Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 12:03, реферат
Цель данного исследования – анализ контроля налоговых органов за исполнением обязанностей по уплате налогов.
Цель предопределила следующие задачи:
1. Анализ функций, прав и обязанностей налоговых органов.
2. Анализ полномочий по налоговому контролю.
3. Анализ полномочий по взысканию сумм налогов, пеней и штрафов.
Данная работа состоит из трех параграфов и заключения.
Доказательствами могут быть признаны только те документы, которые получены (созданы) с соблюдением установленного порядка. Поэтому для выполнения этой своей функции акт проверки должен содержать все необходимые сведения и быть правильно оформленным.6
В вводной части акта выездной налоговой проверки указываются общие сведения о проводимой проверке и проверяемом налогоплательщике, в частности: номер акта проверки; наименование и ИНН проверяемой организации (фамилия, имя и отчество, ИНН индивидуального предпринимателя); место проведения проверки, дата акта проверки (дата подписания акта проверяющими); дата и номер решения налогового органа на проведение выездной налоговой проверки; вопросы проверки;
проверяемый период деятельности налогоплательщика; дата начала и окончания проверки; юридический адрес и адрес фактического местонахождения проверяемой организации (постоянного места жительства индивидуального предпринимателя); сведения о наличии лицензируемых видов деятельности; сведения о фактически осуществляемых налогоплательщиком видах финансово-хозяйственной деятельности и др.
Описательная часть акта проверки содержит изложение выявленных налоговых правонарушений или указание на их отсутствие (что, правда, на практике встречается исключительно редко) и связанных с этими фактами обстоятельств, имеющих значение для принятия правильного решения (постановления) по результатам проверки.
Оформленный акт проверки вручается налогоплательщику или при отказе от его получения направляется ему по почте заказным письмом.
Решение (постановление) как специальный ненормативный акт налогового органа принимается только по окончании выездной налоговой проверки. Согласно ст. 88 НК РФ по результатам камеральной проверки, выявившей недоплату налога, налогоплательщику направляется только требование об уплате соответствующей суммы налога и пеней. Согласно ст. 101 НК РФ полномочиями по принятию решения (постановления) по результатам проверки обладают только руководитель налогового органа и его заместитель.7
Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов проверки (производство по делу о налоговом правонарушении) включает две стадии:
рассмотрение материалов проверки, в том числе представленных налогоплательщиком письменных объяснений (возражений). В случае представления таких объяснений материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц или представителей налогоплательщика;
собственно вынесение решения, о привлечении налогоплательщика к ответственности, об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности либо, если принятие обоснованного решения по имеющимся материалам не представляется возможным, о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Решение должно содержать изложение выводов проверяющих и доводов налогоплательщика, результаты проверки этих доводов, решение о привлечении к ответственности с указанием конкретных нарушений и применяемых мер ответственности в соответствии с правовыми нормами.
На основании вынесенного решения налогоплательщику направляется требование об уплате сумм доначисленных налогов и пеней.8
Полномочия налоговых органов по взысканию сумм налогов, пеней и штрафов - это полномочия, связанные с устранением ущерба, причиненного бюджету неуплатой налоговых платежей, и исполнением мер ответственности, примененных к налогоплательщику. Реализация этих полномочий происходит вне рамок налогового контроля, так как представляет собой последствия нарушений, выявленных при налоговых проверках.
Право взыскания недоимки по налогам и пеням установлено в ст. 31 НК РФ, порядок такого взыскания конкретизируется в статьях Кодекса, посвященных исполнению обязанности по уплате налога (ст. 45-48 НК РФ). Правила взыскания пеней идентичны процедуре взыскания недоимки по налогам.
Взыскание сумм налогов с организаций по общему правилу производится в бесспорном порядке (т.е. без обращения в суд). Такое взыскание возможно лишь в случае неуплаты или неполной уплаты налога организацией в установленный срок. Если взыскание производится по результатам налоговой проверки, то под установленным сроком следует понимать срок уплаты налога, указанный в требовании, которое направляется налогоплательщику.
Для списания сумм налогов со счета организации-налогоплательщика налоговый орган направляет в банк инкассовое поручение, которое должно быть исполнено банком не позднее следующего операционного дня, если речь идет о рублевом счете, и не позднее двух последующих дней, если взыскание обращено на валютный счет налогоплательщика. При недостаточности средств на счете суммы налогов списываются в очередности, установленной ст. 855 ГК РФ (т.е. в третью очередь).
В целях защиты имущественных прав банка НК РФ устанавливает ограничения для списания средств с депозитных счетов: суммы налога с таких счетов не списываются до истечения срока депозитного договора.
Обращение взыскания на имущество налогоплательщика возможно лишь при недостаточности средств на его счетах или при отсутствии информации о его счетах. При таком взыскании имущество налогоплательщика реализуется на основании специального решения руководителя (его заместителя) налогового органа путем возбуждения судебным приставом-исполнителем исполнительного производства в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».9
НК РФ устанавливает очередность взыскания имущества:
1) наличные денежные средства;
2) имущество непроизводственного назначения (ценные бумаги, валютные ценности, легковой автотранспорт и т.д.);
3) готовая продукция (товары);
4) сырье, материалы и основные средства, участвующие в производстве;
5) имущество, переданное по договорам иным лицам во владение, пользование или распоряжение;
6) иное имущество.
Взыскание недоимки по налогу с организаций осуществляется через предъявление иска в суд в следующих случаях:
решение о взыскании принято по истечении срока с момента окончания срока исполнения требования об уплате налога;
вывод об имеющейся у налогоплательщика недоимке основан на изменении налоговым органом юридической квалификации сделок, заключенных налогоплательщиком с третьими лицами, либо статуса и характера деятельности налогоплательщика. Налоговые органы нередко по-своему трактуют сделки или деятельность налогоплательщиков и доначисляют налоги исходя из собственных представлений о них;
недоимка взыскивается с организаций, являющихся по отношению к налогоплательщику зависимыми (дочерними) организациями, либо с организаций, которые по отношению к налогоплательщику являются основными (преобладающими, участвующими).10
Довольно широко распространена практика, когда предприятие, с которого налоговый орган пытается взыскать недоимку, не получает выручки от реализации продукции (работ, услуг) на свои банковские счета, а направляет финансовые потоки в родственные организации. В результате инкассовое поручение, выставленное налоговым органом, может годами не исполняться из-за отсутствия средств на счете.
Норма ст. 31 НК РФ предусматривает возможность предъявления налоговыми органами иска о взыскании суммы недоимки, пеней и штрафов с родственных юридических лиц, если:
а) недоимка числится за налогоплательщиком более трех месяцев;
б) на счета зависимых (дочерних) или основных (преобладающих, участвующих) организаций приходит выручка за реализуемые налогоплательщиком товары (работы, услуги).
Суммы налогов и пеней с физических лиц взыскиваются налоговым органом исключительно путем обращения в суд с соответствующим иском. Иски к индивидуальным предпринимателям рассматриваются в арбитражном суде, а иски к физическим лицам, не имеющим такого статуса, - в суде общей юрисдикции. В случае удовлетворения исковых требований налогового органа взыскание выполняет судебный пристав-исполнитель в порядке, установленном для исполнительного производства. Очередность обращения взыскания на имущество налогоплательщика - физического лица установлена такой же, какая предусмотрена для взыскания сумм недоимки с организаций.
Основные правила взыскания штрафов за налоговые правонарушения установлены ст. 104, 105 и 115 НК РФ. Кодексом предусмотрен судебный порядок взыскания финансовых санкций: налоговый орган должен обратиться с исковым заявлением в арбитражный суд, если ответчиком является организация или индивидуальный предприниматель, либо в суд общей юрисдикции, если санкции взыскиваются с физического лица, не являющегося предпринимателем.
Кодекс устанавливает обязанность налогового органа до обращения в суд предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции (п. 1 ст. 104). Следствием неисполнения этой обязанности во всех случаях должно быть возвращение судом искового заявления по основанию, указанному в п. 1 ст. 108 АПК РФ: несоблюдение истцом досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком.11
После удовлетворения судом исковых требований налогового органа реальное взыскание сумм штрафов производится в общем порядке путем исполнительного производства.
Статья 115 НК РФ предусматривает важную гарантию прав налогоплательщиков - срок давности взыскания санкции. Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. Этот срок является пресекательным, т.е. восстановлению не подлежит независимо от причин его пропуска налоговым органом. 12
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Точное установление функций государственного органа имеет важное юридическое значение: права, предоставленные законодательством этому органу, и обязанности, на него возложенные, могут быть реализованы и должны трактоваться исключительно в рамках его функций и задач так, как они установлены законом.
Полномочия налоговых органов по налоговому контролю имеют важнейшее значение при решении их главной задачи - контроля за соблюдением налогового законодательства. Следует иметь в виду, что эта задача может быть решена и иными способами, с применением иных полномочий, так как понятие «контроль за соблюдением налогового законодательства» значительно шире, чем понятие «налоговый контроль», формы которого определены в ст. 82 НК РФ.
Основным способом налогового контроля являются налоговые проверки, которые позволяют наиболее полно выявить правильность исполнения налогоплательщиком своих обязанностей. Остальные формы контроля чаще используются в качестве вспомогательных методов выявления налоговых нарушений или в целях сбора доказательств по выводам, которые содержатся в акте проверки.
Полномочия налоговых органов по взысканию сумм налогов, пеней и штрафов - это полномочия, связанные с устранением ущерба, причиненного бюджету неуплатой налоговых платежей, и исполнением мер ответственности, примененных к налогоплательщику. Реализация этих полномочий происходит вне рамок налогового контроля, так как представляет собой последствия нарушений, выявленных при налоговых проверках.
Взыскание сумм налогов с организаций по общему правилу производится в бесспорном порядке (т.е. без обращения в суд). Такое взыскание возможно лишь в случае неуплаты или неполной уплаты налога организацией в установленный срок. Если взыскание производится по результатам налоговой проверки, то под установленным сроком следует понимать срок уплаты налога, указанный в требовании, которое направляется налогоплательщику.
Нормативные акты
1. Конституция
РФ//Информационно-правовая
2. Налоговый кодекс РФ.
Часть 1. //Информационно-правовая
3. Налоговый кодекс РФ. Часть 2. //Информационно-правовая система «Консультант Плюс».
Научная литература
4. Витрянский В.В. Налоговое право РФ - М., 2006 – 369 с.
5. Высоковецкий
А. Понятие налогового
6. Евмененко
Т.О. Налоговый контроль и
7. Комментарий к Налоговому кодексу РФ (части первой). // Сост. С.Д. Шаталов. – М., 2007 – 937 с.
8. Нечипорчук Н.А. Комментарий к Части второй Налогового кодекса РФ – М., 2007 – 876 с.
9. Новоселова Л.А. Налоговое право РФ - М., 2006 – 426 с.
10. Пансков В.Г. Производство по делам о налоговых правонарушениях // Финансы. - 2005 - № 3. – С. 31-34.
11. Ухин
С.А. Понятие налогового
12. Фасин П.И. Особенности понятия налогового правонарушения//Государство и право – 2007 - №8 – С. 34-38.
13. Флейшиц Е.А. Налоговое право РФ. - М., 2007. – 295 с.
14. Ханин М.И. Налоговый контроль//Право – 2007 - №3 – С. 5-12.
15. Черкаев Д. Основные
принципы системы
1 Евмененко Т.О. Налоговый контроль и ответственность налогоплательщиков. // Бухгалтерский учет. - 2007. - №3. - С. 21
2 Пансков В.Г. Производство по делам о налоговых правонарушениях // Финансы. - 2005 - № 3. - С. 31
3 Витрянский В.В. Налоговое право РФ - М., 2006 – С. 117
4 Комментарий к Налоговому кодексу РФ (части первой). // Сост. С.Д. Шаталов. - М., 2007 – С. 628
5 Нечипорчук Н.А. Комментарий к Части второй Налогового кодекса РФ - М., 2007 – С. 553
Информация о работе Контроль налоговых органов за исполнение и обязанностей по уплате налогов