Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2014 в 12:12, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является изучение экономической сущности и функций налогов.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
изучить экономическую сущность налогов;
показать роль налогов в перераспределении национального дохода;
определить место налогов в системе финансовых отношений и в структуре доходов бюджетной системы;
рассмотреть функции налогов и их взаимосвязь;
показать историческое происхождение налогов.
Введение 3
1.Экономическая сущность налогов 4
2.Функции налогов 5
3.Роль налогов в перераспределении национального дохода 6
4.Налоги в системе финансовых отношений 11
5.Историческое происхождение налогов 15
Заключение 20
Список используемой литературы 21
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ
ФИНАНСОВО0ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра налогов и налогообложения
Контрольная работа
по дисциплине «Налоги и налогообложение»
на тему
«Экономическая сущность и функции налогов»
_
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ
ФИНАНСОВО0ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра налогов и налогообложения
Контрольная работа
по дисциплине «Налоги и налогообложение»
на тему
«Экономическая сущность и функции налогов»
_
Уфа 2014
Содержание
Введение 3
1.Экономическая сущность налогов 4
2.Функции налогов 5
3.Роль налогов в перераспределении национального дохода 6
4.Налоги в системе финансовых отношений 11
5.Историческое происхождение налогов 15
Заключение 20
Список используемой литературы 21
Введение
Налоги представляют собой одну из самых сложных экономических категорий, с которыми неразрывно связано развитие человеческого общества. С древнейших времен и до сегодняшнего дня именно они формировали доходы государственного бюджета, влияли на развитие экономики, стимулирование предпринимательства и распределение денежных средств. Именно они делали каждую организацию и каждого гражданина участником финансовых процессов, происходящих на уровне государства.
Актуальность темы данной контрольной работы обусловлена тем, что в настоящее время в жизни любого субъекта налоги играют очень важную роль. Поэтому их понимание дает возможность грамотно управлять деятельностью, знание — обеспечить правовую основу бизнеса, а умение рассчитывать позволяет правильно определять финансовые результаты работы.
Целью данной контрольной работы является изучение экономической сущности и функций налогов.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд задач:
Объектом данной работы являются налоги как экономическая, правовая и финансовая категория. Предметом – изучение структуры налогов, их функций, роль налогов в перераспределении национального дохода.
Работа выполнена по литературным источникам, статьям и заметкам с сайтов.
Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Экономическая сущность налога заключается в том, что они представляют собой присвоение, централизацию и перераспределение через бюджеты части произведённого национального продукта.
Под налогообложением принято понимать взимание налога. В экономической теории понятие налога и сбора часто принимают как синонимы, однако, строго говоря, налог существенно отличается от сбора. Налоговый Кодекс РФ разделяет понятие налога и сбора: статья 8 пункт 2 часть 1 Налогового Кодекса даёт следующее определение сбора.
Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Главное отличие налога от сбора состоит в том, что налог является абстрактным платежом и обычно не имеет целевого ориентирования, при уплате же сбора всегда присутствует специальная цель или особые интересы.
Характерные черты налога как платежа (п. 1 ст. 8 Налогового кодекса РФ) следующие:
Характерными чертами сбора как взноса являются:
Налоговый кодекс РФ называет следующие сборы, действующие в РФ: таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, федеральные лицензионные сборы, региональные лицензионные сборы и местные лицензионные сборы.
Функции налогов — это направления правового воздействия норм налогового права на общественные отношения, обладающие постоянством, раскрывающие сущность налога и реализующие социальное назначение государства. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, отражающая их сущность как особого централизованного звена распределительных отношений.
Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная (бюджетная) функция.
Формирование доходной части государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.
Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления его собственных функций (военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.).
Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах, что обуславливает контрольную функцию налогов. Благодаря контрольной функции налогов оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового «пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.
Таким образом, обе функции налогов, фискальная и контрольная, в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.
Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.
Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующие многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это прежде всего то, что изначально функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы иметь возможность содержать армию, чиновничий аппарат, а со временем и социальную сферу (просвещение, здравоохранение и т.д.).
Поощрительная функция налогов. Устанавливая тем или иным категориям налогоплательщиков определенные налоговые льготы, государство поощряет их за те или иные заслуги перед Родиной или по иным основаниям.
Налоги являются неотъемлемой частью
любой экономики, независимо от политического строя страны. Различие заключается
в том, какую роль налогам отводили в регулировании
экономики страны. Сейчас все большая
роль отводится налогам. На начало 1995 года
уже было установлено 44 налогов и сборов.
Множественность налогов позволяет решать
разнообразные задачи и реализовать различные
функции.
Налоги играют решающую роль в процессе
перераспределения валового внутреннего
продукта (ВВП) и национального дохода
страны(НД). В ходе распределения и перераспределения
ВВП и НД реализуются фискальная и регулирующая
функции налогов. Государство формирует
свои доходы и целенаправленно воздействует
на экономику. Налоги воздействуют на
капитал на всех стадиях его кругооборота.
Если при выполнении своей фискальной
функции они оказывают влияние лишь при
смене капитала из его товарной в денежную
форму и наоборот, то система налогового
регулирования , ко всему прочему воздействует
и на стадии производства, и на стадии
потребления. Пример тому - косвенные налоги
и разветвленная система налоговых льгот,
скидок и кредитов при подоходном обложении
физических лиц. Это позволяет государству
контролировать массовый спрос и предложение
не только товаров, но и капиталов, поскольку
доход является основой спроса населения
и конечным результатом функционирования
капитала в фазе производства.
Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно. Как инструменты перераспределения ВВП и НД, они оказывают влияние с некоторым опозданием от действующих тенденций, пропорций и темпов экономического роста. Принцип обратной связи налогов может иметь свою эффективность только при условии своевременного принятия соответствующих мер налогового регулирования. Тем не менее, налоги являются важнейшим средством антицикличного развития экономики. В целях выравнивания темпов экономического роста многие страны используют налоговый механизм для регулирования спроса на инвестиции (его стимулирование в период депрессии и ограничения в период предельного экономического подъема). Поскольку налоговые поступления следуют за объемами и темпами производства с некоторым опозданием, поскольку автоматический рост налогов может привести к депрессии в производстве и даже его спаду. В этой ситуации необходимо снижать налоги с целью повышения стимулов к инвестированию.
Сейчас уже никто не отрицает тот факт, что чрезмерно высокие налоги - это негативное явление, порождающее спад производства, снижение предпринимательской активности, трудовой и инвестиционной инициативы, а также массовое стремление предпринимателя и населения к сокрытию доходов, усиление социальной напряженности инфляционных процессов в обществе. Такая ситуация отражает современную действительность России, когда огромный дефицит государственного бюджета требует постоянного роста доходных источников путем увеличения налоговых поступлений. В этом, в частности, заключается одна из основных трудностей установления более или менее оптимальных границ колебания налоговых ставок в нашей стране.
Необходимо отметить основные недостатки системы налогообложения населения в России:
Сторонниками снижения налогов и стимулирования инвестирования являются представители школы предложения. Они считают, что нужно отказаться от системы прогрессивного налогообложения (именно получатели крупных доходов — лидеры в обновлении производства), снизить налоговые ставки на предпринимательство, на заработную плату и дивиденды. Требуется стимулировать инвестиционный процесс, желание иметь дополнительную работу и дополнительный заработок. В своих рассуждениях теоретики опираются на кривую Лаффера (Рисунок 1).
Информация о работе Экономическая сущность и функции налогов