Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 14:25, реферат
Успешное проведение налоговой политики государства зависит от разумного налогового законодательства и эффективной системы контроля за его выполнением. В условиях несовершенства и нестабильности налоговых законов, порождающих неприятие налоговой системы, правовой нигилизм налогоплательщиков и, как следствие, уклонение от налогов, проявляется зависимость эффективности налогового контроля от качества правовой базы, как важнейшего условия его осуществления. Основной задачей данной работы является рассмотрение элементов налогообложения, оценка необходимости каждого из элементов и всех в совокупности. А цель - выявить недостатки налогового механизма России, в рамках данной темы.
Введение
1. Обязательные и факультативные элементы налогов
2. Субъекты налоговых отношений. Налогоплательщики и плательщики сборов
3. Объекты налогообложения, их характеристика
4. Налоговая база и налоговый период
5. Ставка налога и метод налогообложения
6. Налоговые льготы
7. Порядок исчисления и срок уплаты налогов и сборов
Заключение
Список использованной литературы
МИНОБРНАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тверской государственный технический университет»
(ФГБОУ ВПО “ТвГТУ”)
Кафедра Информационные системы
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Налоги и налогообложение»
на тему: « Элементы налогов. »
Выполнила студентка:
группы ПИЭ - 45
Проверила:
Е.В.Павлова
2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Обязательные и факультативные элементы налогов
2. Субъекты налоговых отношений. Налогоплательщики и плательщики сборов
3. Объекты налогообложения, их характеристика
4. Налоговая база и налоговый период
5. Ставка налога и метод налогообложения
6. Налоговые льготы
7. Порядок исчисления и срок уплаты налогов и сборов
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Изучение налогов и российского налогообложения -- неотъемлемая составная часть современного экономического образования.
Налоги -- необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений.
Без знания конкретики налогового производства трудно себе представить руководителя и ведущих специалистов (бухгалтера, экономиста) современной фирмы.
Именно поэтому в государственные стандарты подавляющего большинства экономических специальностей включены дисциплины, предусматривающие изучение налогов и налоговых систем России и других стран.
Налогообложение находится на стыке всех социально-политических и экономических интересов общества. От того, насколько рационально определено и рассредоточено между плательщиками налоговое бремя, зависит успех индивидуального и корпоративного бизнеса, а значит, и богатство нации в целом. По содержанию налоговой политики можно судить о типе государства, о прочности его правовых основ и об устремлениях бюрократического аппарата, призванного поддерживать эти основы. Налоги -- это мощнейшее орудие в руках тех, кто определяет социально-политические и экономические ценности в государстве.
Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Налоги - наиболее действенный инструмент регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.
Успешное проведение налоговой политики государства зависит от разумного налогового законодательства и эффективной системы контроля за его выполнением. В условиях несовершенства и нестабильности налоговых законов, порождающих неприятие налоговой системы, правовой нигилизм налогоплательщиков и, как следствие, уклонение от налогов, проявляется зависимость эффективности налогового контроля от качества правовой базы, как важнейшего условия его осуществления. Основной задачей данной работы является рассмотрение элементов налогообложения, оценка необходимости каждого из элементов и всех в совокупности. А цель - выявить недостатки налогового механизма России, в рамках данной темы.
Все многообразие налогов организационно объединяет наличие у каждого из них общих структурных элементов - элементов налогообложения. Элементы налогообложения - это установленные в налоговом законе законодательстве органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления основы построения и организации взимания налогов.
В научной и учебной литературе иногда употребляется термин «элементы налога». В налоговом законодательстве такие основы построения налога обозначены как «элемент налогообложения. Последняя формулировка позволяет увязать внутреннюю структуру налога с процессом его установления, корректировки, отмены и практических действий налоговых, таможенных и других контролирующих органов по взиманию налоговых платежей и применению в случае необходимости мер принуждения.
Общий перечень элементов налогообложения, их понятие и общие подходы к построению регламентируются Налоговым Кодексом РФ (ст. 17). Элементы налогообложения в налоговом законодательстве должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый налоговый плательщик точно знал, как исчислить установленные налоги и сборы, в каком объеме, порядке и когда он должен их платить. По каждому налогу и сбору элементы налогообложения конкретизируются соответствующей главой второй части Налогового кодекса РФ и налоговым законодательством регионального и местного уровня (по региональным и местным налогам).
Элементы налогообложения делятся на основные (обязательные) и факультативные (избирательные).
В статье 17 Кодекса говорится, что налог считается установленным, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, прядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Это есть основные элементы налогообложения. Основные потому, что неустановление или нечеткая формулировка хотя бы одного из них делает невозможным или затрудняет исполнение налогового обязательства налогоплательщиками и осуществление налогового контроля налоговым органом. Перечень приведенных выше элементов налогообложения является обязательным, т.е. каждый установленный Кодексом налог должен быть в обязательном порядке определен по всем основным его элементам.
При установлении сборов также определяются их плательщики и элементы налогообложения. Однако для этих налоговых платежей ряд обязательных элементов может отсутствовать.
Факультативные элементы налогообложения носят не всеобщий, а избирательный характер. Они устанавливаются не для всех, а лишь для отдельных налогов и на определенные период времени. Наиболее распространенными факультативными элементами налогообложения являются: налоговые льготы, налоговый оклад, источник уплаты налога, порядок возврата неправильно удержанных сумм налога, ответственность за налоговые нарушения и др. Эти элементы по мере необходимости в них определяются в законодательных (иногда нормативных) актах, регламентирующих порядок исчисления и уплаты конкретного вида налога.
Далее будут подробно рассмотрены все основные и факультативные элементы налогообложения. При этом следует иметь в виду, что налогоплательщики (плательщики сборов) одновременно выступают и как субъекты налоговых отношений, и как основной элемент налогообложения. Нечеткость в определении налогоплательщиков (плательщиков сбора) в налоговом законодательстве вообще делает налог (сбор) бессмысленным. К сожалению, в Кодексе налогоплательщики (плательщики сборов) представлены только в качестве одного из субъектов налоговых отношений.
В налоговых отношениях и налогообложении участвует широкий круг лиц и государственных органов. Участников этих отношений можно разделить на основных и факультативных. Основными участниками процесса налогообложения являются, с одной стороны, налогоплательщики и плательщики сборов, налоговые агенты, взаимозависимые лица, представители налогоплательщика, непосредственно уплачивающие или связанные с уплатой налогов и сборов; с другой стороны - это налоговые и таможенные органы, другие уполномоченные государственные и финансовые органы (включая органы казначейства), осуществляющие государственный налоговый контроль и управление в налоговой сфере.
К факультативным (не основным) участникам налоговых отношений можно отнести организации и уполномоченные органы, обеспечивающие перечисление и сбор налогов: банки; сборщики налогов и сборов; органы и лица, предоставляющие данные о доходах, сделках, имуществе и прочие сведения о налогоплательщиках налоговым органам (нотариусы, органы загса, паспортно-визовой службы, ГИБДД, регистрационные органы, органы лицензирования); лица, предоставляющие профессиональную помощь налогоплательщикам, - аудиторы, налоговые консультанты; правоохранительные и судебные органы (органы налогового расследования МВД России, судьи, процессуальные лица - эксперты, специалисты, переводчики и др.)
В соответствии со ст. 19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций не являются самостоятельными налогоплательщиками, а лишь в установленном порядке исполняют обязанности плательщиков налогов и сборов по месту своего нахождения1
Под организацией понимают все юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории РФ (иностранные организации): предприятия, учреждения, банки и т.п.
Каждый налог должен иметь самостоятельный объект налогообложения (это положение не распространяется на сборы), который может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения.
В ст.38 НК РФ говорится, что объектами налогообложения могут являться имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (услуг, работ) либо иное экономическое основание, имеющее стоимость, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика налоговое законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Финансисты-правовики предлагают свою классификацию объектов налогообложения: права, действия (деятельность) и их результаты, которые обуславливают обязанности субъекта уплатить налог2. Права подразделяются на имущественные: право пользования землей, право собственности на имущество и т.п., и неимущественные: право заниматься определенным видом деятельности и проч. Действиями субъектов являются : вывоз или ввоз на территорию страны товаров, реализация товаров, операции с ценными бумагами. Деятельность - добыча полезных ископаемых и т.п. Результаты действий и деятельности субъектов налогообложения - прибыль, доход, добавленная стоимость и т.д.
В НК РФ дается определение ряда объектных понятий: имущество, товар, работа, услуга, доходы, дивиденды и проценты.
Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу. Согласно ст.128 Гражданского кодекса к объектам прав относятся: вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество; работа и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности; нематериальные блага.
Товаром для целей налогообложения признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации, а также иное имущество, определяемое Таможенным кодексом (например, валюта).
В большинстве стран не различаются понятия «работа» и «услуга», так как разница в налогообложении между ними отсутствует. Все, что не является реализацией товаров, рассматривается как реализация услуг. В Налоговом кодексе РФ под работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц. Под услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Реализацией товаров, работ или услуг признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в некоторых случаях передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг - на безвозмездной основе.
Не признается реализацией товаров, работ или услуг: