История развития налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 21:17, реферат

Описание работы

Возникновение налоговых отношений уходит в историю человеческой цивилизации. Объективная необходимость в налогах появилась с переходом человечества от первобытнообщинного строя (родового общества) к рабовладельческому и формированию государства.

Файлы: 1 файл

Налоги реферат.docx

— 51.64 Кб (Скачать файл)

Ксенофонт (430-355 гг. до н.э.) восхвалял жесткую дисциплину и порядок в Спарте; выступал против личного обогащения; он в работе « О налогах» давал конкретные советы об организации производства, « чтобы рабы всегда охотно продолжали оставаться рабами».      Другим видным представителем экономической мысли Древней Греции был Платон (427-347 гг. до н.э.) – ученый-философ, автор трудов «Государство», «Законы». В сочинении « Государство» Платон излагает концепцию идеального государства. «Коренной порок государства состоит в том, - писал Платон, - что в нем нет единства, оно раскалывается борьбой за материальные интересы, и в результате существует два государства – богачей и бедняков. При этом алчная погоня за богатством делает богатых бездеятельными паразитами, а бедных лишает возможности вести хозяйство…». Исходя из этого Платон, заключает, что государство должно состоять из трех сословий: правителей (философов), стражей и земледельцев, ремесленников и торговцев. В работе « Законы» Платон развивает идею строительства идеального государства. Он объясняет, за счет каких средств должно содержаться само государство, указывая на то, что государство – верховный собственник земли, наделяет граждан земельными наделами в зависимости от их имущественных возможностей. При этом земельные участки не подлежат продаже, а передаются по наследству, и стоимость одного надела является пределом бедности. При условии равенства земельных наделов Платон допускает у различных граждан различные имущественных возможности, а это дает ему основание для разделения всего населения на четыре имущественных класса, которые имеют возможность перехода из одного класса в другой в зависимости от увеличения или уменьшения имущества. Если стоимость имущества превысит стоимость надела в четыре раза, то избытое подлежит передаче государства. Однако проекты Платона по государственному устройству в Древней Греции не нашли своего применения, так как мало кто согласится отказаться от богатства, и тем более от использования рабов для личного обогащения.

Выдающимся исследователем экономических проблем рабовладельческого строя был Аристотель (384-322 гг. до н.э.), ученик Платона и воспитатель великого полководца древности Александра Македонского он был сторонником рабовладельческого государства. По Аристотелю, раб – имущество, приносящее доход. Следовательно, раб является собственностью рабовладельца, и то, что им производилось, рассматривалось как приращение имущества. В онове социально политического устройства государства, по Аристотелю, лежит разделение общества на рабов и свободных. Причем, свободные граждане не должны заниматься физическим трудом, его выполняют рабы, их назначение – развивать свой интеллект, принимать активное участие в государственной жизни.            Таким образом, у Аристотеля проблемы, связанные с источниками средств, для содержания и развития государства и свободных граждан, решались просто, так как раб считался имущество, приносящим доход, и все, что производилось им, шло на государственные нужды иличное обогащение свободных граждан.           По мере развития государства, как и в других странах Древного мира, - пишет профессор Д.Г. Черник, - “… в Древней Греции представители знати, закладывая основы государства, ввели налоги на доходы в размере 1/10 или 1/20 части дохода. Это давало государству возможность содержать наемную армию, расходовать средства на возведение укреплений вокруг городов-государств, на строительство храмов, водопроводов, дорог, раздачу продуктов беднякам и другие общественные цели”.    Особая роль в развитии государства и налоговых отношений принадлежит Древнему Риму. Первоначально все государство состояло из города и прилегающей к нему местности. Расходы, связанные с управлением государства, были незначительные, поскольку избранные магистраты исполняли свои обязанности безвозмездно и в случае необходимости вкладывали собственные средства. Расходы на строительство общественных зданий и т.п. покрывались за счет сдачи общественных земель в аренду. Что

касается налогов, то в  мирное время их практически не было. В военное время граждане Рима облагались в соответствии с их возможностями. “Определение суммы налога (ценз) проводилось каждые пять лет избранными чиновниками-цензорвами. Граждане Рима делали ценхорам заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении. Как видим, еще тогда закладывались основы декларации о доходах”.

Древнеримское рабовладельческое  государство просуществовало в период с V в. до н.э. по V в. н.э. За этот период оно прошло следующие этапы: становление античного полиса и формирование рабовладельческих отношений; расцвет классического рабства; разложение рабовладельческого строя и возникновение феодальных отношений. Этот период также характеризуется как период перерождения Римской республики в империю, толчком, для которого стала гражданская война в I в. до н.э. Шло разрастание государства, основанное на завоеваниях новых колоний и строительстве городов. Одновременно предпринимались меры по централизации и усилению государственной власти. Наряду с этим изменения происходили и в налогообложении. Как отмечает профессор Д.Г. Черник, в колониях вводились коммунальные (местные) налоги и повинности. Как и в Риме, их величина зависела от размеров состояния граждан. Определение суммы налогов проводилось каждые пять лет. Римские граждане, проживающие вне Рима, платили как государственные, так и местные налоги. Налоги снижались, а иногда государственный налог и вовсе отменялся в результате победоносных войн. Средства для содержания государственного управления и осуществления общественных работ обеспечивались контрибуцией завоеванных земель.          Следует подчеркнуть, что в Римской империи не сложилась единая налоговая система. Главной причиной, можно сказать, было деление империи на центр и провинции, деление населения империи на граждан и подданных. Жители провинций были подданными империи, но не пользовались правами граждан. Если жители центра как свободные граждане освобождались от налогов либо вообще их не платили, а в провинциях регулярно платили коммунальные, что являлось свидетельством их зависимого положения. Более того, те города и земли, которые оказывали упорное сопротивление риским легионам, после завоевания облагались высокими налогами. Кроме

того, в отдельных случаях  в провинциях продолжали использовать систему налогов, которая действовала на данной территории до завоевания римлянами, за исключением изменения направления их поступления и использования поступающих средств. Следует также подчеркнуть, что длительное время в римских провинциях отсутствовала система финансовых органов, которая могла профессионально контролировать поступление установленных налогов, использовались услуги откупщиков, деятельность которых римская администрация не могла в должной степени контролировать. Коррупция и злоупотребление со стороны откупщиков в провинциях привели к экономическому кризису в I в. до н.э.   В целях выхода из создавшегося положения император Август Октавиан создал финансовые учреждения во всех провинциях Римской империи (63 г. до н.э. – 14 г. н.э.). В задачи этих учреждений входил контроль за правильностью определения размера налогов и за своевременностью их уплаты подданными империи, проживающими в провинциях. Для оценки налогового потенциала заново были проведены обмеры каждой городской общины с ее земельными угодьями, составлены кадастры по каждому городу, содержавшие данные о землевладельцах, проводилась перепись имущестенного состояния граждан. Последние должны были в установленный день представить властям города ( общины) декларацию об имущественном и финансовом состоянии. Все эти меры предпринимались для максимального сосредоточения финансовых и материальных ресурсов в руках правителя, у которого цель была одна усиление централизованной власти в империи. Чиновники финансовых учреждений, контролирующие налогообложение, имели полномочия снизить (повысить) размер налога (ценза) в тех случах, когда в силу объективных причин снижалась (увеличивалась) продуктивность хозяйства. Например, если владелец земли вырубил виноградные лозы, то он обязан был привести уважительные причины, по которым он это сделал. В противном случае выкорчеванные лозы включались в ценз. Оценку имущества (составление декларации) для определения размера ценза проводил сам владелец земельного участка. Эти сведения хранились в финансовом учреждении и служили базой для последующих переписей имущественного состояния землевладельцев.           Одним из самых крупных налогов в римских провинциях являлся поземельный, ставка которго равнялась в среднем 1/10 доходов с земельного участка. Д.Г. Черник указывает на то, что при налогообложении земельного участка применялись и особые формы налогообложения, например, налог на количество фруктовых деревьев и т.п. Налогом также облагались: недвижимость, драгоценности. Кроме того, каждый житель провинции платил единую для всех подушную подать.тПомимо прямых налогов в Римской империи получили развитие и косвенные налоги. Наиболее распространенными косвенными налогами были: налог с оборота по ставке 1%, особый налог с оборота при торговле рабами по ставке 4%, налог на освобожение рабов по ставке 5% их рыночной стоимости. «В 6 году н.э. император Август ввел налог с наследства – 5%. Налогом с наследства облагались лишь граждане Рима, но не провинций. Налог носил целевой характер. Полученные средства направлялись для пенсионного обеспечения профессиональных солдат.

Уже в Римской империи  налоги выполняли не только фискальную функцию, но роль дополнительного стимулятора развития хозяйства. Налоги вносились деньгами. Следовательно, население было вынуждено производить излишки продукции, чтобы продавать ее. Это способствовало расширению товарно-денежных отношений, углублению процесса разделения труда, урбанизации». Однако, несмотря на бурное развитие налогообложения в Римской империи главным источником содержания государства и увеличения личного состояния землевладельцев была эксплуатация рабского труда.         В законах древнеримского государства раба оценивали как говорящее орудие труда. Однако представители экономической мысли Древнего Рима: Марк Порций Котон (234-149 гг. до н.э.), Марк Теренций Варрон (116-27 гг. до н.э.), Марк Тулий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) и другие в своих трудах призывали власти изменить отношение к рабу как к орудию труда и указывали на необходимость усовершенствования его труда. Первым императором Рима Октавианом Августом в целях стабилизации рабовладельческого строя был издан закон, запрещающий отпуск рабов на волю ранее 20 лет со дня их покупки. Как уже было сказано, господин, объявивший рабу волю, был обязан платить в казну 5%-ный налог с его стоимости. В целом его экономическая политика была направлена на концентрацию в одних руках финансов и военной мощи государства.

Последняя нужна была ему  для расширения территории государства и захвата рабов. В Древнем Риме, в отличие от других государств, денежное

обращение получило высокое развитие. Налоги в основном взимались в денежном выражении . Однако кризис , произошедший в III в. н.э., потряс как сельскохозяйственное производство, так и торговлю, денежное обращение . Одной из попыток выхода из кризиса была реформа денежной системы, предпринятая императором Диоклетианом (284 – 305 гг. н.э.). «В обращение были пущены новые полноценные золотые, серебряные и медные монеты». Однако денежные отношения не получили развития, в связи с чем налоги продолжали взимать не деньгами, а в натуральной форме. «Для этого в 289 – 290 гг. была проведена всеобщая перепись населения. Величина налогов рассчитывалась на пять лет, а затем пересматривалась. Податная система устанавливала единые размеры налогов. Вводилась поголовная подать для всех жителей империи. Горожане платили подушный налог. Раскладка налогов происходила на основе строгого составления описей-кадастров. За поступление налогов с рабов и колонов ( свободные земледельцы) отвечали землевладельцы, а с горожан — члены городских курий». Для обеспечения четкого выполнения этого положения императором был издан эдикт о твердых ценах и твердых ставках гарантированной заработной платы, так как рост цен или снижение заработной платы прямо влияло на поступление налогов в казну. Становление и развитие государств, происходили в различных частях земного шара по-разному. Становление европейских государств неразрывно связано с рабовладением и развитием частной собственности на землю. А на Востоке этот процесс связан с формированием единоличной власти правителя-деспота, он фактически являлся собственником земли на всей территории данной страны.    Что касается налоговых отношений, то на Западе они складывались в основном на базе предельной эксплуатации рабского труда. На Востоке (в Китае, Индии, странах Ближнего Востока) становление налоговых отношений основывалось также на чрезмерной эксплуатации, хотя рабство как социальное явление там не получило своего развития. Данное обстоятельство, на наш взгляд, стало определяющим в том, что в странах Востока, в отличие от стран Запада, налоговые отношения получили более широкое распространение. Доказательством тому является вклад представителей экономической мысли этих стран в разработку фундаментальных положений (принципов) налогообложения и строительство налоговых систем.

 


Информация о работе История развития налогов