Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2014 в 18:43, контрольная работа
Государство, устанавливая налоги, стремится, прежде всего, обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач, которые реализуются посредством налоговой политики, являющейся частью финансовой политики государства.
Целью данной работы является изучение теоретических аспектов сущности налогов, их функций, а также выявление основных изменений в бюджетной сфере в 2010 году.
Содержание
Любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих "подданных" в виде физических и юридических лиц. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Сколько веков существует государство, столько же существуют и налоги и столько же экономическая теория ищет принципы оптимального налогообложения.
Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, налоговую и пр. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизм.
Важной «кровеносной артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги. Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства.
Государство, устанавливая налоги, стремится, прежде всего, обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач, которые реализуются посредством налоговой политики, являющейся частью финансовой политики государства.
Целью данной работы является изучение теоретических аспектов сущности налогов, их функций, а также выявление основных изменений в бюджетной сфере в 2010 году.
Бюджетно-финансовая система включает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективное развитие экономики, реализацию социальной и других функций государства. Важной доходной частью бюджетно-финансовой системы являются налоги.
Изъятие государством в свою пользу определенной части ВВП в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства ВВП:
За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Внебюджетные фонды появились в 1991г., когда было признано целесообразным выделение из бюджета средства на социальные нужды. Так были образованы фонды социального страхования и пенсионный фонд. В том же году был создан фонд занятости населения, а в 1993г. – фонд обязательного медицинского страхования.
Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства – с другой, по поводу формирования государственных финансов.
Источником налоговых платежей (взносов) независимо от объекта налогообложения является ВНД, который количественно не совпадает с ВВП. ВНД образует первичные денежные доходы основных участников общественного производства и государства как организатора хозяйственной жизни в национальном масштабе: оплата труда работников, прибыль хозяйствующих субъектов и централизованный доход государства (налоги в бюджет, а социальные отчисления – во внебюджетные фонды). Образованием первичных денежных доходов не ограничивается процесс стоимостного распределения валового продукта. Он продолжается в перераспределении денежных доходов основных участников общественного производства в пользу государства: от работников – в форме подоходного налога (12% и более) и отчислений в пенсионный фонд (1%), а от хозяйствующих субъектов – в форме налога на прибыль и других налоговых платежей и сборов.
Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются: прибыль (доход), стоимость определенных товаров, добавленная стоимость продукции, имущество юридических и физических лиц, передача имущества (дарение, продажа, наследование), операции с ценными бумаги, отдельные виды деятельности, другие объекты, установленные законом.
Один и тот же объект облагается налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год). Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц, численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и численностью граждан, уплачивающий подоходный налог по месту получения заработной платы.
По методу установления налоги подразделяются на:
Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства.
Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная (бюджетная) функция. Формирование доходной части государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта. Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций.
Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность каждого налогового канала, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Эта функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.
Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующих ее роль в воспроизводственном процессе. Это прежде всего то, что изначально распределительная функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну и т.д. Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм.
В налоговом регулировании появились стимулирующие и сдерживающие подфункции, а также подфункция воспроизводственного назначения.
Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки. В законе «Об основах налоговой системы в РФ» предусмотрены следующие виды льгот:
Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе плата за воду, потребляемую промышленными предприятиями, платежи за пользование природными ресурсами, отчисления в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы и лесной доход.
Как известно, в условиях рыночной экономики налоги - это основной источник доходов государственного бюджета. Например, во Франции налоги приносят 95% доходов государственного бюджета, в США - свыше 90%, в ФРГ - около 80%, в Японии - 75%. При этом возможности государства влиять на развитие тех или иных процессов в обществе путем прямых предписаний существенно меньше, чем в условиях господства государственной собственности. По мнению Н.И. Химичевой, в условиях рыночных отношений метод прямых директивных воздействий на экономику должен быть заменен преимущественно косвенными методами, среди которых важнейшую роль призван выполнять механизм налогообложения. Налоги должны стать одним из главных инструментов государственного регулирования экономики, процессов производства, распределения и потребления. Аналогичную точку зрения на роль налогов в рыночной экономике высказывает и С.Г. Пепеляев. М.Ю. Орлов при этом обращает внимание на то, что быстрого преобразования налоговой системы на этой основе ожидать не приходится, поскольку налоговая система построена на противоречии интересов государства и общества. С одной стороны, рост государственных расходов требует наибольшей степени обобществления финансовых ресурсов страны через налоги, с другой - налоговое бремя имеет верхний предел, определяемый финансовыми возможностями налогоплательщика. Поэтому любые попытки реформирования налогового законодательства во всех современных государствах сводятся к решению проблемы соотношения интересов государства и налогоплательщика. Таким образом, совершенная налоговая система должна быть основана на разумном компромиссе интересов государства и налогоплательщиков. Создание такой системы, считает М.Ю. Орлов, требует комплексной, всеобъемлющей реформы, охватывающей все элементы налоговой системы: по установлению и введению налогов, по уплате налогов, по налоговому контролю, по правовой основе ответственности лиц, виновных в совершении налогового правонарушения.
Федеративный характер Российского государства,
включающего 89 национально-государственных
и административно-
Взаимодействие бюджетов всех уровней и единство бюджетной системы страны обеспечивается посредством налоговой политики. Часть федеральных налогов и один региональный (на имущество предприятий) имеют статус закрепленных доходных источников.
Доходы по этим налогам полностью или в твердо фиксированной доле (в процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены. Федеральный транспортный налог полностью закреплен за бюджетом субъекта РФ. По трем федеральным налогам – гербовому сбору, государственной пошлине, налогу с наследуемого и даруемого имущества, имеющим статус закрепленных доходных источников, все суммы поступлений зачисляются в местный бюджет.
Другая группа федеральных налогов – НДС, акцизы, налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц – являются регулирующими доходными источниками. Доходы по этим налогам используются для регулирования поступлений в нижестоящие бюджеты в виде процентных отчислений от налогов либо по ставкам (нормативам), утвержденным в законодательном порядке. Отчисления по регулирующим доходам зачисляются непосредственно в региональные бюджеты, а ставки отчислений определяются при утверждение федерального бюджета. В свою очередь представительный орган субъекта РФ устанавливает ставки отчислений по регулирующим налоговым доходам в местные бюджеты при утверждении своего регионального бюджета.
Из налогов субъектов РФ один – налог на имущество юридических лиц – равными долями зачисляется в региональный и местный бюджеты. Остальные налоги распределяются в порядке, определяемом представительным органом власти субъекта РФ. И, наконец, поступления по местным налогам аккумулируются в местных бюджетах по месту нахождения (регистрации) плательщика объекта налогообложения. Три местных налога – на имущество физических лиц, земельный и регистрационный сбор за предпринимательскую деятельность, устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются представительным органом субъекта РФ. Остальные местные налоги вводятся решениями местных органов самоуправления.
Учитывая, что собственных доходных источников для финансирования бюджетных расходов на уровне, обеспечивающем минимальные социальные потребности, многим субъектам РФ не хватает, в федеральном бюджете создан фонд финансовой поддержки регионов за счет отчислений 25 % от НДС (из доли, подлежащей зачислению в федеральный бюджет). Средства нового фонда распределяются между регионами с учетом налогового потенциала субъекта РФ, соотношение доходов регионального бюджета на одного жителя в сравнении со средним уровнем по России в целом и данному экономическому району. Это позволяло менее субъективно подходить к определению потребности того или иного региона в финансовой поддержке и возможности ее удовлетворения.
Информация о работе Экономическая сущность и функции налогов