Эволюция налогов (XVI-XVIII вв.)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 23:31, реферат

Описание работы

В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………3
1.Налоги в средние века………………………………………………..4
2. Налоговая реформа Петра I………………………………………...9
Заключение……………………………………………………………...11
Список литературы…………………………………………………….13

Файлы: 1 файл

реферат по эк истории.docx

— 32.04 Кб (Скачать файл)

Активно перенимая зарубежный опыт, Россия проводила протекционистскую  политику, в том числе через  таможенные пошлины. Занятие заводчиков и фабрикантов ставилось наравне  с государственной службой.

Кроме того, Россия в эту  эпоху вела непрерывные войны. Реорганизация  армии, строительство флота, требовали  все новых и новых дополнительных расходов. Помимо стрелецкой подати, были введены военные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку  драгунских лошадей; вводились и  другие налоги. Царь учредил особую должность - прибыльщиков, обязанность  которых "сидеть и чинить государю прибыли", т.е. изобретать новые источники  доходов казны. Так был введен гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков - десятая часть доходов от их найма, налоги с постоялых дворов, с печей, с плавных судов, с  арбузов, с орехов, с продажи съестного, с найма домов, ледокольный и  другие налоги и сборы. Облагались даже церковные верования. Например, раскольники  были обязаны уплатить двойную подать. Усилиями прибыльщиков в январе 1705 г. была наложена пошлина на усы и  бороды.

В дальнейшем прибыльщики  предложили коренное изменение системы  налогообложения - переход к подушной подати. Напомним, что до 1678 г. единицей налогообложения была "соха", устанавливаемая  сошным письмом. С 1679 г. такой единицей стал двор. Немедленно возникли способы  уклонения от налогов: дворы родственников, а порой и просто соседей, стали  огораживаться единым плетнем. Прибыльщики  предложили перейти от подворной  системы обложения к поголовной, единицей обложения стала вместо двора мужская душа.

В 1718 г. началась подушная перепись населения, проходившая в несколько  этапов до 1724 г.. Размер подушной подати был определен следующим образом: расходы на содержание армии в 4 000 000 рублей возложили на крестьян. Получилось 74 копейки с души. Содержание флота  возложили на посадское население, получилось 1 руб. 14 коп.

В то же время Петром I был  принят ряд мер, чтобы обеспечить, как сказали бы сейчас, справедливость налогообложения, равномерную раскладку  налоговых тягот. Тяжесть некоторых  прежних налогов была ослаблена, причем в первую очередь для малоимущих людей.

Современники отмечали тяжесть  подушной подати, возрастание недоимок. Уже в 1725 г. Екатерина I (1684-1727) снизила  оклад с 74 до 70 копеек. Главный недостаток подушной подати, как и любого поголовного  налога, заключается в том, что  не принимается во внимание различная  доходность труда в разных местностях и отраслях. Второй недостаток - в  том, что количество ревизских душ  есть величина переменная, следовательно, расчет налога носит достаточно условный характер. Есть и третий - налог раскладывали прямо по ревизским душам, а не по работникам, что фактически утяжеляло  его.

Петр I, как можно предположить, близко подошел к идее промыслового налога. При проведении переписи горожан - купцов, посадских и слободских людей - описывались не только их дворы, характер промыслов и ремесел, но и объем промыслов и наемная  плата за помещение. Видимо предполагалось в дальнейшем дифференцировать налогообложение  сельскохозяйственных жителей и  горожан.

Что касается косвенных налогов, то в описываемый период большое  распространение получили откупа. Правда, была еще одна попытка Петра упорядочить  сбор косвенных налогов. Он попытался  поручить их сбор подобранным для  этой цели отставным офицерам и солдатам, однако успеха это не имело. В 1718 г. в  каждом уезде стал выбираться дворянами  земский комиссар для сбора подушной подати, наблюдения за местными откупщиками  казенных доходных статей. На них же был возложен ряд полицейских  обязанностей.

Во второй половине царствования Петра I Российское государство, несмотря на огромные издержки, обходилось собственными доходами и "не сделало ни копейки  долгу". 

Заключение

Исторический обзор развития законодательства по налогообложению  сельскохозяйственных товаропроизводителей, помимо познавательного значения, носит  практический характер. Россия на всем протяжении своего исторического развития являлась аграрным государством. Сельское население являлась основной производящей частью населения и основным носителем  налогового бремени. Сельское население  составляло большую часть населения.

Первоначально налоги на Руси являлись насильственно установленной  обязанностью завоеванных племен и  народностей перед князем. Полюдье  как административно-финансовый акт  яркий тому пример. С развитием  и становлением Российской государственности  налоги стали предметом законодательного регулирования. Следует отметить, что  податное законодательство ХУХУП вв. отличалось архаичностью, наличием множественности  актов, регулирующих податное отношение  между властью и поданными. Следует  отметить особый статус церкви, которая  на протяжении долгого времени обладала податным иммунитетом, выражавшемся в  том, что земли и крепостные крестьяне  платили подати церкви и в полном освобождении церкви от общегосударственных  податей и повинностей. Следует  отметить, что на развитие податного  законодательства оказывали влияние  перипетии исторического развития страны.

     С принятием  христианства появилась церковная  десятина - обязательная часть дохода, передаваемая церкви. Период нахождения  под властью татаро-монгол породило  такие подати и повинности  как тамга и ямская гоньба. Интересно отметит, что на территории  страны долгое время, практически  вплоть до введения подушной  подати, не имелось единой унифицированной  единицы обложения. Существовала  Большая (Московская) соха, Малая  (Новгородская) соха, Новгородская обжа, и другие местные сошки. 

     Большое влияние  в податной системе играли  посошное обложение и писцовые  книги. Писцовые книги, как  уже отмечалось, играли множественную  роль, как фискальную, так и право  устанавливающую, - на основе которого  закреплялись и отражались права  на землю. Посошное обложение,  несмотря на свою громоздкость  и подверженность влиянию местных  условий, практически просуществовало  до начала XVIII в. Даже система  живущего и дворового чета  опиралась на писцовые книги. 

Налоговая реформа, проведенная  Петром I, несмотря на несовершенность, в то же время способствовала унификации финансовой системы страны, расширению круга налогоплательщиков. В то же время подушина подать и система  обеспечения исполнения налогоплательщиками  своих обязательств, в частности  круговая порука и паспортная система, тормозили экономическое развитие страны. В научных кругах общества, остро ощущалась необходимость  проведения налоговой реформы. Но правительство, осознавая эту необходимость, долгое время не могло решиться на ее проведение. Однако рост производственных сил, острая потребность в финансовых источниках и трудовых ресурсах побудила правительство  к проведению налоговой реформы. Потребность в ней являлась временной необходимостью. Подушная подать не отвечала требованиям времени и даже являлась тормозом в развитии финансовой и производственной системы государства.

 

  

 

Список использованной литературы

    1. Три века. Россия от Смуты до нашего времени. Под ред. В. Каллаша. — М.: Издание Товарищества И. Сытина, 1913. — Т.4. — С.209.
    2. Руковский И. Историко-статистические сведения о подушных податях. В сб. «Труды Комиссии для пересмотра системы податей и сборов». — Т.1, СПб, 1866.
    3. Захаров В. Н., Петров Ю. А., Шацилло М. К. «История налогов в России. IX – начало ХХ в.»-2006.-с 296.

 


Информация о работе Эволюция налогов (XVI-XVIII вв.)