Лекция № 2
Налоги
Тема 2: Экономическая
и правовая природа налога
- Понятие налога и его отличие
от других обязательных изъятий и платежей.
- Классификация налогов.
- Структура налога.
- Понятие налога и
его отличие от других обязательных изъятий
и платежей
Под налогом понимается
обязательный индивидуально безвозмездный
платеж, взимаемый с организаций и физических
лиц в форме отчуждения принадлежащих
им на праве собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления
денежных средств, в целях финансового
обеспечения деятельности государства
и (или) муниципальных образований.
Отличительные
признаки налога:
- Обязательность
- каждое лицо-налогоплательщик
должно уплачивать законно установленные
налоги и сборы;
- Индивидуальная
безвозмездность - каждое лицо, уплатившее
налог, взамен не получает на его сумму
какие-либо блага;
- Уплата в денежной форме
- налоги не могут
быть уплачены (взысканы) в натуральной
форме, т.е. в виде так называемых налоговых
зачетов;
- Финансовое обеспечение
деятельности государства - налоги, иные сборы
и платежи являются источниками доходов
соответствующих бюджетов;
- Общие условия установления
налогов и сборов - налог считается
установленным лишь в том случае, когда
определены следующие элементы налогообложения:
- объект налогообложения;
- налоговая база;
- налоговая ставка;
- порядок и сроки исчисления
налога;
- порядок и сроки уплаты налога.
К юридическим нормам заложенных
в понятие «налог» следует отнести:
- прерогативу законодательной власти утверждать налоги;
- односторонний характер установления
налога;
- уплата налога налогоплательщиком
не порождает встречной обязанности государства.
Законодательство предусматривает
различие между налогами и сборами.
Под сбором понимается
обязательный взнос, взимаемый с организаций
и физических лиц, уплата которого является
одним из условий совершения в интересах
плательщиков сборов государственными
органами, органами местного самоуправления,
иными уполномоченными органами и должностными
лицами юридически значимых действий,
включая предоставление определенных
прав или выдачу разрешений (лицензий).
Обязательные
государственные изъятия в зависимости
от метода мобилизации государственных
доходов подразделяются на неналоговые
платежи и разовые изъятия.
Неналоговый
платеж (квазиналог) - обязательный
платеж, который не входит в налоговую
систему государства, отношения по установлению
и взиманию этих платежей в бюджеты и внебюджетные
фонды регламентируются финансово-правовыми
нормами. К подобным платежам относятся
платежи за оказание различных услуг (сбор,
пошлины), доходы
от использования объектов государственной
собственности, платежи за выдачу лицензий.
Разовые
изъятия - платежи,
взимаемые в особом порядке, в чрезвычайных
ситуациях, а также в качестве наказаний
(реквизиции, конфискации, штрафы).
При уплате пошлины или сбора
всегда присутствуют специальная цель и специальные интересы. Взимаются пошлины
и сборы только с тех, кто обращается в
соответствующие органы по поводу оказания
нужных ему услуг. В теоретическом
аспекте цель взыскания пошлины (сбора)
- лишь покрытие издержек учреждения, в
связи с деятельностью которого они уплачиваются,
без убытка, но и без дохода.
Сюда относится:
- Платежи за оказание различных
услуг (за право пользования или право
деятельности или за совершение действий
государственными органами (гербовый
сбор и сбор за клеймение измерительных
приборов));
- Платежи от использования объектов
федеральной собственности и собственности
субъектов РФ (лесной доход, рыболовецкий
сбор, плата за воду);
- Платежи, носящие штрафной характер
(суммы от реализации конфискованного
имущества, административные штрафы);
- Поступления от продажи ценных
бумаг, объектов федеральной собственности
и собственности субъектов РФ, выступающие в виде госзаймов,
государственных краткосрочных обязательств
и доходов от приватизации.
2. Классификация
налогов
По мере развития
систем налогообложения изменяется принцип
классификации налогов, появились новые
признаки, характеризующие ту или иную
налоговую систему.
- По способу взимания различают прямые
и косвенные налоги.
Прямые налоги взимаются непосредственно
с имущества или доходов налогоплательщика.
Окончательным плательщиком прямых налогов
выступает владелец имущества (дохода).
Эти налоги подразделяются на:
- реальные прямые, - которые уплачиваются
с учетом не действительного, а предполагаемого
среднего дохода плательщика;
- личные прямые, - которые уплачиваются
с реально полученного дохода и учитывают
фактическую платежеспособность налогоплательщика.
Косвенные налоги включаются
в цену товаров и услуг. Окончательным
плательщиком косвенных налогов является
потребитель товара. В зависимости от
объектов взимания косвенные налоги подразделяются
на:
- косвенные индивидуальные, - которыми облагаются
строго определенные группы товаров;
- косвенные универсальные, - которыми облагаются
в основном все товары и услуги;
- фискальные монополии, - которыми облагаются
все товары, производство и реализация
которых сосредоточены в государственных
структурах;
- таможенные пошлины, - которыми облагаются
товары и услуги при совершении экспортно-импортных
операций.
- В зависимости от
органа, который устанавливает и имеет
право изменять и конкретизировать налоги подразделяется
на:
- федеральные (общегосударственные) налоги - элементы
которых определяются законодательством
страны и являются едиными на всей ее территории.
Их устанавливает и вводит в действие
высший представительный орган;
- региональные налоги, - элементы которых
устанавливаются в соответствии с законодательством
страны законодательными органами ее
субъектов;
- местные налоги, - которые вводятся
в соответствии с законодательством
страны местными органами власти, вступают
в действие только решением, принятым
на местном уровне, и всегда поступают
в местные бюджеты.
- По целевой направленности
введения налогов различают:
- абстрактные (общие) налоги - предназначенные
для формирования доходной части бюджета
в целом;
- целевые (специальные) налоги - вводимые
для финансирования конкретного направления
государственных расходов. Для целевых
платежей часто создается специальный
внебюджетный фонд.
- В зависимости субъекта-налогоплательщика выделяют следующие
виды:
- налоги, взимаемые с физических
лиц;
- налоги, взимаемые с предпринимателей
и организаций;
- смежные налоги, уплачиваемые и
физическими, и юридическими лицами.
- По уровню бюджета,
в который зачислен налоговый платеж различают:
- закрепленные налоги - непосредственно
и целиком поступающие в тот или иной бюджет
или внебюджетный фонд;
- регулирующие налоги - разноуровневые,
поступающие одновременно в различные
бюджеты в пропорции, принятой согласно
бюджетному законодательству.
- По порядку введения налоговые платежи
делятся на:
- общеобязательные налоги, - которые
взимаются на всей территории страны не
зависимо от бюджета, в который они поступают;
- факультативные налоги, - которые
предусмотрены основами налоговой системы,
но их введение и взимание - компетенция
органов местного самоуправления.
- По срокам уплаты налоговые платежи
делятся на:
- срочные налоги, - которые
уплачиваются к сроку, определенному нормативными
актами;
- периодично-календарные налоги, - которые,
в свою очередь, подразделяются на декадные,
ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые
и годовые.
Возможна и другая классификация
налогов, по другим признакам. Например: по порядку отнесения
налоговых платежей на результаты хозяйственной
деятельности:
- включаются полностью или частично
в себестоимость продукции (работ, услуг);
- включаются в цену
продукции;
- относятся на финансовый
результат;
- уплачиваются за
счет налогооблагаемой прибыли;
- финансируются за
счет чистой прибыли предприятия;
- удерживаются из
доходов работников.
- Структура налога
В законе о каждом налоге должен
содержаться исчерпывающий набор сведений, который
позволил бы конкретно утвердить: обязанное
лицо, размер обязательства, порядок и
сроки его исполнения, границы требований
государства в отношении имущества плательщика
и др.
Элементы налога,
которые позволяют понять и всесторонне
изучить тот или иной налоговый платеж
образуют структуру налога.
Те элементы, без
которых налоговое обязательство и порядок его исполнения
не могут считаться определенными, называются существенными или обязательными элементами закона о налоге
(ст. 17 НК).
К ним относятся:
- налогоплательщики;
- объект налогообложения;
- налоговая база;
- налоговый период;
- налоговая ставка;
- порядок исчисления налога;
- порядок и сроки уплаты налога.
Факультативные элементы
- те элементы, отсутствие
которых не влияет на степень определенности
налогового обязательства. К ним относятся:
- порядок удержания и возврата, неправильно удержанных сумм
налога;
- ответственность за налоговые
правонарушения;
- налоговые льготы;
- форма отчетности по этим налогам.
Представительные органы власти
субъектов РФ (местного самоуправления),
устанавливая региональные (местные) налоги
и сборы, определяют в нормативных правовых
актах как существенные, так и факультативные
элементы налогообложения.
Дополнительные элементы
налогов - те, которые не предусмотрены
законодательно для установления налога,
но полнее характеризуют налоговое обязательство
и порядок его исполнения. К ним относятся:
- предмет налога;
- масштаб налога;
- единица налога;
- источник налога;
- налоговый оклад;
- получатель налога.