Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 02:53, контрольная работа
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
По времени уплаты налоги бывают: текущие; единовременные, чрезвычайные.
Текущие налоги взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом, получения дохода в результате осуществления какой-либо деятельности. Например, НДС платится ежемесячно или ежеквартально, а транспортный налог – ежегодно.
Уплата единовременных налогов связана с совершением каких-либо нерегулярных событий. Это относится, например, к налогу на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, обязанность уплаты которого возникает у физического лица при наследовании или получении в дар жилого дома, дачи, садового домика, автомобиля, ценных бумаг и другого имущества.
Чрезвычайные налоги могут вводиться государством в особых случаях, например, начало военных действий.
С помощью налогов
определяются взаимоотношения предприятий
всех форм собственности с
Возглавляет налоговую систему Федеральная налоговая служба (ФНС России) (является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.)
5. Функции налогов и их взаимосвязь.
Рис.2. Функции налогов.
Названные функции налогов логически вытекают и не выходят за рамки общих функций государственных финансов. Все функции налогов настолько взаимосвязаны между собой, что выделение какой-то одной из них в качестве основной не представляется возможным. Ни одна функция не может существовать в отрыве от других, и если это происходит, то нарушается налоговое равновесие. Однако с позиций экономической мотивации и интересов государства главенствующее положение занимает фискальная функция, а все прочие играют подчиненную роль.
Налоги при
выполнении функции совокупного
денежного эквивалента
Функция налогов
как совокупного эквивалента
стоимости государственных
Фискальная функция налогов. Фиск - это обязательный платеж в государственную казну. Исторически, своим происхождением, налоги призваны выполнять фискальное предназначение, т.е. служить источником формирования государственных доходов. В отличие от неналоговых доходов налоговые платежи имеют обязательную, законодательно-правовую форму. Фискальная функция налогов непосредственно порождена функцией государственных финансов образования централизованных денежных доходов и конкретизирует ее как фискальный платеж, т.е. как обязательный взнос в бюджетную систему. Налоги при выполнении своей фискальной функции обслуживают весь налоговый процесс - деятельность субъектов налоговых отношений по налоговому планированию, составление налогового бюджета, его утверждению и исполнению. Фискальное предназначение налогов - создание стабильной доходной базы бюджетной системы страны, достаточной для финансирования необходимых бюджетных расходов. Однако эффективность выполнения налогами фискальной функции не может быть точно выражена лишь в абсолютной массе или приросте налоговых поступлений в бюджет и внебюджетные фонды.
Регулирующая функция налогов. Налоги в своей регулирующей функции обслуживают процессы сознательного вмешательства государства в рыночную экономику, активно используя налоги для стимулирования экономического роста, а также сознательного или неосознанного сдерживания и даже торможения тех или иных экономических процессов.
Регулирующие свойства налогов в наибольшей степени проявляются в условиях ценового налогового равновесия. Регулирующая функция налогов реализуется на практике в процессе разработки регулирующей налоговой политики и адекватных ей налоговых механизмов, путем манипулирования налоговыми формами, методами и видами налогов, оптимизации налоговых ставок и баз налогообложения, расширения или ограничения налоговых льгот и налоговых санкций.
Контрольная функция налогов. Некоторые экономисты отвергают возможность самостоятельного существования контрольной функции налогов на том основании, что налоговый контроль - часть общего финансового контроля, а контрольное свойство заложено в самой сущности налога как экономической категории.
Контрольная и регулирующая функции налогов существуют самостоятельно, хотя и тесно взаимосвязаны между собой, а также с другими функциями налогов и государственных финансов. Обе функции налогов конкретизируют контрольную функцию финансов в процессе формирования государственных (муниципальных) доходов, обслуживают две самостоятельные, но родственные сферы финансовой деятельности: государственное налоговое регулирование и государственный налоговый контроль.
Осуществление контрольной функции налогов зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.
Государственный налоговый контроль осуществляется налоговыми органами Федеральной налоговой службы Министерства финансов РФ, таможенными органами Федеральной таможенной службы Министерства экономического развития и торговли РФ и др. уполномоченными органами власти и управления.
Заключение
Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.
Налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.
Налогообложение в любой стране не может быть чем-то неизменным уже потому, что оно является не только фискальным механизмом, но и инструментом государственной политики, которая меняясь, обрекает на перемены и систему налогообложения. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.
Информация о работе Экономическая сущность и функции налогов