Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 23:35, реферат
Классификация (или подразделение на группы) изучаемых наукой явлений позволяет свести все разнообразие явлений к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение. То же самое относится и к финансовой науке, которая используя те или иные признаки, разработала классификацию налогов. При разнообразии налогов правильная классификация, устанавливающая их различия и сходства, необходима не только для теории, но и для практики. Особые свойства отдельных групп налогов требуют особых условий обложения и взимания, особых административно-финансовых мер.
Введение 3
1. Критерии классификации налогов 4
2. Классификация налогов в РБ 7
Заключение 9
Список использованных источников 10
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра «Налогов и налогообложения»
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Теория налогов
на тему: Классификация налогов и её критерии.
Студент
ФФБД, 5-й курс, ЗФН-1 _______________ Н.В. Козырева
МИНСК 2013
Введение 3
Заключение 9
Список использованных источников 10
Введение
Классификация (или подразделение на группы) изучаемых наукой явлений позволяет свести все разнообразие явлений к небольшому числу групп и тем самым облегчить их изучение. То же самое относится и к финансовой науке, которая используя те или иные признаки, разработала классификацию налогов. При разнообразии налогов правильная классификация, устанавливающая их различия и сходства, необходима не только для теории, но и для практики. Особые свойства отдельных групп налогов требуют особых условий обложения и взимания, особых административно-финансовых мер.
Доходная часть законодательно утвержденных бюджетов была разделена на доходы от прямых и косвенных налогов, с подразделением на доходы от каждого налога, входящего в ту или иную группу. Это послужило основой для оперативного реагирования на финансовые затруднения в чрезвычайных обстоятельствах, для обеспечения фискальных потребностей государства на обозримую перспективу. Критерии, лежащие в основе классификации налогов, определяли ее качество, и степень действенности мер фискального регулирования.
Как же финансовая наука разрабатывала непростой вопрос классификации налогов? Структура, в которую можно уместить все виды налогов состоит из прямых и косвенных налогов. Деление налогов на прямые и косвенные было взято финансовой наукой из практики XVI в. Заслуга науки состояла в обосновании этой классификации с помощью ряда критериев.
1 Критерии классификации налогов.
Перелагаемость. Когда ученые стали выяснять, что же лежит в основании деления налогов, то оказалось очень трудным установить критерий этого деления. В финансовой науке деление на прямые и косвенные налоги впервые дано Д. Локком в конце XVII в. В основу деления был положен критерий перелагаемости налогов.
Определив основное положение, что всякий налог, с кого бы он ни взимался, в конечном итоге упадет на землевладельца, Локк установил, что налогам, падающим на землю косвенно, следует предпочесть налог, непосредственно взимаемый с землевладельца. Таким образом получилось, что поземельный налог — это прямой налог, остальные налоги — косвенные. Физиократы подтвердили и углубили это деление, исходя из того, что один лишь доход землевладельца действительно чистый доход, из которого платятся все налоги.
Как мы уже отмечали, А. Смит считал, что доходы получают не только с земли, но и с капитала и труда. Расширение понятия дохода, подлежащего непосредственному обложению, позволило А. Смиту включить налоги на предпринимательскую прибыль и заработную плату, которые он считал переложимыми, в прямые налоги. Он определил косвенные налоги как налоги, которые падают на расходы. Дж. Стюарт Милль выдвинул новый критерий — намерение законодателя. Прямой налог — это тот налог, который, по мнению законодателя должен лечь на налогоплательщика, косвенный — тот, который должен быть переложен налогоплательщиком на другое лицо. Такое же толкование мы находим и у А. Вагнера.
Классификация налогов, в основании
которой лежал принцип
Способ обложения и взимания. Когда изменились взгляды на процесс переложения налогов и пришлось констатировать, что многие так называемые прямые налоги перелагаются не хуже тех, которые именуются косвенными, а последние в свою очередь далеко не всегда перелагаются и не всегда полностью, то принцип деления налогов на перелагаемые и неперелагаемые был признан несостоятельным.
Вторым способом деления налогов на прямые и косвенные явилось принятое (в особенности во французском законодательстве и во французской литературе) разграничение их по способу обложения и взимания. Прямые налоги построены на основании явлений и признаков постоянного характера и поэтому заранее определимых (владение или пользование имуществом). Они взимаются поличным (окладным), периодически составляемым, спискам плательщиков на основании кадастра (земель, домов и т. д.) и в определенные сроки. Косвенные налоги исходят из изменчивых явлений, из отдельных действий, фактов, как, например, из различных актов потребления, сделок, услуг, облагаемых на основании определенных тарифов.
Этот критерий деления налогов был подвергнут критике за то, что «в старую терминологию было внесено совершенно несоответствующее ей новое содержание. Почему обложение на основании постоянных признаков именуется прямым, едва ли кто-нибудь сумеет объяснить. Но не лучше и название прямых налогов «кадастровыми», косвенных - «тарифными». Кадастр и тариф принципиально не исключают друг друга (например: промысловый налог), а с другой стороны, есть именно прямые налоги тарифные, но лишенные кадастра (подоходный).
Платежеспособность. В поисках лучшей классификации наука называла прямыми налогами обложение имущества, косвенными — обложение поступков, различала налоги на производство и налоги на потребление, или характеризовала прямые в качестве обложения средней налогоспособности, в отличие от косвенных как индивидуализирующего элемента, примыкающего к отдельным актам потребления, сбережения, приобретения. И наконец, обложение определенного источника было отнесено к прямым налогам, обложение на основе учета общей платежеспособности лица — к косвенным. В соответствии с этой посылкой все налоги, в которых государство направляет требование определенному лицу и производит непосредственно оценку его платежеспособности, являются прямыми. Те налоги, в которых государство непосредственно не устанавливает платежеспособность через действия плательщика, являются косвенными.
Таким образом, при непосредственном
установлении платежеспособности взимаются
прямые налоги, при опосредованном
— косвенные. Это положение было
конкретизировано немецким экономистом
Геккелем, который разделил все налогообложение
на подоходно-поимущественное
Долгое время финансовая наука
выделяла в самостоятельную группу
налоги на обращение, которые в соответствии
с подоходно-расходным
В бюджетах развитых стран эти налоги действительно относились к разряду прямых, хотя в науке этот вопрос носил дискуссионный характер ввиду неоднородности свойств налогов, которые входили в состав налогов на обращение.
Деление налогов на прямые и косвенные на основе подоходно-расходного принципа, установленное финансистами начала XX в., не утратило своего значения и в конце XX в.
2 Классификация налогов в РБ
Классификация налогов осуществляется на основании признаков.
По критерию отнесения налогообложения к подоходно-поимущественному или по обложению расходов на потребление, на два основных вида: прямые и косвенные.
Прямые налоги накладывают обязательства непосредственно на текущие доходы или имущество физических и юридических лиц (например: подоходный налог, налог на прибыль). Налоги взимаются с конкретного физического или юридического лица. Прямые налоги в свою очередь подразделяют на:
Реальные – облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика на основе кадастра (перечня объектов обложения, составленного на основе внешних признаков и учитывающего среднюю, а не действительную доходность конкретного объекта), взимаются на основе факта владения имущества, независимо от финансового положения и дохода плательщика.
Личные – учитывают платежеспособность плательщика, определяются индивидуально с учетом предоставленных льгот (подоходный, налог на прибыль, налог с наследств и т.д.).
Косвенные налоги накладывают обязательства на деятельность и продукцию этой деятельности (товары и услуги) (НДС и акцизы). Данными налогами облагаются расходы на потребление. Они представляют собой надбавку к цене товара или услуги.
Принята классификация налогов в зависимости от уровня органов власти, их устанавливающих. В соответствии с эти критерием налоги подразделяются:
Общегосударственные – устанавливаются на всей территории государства;
Региональные – действуют в рамках отдельных регионов;
Местные – обязательные к уплате на территориях, подчиненных местному органу власти.
По наличию целевого назначения взимаемого налога различают целевые и нецелевые налоги. В большинстве современных стран основную роль играют нецелевые налоги – соответствующие налоговые доходы, поступающие в бюджет национального регионального или муниципального уровня. При этом доходная часть бюджета является единым фондом средств, обеспечивающих реализацию его расходных статей (НДС, налог на прибыль предприятий, импортные пошлины). Так же нередко вводятся специализированные налоги для финансирования конкретных программ общественного сектора. Доходы от таких налогов зачисляются в соответствующие специализированные внебюджетные фонды, предназначенные для целей социального страхования, развития инфраструктуры соответствующего уровня и т.д. Такие налоги называют маркированными (отчисления. в дорожные фонды, страховые взносы в ФСЗН).
Налог, исчисляемый на основании оценки объекта налогообложения в натуральных единицах – специфический (акциз на спиртные напитки).
Вместе с тем большинство
налогов ориентированы на оценку
объекта налогообложения в
В зависимости от характера изменения доли налогового платежа в доходе налоги классифицируются следующим образом:
если показатель, называемый средней нормой налогообложения, растет быстрее чем доход, то налог называется прогрессивным;
если средняя норма
особый пограничный случай налога, для которого средняя нома неизменна, называется пропорциональным.
Разделение единого бюджета на соответствующие уровни в современных условиях привело к тому, что налоги стали разделять по уровням: общегосударственные, региональные и местные.
Заключение
Несмотря на то, что были
найдены критерии деления
Несовершенство классификации
налогов повело финансовую науку
и практику по пути сокращения количества
налогов, введения новых налогов. Необходимо
отметить прежде всего значение введения
в 20-е гг. XX в. налога с оборота (налога
на оборот), благодаря которому отказались
от акцизов на товары массового спроса,
за что налог с оборота был
назван универсальным акцизом. Был
ликвидирован промысловый налог, который
трансформировался в
В результате преобразований форм налогообложения
в 90-е гг. оно значительно упрощено
и состоит из небольшого количества
налогов, что исключает необходимость
подразделения налогов в