Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2015 в 10:04, контрольная работа
Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами. Возникновение и развитие системы налогообложения в России. Принципы налогообложения. Основные направления налоговой политики государства. Значение дисциплины для подготовки специалиста в условиях рыночной экономики.
Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами. Значение дисциплины для подготовки специалиста в условиях рыночной экономики.
Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами. Значение дисциплины для подготовки специалиста в условиях рыночной экономики.
Содержание дисциплины представлено следующими темами:
Возникновение и развитие системы налогообложения в России.
Налоги являются одним из древнейших финансовых институтов.
История отечественной налоговой системы связывается с возникновением древнерусского государства, финансовая система которого изначально основывалась на взимании дани в пользу князя. Так, еще в 884 г. киевский князь Олег, победив днепровских северян, обложил их данью.
До 988 г. основными видами налогов являлись дани (подати), оброки. Уплачивались они натурой, чаще всего медом, кунами и даже мечами. В основном в этот период налоги устанавливались по случаю войн и походов.
Первые зачатки
После завоевания Руси Золотой Ордой на основе переписи населения, проведенной в 1257-1259 гг. монгольскими «численниками», также осуществлялось взимание дани. В настоящее время историкам известно 14 видов «ордынских тягостей», к числу которых относились: выход («царева дань»), дань монгольскому хану, торговые сборы («мыт» и «тамка»), извозные повинности («ям» и «подводы»). Ежегодно взимаемая на территории Руси дань в пользу поработителей составляла огромные для того времени суммы. Например, «Московский выход» составлял 5-7 тыс. руб. серебром, а «новгородский выход» — 1,5 тыс. руб. Первоначально уплата дани контролировалась чиновниками хана, которые именовались баскаками, а затем откупившими это право купцами — бесерменами.
Так, например, в Новгороде дань
была взята на откуп хивинскими купцами.
В случае недоимки откупщики насчитывали
большие проценты, а при совершенной невозможности
платить брали людей в неволю.
Уплата «выхода» была прекращена Иваном
III лишь в 1480 г., после чего началось воссоздание
финансовой системы Руси. В качестве основного
прямого налога были введены данные деньги
с черносошных крестьян и посадских людей,
а затем — ямские, пищальные подати, сборы
на городовое и засечное дело.
Иван Грозный в период своего правления ввел стрелецкую подать на создание регулярной армии, а также полоняничные деньги для выкупа захваченных в плен ратных и других людей.
Для определения размера прямых податей служило «сошное письмо», которое составлялось писцами. «Соха» представляла собой условную податную единицу, определяемую на основе измерения земельных площадей или количества дворов, ее размер был неодинаков в разных местах. Так, промышленная, посадская или слободская «соха» составляла «40 дворов лучших торговых людей, 80 средних и 160 молодших посадских людей, 320 слободских». Эта единица налогообложения использовалась продолжительное время и была отменена лишь в 1679 г. В царствование Алексея Михайловича в 1655 г. создан Счетный приказ, который отвечал за взимание податей.
В 1680 г. он обеспечил поступление в государственную казну 1 203 367 руб. доходов. Из них на счет прямых налогов приходилось 44 %, а косвенных — 53,3 %. Остальные доходы приходились на чрезвычайные сборы и другие платежи.
Крупномасштабные государственные преобразования в России, затронувшие все сферы экономики, включая и финансы, связываются с именем Петра Великого (1672-1725 гг.). В период его правления взимались: стрелецкая подать, драгунские деньги, рекрутские деньги, корабельные деньги, подать на покупку драгунских лошадей. Учреждены должности прибыльщиков, которые предложили новые налоги, к числу которых относилась и пошлина на бороды. К числу же главных преобразований налоговой системы того времени относится введение подушной подати. Ее размер различался в зависимости от категории плательщиков. Так, с каждого крестьянина дворцового и синодского ведомства и крепостных подушных брали по 74 копейки, а с государственных крестьян еще, помимо того 40 копеек. С купцов и цеховых взимали по 120 копеек с души.
До середины XVIII в. государственные сборы именовались податями. Впервые термин «налог» употреблен в 1765 г. известным русским историком А. Поленовым (1738-1816 гг.) в одной из его работ и постепенно становится общеупотребимым.
Быстрый рост государственных расходов и переход Российской империи от натурального крепостного хозяйства к денежному во второй половине XIX в., способствовали широкому развитию налогообложения. В то время налоги понимались как «односторонние экономические пожертвования граждан или подданных, которые государство или иные общественные группы в силу того, что они являются представителями общества, взимают легальным путем и законным способом из их частных имуществ для удовлетворения необходимых общественных потребностей и вызываемых ими издержек».
В течение 1875-1898 гг. в стране была проведена налоговая реформа, в ходе которой были отменены соляной налог и подушная подать, винный и ряд других откупных платежей, введены новые налоги. По окончании реформ налоговая система дореволюционной России включала в себя такие прямые налоги, как поземельный налог, налог с недвижимых имуществ, государственный квартирный налог, промысловый налог и сбор с доходов от капитала. Предусматривалась также уплата налогов на обращение, т. е. на переход имущественных прав, в число которых входили: наследственный налог, крепостная пошлина, гербовой сбор. К косвенным налогам относились акцизы и таможенные пошлины.
Поземельный налог, заменивший
подушное обложение, был введен в 1875 г.
Это был первый в истории России налог,
который наряду с другими
сословиями платило и дворянство . Налогообложению
подлежали все земли за исключением тех,
которые являлись казенными. Размер налога
был дифференцирован и в различных губерниях
составлял от 0,25 до 17 копеек с десятины
в зависимости от качества земли. В 1907
г. поземельный налог дал казне около 20
млн руб.
К числу достаточно крупных относился и налог на недвижимость (жилые дома, заводы, фабрики, складские помещения и другие строения), который был введен вместо подушной подати с горожан. В указанный период он взимался по ставке 9-10 %. Например, в 1890 г. Этот налог обеспечил в Москве поступления в размере 2,3 млн руб. из 4,14 млн руб. прямых налогов, а в следующем году — 2,8 млн руб.
Значительный рост городского населения обусловил введение в 1894 г. государственного квартирного налога, который взимался органами городского управления и целиком поступал в государственный бюджет (лишь в бюджет Санкт-Петербурга передавалась часть налога). Этим налогом облагался содержатель квартиры независимо от того, являлся ли он собственником или арендатором. Ставка налога была дифференцирована в зависимости от наемной цены квартиры и составляла от 5 до 560 руб. Если наемная цена квартиры превышала 6 тыс. руб. ставка составляла 10 %. В 1900 г. квартирного налога получено 3,9 млн руб., а в 1908 г. — более 6 млн руб.
Наряду с указанными выше налогами в 1885 г. была предусмотрена уплата сбора с доходов от денежных капиталов. Введению указанного налога в немалой степени способствовали рост ссудного капитала и появление большого числа рантье. Объектом налогообложения в этом случае являлся доход от ссудных капиталов и ценных бумаг. Ставка налога составляла 5 %.
Под налогообложение попадали доходы, полученные в виде процентов по ценным бумагам как государственным, так и выпускаемых частными лицами; проценты по вкладам в кредитных учреждениях; доходы от капиталов, ссужаемых частными лицами и учреждениями торговым и промышленным предприятиям. Освобождались от налогообложения доходы по акциям и паям промышленных и торговых обществ, облагаемых дополнительным промысловым сбором. Ежегодно с налогоплательщиков удерживалось до 20 млн. руб. этого налога.
Развитие промышленного производства в стране требовало изменения порядка налогообложения и предприятий. В 1898 г. введено новое Положение о Государственном промысловом налоге. В соответствии с названным актом, промысловое налогообложение предполагало уплату основного и дополнительного налогов.
Объектом промыслового налога
являлась прибыль промышленных и торговых
предприятий, а также банков и страховых
компаний. Основной налог являлся, по сути,
патентным сбором.
После его уплаты физическим и юридическим
лицам, осуществлявшим предпринимательскую
деятельность, выдавались промысловые
свидетельства (патенты).
Для этого предусматривалось подразделение предпринимателей на 6 торговых и 8 промышленных разрядов, на основании которых взимался основной промысловый налог. При отнесении торговых предприятий к тому или иному разряду во внимание принимался род торговой деятельности, например, к первому разряду относилась оптовая торговля, ко второму — розничная, к третьему и четвертому — «мелочная», к пятому — «развозочная» и к шестому — «разносная». Для кредитных и страховых учреждений определяющим являлся размер основного капитала, а для промышленных предприятий — количество рабочих, объем производимой продукции и производственные мощности. В торговле размер основного налога, в зависимости от разряда, составлял от 4 до 500 руб., а в промышленности — от 2 до 1500 руб.
Информация о работе Контрольная работа по «Налоги и налогообложение»