Контрольная работа по "Налоги и налогообложение"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 16:34, контрольная работа

Описание работы

1. Сущность, функции и классификация налогов как элемента налоговой системы.
2. Проблемы и перспективы развития упрощенной системы налогообложения на основе патента.

Файлы: 1 файл

Налоги и налогообложение контрольная.docx

— 33.61 Кб (Скачать файл)

Часть 1.

 

  1. Сущность, функции и классификация налогов как элемента налоговой системы.

 

Налог - обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований (Налоговый кодекс Российской Федерации).

Основные черты налога: односторонний характер его установления; безвозмездность; принудительный характер платежей.

Налоги  являются важнейшим элементом экономической  политики государства и выполняют  регулирующую, перераспределительную, фискальную, контрольную и стимулирующую функции.

Регулирующая функция. Государство может регулировать частную собственность только косвенно - через налоги; с помощью налогов государство регулирует темпы развития экономики: уменьшение налогового бремени дает импульс к развитию отраслей, регионов, отдельных предприятий, рост же налогов замедляет темпы роста экономики.

Перераспределительная функция. С помощью налогов государство перераспределяет финансовые ресурсы между сферами экономики, отраслями, регионами и т.д.

Фискальная функция - налоги являются важнейшим источником доходов госбюджета, на их долю приходится более 90% доходов.

Контрольная функция. С помощью налогов государство осуществляет контроль за эффективным использованием финансовых ресурсов.

Стимулирующая функция. Через налоги государство стимулирует эффективное использование всех экономических ресурсов.

Классификация налогов:

  1. По объекту обложения - прямые и косвенные. Прямые налоги взимаются с дохода или имущества. Косвенные налоги включаются в цену товара и оплачиваются потребителем. Прямые налоги делятся на личные (уплачиваются с действительно получаемого дохода) и реальные (взимаются с предполагаемого дохода, например, налог на недвижимость). Косвенные налоги подразделяются на индивидуальные акцизы, универсальные акцизы (НДС) и таможенные пошлины
  2. По субъектам обложения - раскладочные и количественные. Раскладочные налоги распределяются между налогоплательщиками. Количественные налоги учитывают имущественное состояние налогоплательщика.
  3. По месту поступления - закрепленные и регулирующие.
  4. По уровню управления - федеральные, региональные и местные.
  5. По цели использования - общие и целевые.
  6. По срокам оплаты - регулярные и разовые (налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения).

Основные условия установления налога:

  • категории налогоплательщиков;
  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • срок и порядок уплаты налога;
  • налоговые льготы.

Налогоплательщики - это организации и физические лица, индивидуальные предприниматели, на которых возложена обязанность уплачивать налоги.

Организациями являются:

  • юридические лица, образованные в соответствии с российским законодательством;
  • иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;
  • международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории России.

Физическими лицами признаются граждане России, иностранные  граждане, лица без гражданства.

Индивидуальные предприниматели - это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные охранники, частные нотариусы, частные детективы.

Объект налогообложения - это то, что облагается налогом. Объектами налогообложения могут быть имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, работ и услуг; ввоз (вывоз) товаров на территорию России и др.

Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Источник налога - это доход или капитал на микроуровне, на макроуровне - национальный доход.

Налоговый период - календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога.

Ставка налога - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Ставки бывают твердые (в руб.) и в процентах;

Метод налогообложения - порядок изменения ставки налога в зависимости от изменения налоговой базы. Различают четыре метода налогообложения:

  • равное (подушное);
  • пропорциональное - ставка налога одна, с ростом налоговой базы растет сумма налога;
  • прогрессивное - с ростом налоговой базы растет ставка налога;
  • регрессивное - с ростом налоговой базы ставка налога уменьшается.

Порядок исчисления налога показывает, кто  исчисляет сумму налога. Это может  быть сам налогоплательщик (налог  на прибыль), налоговая организация (налог на имущество физических лиц), третье лицо (работодатель при исчислении налога на доходы физических лиц).

Способы исчисления налога:

  • по частям (налог на рекламу);
  • нарастающим итогом (налог на имущество организаций).

Способы уплаты налога:

  • по декларации (налог на доходы физических лиц, земельный налог, дорожные налоги и др.);
  • у источника дохода;
  • кадастровый (земельный налог).

Порядок уплаты налога - это технические приемы внесения налога в соответствующий бюджет. Это могут быть авансовые платежи в течение налогового периода с окончательным расчетом суммы налога по окончании налогового периода; разовая уплата всей суммы налога и т. д. Уплата налогов производится в наличном или безналичном порядке через кредитную организацию в российской валюте. Днем уплаты налога признается день зачисления налога на счет бюджета, при ввозе товаров – день принятия таможенной декларации таможенным органом.

Сроки уплаты налогов устанавливаются  применительно к каждому налогу. Они могут быть определены календарной  датой или периодом (год, квартал, месяц и т.п.).

Налоговая льгота – предоставляемая отдельным категориям налогоплательщиков при наличии оснований возможность уплачивать налог в меньшем размере по сравнению с суммой налога, которая подлежит уплате другими налогоплательщиками. Налоговые льготы предоставляются в виде дополнительных скидок и вычетов.

 

  1. Проблемы и перспективы развития упрощенной системы налогообложения на основе патента.

 

Одной из важнейших проблем преодоления  кризиса и перехода к стабильному  развитию малого бизнеса, является вопрос о совершенствовании налогообложения  на всех уровнях бюджетной системы. Система налогообложения должна базироваться на разумном сочетании фискальной функции налогов с их стимулирующей ролью в развитии предпринимательской деятельности организаций и предпринимателей. Каждая налоговая система имеет две стороны: одна - безвозмездно берет, вторая (налогоплательщик) безвозмездно платит, при этом, вторая всегда надеется, что государство когда-нибудь вернет полученное, но в иной форме. То есть, государство будет осуществлять с помощью полученных средств такую политику, которая поможет повысить благосостояние тех, кто платит.

С момента принятия Налогового Кодекса  происходит постоянная работа по совершенствованию  порядка исчисления и уплаты различных  налогов. Это в полной мере относится  и к специальным режимам налогообложения  субъектов малого предпринимательства. Принятие упрощенной системы налогообложения  и единого налога на вмененный  доход представляло значительный интерес  для малого бизнеса. Привлекательность  данных систем налогообложения состояла в том, что фактически налогоплательщикам разрешалось применять более  льготные режимы. Данные системы предусматривали  замену уплаты совокупности всех налогов (за исключением ресурсных платежей и некоторых других) уплатой единого  налога. Кроме того, применение упрощенной системы позволило предприятиям не вести бухгалтерский учет практически  всех хозяйственных операций, не представлять бухгалтерскую отчетность, что значительно  экономило средства налогоплательщиков.

Со временем система единого  налога с вмененного дохода перестала  удовлетворять и государство  и налогоплательщиков ее применяющих. Что касается налогоплательщиков, то данная система по видам деятельности установленным законодательством, является обязательной к применению, независимо от того выгодна она или нет налогоплательщику. Поступление налога с вмененного дохода в государственный бюджет никак не зависит от увеличения доходов плательщика, не в полной мере учитывает экономическое обоснование осуществляемой малым бизнесом деятельности, что приводит как к излишней налоговой нагрузке, так и, наоборот, возможности значительной экономии на налогах. Кроме того, применять этот специальный режим действительно удобно только тем налогоплательщикам, которые не оказывают никаких услуг, не попадающих под ЕНВД.

Выход из сложившейся ситуации разработчики налогового законодательства видят  в дополнении главы 26.2 упрощенной системой налогообложения на основе патента  и постепенной отмены в будущем  главы 26.3 Налогового кодекса о едином налоге с вмененного дохода.

Суть УСН на основе патента состоит в выдаче индивидуальному предпринимателю налоговым органом патента на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности, предусмотренных главой 26.3 НК с оплатой патента в два приема.

Преимущества упрощенной системы на основе патента. Прежде всего, поменялись ориентиры. Главная задача – это не только сбор налогов, сколько легализация и развитие малого бизнеса (например, теми налогоплательщиками, которые сегодня не зарегистрированы, но при этом не хотят нарушать налоговое законодательство). Такие факторы, как замена ряда налогов, простота ведения учета доходов, отмена представления налоговой декларации, оплата патента в два приема, возможность приобретения патента на месяц и более, простота перехода на УСН на основе патента уже делают систему привлекательной.

С момента принятия УСН на основе патента по данным государственной налоговой службы на патент переходить предприниматели не спешат. Новая система налогообложения на основе патента достаточно спорная. Но при этом нужна практика, чтобы оценить ее эффективность. Уже сегодня можно отметить некоторые недостатки данного режима налогообложения.

Во-первых, патент действует  только на территории того субъекта РФ, который его выдал. Если предприниматель  намерен работать дополнительно  в другом субъекте, то, ему нужно  получить (и соответственно оплатить) патент и там. Таким образом, получается, что налогоплательщик попадает под  двойное налогообложение.

Во-вторых, до сих пор не решен вопрос о том, что делать в ситуации, если в одном субъекте патент получить можно, а в другом УСН на основе патента нет. О возможности применять оба вида УСН (патентной и обычной) нигде в законодательстве не сказано.

В-третьих, нет механизма  распределения расходов при применении одновременно патента и иного  режима налогообложения.

В-четвертых, согласно ст. 346.25.1 НК РФ указано, что при нарушении  правил применения УСН на основе патента  предприниматель должен платить  налоги по общей системе и стоимость  патента ему не возвращается. При  этом никакие причины прекращения  занятия деятельностью во внимание не принимаются.

В-пятых, стоимость патента  не зависит от фактически полученных доходов и произведенных расходов, даже при убыточной деятельности предприниматель все равно должен уплатить сумму налога (патента) в  бюджет. Этот недостаток содержит и  система налогообложения в виде ЕНВД.

В-шестых, уплата патента  в региональный бюджет, а не в  бюджет муниципалитетов, на которые  ложится основная нагрузка по развитию малого бизнеса, приводит к тому, что  последние не заинтересованы в развитии патентной системы.

В-седьмых, УСН на основе патента  вправе применять только индивидуальные предприниматели. Однако для граждан  обязательность получения такого специального статуса является достаточно обременительной  процедурой. Причем сложность заключается  именно в «бюрократическом» аспекте (хождение по инстанциям, оформление бумаг, необходимость постановки на учет в  налоговых органах как по месту  жительства, так в инспекциях по месту осуществления деятельности в других субъектах РФ, постановка на учет в органах внебюджетных фондов и выполнение перед ними массы  обязанностей и т.д.). Подобная перспектива  снижает желание огромного количества людей заниматься бизнесом.

Информация о работе Контрольная работа по "Налоги и налогообложение"