Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2014 в 16:03, курсовая работа
Понятие "налог" уходит своими корнями в глубь веков. На заре человеческой цивилизации философы трактовали налог как общественно необходимое и полезное явление, несмотря на то, что известные им налоговые формы были варварскими: военные трофеи, использование труда рабов, жертвоприношения и др. Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями. По мере общественного развития налоговые формы постепенно менялись, приближаясь к их современному содержанию.
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Тульский государственный университет»
Кафедра «Финансы и менеджмент»
Налоги и налогообложение
КОНТРОЛЬНО-КУРСОВАЯ РАБОТА
История возникновения налогов как
экономического явления
Выполнила ______________
______________________________
Проверил
______________ ______________________________
Тула 2014
Оглавление
Понятие "налог" уходит своими корнями в глубь веков. На заре человеческой цивилизации философы трактовали налог как общественно необходимое и полезное явление, несмотря на то, что известные им налоговые формы были варварскими: военные трофеи, использование труда рабов, жертвоприношения и др. Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями. По мере общественного развития налоговые формы постепенно менялись, приближаясь к их современному содержанию.
Со времени возникновения государства именно налоги становятся необходимым звеном экономических отношений в рамках самых различных способов производства. Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский (1225 или 1226 - 1274) определял налоги как дозволенную форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал, что ничто не требует столько мудрости и ума, как определение той части, которую у подданных забирают, и той, которую оставляют им. А один из основоположников теории налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил о том, что налоги для тех, кто их выплачивает, - признак не рабства, а свободы. В дальнейшем теоретические проблемы налогообложения обернулись составной частью самостоятельной науки — политической экономии.
Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних этапах цивилизации формой налогообложения можно считать жертвоприношение, которое далеко не всегда было добровольным действием, а являлось неким неписаным законом. Еще в Пятикнижии Моисея сказано : «... и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов принадлежит Господу». Видно, что даже тогда хотя бы символично пытались четко определить процентную ставку данного «налога».
Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Национальная налоговая система РФ прошла три совершенно разных исторических рубежа, если подходить к ней с позиции системности, т.е. оформления в законодательном порядке принципов ее функционирования. Это – дореволюционный, советский, постсоветский.
Основной целью данной работы является рассмотрение истории возникновения налогов как экономического явления, а так же развитие налогообложения в России. Актуальность моей темы проявляется в необходимости понимания происхождения такого экономического явления как налогообложение, т. к. знание истории развития предмета изучения способствует лучшему усваиванию информации о нем.
Налог - одна из самых древних форм экономических отношений, появление которой связано с самыми первыми общественными потребностями. Как и сейчас, налоги представляли собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. К налогам относили разнообразные виды платежей из доходов отдельных граждан в пользу государства или государя. Это могли быть разного вида отчисления, подати, дани, пошлины и сборы, как денежные так и натуральные (зерном, вином и т.п.) Люди о налогах думали всегда с двух сторон: одни - о том какие налоги установить и как их собрать, а другие - о том, как их платить или как от них уходить. [7]
Налоговая система возникла и развивается вместе с государством. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе и, чаще всего, основной формой доходов государства. Налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В истории давно известны случаи, когда высокие налоги давали снижение общей суммы поступлений в казну или когда снижение ставки налога увеличивает сумму сбора. В каждом случае эффект являлся результатом конкретной налоговой политики государства и сложившихся условий. Русский мыслитель Николай Тургенев в своем труде "Опыт теории налогов" (1818) писал: "... дурные системы налогов, были одною из причин, как видно из истории, что нидерландцы сделались независимыми от Испании, швейцарцы - от Австрии, фрисландцы - от Дании и, наконец, казаки от Польши. На возмущение североамериканских колоний против Англии дурная система финансового управления относительно иностранной торговли имело решительное влияние." [Цитировано по: Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли - М., 1996, С. 126] Он отмечал, что именно налоговые и финансовые неурядицы, неискусное собирание денег с народа подавали повод к восстаниям, революциям и иным общественным потрясениям.
Проблема установления налогов, их давление на общество, справедливость налогообложения на протяжении всей истории государства и права обсуждалось мыслителями, развивавшими налоговое право. Ф. Рузвельт в своей речи в Питтсбурге 19 октября 1932 г. отмечал, что «налоги пропитаны потом всякого, кто трудится. Результатом чрезмерных налогов являются бездействующие фабрики, проданные за недоимки фермы и толпы голодных людей, бродящих по улицам в напрасных поисках работы».
Когда же население примирилось с налогами, и они превратились в основной источник государственных доходов, стали создаваться теории, названные индивидуалистическими. Они основывались на идее невмешательства государства в экономику, на идее непроизводительного характера государственных услуг. [5]
Толчком к зарождению государства и механизмов перераспределения достояния общества и его членов стало появление частной собственности. Начальными формами налогообложения на ранних ступенях государственной организации принято считать контрибуции, получаемые в результате успешных захватнических войн, и жертвоприношение, которое было не только религиозным ритуалом, но и методом формирования казны. Жертвоприношение было неписаным законом и являлось принудительной выплатой или сбором. К настоящему времени достоверно установлено, что первые материальные свидетельства о налогах относятся к 3300-3200 годам до н.э. и представляют собой глиняные пластинки с письменными отчетами подданных египетским царям о передаче им десятой доли имущества в виде полотна и растительного масла. [2]
В Древней Греции в VII-VI вв. до н.э. представители знати, закладывая основы государства, ввели налоги на доходы в размере одной десятой или одной двадцатой части доходов. Это позволяло концентрировать и расходовать средства на содержание наемных армий, на возведение укреплений вокруг городов-государств, на строительство храмов, водопроводов, дорог, на устройство праздников, раздачу денег и продуктов беднякам и на другие общественные цели. В организации государства Аристотель (384-322 гг. до н. э.) ставил управление казной на второе место после обеспечения правопорядка.
Однако уже в древнем мире имело место серьезное противодействие налогообложению. В Афинах, например, считалось, что свободный гражданин отличается тем, что не должен платить налогов. Личные налоги считались носящими на себе печать рабства и полноправные граждане полагали их унизительными для себя.
Уже Римское право содержало стройную систему норм, регулировавших различные виды имущественных отношений. Определение суммы налога (ценз) проводилось каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами. Граждане Рима делали цензорам заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении.
Длительное время в римских провинциях не существовало государственных финансовых органов, которые могли бы профессионально устанавливать и взимать налоги. Римская администрация прибегала к помощи откупщиков, деятельность которых она не могла в должной степени контролировать. Результатом были коррупция, злоупотребление властью, а затем и экономический кризис, разразившийся в 1 в. до н.э. Император Август Октавиан (63 г. до н.э. - 14 г. н.э.) создал во всех провинциях специальные финансовые учреждения, осуществлявшие контроль за налогообложением. Ими была заново проведена оценка налогового потенциала провинций с целью более справедливого распределения налогов и увеличения их отдачи.
Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но имели роль дополнительного стимулятора развития хозяйства. Налоги вносились деньгами. Следовательно, население было вынуждено производить излишки продукции, чтобы продавать их. Это способствовало расширению товарно-денежных отношений, углублению процесса разделения труда, урбанизации.
Серьезные геополитические изменения, расширяющееся государственное строительство, происходившие в конце первого тысячелетия нашей эры, требовали совершенствования методов налогового администрирования, обеспечивающих возрастающие потребности государств. Налоги всегда трактовались как общественно необходимое и полезное явление. Фома Аквинский (1225-1274 гг.) отметил, что «будет справедливо, если подданные оплатят то, чем обеспечивается их общее благополучие».
Ф.Бэкон (1561-1626 гг.), выпускник Кембриджского университета, лорд-хранитель большой печати при короле Якове I, в своем знаменитом труде «Опыты или наставления нравственные и политические» (1625 г.) писал о том, что «налоги, взимаемые с согласия народа, не так ослабляют его мужество.» В качестве примера Ф. Бэкон приводил взимание пошлин в Нидерландах и субсидий в Англии.
Ф. Бэкон писал, что в этом случае «речь идет ... не о кошельке, а о сердце. Подать, взимаемая с согласия народа или без такового, может быть одинакова для кошельков, но не одинаково ее действие на дух народа. Пусть государства, стремящиеся к могуществу, не дают слишком расплодиться знати и дворянству, ибо простой народ становится при этом тупым и забитым и работает только на господ.
В рассуждении «О государстве» Т. Гоббс (1588-1679 гг.) писал, что к решению проблемы «справедливости относится также равномерное налогообложение, равенство которого зависит не от равенства богатства, а от равенства долга всякого человека государству за свою защиту. Недостаточно, чтобы человек только трудился для своего существования: он должен также в случае необходимости сражаться для защиты своего труда»6.
История свидетельствует, что налоги - более поздняя форма государственных доходов. Первоначально налоги назывались «auxilia» (помощь) и носили временный характер. Еще в первой половине XVII в. английский парламент не признавал постоянных налогов на общегосударственные нужды, и король не мог ввести налоги без его согласия. Однако постоянные войны и создание огромных армий, не распускаемых ив мирное время, требовали больших средств, и налоги превратились из временного источника государственных доходов в постоянный. Налог превратился в обычный источник государственных средств. Именно поэтому известный политический деятель Северной Америки Б.Франклин (1706-1790 гг.) произнес фразу, которой суждено было стать крылатой: «Платить налоги и умереть должен каждый». [5]
В наше время существует множество различных теорий налогообложения, о которых я расскажу далее.
Одной из самых первых общих налоговых теорий является теория обмена, которая основывается на возмездном характере налогообложения. Суть теории заключается в том, что через налог граждане покупают у государства услуги по поддержанию порядка, охране от нападения извне и т.д. Позднее стали возникать все новые теории, которые описаны ниже.
Теория публичного договора (Спиноза, Гоббс, Русо, Радищев). Согласно этой теории налог – результат договора между гражданином и государством, согласно которому первый платит определенную плату государству за охрану, защиту и другие услуги .
Теория страхования (Тьер, Жирардер): налог – это страховой платёж, который уплачивается подданными государству на случай наступления какого-либо риска стране. Смысл такого налога - обеспечить финансирование затрат правительства по обеспечению обороны и правопорядка.
В 1776 году шотландский экономист и финансист А.Смит (1723-1790) издал книгу "Исследование о природе и причине богатства народов". Идеи его как основоположника теории налогообложения стали оказывать кардинальное влияние на финансовую и хозяйственную жизнь страны. Он выдвинул 4 хозяйственные принципа налогообложения: размеренность, определённость, удобность, дешевизна. Главной целью теории Смита был сбор налогов, а налогоплательщикам внимания уделялось мало.
Учение о правовом государстве приводит к идее принудительного характера налога и к появлению новых теорий: теории жертвы, теории коллективных (общественных) потребностей. Эти теории трактовали налог как необходимое участие в покрытии государственных расходов, как обязанность.
Появление исследований сущности налогов и формулирование новых теорий не могли не произвести полного переворота во взглядах на сущность и характер государственного хозяйства вообще и налогов как его основы. Не было смысла доказывать существование каких-то особых выгод, которые каждый получает от государства, ссылаться на какой-то специальный, заключенный населением договор. В связи с расширением деятельности государства выгоды эти стали такими значительными, что уже не укладывались в понятие «услуги».
Информация о работе История возникновения налогов как экономического явления