетности  в соответствии с утвержденным  форматом подписывает ее своей  ЭЦП и отправляет в адрес  налогового органа по месту учета;

2) в течение суток (без учета  выходных и праздничных дней) с момента отправки отчетности  получает:

- квитанцию о приеме отчетности  в электронном виде;

- протокол входного контроля  отчетности;

- подтверждение оператора связи;

3) подтверждает подлинность ЭЦП налогового органа на квитанции о приеме отчетности в электронном виде и сохраняет квитанцию в своем компьютере;

4) подтверждает подлинность ЭЦП  налогового органа на протоколе  входного контроля, заверяет его  ЭЦП налогоплательщика. После  чего один экземпляр в течение суток (без учета выходных и праздничных дней) высылает в адрес налогового органа, второй — сохраняет в своем компьютере:

5) при наличии в протоколе  сообщения о том, что отчетность  не прошла входной контроль, устраняет  указанные ошибки и повторяет всю процедуру сдачи исправленных форм отчетности;

6) в случае неполучения от  налогового органа в установленное  время квитанции о приеме отчетности  в электронном виде и/или протокола  входного контроля сообщает об  этом факте налоговому органу  и/или оператору связи и при необходимости повторяет процедуру сдачи отчетности.

 

Действия операторов и налоговых органов

Налоговый орган действует в  следующем порядке:

1) в течение суток (без учета  выходных и праздничных дней) с момента получения отчетности  в электронном виде:

- подтверждает подлинность ЭЦП  налогоплательщика;

- формирует квитанцию о приеме  отчетности в электронном виде (т.е. заверяет полученную отчетность  ЭЦП налогового органа) и направляет  ее налогоплательщику;

- проверяет полученную отчетность на соответствие утвержденному формату и формирует протокол входного контроля отчетности;

- направляет налогоплательщику  протокол входного контроля;

2) сохраняет на сервере второй  экземпляр квитанции о приеме  отчетности в электронном виде;

3) сохраняет на сервере один экземпляр протокола входного контроля отчетности, возвращенный налогоплательщиком, после подтверждения подлинности ЭЦП налогоплательщика;

4) регистрирует налоговую декларацию, подписанную ЭЦП налогоплательщика,  подлинность которой подтверждена, и прошедшую входной контроль  на соответствие утвержденному  формату; регистрирует, разносит  платежи по лицевым счетам  и вводит в базу данных камеральных проверок;

5) в случае передачи дела налогоплательщика  в другой налоговый орган, имеющий  техническую возможность приема  отчетности в электронном виде, передает оригинальные файлы  отчетности и файлы подтверждений  специализированного оператора  связи из хранилища юридически значимых электронных документов. При необходимости изготавливает бумажные копии, заверяемые уполномоченным должностным лицом налогового органа.

 

Оператор связи действует в  следующем порядке:

1) при обмене электронными документами  фиксирует дачу отправки налогоплательщиком отчетности в электронном виде в качестве даты ее представления и формирует подтверждение, которое подписывается ЭЦП оператора связи и высылается одновременно в адрес налогового органа и налогоплательщика в зашифрованном виде;

2) сохраняет на своем сервере  все полученные им экземпляры  подтверждений, заверенные ЭЦП  участников информационного обмена.

Отчетность считается представленной в налоговый орган, если налогоплательщик получил подтверждение, подписанное  ЭЦП оператора связи.

Формы отчетности в электронном  виде считаются принятыми, если налогоплательщик получил протокол входного контроля, подтверждающий, что эти формы  не содержат ошибок и прошли входной  контроль.

Если налогоплательщик не получил  протокол входного контроля или получил его с сообщением об ошибках, отчетность не считается принятой.

 

Форматы налоговой и  бухгалтерской отчетности, принимаемые в электронном виде

Согласно положениям НК РФ формы  налоговой и бухгалтерской отчетности, передаваемые в налоговые органы по электронным каналам связи, должны соответствовать утвержденному МНС России формату представления.

Форматы представления электронных  деклараций по федеральным налогам  направляются в налоговые органы  РФ, размещаются на сайте МНС России, по региональным и местным налогам и сборам, принятие которых осуществляется не на федеральном уровне, должны утверждаться управлениями МНС России в соответствии с Едиными требованиями к форматам представления налоговых деклараций в электронном виде по региональным и местным налогам, утвержденными Приказом МНС России от 12.02.2003 N БГ-3-13/58.

 

Порядок подключения  налогоплательщиков к системе безбумажной  технологии

Сдавать отчетность в электронном  виде по каналам связи может любая  организация, состоящая на учете  в налоговой инспекции, подключенной к системе представления налоговых деклараций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Вначале налогоплательщиком должны быть решены некоторые организационные  вопросы:

1) обеспечение доступа к сети  Интернет с помощью модема или по выделенной линии;

2) заключение договора со специализированным  оператором связи на оказание  услуг по сдаче отчетности  и приобретение у него программного  обеспечения;

3) получение средств криптографической  защиты информации, используемых  для подписания файлов отчетности электронной цифровой подписью и их шифрования перед отправкой в налоговую инспекцию.

Стоимость работ в Москве по подключению  юридического лица к системе сдачи  бухгалтерской и налоговой отчетности в электронном виде составляет порядка 100 долл.

Подключение к системе безбумажной  технологии предоставляет налогоплательщику  ряд существенных преимуществ:

- экономию времени, затрачиваемого  на представление отчетности, так  как отпадает необходимость поездки  в налоговую инспекцию и стояния в очередях;

- расширение временных рамок  сдачи отчетности — файлы можно  отправить в любой час (круглосуточно)  и любой день (без выходных) до 24 часов последнего дня сдачи  отчетности;

- сокращение ошибок при подготовке  отчетности за счет средств  выходного контроля. Налогоплательщику предоставляется возможность подготовки отчетности в стандартном формате с контролем правильности заполнения полей и проверкой актуальности версии заполняемой формы;

- представление дополненных или  исправленных вариантов отчетности до истечения законодательно установленного срока для ее сдачи. Считается верным и принимается к обработке последнее из переданных налогоплательщиком сообщение;

- гарантированное подтверждение  доставки отчетности, которое имеет  юридическую силу в спорных ситуациях;

- исключение технических ошибок (данные проходят входной контроль  и автоматически разносятся по  лицевым счетам) и повышение оперативности  обработки информации;

- оперативное обновление форм  отчетности по электронной почте;

- получение по электронной почте сведений об исполнении налоговых обязательств перед бюджетом (информационные выписки);

- получение по электронной почте  информации с доски объявлений  налоговой инспекции. 

 

 

Список использованных источников:

 

  1. Мишустина М.В. Налоговые декларации в электронном виде: решения и перспективы»//Российский налоговый курьер. 2002. N4.
  2. http://www.r48.gnivc.ru/document.php?id=26568&topic=er48

 

МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.П. ОГАРЕВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Информационные технологии в налогообложении