Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 19:30, реферат
Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и стимулирует в других, исходя из общенациональных интересов. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений.
1. Теоретическая часть
- Введение
- Экономическая природа налога
- Правовая природа налога
2. Список использованной литературы
Департамент образования города Москвы
ГБОУ СПО
«Московский колледж
Специальность 080107.52 Налоги и налогообложение
Реферат
По дисциплине: «Организация налоговых проверок»
На тему: «Экономическая и правовая природа налога»
Проверил преподаватель
Выполнила студентка Матвеева Н.М.
группы Н-349
Оценка: ____
Москва 2012
Содержание
1. Теоретическая часть
- Введение
- Экономическая природа налога
- Правовая природа налога
2. Список использованной литературы
Экономическая и правовая природа налога.
Введение.
Среди экономических рычагов, при помощи
которых государство воздействует на
рыночную экономику, важное место отводится
налогам. В условиях рыночной экономики
любое государство широко использует
налоговую политику в качестве определенного
регулятора воздействия на негативные
явления рынка.
Налоги, как и вся налоговая система, являются
мощным инструментом управления экономикой
в условиях рынка. Устанавливая налоги,
субъекты и объекты налогообложения, налоговые
базы, ставки налогов, льготы и санкции,
изменяя условия налогообложения, государство
стимулирует предпринимательскую деятельность
в одних направлениях и стимулирует в
других, исходя из общенациональных интересов.
От успешного функционирования налоговой
системы во многом зависит результативность
применяемых экономических решений. Применение
налогов является одним из экономических
методов управления и обеспечения взаимосвязи
общегосударственных интересов с коммерческими
интересами предпринимателей, предприятий
независимо от ведомственной подчиненности,
форм собственности и организационно
- правовой формы предприятия.
С помощью налогов определяются взаимоотношения
предпринимателей, предприятий всех форм
собственности с государственными и местными
бюджетами, с банками, а также с вышестоящими
организациями. При помощи налогов регулируется
внешнеэкономическая деятельность, включая
привлечение иностранных инвестиций,
формируется расчетный доход и прибыль
предприятия.
Экономическая природа налога.
История налогообложения показывает,
что налоги являются важнейшим и постоянным
источником финансового и материального
обеспечения государства.
Изъятие государством в пользу общества
определенной части стоимости ВВП в виде
обязательного взноса составляет сущность
налога. Проявляется она в отношениях,
складывающихся у государства с налогоплательщиками,
которые характеризуются как денежные
отношения, возникающие по поводу уплаты
налогов, сборов и других платежей в бюджет
и во внебюджетные фонды.
Юридические и физические лица, являющиеся
участниками процесса производства
ВВП, в соответствии со ст. 57 Конституции
РФ определены в качестве плательщиков
налогов и сборов.
С изменением роли и значения налогов
в экономической системе общества произошла
эволюция во взглядах и на саму природу
налога. В XVIII в. преобладало мнение о том,
что налог - это плата (цена) за оказываемые
государством услуги своим гражданам.
В XIX в. налог считался пожертвованием
индивидуума в интересах государства.
В XX в. основной была точка зрения о том,
что налог — это принудительный взнос
(сбор), взимаемый государством, который
идет на покрытие общегосударственных
потребностей на основе изданного закона.
НК РФ (п. 1 ст. 8) определяет налог как «обязательный,
индивидуально безвозмездный платеж,
взимаемый с организаций и физических
лиц в форме отчуждения принадлежащих
им на праве собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления
денежных средств, в целях финансового
обеспечения деятельности государства
и (или) муниципальных образований».
Данное определение содержит следующие
признаки налога:
• обязательность - все налогоплательщики
должны уплачивать законно установленные
налоги и сборы;
• индивидуальная безвозмездность - взамен
уплаты налога плательщики не получают
со стороны государства какие-либо блага,
носящие индивидуальный характер;
• уплата в денежной форме - уплата налогов
в натуральной или другой форме, отличной
от денежной, осуществлена быть не может;
• цель взимания налога - финансовое обеспечение
расходов, осуществляемых государством
в процессе своей деятельности.
Рассматривая категорию «налог» с экономической
точки зрения, выделить его из состава
других государственных изъятий и установить
его отличие от сборов, пошлин и платежей
достаточно сложно. Поэтому при определении
экономической природы налога важнейшим
критерием являются его сущность, принадлежность
к финансово-бюджетной системе общества.
Экономическая сущность налогов характеризуется
денежными отношениями, складывающимися
у государства с юридическими и физическими
лицами. Данные отношения объективно обусловлены
и имеют специфическое общественное назначение
- мобилизацию денежных средств в распоряжение
государства.
Являясь основной формой финансового
обеспечения деятельности государства
в условиях рыночного хозяйствования,
налоги становятся одним из мощнейших
рычагов в руках государства, посредством
которого оно может осуществлять
регулирование процессов и тенденций,
происходящих в межбюджетных отношениях,
и через систему льгот и санкций оказывать
опосредованное воздействие на производителей
товаров, работ и услуг.
С помощью налогов государство решает
экономические, политические, социальные
и другие общественные проблемы. Реализация
практического назначения налогов осуществляется
посредством функций налогообложения. Функция
налога — это способ выражения сущностных свойств
налога. Функция показывает, как реализуется
общественное назначение данной экономической
категории как инструмента стоимостного
распределения и перераспределения доходов.
Важнейшие функции налогов - фискальная
(распределительная) и регулирующая. Наряду
с ними в качестве самостоятельной функции
налогов можно выдвинуть социальную.
Фискальная (распределительная) функция
налогов, посредством этой функции реализуется
основное общественное назначение налогов
— формирование финансовых ресурсов государства,
необходимых для осуществления им возложенных
на него обществом функций.
В рамках фискальной функции реализуются
экономические отношения между налогоплательщиками
и органами власти, обеспечивающие движение
потока финансовых ресурсов от экономических
агентов к государству.
Регулирующая функция налогов призвана решать
посредством налоговых механизмов те
или иные задачи налоговой политики государства,
а также предполагает влияние системы
налогообложения на экономические процессы
и тенденции, происходящие в обществе.
Посредством налогового механизма (налоговых
ставок, системы льгот, отсрочек уплаты
налогов и форм предоставления налогового
кредита и т. п.) государство может регулировать
инвестиционную деятельность хозяйствующих
субъектов, предпринимательскую активность
физических лиц и т. д. Регулирующая функция,
таким образом, проявляется в процессе
воздействия налоговых отношений на макроэкономические
пропорции и поведение хозяйствующих
субъектов. Эта функция реализует не только
экономические отношения, выражающие
иерархическую подчиненность (власть
— плательщик), но и отношения экономических
агентов между собой.
Социальная функция затрагивает проблемы справедливого
налогообложения и реализуется посредством:
• использования прогрессивной шкалы
налогообложения;
• применения налоговых скидок (например,
с доходов граждан, направляемых на
приобретение или
• введения акцизов на предметы роскоши
(например, акциз на ювелирные изделия);
• введения в структуру налоговой системы
ряда отчислений, направляемых во внебюджетные
государственные социальные фонды и т.
п.
Социальная функция обеспечивает решение
социальных задач, находящихся за пределами
рыночного саморегулирования, посредством
перераспределения национального дохода
с целью поддержания социального баланса
в обществе. Она базируется на сложной
системе экономических отношений, включающих
как вертикальные (власть - плательщик,
федерация - регион - муниципалитет), так
и горизонтальные связи между экономическими
агентами, субъектами Федерации. Полная
реализация всех функций налогообложения
обеспечивает эффективность финансово-бюджетных
отношений и налоговой политики государства.
Наиболее существенное значение для современной
теории и практики налогообложения имеют
следующие основные формы классификации
налогов: 1) по способу взимания налогов; 2) по
органу, который устанавливает налоги;
3) по целевой направленности введения
налога; 4) по субъекту-налогоплательщику;
5) по уровню бюджета, в который зачисляется
налоговый платеж; 6) по порядку ведения
бухучета.
Правовая природа налога.
Категория "налог" в российском законодательстве
последнего десятилетия проделала сложную
эволюцию от "широкого" понимания
к дифференцированному. Речь идет о налоговых
платежах в широком и узком смысле. До
принятия части первой Налогового кодекса
Российской Федерации (НК РФ) фактически
все обязательные платежи в бюджеты и
внебюджетные фонды объединялись законодателем
понятием "налоговая система". В литературе
налог подчас определялся как всякий "общеобязательный
платеж, взимаемый с физических и юридических
лиц". Ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об
основах налоговой системы в Российской
Федерации" устанавливала, что под налогом,
сбором, пошлиной и другим платежом понимается
обязательный взнос в бюджет соответствующего
уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый
плательщиками в порядке и на условиях,
определяемых законодательными актами.
Далее законодатель указывал: совокупность
налогов, сборов, пошлин и других платежей,
взимаемых в установленном порядке, образует
налоговую систему. Включение "других
платежей" в сферу правового регулирования
налогового законодательства не оставляло
сомнения в их налоговом характере. Примечательно,
что в тексте указанного Закона все вышеперечисленные
платежи охватывались
понятием "налог", используемым
как обобщающая категория. Таким
образом, действовавшее до НК РФ налоговое
законодательство подразумевало под
налоговыми платежами практически
всю совокупность бюджетных доходов.
С принятием НК РФ и Бюджетного кодекса
Российской Федерации (БК РФ) налоги и
сборы как правовые категории были нормативно
отграничены от иных (неналоговых) платежей.
В частности, БК РФ четко разграничил налоговые
и неналоговые платежи, закрепив в п. 1
ст. 41 "Виды доходов бюджетов", что
доходы бюджетов образуются за счет налоговых
и неналоговых видов доходов, а также за
счет безвозмездных перечислений. При
этом БК РФ отнес к налоговым доходам все
предусмотренные налоговым законодательством
федеральные, региональные и местные налоги
и сборы, а также пени и штрафы. В настоящее
время термином "налоговые платежи"
охватываются только два вида обязательных
бюджетных платежей - налоги и сборы. Статья
8 НК РФ определяет налог как обязательный,
индивидуально безвозмездный платеж,
взимаемый с организаций и физических
лиц в форме отчуждения принадлежащих
им на праве собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления
денежных средств в целях финансового
обеспечения деятельности государства
и (или) муниципальных образований. Сущность
налога состоит именно в отчуждении принадлежащих
частным лицам на праве собственности,
хозяйственного ведения или оперативного
управления денежных средств. Речь идет
о законном изъятии государством в пользу
общества определенной части валового
внутреннего продукта в виде обязательного
взноса. При этом часть собственности
налогоплательщиков - физических лиц и
организаций - в денежной форме переходит
в собственность государства.
Возникновение и исполнение налоговой
обязанности не основано на соглашениях
государства с налогоплательщиком и тем
более не зависит от индивидуального усмотрения
последнего. Налоговая обязанность вытекает
непосредственно из закона, диспозитивные
элементы здесь сведены к минимуму. В сфере
налогообложения господствует императивный
метод правового регулирования, предполагающий
детальную юридическую регламентацию
поведения и минимизацию свободы субъектов
самостоятельно определять свое поведение.
При этом отступить от предусмотренной
нормой модели поведения не представляется
возможным. Указанный метод иногда называется
методом субординации или властных предписаний.
В постановлении Конституционного Суда
Российской Федерации от 17.12.1996 N 20-П отмечается,
что требования налоговых органов и налоговые
обязательства налогоплательщика следуют
не из договора, а из закона. "О налогах
не договариваются" - известная аксиома
налогового законодательства. Налоговое
правоотношение носит односторонний характер,
где стержневым юридическим элементом
выступает, с одной стороны, обязанность
налогоплательщика уплатить законно
установленные налоги и сборы
и, соответственно, с другой - право
государства в лице налоговых
органов требовать
Налоговое правоотношение носит односторонний
характер, поскольку у налогоплательщика
нет заинтересованности в его возникновении.
Субъективное право использовать объект
налогообложения как правовую ценность,
выполняя при этом корреспондирующие
частноправовые обязанности (уплата цены,
арендной платы и т.п.), составляет содержание
гражданско-правового отношения; обязанность
уплачивать налоги и сборы, обусловленная
наличием объекта налогообложения и не
предполагающая право на встречное удовлетворение,
возникает и реализуется в рамках налогового
правоотношения, производного от правоотношения
первого типа.
Иногда наряду с обязательностью выделяют
принудительный характер как отдельный,
специфический признак налогового платежа.
Сущность его состоит в том, что "в целях
обеспечения выполнения налоговой обязанности
и возмещения ущерба, понесенного казной
в результате ее неисполнения, законодатель
вправе устанавливать меры принуждения
в связи с несоблюдением законных требований
государства. Такие меры могут быть как
правовосстановительными, обеспечивающими
погашение недоимки и возмещение ущерба
казны от несвоевременной и неполной уплаты
налога, так и штрафными, возлагающими
на нарушителей дополнительные выплаты
в качестве меры ответственности".
Индивидуально безвозмездный характер.
Уплата налога не порождает встречной
обязанности государства совершить в
пользу данного, персонально определенного
налогоплательщика конкретные действия.
Какая-либо прямая материальная выгода
для налогоплательщика здесь отсутствует.
Уплатив налог, он не приобретает каких-либо
дополнительных субъективных прав. "Налог
обязывает вносить определенную денежную
сумму, но взамен налогоплательщик не
получает права претендовать на выполнение
каких-либо государственных мероприятий
или оказывать влияние на действия государства
в будущем". Таким образом, налоговые
отношения лишены эквивалентности, характерной
для обменных, рыночных отношений.
Разумеется, косвенная польза от уплаты
налога для частного лица всегда присутствует.
Деятельность государства носит публичный
характер и направлена на реализацию некоего
"общего блага" - общих, стратегических
интересов населения в целом. Налогоплательщик
как часть этого целого получает некоторую
часть благ от выполнения государством
различных функций политического, социально-экономического,
правоохранительного, гуманитарного характера.
Однако речь здесь идет о совершении государством
общественно полезных действий в интересах
всего
социума, но не о соразмерной реализации
интересов отдельного налогоплательщика.
Пользование общественными
Денежный характер. Исторически потребности
государств и других участников правоотношений
в докапиталистическую эпоху удовлетворялись
в форме натурального обмена. "В странах
Древнего Востока, в Римской империи и
Византии государственные расходы носили
натуральный характер, соответственно
государственные ресурсы также мобилизовались
за счет натуральных податей и повинностей,
труда рабов, дани с побежденных государств".
Обязательные взносы в централизованные
фонды носили форму натуральных повинностей,
где основными были отработочная рента
(барщина) - обязанность отработать на
суверена определенное количество дней
в неделю и натуральная рента (оброк) -
обязанность отдавать часть произведенной
продукции в натуральной форме. Монарх,
олицетворявший государство, являлся
полным и единоличным собственником и
распорядителем государственной казны.
Переход к рыночной системе хозяйствования
сопровождается стремительным вытеснением
натурального обмена товарно-денежными
отношениями.
НК РФ определяет налог как исключительно
денежный платеж, взимаемый с организаций
и физических лиц. Уплата налогов производится
в наличной или безналичной форме. Средство
платежа - валюта Российской Федерации.
В качестве исключения согласно п. 3 ст.
45 НК РФ иностранными организациями, физическими
лицами, не являющимися налоговыми резидентами
Российской Федерации, а также в иных случаях,
предусмотренных федеральными законами,
обязанность по уплате налога может исполняться
в иностранной валюте.
Действующее законодательство не предусматривает
какие-либо натуральные формы уплаты налога.
В этом еще одно отличие налога от сбора,
именуемого в НК РФ взносом. Сравнительно-логический
анализ правовых категорий "платеж"
и "взнос" позволяет сделать вывод
об их соотношении как части и целого,
то есть платеж - это