Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 10:36, контрольная работа
На сегодняшний день налог - одно из основных понятий финансовой науки. Проблемы правильного понимания его природы обусловлены тем, что налог - понятие не только экономическое, но и правовое, социальное, философское. Налогообложение как элемент экономического строя общества присуще всем государственным системам как рыночного, так и не рыночного типа хозяйствования. Процесс взимания налогов осуществляется государством и является его функцией.
Введение……………………………………………………………………………….….…... 3
1 Зарождение учения о налогах ............................…………………………….…… 4
1.1 История возникновения и развития налогов и налогообложения в зарубежных странах ….............................................……………………………………..... 4
1.2 История возникновения и развития налогов и налогообложения в России ..................................................................................................................... 7
2 Современный налоговый мир …………………………………………...…………. 13
Заключение .............................………………………………………………………………. 16
Список литературы………………,,,,,,…………………………………….……................... 17
С конца 10 века взимались дорожные пошлины в виде мыта (на перевозимые товары), годовщины (с торговых людей), мостовщины и перевоза (на людей и товары). Многочисленные дорожные пошлины были отменены только в 1654 году, а последние в 1753 году.
В период феодальной раздробленности (13-14 века) кроме указанных выше, постепенно распространялись судебные, торговые и другие пошлины. Гостиная пошлина касалась права иметь склады, торговая пошлина – право устраивать рынки. Судебные пошлины взимались за убийство и прочие преступления.
Со второй половины 16 века налоги и сборы уплачивались в денежной форме. В военное время вводились чрезвычайные налоги, предназначавшиеся на покупку огнестрельного оружия, на изготовление пороха, на выкуп людей захваченных в плен.
При Иоанне IV Грозном в 1555 году с населения собирались четвертовые деньги, представлявшие собой подать на содержание должностных лиц. Сбором различного вида податей ведали центральные государственные учреждения (16-17 века).
Еще со времен Золотой Орды появляется термин «пошлинные люди». Так называли знатных лиц, бравших на откуп дань ханам. При Иоанне Грозном пошлинные люди состояли при наместниках и собирали с городов и окружных жителей разного рода подати.
С 1556 года были
проведены реформы
В период царствования Михаила Федоровича (1596-1645 гг) подати взимались на основе писцовых книг. Служилых людей, живущих в посадах обложили общим посадским тяглом. От тягла освобождалась гражданская служба по назначению правительства, военная, дворцовая, придворная служба и отчасти принадлежность к купеческому сословию.
В 15-16 веках получила распространение подать в казну великого московского князя (впоследствии – царя) в виде посошного обложения (от сохи).
В 18 веке для покрытия расходов Петр Великий ввел чрезвычайные налоги, придумали новые виды подати. Чиновники придумывающие их назывались «прибыльщики».
В ходе налоговой реформы Петра 1 подворное налогообложение было заменено подушной податью, появились – горная подать, гербовые сборы, пробирная пошлина, налог на бороды, изменилась организационная система сбора налогов (финансовые приказы были заменены финансовыми коллегиями), были заложены основы системы местного самоуправления и местных налогов и сборов. В эпоху Петра 1 вновь широкое распространение получило взимание налогов через откупщиков.
Подушная подать представляла собой вид прямого личного налогообложения, взимаемого с «души» (кроме привилегированных сословий) в размерах, не зависящих от величины дохода и имущества, то есть объектом налогообложения вместо двора стала мужская душа.
При Александре I (1777-1825) изменения вносились в законодательные акты, касающиеся следующих фискальных сборов и налогов: оброчного сбора, гильдийского сбора, пошлины с наследства, горной подати, гербового сбора, питейного сбора. Были введены новые обязательные платежи, например: процентный сбор с доходов от недвижимого имущества, кибиточная подать, пудный сбор с меди.
Существенному пересмотру подверглась система земских денежных и натуральных повинностей. Была реформирована система организации сбора налогов.
В связи с проведением крестьянской реформы в 1861 году изменилась система сбора промыслового налога, были введены налогообложения земли, подомовый налог, земские налоги и сборы, винные откупа заменили акцизными сборами со спиртных напитков (винным акцизом).
Важнейшими
источниками поступлений в
Основными источниками доходов бюджета в первые годы Советской власти были эмиссия бумажных денег и контрибуции, то есть принудительные денежные или натуральные поборы.
Одним из первых после Октябрьской революции изменений налогового законодательства стало принятие Декрета Совета народных комиссаров «О взимании прямых налогов», устанавливавшего налог на прирост прибылей с торговых и промышленных предприятий и доходов от личных промыслов. Декретом предусматривались твердые сроки внесения налога и санкции за просрочку платежей или уклонения от их уплаты – «вплоть до расстрела».
Главным источником доходов местных бюджетов в этот период стал разовый сбор за торговлю, первоначально установленный Положением о денежных средствах и расходах Местных Советов в 1918 году. На основании принятых Декретов об изменении перечня местных налогов и сборов в 1922 году местным Советам предоставлялось право взимать в городских поселениях местный разовый сбор с лиц за подвижную торговлю, необлагаемых промысловым налогом товаров в разнос или в развоз, а так же за продажу скота на рынке.
Новая экономическая политика начала осуществляться в 1921 году согласно решению X съезда РКП(б). В число основных мероприятий НЭПа входили: замена продразверстки продналогом; разрешение на ведение частной торговли, создание мелких частных предприятий, аренда мелких промышленных предприятий и земли под строгим надзором государства; замена натуральной заработной платы денежной.
Переход к НЭПу
обусловил возрождение
В 1930 году была проведена кардинальная налоговая реформа в ходе которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в два основных платежа – налог с оборота и отчисление от прибыли. Были объединены некоторые налоги, взимаемые с населения, а значительная их часть отменена. Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства.
Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимого на основе государственной монополии. В результате налоги и налогообложение во многом утратили значение для бюджета.
Во время Великой Отечественной войны продолжала действовать система обязательных платежей из прибыли государственных предприятий, установленная в предвоенный период. Но в связи с дополнительными потребностями бюджета в 1941 и 1944 годах были введены новые налоги с населения: на холостяков (просуществовал до начала 1990-х годов), одиноких и малосемейных граждан; военный; и сборы: с владельцев скота; за регистрацию охотничье-промысловых собак.
Впоследствии в акты налогового законодательства были внесены существенные изменения в части: подоходного и поимущественного налогообложения физических лиц, сельскохозяйственного налога, единой государственной пошлины, сбора на нужды жилищного и культурно-бытового строительства, налога с доходов от демонстрации кинофильмов.
В послевоенный период происходило постепенное замещение налогообложения неналоговыми источниками пополнения бюджета. Главным из них стало перераспределение основной части доходов государственных предприятий и организаций. Определенные особенности налогово-правового статуса имели колхозы. Ресурсы организаций и предприятий являлись всенародной собственностью, поэтому их задолженности взыскивались во внесудебном порядке, а ресурсы колхозов - групповой, колхозно-кооперативной собственностью, поэтому неуплаченные ими суммы налогов могли взыскиваться только через народный суд.
В 1960-е годы произошел существенный переворот в сфере налоговой идеологии. По инициативе Н. С. Хрущева была предпринята попытка постепенно ликвидировать налогообложение в связи с «неминуемым построением коммунизма». В первую очередь было намечено снизить вплоть до полной отмены налог с заработной платы трудящихся.
В 1986 году в СССР была разрешена индивидуальная трудовая деятельность граждан, поэтому была установлена плата за патент на право занятия индивидуальной трудовой деятельностью. За выдачу регистрационного удостоверения и патента взималась государственная пошлина.
Доходы, получаемые от занятий индивидуальной трудовой деятельностью, облагались налогами, размер которых определялся в зависимости от суммы доходов и с учетом общественных интересов. Граждане имевшие такие патенты освобождались от уплаты подоходного налога с доходов от занятия данным видом деятельности.
Кроме того, с принятием закона «О государственном предприятии (объединении)» в 1987 году началась реформа системы обязательных платежей государственных предприятий в бюджет. Постепенно формировалась правовая база для введения системы налогов для индивидуальных предпринимателей, а так же для кооперативов и предприятий с участием иностранного капитала.
В 1988 году был установлен налог с владельцев транспортных средств. В последующие годы вышел ряд законодательных актов по налогообложению отдельных сфер экономической деятельности, которые впоследствии были систематизированы в 1990 году в законе «О налогах с предприятий, объединений и организаций». Этот закон установил обязанность предприятий, объединений и организаций уплачивать следующие общесоюзные налоги: на прибыль, с оборота, на экспорт и импорт.
Были внесены изменения в законодательство, устанавливающее порядок налогообложения граждан (физических лиц). В 1990 году законом «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» были установлены самостоятельные режимы налогообложения доходов граждан от ведения крестьянского хозяйства и от индивидуальной трудовой деятельности.
В том же году в составе министерства финансов СССР была образована Главная государственная налоговая инспекция, которая через год стала Государственной Налоговой Службой, а с 1998 года – Министерством Российской Федерации по налогам и сборам, с 2004 года – Федеральной Налоговой Службой.
В 1991 году в стране впервые был введен налог с продаж в виде надбавки к цене товара.
Всем вышеперечисленным реформам сопутствует усиление системы контроля за соблюдением налогового законодательства и ужесточение экономических и административных санкций по отношению к нарушающим его юридическим и физическим лицам.
Как же выглядит сегодня налоговый мир? В развитых странах сложилась довольно схожая структура налогообложения, состоящая обычно из таких платежей, как подоходный налог с населения, налог на корпорации, акцизы, налоги на предметы потребления, взносы на социальное страхование, разнообразные другие сборы.
В 80-е годы в этих странах все более заметным становится снижение уровня прогрессивного подоходного налогообложения населения при большой амплитуде колебаний налоговых ставок (от 10 до 50%). При этом существуют налоговые скидки и льготы для пенсионеров, инвалидов и многодетных граждан. Подоходные налоги уплачиваются как по месту работы (в этом случае всю ответственность за правильность и своевременность взносов несет руководство данной фирмы или организации), так и на основе квартальных и годовых налоговых деклараций.
Соблюдение же необходимого порядка поддерживается с помощью весьма ощутимых штрафов, а порой и тюремного заключения.
Значительно дифференцированы также ставки налога на корпорации. Однако, оценивая этот налог с позиций трудящихся, следует иметь в виду, что корпорации, равно как и другие предприниматели, отчисляют в бюджет из своих доходов солидные суммы, как правило заметно превышающие основной налог на социальное страхование. В последующем за счет этих средств, а также взносов из зарплаты самих работников государство выплачивает пенсии и пособия.
Остановимся еще на одной немаловажной особенности нынешней ситуации. Строго говоря, налог на корпорации отныне перестает быть, как это наблюдалось в прошлом, налогом лишь на их прибыль, ибо обложение начинает распространяться и на часть издержек производства и обращения, в частности на рекламные расходы, на затраты, связанные с предоставлением услуг клиентам, и так далее. Одновременно происходит существенное ограничение налоговых льгот, особенно на инвестиции и ускоренную амортизацию.
В целом в
области прямого
Одновременно эти налоговые корректировки призваны стимулировать дальнейшее оживление рынка за счет поощрения роста предложения товаров и услуг, с одной стороны, и спроса на них, с другой. Важную роль в налоговых системах развитых стран продолжает играть также и косвенное налогообложение, в рамках которого особое место занимают акцизы, налоги на предметы потребления и таможенные пошлины. В конечном счете все они оплачиваются потребителями, поскольку принимают форму надбавки к ценам на различные товары и услуги.
Информация о работе История возникновения и развития научных представлений о налогах