Экономическая и правовая природа налога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 15:53, лекция

Описание работы

Под налогом понимается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Содержание работы

Понятие налога и его отличие от других обязательных изъятий и платежей.
Классификация налогов.
Структура налога.

Файлы: 1 файл

Lektsia_2.doc

— 152.11 Кб (Скачать файл)

 

Лекция № 2

Налоги

 

Тема 2: Экономическая и правовая природа налога

  1. Понятие налога и его отличие от других обязательных изъятий и платежей.
  2. Классификация налогов.
  3. Структура налога.

 

  1. Понятие налога и его отличие от других обязательных изъятий и платежей

Под налогом понимается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Отличительные признаки налога:

  1. Обязательность - каждое лицо-налогоплательщик должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;
  2. Индивидуальная безвозмездность - каждое лицо, уплатившее налог, взамен не получает на его сумму какие-либо блага;
  3. Уплата в денежной форме - налоги не могут быть уплачены (взысканы) в натуральной форме, т.е. в виде так называемых налоговых зачетов;
  4. Финансовое обеспечение деятельности государства - налоги, иные сборы и платежи являются источниками доходов соответствующих бюджетов;
  5. Общие условия установления налогов и сборов - налог считается установленным лишь в том случае, когда определены следующие элементы налогообложения:
  • налогоплательщики;
  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговая ставка;
  • порядок и сроки исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

К юридическим нормам заложенных в понятие «налог» следует отнести:

  • прерогативу законодательной власти утверждать налоги;
  • односторонний характер установления налога;
  • уплата налога налогоплательщиком не порождает встречной обязанности государства.

Законодательство предусматривает различие между налогами и сборами.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Обязательные государственные изъятия в зависимости от метода мобилизации государственных доходов подразделяются на неналоговые платежи и разовые изъятия.

Неналоговый платеж (квазиналог) - обязательный платеж, который не входит в налоговую систему государства, отношения по установлению и взиманию этих платежей в бюджеты и внебюджетные фонды регламентируются финансово-правовыми нормами. К подобным платежам относятся платежи за оказание различных услуг (сбор, пошлины), доходы от использования объектов государственной собственности, платежи за выдачу лицензий.

Разовые изъятия - платежи, взимаемые в особом порядке, в чрезвычайных ситуациях, а также в качестве наказаний (реквизиции, конфискации, штрафы).

При уплате пошлины или сбора всегда присутствуют специальная цель и специальные интересы. Взимаются пошлины и сборы только с тех, кто обращается в соответствующие органы по поводу оказания нужных ему услуг. В теоретическом аспекте цель взыскания пошлины (сбора) - лишь покрытие издержек учреждения, в связи с деятельностью которого они уплачиваются, без убытка, но и без дохода.

Сюда относится:

  1. Платежи за оказание различных услуг (за право пользования или право деятельности или за совершение действий государственными органами (гербовый сбор и сбор за клеймение измерительных приборов));
  2. Платежи от использования объектов федеральной собственности и собственности субъектов РФ (лесной доход, рыболовецкий сбор, плата за воду);
  3. Платежи, носящие штрафной характер (суммы от реализации конфискованного имущества, административные штрафы);
  4. Поступления от продажи ценных бумаг, объектов федеральной собственности и собственности субъектов РФ, выступающие в виде госзаймов, государственных краткосрочных обязательств и доходов от приватизации.

 

 

2. Классификация налогов

По мере развития систем налогообложения изменяется принцип классификации налогов, появились новые признаки, характеризующие ту или иную налоговую систему.

  1. По способу взимания различают прямые и косвенные налоги.

Прямые налоги взимаются непосредственно с имущества или доходов налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов выступает владелец имущества (дохода). Эти налоги подразделяются на:

    • реальные прямые, - которые уплачиваются с учетом не действительного, а предполагаемого среднего дохода плательщика;
    • личные прямые, - которые уплачиваются с реально полученного дохода и учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика.

Косвенные налоги включаются в цену товаров и услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара. В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на:

    • косвенные индивидуальные, - которыми облагаются строго определенные группы товаров;
    • косвенные универсальные, - которыми облагаются в основном все товары и услуги;
    • фискальные монополии, - которыми облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;
    • таможенные пошлины, - которыми облагаются товары и услуги при совершении экспортно-импортных операций.
  1. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги подразделяется на:
    • федеральные (общегосударственные) налоги - элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган;
    • региональные налоги, - элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов;
    • местные налоги, - которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти, вступают в действие только решением, принятым на местном уровне, и всегда поступают в местные бюджеты.
  1. По целевой направленности введения налогов различают:
    • абстрактные (общие) налоги - предназначенные для формирования доходной части бюджета в целом;
    • целевые (специальные) налоги - вводимые для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.
  1. В зависимости субъекта-налогоплательщика выделяют следующие виды:
    • налоги, взимаемые с физических лиц;
    • налоги, взимаемые с предпринимателей и организаций;
    • смежные налоги, уплачиваемые и физическими, и юридическими лицами.
  1. По уровню бюджета, в который зачислен налоговый платеж различают:
    • закрепленные налоги - непосредственно и целиком поступающие в тот или иной бюджет или внебюджетный фонд;
    • регулирующие налоги - разноуровневые, поступающие одновременно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.
  1. По порядку введения налоговые платежи делятся на:
  • общеобязательные налоги, - которые взимаются на всей территории страны не зависимо от бюджета, в который они поступают;
  • факультативные налоги, - которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание - компетенция органов местного самоуправления.
  1. По срокам уплаты налоговые платежи делятся на:
  • срочные налоги, - которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами;
  • периодично-календарные налоги, - которые, в свою очередь, подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые и годовые.

Возможна и другая классификация налогов, по другим признакам. Например: по порядку отнесения налоговых платежей на результаты хозяйственной деятельности:

  • включаются полностью или частично в себестоимость продукции (работ, услуг);
  • включаются в цену продукции;
  • относятся на финансовый результат;
  • уплачиваются за счет налогооблагаемой прибыли;
  • финансируются за счет чистой прибыли предприятия;
  • удерживаются из доходов работников.

 

  1. Структура налога

В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор сведений, который позволил бы конкретно утвердить: обязанное лицо, размер обязательства, порядок и сроки его исполнения, границы требований государства в отношении имущества плательщика и др.

Элементы налога, которые позволяют понять и всесторонне изучить тот или иной налоговый платеж образуют структуру налога.

Те элементы, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными, называются существенными или обязательными элементами закона о налоге (ст. 17 НК).

К ним относятся:

  1. налогоплательщики;
  2. объект налогообложения;
  3. налоговая база;
  4. налоговый период;
  5. налоговая ставка;
  6. порядок исчисления налога;
  7. порядок и сроки уплаты налога.

Факультативные элементы - те элементы, отсутствие которых не влияет на степень определенности налогового обязательства. К ним относятся:

  1. порядок удержания и возврата, неправильно удержанных сумм налога;
  2. ответственность за налоговые правонарушения;
  3. налоговые льготы;
  4. форма отчетности по этим налогам.

Представительные органы власти субъектов РФ (местного самоуправления), устанавливая региональные (местные) налоги и сборы, определяют в нормативных правовых актах как существенные, так и факультативные элементы налогообложения.

Дополнительные элементы налогов - те, которые не предусмотрены законодательно для установления налога, но полнее характеризуют налоговое обязательство и порядок его исполнения. К ним относятся:

  1. предмет налога;
  2. масштаб налога;
  3. единица налога;
  4. источник налога;
  5. налоговый оклад;
  6. получатель налога.

Информация о работе Экономическая и правовая природа налога