Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 16:34, контрольная работа
1. Сущность, функции и классификация налогов как элемента налоговой системы.
2. Проблемы и перспективы развития упрощенной системы налогообложения на основе патента.
Налог - обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований (Налоговый кодекс Российской Федерации).
Основные черты налога: односторонний характер его установления; безвозмездность; принудительный характер платежей.
Налоги
являются важнейшим элементом
Регулирующая функция. Государство может регулировать частную собственность только косвенно - через налоги; с помощью налогов государство регулирует темпы развития экономики: уменьшение налогового бремени дает импульс к развитию отраслей, регионов, отдельных предприятий, рост же налогов замедляет темпы роста экономики.
Перераспределительная функция. С помощью налогов государство перераспределяет финансовые ресурсы между сферами экономики, отраслями, регионами и т.д.
Фискальная функция - налоги являются важнейшим источником доходов госбюджета, на их долю приходится более 90% доходов.
Контрольная функция. С помощью налогов государство осуществляет контроль за эффективным использованием финансовых ресурсов.
Стимулирующая функция. Через налоги государство стимулирует эффективное использование всех экономических ресурсов.
Классификация налогов:
Основные условия установления налога:
Налогоплательщики - это организации и физические лица, индивидуальные предприниматели, на которых возложена обязанность уплачивать налоги.
Организациями являются:
Физическими лицами признаются граждане России, иностранные граждане, лица без гражданства.
Индивидуальные предприниматели - это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные охранники, частные нотариусы, частные детективы.
Объект налогообложения - это то, что облагается налогом. Объектами налогообложения могут быть имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, работ и услуг; ввоз (вывоз) товаров на территорию России и др.
Налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.
Источник налога - это доход или капитал на микроуровне, на макроуровне - национальный доход.
Налоговый период - календарный год или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога.
Ставка налога - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Ставки бывают твердые (в руб.) и в процентах;
Метод налогообложения - порядок изменения ставки налога в зависимости от изменения налоговой базы. Различают четыре метода налогообложения:
Порядок исчисления налога показывает, кто исчисляет сумму налога. Это может быть сам налогоплательщик (налог на прибыль), налоговая организация (налог на имущество физических лиц), третье лицо (работодатель при исчислении налога на доходы физических лиц).
Способы исчисления налога:
Способы уплаты налога:
Порядок уплаты налога - это технические приемы внесения налога в соответствующий бюджет. Это могут быть авансовые платежи в течение налогового периода с окончательным расчетом суммы налога по окончании налогового периода; разовая уплата всей суммы налога и т. д. Уплата налогов производится в наличном или безналичном порядке через кредитную организацию в российской валюте. Днем уплаты налога признается день зачисления налога на счет бюджета, при ввозе товаров – день принятия таможенной декларации таможенным органом.
Сроки уплаты налогов устанавливаются
применительно к каждому
Налоговая льгота – предоставляемая отдельным категориям налогоплательщиков при наличии оснований возможность уплачивать налог в меньшем размере по сравнению с суммой налога, которая подлежит уплате другими налогоплательщиками. Налоговые льготы предоставляются в виде дополнительных скидок и вычетов.
Одной из важнейших проблем преодоления
кризиса и перехода к стабильному
развитию малого бизнеса, является вопрос
о совершенствовании
С момента принятия Налогового Кодекса
происходит постоянная работа по совершенствованию
порядка исчисления и уплаты различных
налогов. Это в полной мере относится
и к специальным режимам
Со временем система единого налога с вмененного дохода перестала удовлетворять и государство и налогоплательщиков ее применяющих. Что касается налогоплательщиков, то данная система по видам деятельности установленным законодательством, является обязательной к применению, независимо от того выгодна она или нет налогоплательщику. Поступление налога с вмененного дохода в государственный бюджет никак не зависит от увеличения доходов плательщика, не в полной мере учитывает экономическое обоснование осуществляемой малым бизнесом деятельности, что приводит как к излишней налоговой нагрузке, так и, наоборот, возможности значительной экономии на налогах. Кроме того, применять этот специальный режим действительно удобно только тем налогоплательщикам, которые не оказывают никаких услуг, не попадающих под ЕНВД.
Выход из сложившейся ситуации разработчики налогового законодательства видят в дополнении главы 26.2 упрощенной системой налогообложения на основе патента и постепенной отмены в будущем главы 26.3 Налогового кодекса о едином налоге с вмененного дохода.
Суть УСН на основе патента состоит в выдаче индивидуальному предпринимателю налоговым органом патента на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности, предусмотренных главой 26.3 НК с оплатой патента в два приема.
Преимущества упрощенной системы на основе патента. Прежде всего, поменялись ориентиры. Главная задача – это не только сбор налогов, сколько легализация и развитие малого бизнеса (например, теми налогоплательщиками, которые сегодня не зарегистрированы, но при этом не хотят нарушать налоговое законодательство). Такие факторы, как замена ряда налогов, простота ведения учета доходов, отмена представления налоговой декларации, оплата патента в два приема, возможность приобретения патента на месяц и более, простота перехода на УСН на основе патента уже делают систему привлекательной.
С момента принятия УСН на основе патента по данным государственной налоговой службы на патент переходить предприниматели не спешат. Новая система налогообложения на основе патента достаточно спорная. Но при этом нужна практика, чтобы оценить ее эффективность. Уже сегодня можно отметить некоторые недостатки данного режима налогообложения.
Во-первых, патент действует только на территории того субъекта РФ, который его выдал. Если предприниматель намерен работать дополнительно в другом субъекте, то, ему нужно получить (и соответственно оплатить) патент и там. Таким образом, получается, что налогоплательщик попадает под двойное налогообложение.
Во-вторых, до сих пор не решен вопрос о том, что делать в ситуации, если в одном субъекте патент получить можно, а в другом УСН на основе патента нет. О возможности применять оба вида УСН (патентной и обычной) нигде в законодательстве не сказано.
В-третьих, нет механизма распределения расходов при применении одновременно патента и иного режима налогообложения.
В-четвертых, согласно ст. 346.25.1 НК РФ указано, что при нарушении правил применения УСН на основе патента предприниматель должен платить налоги по общей системе и стоимость патента ему не возвращается. При этом никакие причины прекращения занятия деятельностью во внимание не принимаются.
В-пятых, стоимость патента
не зависит от фактически полученных
доходов и произведенных
В-шестых, уплата патента в региональный бюджет, а не в бюджет муниципалитетов, на которые ложится основная нагрузка по развитию малого бизнеса, приводит к тому, что последние не заинтересованы в развитии патентной системы.
В-седьмых, УСН на основе патента
вправе применять только индивидуальные
предприниматели. Однако для граждан
обязательность получения такого специального
статуса является достаточно обременительной
процедурой. Причем сложность заключается
именно в «бюрократическом» аспекте
(хождение по инстанциям, оформление бумаг,
необходимость постановки на учет в
налоговых органах как по месту
жительства, так в инспекциях по
месту осуществления
Информация о работе Контрольная работа по "Налоги и налогообложение"