Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2013 в 00:01, лекция
Налоги представляют собой обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с юридических и физических лиц в государственный или местные бюджеты. Они возникли с разделением общества на классы и появлением государства.
Без налогов не обходится ни одно государство. Они нужны государству для того, чтобы формировать государственный бюджет, из которого затем финансируются расходы на развитие хозяйства, социально-культурные мероприятия, на содержание органов управления, оборону страны и другие затраты.
Налоги субъектов РФ – налоги, перечисленные НК РФ, но вводимые в действие представительными органами государственной власти субъектов РФ и обязательные к уплате только на территории соответствующего субъекта РФ (например, налог на имущество организации, транспортный налог, налог на недвижимость)
Местные налоги вводятся нормативными актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с НК РФ. Они вступают в действие только на основании решения, приятого на местном уровне. Обязательны к уплате на территории соответствующего муниципального образования (например, земельный налог, налог на рекламу, налог на наследование или дарение)
1 государственные - налоги,
полностью зачисляемые в
2. местные – налоги, полностью зачисляемые в муниципальные бюджеты;
3. пропорциональные –
налоги, распределяемые между
4 внебюджетные – налоги,
поступающие в определенные
Учитывая, что имущественные
налоги управляются на территориальном
уровне и формируют собственные
доходы территориальных бюджетов, определение
путей реализации фискальной политики
с нацеленностью на повышение
фискальной значимости имущественных
налогов позволит обеспечить стабилизацию
и прогнозируемость доходных частей
территориальных бюджетов. По мнению
учёных-финансистов, недостаточная
обеспеченность собственными доходами
территориальных бюджетов приводит
к замедлению строительства налогово-
1) регрессивные;
2) прогрессивные;
3) пропорциональные;
4) линейные;
5) ступенчатые;
6) твердые (в абсолютной сумме).
В зависимости от метода исчисления
налоговые ставки могут быть твердыми
в абсолютной сумме с объекта
обложения, т.е. на каждую единицу налогообложения
устанавливается
При прогрессивном налоге налоговая ставка повышается по мере возрастания величины объекта налогообложения и сохраняет неравенство в экономическом положении. Целесообразно выделять два типа прогрессивных шкал налогообложения: построение по принципу простой и сложной прогрессии. При простой прогрессии повышенная ставка налога применяется ко всей более высокой сумме дохода. Сложная прогрессия предполагает ступенчатое налогообложение, т.е. по более высокой ставке взимается налог с разницы между всей суммой облагаемого дохода и пределом суммы дохода, облагаемого по более низкой ставке. Таким образом, общая (средняя) ставка получается средневзвешенная по суммам дохода, к которым применялись различные ставки.
Ставки регрессивного
налога, наоборот, понижаются по мере увеличения
объекта налогообложения, и неравенство
в доходах после
1) прямые: а) реальные и б) личные;
2) косвенные: а) индивидуальные,
б) универсальные, в)
Прямые налоги взимаются
непосредственно по ставке или в
фиксированной сумме с дохода
или имущества. Окончательными плательщиками
прямых налогов является владелец имущества
(дохода). Взимаются в процессе приобретения
материальных благ, определяемые размером
объекта обложения и
Прямой налог личный - важнейшая форма прямого обложения, при котором налогом облагается доход налогоплательщика, с учетом представляемых льгот, т.е. они уплачиваются с реально полученного дохода и учитывают фактическую платежеспособность налогоплательщика (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль (доход) организации)
Косвенные (на потребление) налоги изымаются иным, менее «заметным» образом, посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель. Косвенные налоги подразделяются в зависимости от объектов взимания. Так косвенными индивидуальными налогами облагаются строго определенные группы товаров. Косвенными универсальными налогами облагаются в основном все товары и услуги.
Фискальные монополии - ими облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах.
Таможенными пошлинами облагается товар и услуги при совершении экспортно-импортных операций. Пошлина является обязательным взносом, взимаемым таможенными органами РФ при ввозе товара на таможенную территорию РФ или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого вывоза или ввоза.
1) срочные;
2) периодично-календарные.
Плательщики срочного налога уплачивают его в течение определенного срока установленного налоговым законодательством, после совершения какого-либо действия.
Периодично-календарные
1) общеобязательные;
2) факультативные.
Общеобязательные налоги, те, которые взимаются на всей территории страны не зависимо от бюджета, в который они поступают.
Факультативные налоги предусмотрены налоговым законодательством, но их введение и взимание является компетенцией представительных органов местного самоуправления. Эти налоги обязательны к уплате только на территориях соответствующих муниципальных образований, где они введены.
1) абстрактные;
2) целевые.
Абстрактные (общие) налоги, предназначены для формирования доходной части бюджета в целом.
Целевые (специальные) налоги
- налоги или сбор, которые вводятся
для финансирования конкретного
направления государственных
1) некумулятивной системе
2) кумулятивной системе.
При первой системе обложение налогооблагаемой базы предусматривается по частям. При кумулятивной системе исчисления налога
производится нарастающим
итогом с начала года. Российским законодательством
предусмотрено применение обоих
способов, также их сочетание. Данная
классификация необходима не только
для составления налоговых
Налоговая политика – представляет собой комплекс мероприятий в области налогов, направленных на достижение определенных целей и задач. Налоговая политика государства отражает тип, степень и цель государственного вмешательства в экономику и изменяется в зависимости от ситуации в ней.
Задачи налоговой политики сводятся: к обеспечению государства финансовыми ресурсами, созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом, к сглаживанию неравенства в уровнях доходов населения.
Условно задачи налоговой политики делятся на 3 составляющие:
- фискальную;
- экономическую;
- контролирующую.
Основные задачи налоговой политики являются: создание благоприятных условий для активной финансово-хозяйственной деятельности субъектов, и стимулирование экономического роста по средством сочетания личных и общественных интересов.
Выделяют три типа налоговой политики:
1. Высокий уровень налогообложения;
2. Низкое налоговое бремя;
3. Налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения.
На практике налоговая политика осуществляется через налоговый механизм. Налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов налогообложения.