Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 12:14, реферат
Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.
Введение
Среди множества экономических рычагов,
при помощи которых государство воздействует
на рыночную экономику, важное место занимают
налоги. В условиях рыночных отношений,
и особенно в переходный к рынку период,
налоговая система является одним из важнейших
экономических регуляторов, основой финансово-кредитного
механизма государственного регулирования
экономики. Государство широко использует
налоговую политику в качестве определенного
регулятора воздействия на негативные
явления рынка. Налоги, как и вся налоговая
система, являются мощным инструментом
управления экономикой в условиях рынка.
От того, насколько правильно построена
система налогообложения, зависит эффективное
функционирование всего народного хозяйства.
Применение налогов является одним из
экономических методов управления и обеспечения
взаимосвязи общегосударственных интересов
с коммерческими интересами предпринимателей
и предприятий, независимо от ведомственной
подчиненности, форм собственности и организационно-правовой
формы предприятия. Система налогового
обложения определяет конечное распределение
доходов между людьми.
Сейчас существует масса всевозможной
литературы по налогообложению в западных
странах, накоплен огромный многолетний
опыт. Но в связи с тем, что налоговая система
России создается практически заново,
сегодня мало монографий отечественных
авторов по налогообложению, в которых
можно было бы найти предложения по созданию
именно российской налоговой системы,
отвечающей нашим российским условиям.
Цель работы дать понятие
налогообложению чрез такие его
элементы как объект и предмет
налогообложения.
Задачи работы: рассмотреть историю налогообложения,
дать понятие налогообложению, определить
объект и предмет налогообложения.
1. Сущность налогообложения
1.1. История налогообложения
Налоги являются необходимым звеном экономических
отношений в обществе с момента возникновения
государства.
Проблемы налогообложения постоянно занимали
умы экономистов, философов, государственных
деятелей самых разных эпох. Ф. Аквинский
(1225 или 1226 – 1274) определял налоги как дозволенную
форму грабежа. Ш. Монтескье (1689-1755) полагал,
что ничто не требует столько мудрости
и ума, как определение той части, которую
у подданных забирают, и той, которую оставляют
им. А один из основоположников теории
налогообложения А. Смит (1723 - 1790) говорил
о том, что налоги для тех, кто их выплачивает,
- признак не рабства, а свободы.
Налоговая система возникла и развивалась
вместе с государством. На самых ранних
стадиях государственных организации
формой налогообложения можно считать
жертвоприношение, которое далеко не всегда
было добровольным, а являлось неким неписаным
законом.
По мере развития государства возникла
«светская» десятина, которая взималась
в пользу влиятельных князей наряду с
церковной десятиной. Данная практика
существовала в течении многих столетий:
от Древнего Египта до средневековой Европы.
Так в Др. Греции в VII-VI вв. до н.э. представителями
знати были введены налоги на доходы в
размере 1/10 или 1/20 части доходов.
В то же время в дрневнем мире имелось
и серьезное противодействие прямому
налогообложению. В Афинах, например, считалось,
что свободный гражданин не должен платить
прямых налогов. Другое дело – добровольные
пожертвования.
Многие же стороны современного государства
зародились в Древнем Риме. В мирное время
граждане не платили денежных податей.
Расходы по управлению городом и государством
были минимальны. Но в военное время граждане
Рима облагались налогами в соответствии
со своими доходами.
В IV-III вв. до н.э. Римское государство разрасталось,
основывались и завоевывались все новые
города-колонии. Происходили изменения
и в налоговом праве. В колониях вводились
коммунальные налоги и повинности. В случае
победоносных войн налоги уменьшались,
а порой совсем отменялись.
Необходимость реорганизации финансового
хозяйства Римского государства, в том
числе и налоговая реформа, были одной
из важнейших задач, которые решал император
Август Октавиан (63г. до н.э. -14 г. н.э.).
Уже в Др. Риме налоги выполняли не только
фискальную, но и стимулирующую функцию,
т.к. население вносило налоги деньгами,
оно вынуждено было развивать рынок и
товарно-денежные отношения, углублять
процесс разделения труда урбанизации.
Многие хозяйственные традиции Др. Рима
перешли к Византии. В ранневизантийскую
эпоху до VII в. включительно существовал
21 вид прямых налогов.
Несколько позже стала складываться финансовая
система Руси. Объединение Древнерусского
государства началось лишь с конца IX в.
Основным источником доходов княжеской
казны была дань. Это был по сути сначала
нерегулярный, а затем все более систематический
прямой налог. Князь Олег после своего
утверждения в Киеве занялся установлением
дани с подвластных племен. Дань взималась
двумя способами: «повозом», когда она
привозилась в Киев, и «полюдъем», когда
князья или княжеские дружины сами ехали
за нею[2, с.35].
Косвенное налогообложение существовало
в форме торговых и судебных пошлин. Так
пошлины взимались за перевоз через реку,
за право иметь склады и пр.
После татаро-монгольского нашествия
основным налогом стал «выход», взимавшийся
сначала баскаками – уполномоченными
хана, а затем самими русскими князьями.
«Выход» взимался с каждой мужской души
и со скота. Каждый удельный князь собирал
дань в своем уделе сам и передавал ее
потом великому князю для отправления
в Орду. Кроме «выхода» было еще несколько
ордынских тягот. В результате, взимание
прямых налогов в казну самого Русского
государства было уже невозможным, поэтому
главным источником внутренних платежей
стали пошлины.
В качестве главного прямого налога Иван
III ввел «данные» деньги с черносошных
крестьян и посадских людей. Затем последовали
новые налоги: «ямские», «пищальные» -
для производства пушек, сборы на строительство
укреплений и пр. Иван IV также ввел дополнительные
налоги. Косвенные налоги взимались через
систему откупов, главными из которых
были таможенные и винные.
Хотя политическое объединение русских
земель относится к концу XV в., стройной
системы управления государственными
финансами не существовало еще долго.
Большинство прямых налогов собирал Приказ
большого прихода, однако одновременно
с ним обложением населения занимались
территориальные приказы. В связи с этим
финансовая система России в XV-XVII вв. была
чрезвычайно сложна и запутана.
Несколько упорядочена она была в царствование
Алексея Михайловича (1629-1676), создавшего
в 1655г. Счетный приказ, деятельность которого
позволила довольно точно определить
государственный бюджет. Неупорядоченность
финансовой системы была характерна и
для других стран.
Современное государство раннего периода
новой истории появилось в XVI-XVII вв. в Европе.
Это государство еще не имело теории налогов.
Практически не существовало крупного
постоянного налога, поэтому периодически
парламенты выдавали разрешения правителям
производить взыскания и вводить чрезвычайные
налоги. Плательщиками налога обычно являлись
люди, принадлежащие к 3-му сословию.
Государство не имело достаточного количества
профессиональных чиновников, и в результате
сборщиком налогов стал, как правило, откупщик.
В Европе практиковался метод продажи
с аукциона права взимания налога.
Но только в конце XVII-XVIII в. в европейских
странах стало формироваться административное
государство, создавшее чиновничий аппарат
и рациональную налоговую систему, состоявшую
из косвенных (гл. роль - акциз) и прямых
(гл. роль - подушный и податной) налогов.
Но отсутствие теории налогообложения,
необдуманность практических мер приводила
порой к тяжелым последствиям (примером
могут являться соляные бунты в царствование
Алексея Михайловича)
В последней трети XVIII в Европе активно
разрабатывались проблемы теории и практики
налогообложения. В это же время в России
прямые налоги в бюджет играли второстепенную
роль по сравнению с косвенными.
В этот же период создавалась теория налогообложения.
Ее основоположником считается шотландский
экономист и философ А. Смит. В вышедшей
в 1776 г. книге «Исследование о природе
и причинах богатства народов» он сформулировал
основные принципы налогообложения.
Именно в конце XVIII в. закладывались основы
современного государства, проводящего
активную экономическую, в том числе финансовую
и налоговую, политику. Это касается, как
стран Зап. Европы, так и России.
На протяжении XIX в главным источником
доходов оставались государственные прямые
(подушная подать и оброк) и косвенные
(акцизы) налоги. Отмена подушной подати
началась с 1882 г. Кроме прямых налогов
существовали земские сборы, специальные
сборы, пошлины. В 80-х гг. XIX в. начало внедряться
подоходное налогообложение. Был установлен
налог на доходы с ценных бумаг и т.д.
Ставки налога в России вне всякого сомнения
стимулировали промышленников к получению
максимальной прибыли (т.к. рост ставки
налога на прибыль в зависимости от размеров
прибыли был достаточно мал).
В России в к. XIX в. начался период урбанизации
и развития капитализма, росли доходы
бюджета, происходили не только количественные,
но и качественные изменения.
Но развитие России было прервано: сначала
I мировая война (увеличение бумажноденежной
эмиссии, повышение сборов, налогов, акцизов,
падение покупательной способности рубля,
уменьшение золотого запаса, увеличение
внутреннего и внешнего долгов и пр.
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации
(с изм. и доп. на июль 2005 г.) // СПС Гарант.
2. Ивлиева М.Ф. Налоговое право и налоговая
реформа в России // Вестник Московского
университета, Серия 11, Право, 2007, № 3.
3. Камышанов П.И. «Основы налогообложения
в России» -- М.: Элиста: АПП «Джангар» 2006.
4. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение
в России: учеб. для ВУЗов. – М.: БЕК, 2007.
5. Налоги и налоговое право. – М .: Аналитика-пресс,
2004.
6. Научно-практический комментарий к Конституции
Российской Федерации / Отв. ред. В.В.Лазарев
– Система ГАРАНТ, 2003.
7. Основы налогового права. - М.: Инвест
Фонд, 2005.
8. Химичева Н.И. Финансовое право: Учебник.
– М., 2006.