Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 18:39, курс лекций
Работа содержит курс лекций по дисциплине "Налоги"
Лекция №5
Цель:
Раскрыть методы определения объектов налогообложения
и показать специальные правила и способы
налогового учета
Вопросы:
3.3 Методы определения объектов налогообложения
3.4 Специальные правила и способы налогового
учета
^ 3.2.3. Специальные правила и способы налогового
учета.
Исходя из анализа Налогового Кодекса,
можно выделить следующие правила и способы,
общие для налогового учета по всем налогам
и налоговым показателям.
1. ^ Введение специальных налоговых показателей
и понятий, основанных на данных
бухгалтерского учета, но применяемых
для целей налогообложения.
Например, такие показатели:
- налогового обязательства;
- совокупный годовой доход;
- вычеты;
- налогооблагаемый доход;
- облагаемый оборот и т.д.
Эти показатели формируются при прямом
или косвенном использовании методов
бухгалтерского учета.
2. ^ Установление специальных действий для
исполнения налогового обязательства
(глава 5 НК)
К их числу относятся:
- постановка на регистрационный учет;
- ведение учета объектов налогообложения
и объектов, связанных с налогообложением;
- начисление исходя из налоговой базы
и налоговой ставки, суммы налогов и других
платежей, подлежащих уплате в бюджет;
- составление налоговой отчетности и
т.п.
Налогоплательщик вправе выполнять налоговое
обязательство досрочно. Налоговым Кодексом
определены сроки исполнения налогового
обязательства (ст. 32), порядок погашения
налоговой задолженности, особенности
исчисления и исполнения налогового обязательства
отдельных налогоплательщиков и др.
3. ^ Раздельный учет и правила его ведения.
Налогоплательщики, осуществляющие разные
виды деятельности, для которых предусмотрены
различные условия налогообложения и
объектов, связанных с налогообложением.
Раздельный учет должен базироваться
на данных бухгалтерского учета и осуществляться
на основании специальных расчетов. Все
доходы и расходы отнесенные к определенному
виду деятельности, должны подтверждаться
соответствующей учетной документацией.
^ 4. Применение корректировок в целях налогообложения.
Поправки,, корректировки на которых в
целях налогообложения налогоплательщик
должен увеличить или уменьшить налогооблагаемый
доход - делают бухгалтеры по налогу на
добавленную стоимость и КПДН.
Так, в соответствии с Налоговым Кодексом
объектами налогообложения налога на
добавленную стоимость считаются облагаемый
оборот и облагаемый импорт. Облагаемый
оборот определяется на основе стоимости
реализуемых товаров (работ, услуг), исходя
из применяемых цен и тарифов. В то же время,
облагаемый оборот по налоговому учету
признается исходя из рыночных цен, но
не ниже фактической себестоимости.
Объект налогообложения (обороты по реализации)
и налогооблагаемая база здесь понятия
нетождественные. Расчетное Доначисление
оборота при реализации продукции (налоговый
дисконт) по ценам не выше себестоимости
самим оборотом по реализации не является.
Кроме того, данное расчетное Доначисление
оборота является чисто арифметической
операцией, возникает только в специальном
расчете (произвольной формы) и вообще
не находит своего отражения в бухгалтерском
учете ("фиктивная" выручка (убыток)
для целей налогообложения).
Данный способ налогового учета характерен
и для корпоративного подоходного налога
(раздел 6).
5. ^ Определение налогового периода.
Налоговый период- срок, в течение которого
завершается процесс формирования налоговой
базы и окончательно определяется размер
налогового обязательства. Необходимость
определения налогового периода связана
с необходимостью определения точного
результата, что возможно при системном
ведении учета и периодическом подведении
итогов. По разным налогам разные налоговые
сроки.
В зависимости от установленного налогового
периода различают налоги срочные и периодично-календарные.
Срочные налоги имеют налоговый период,
исчисляемый по сроку с момента возникновения
объекта налогообложения (акцизы, налог
на транспортные средства и др.)
Периодично-календарные налоги исчисляются
в течение определенного срока, установленного
календарно (ежемесячные, квартальные
и годовые). К ним относятся налог на добавленную
стоимость, корпоративный подоходный
налог, социальный налог, и др.
6. ^ Ведение специальной налоговой документации,
регистров и отчетности.
Теория и практика налогового учета свидетельствуют,
что он возможен при ведении специальной
документации и регистров, которые можно
отнести к формально-техническим приемам
методологии налогового учета.
Учетная документация представляет собой
первичные документы, регистры бухгалтерского
учета и иные документы, являющиеся основанием
для определения объектов налогообложения
и объектов, связанных с налогообложением,
а также для начисления налоговых обязательств.
Налоговая документация состоит из следующих
разновидностей:
- первичная документация(счета-фактуры,
уведомления, распоряжения);
- налоговые расчеты;
- налоговые регистры (накопительные, группировочные
ведомости, лицевые счета и карточки);
- налоговая отчетность, декларации.
Учетная документация составляется на
бумажных или электронных носителях и
храниться до истечения срока исковой
давности, составляется на государственном
или русском языках.
Налоговая отчетность представляет собой
документацию, содержащую информацию
об исчислении налоговых обязательств,
представляемую налогоплательщиком в
налоговые органы.
К формам налоговой отчетности относятся:
- правила по их составлению;
- налоговые декларации, расчеты по каждому
виду налога;
- заявления на получение патента на применения
специальных налоговых режимов, на получение
РНН и др. заявления.
С 01.01.2008 года с введением Налогового Кодекса
введены новые формы налоговой отчетности.
- формы налоговой отчетности.
- правило составления форм налоговой
отчетности.
Декларация и расчеты по каждому отдельному
налогу имеет свой штрих код, формат и
бланк определенного цвета, и содержания,
их заполняется особым способом для прочтения
сканером. Если позиции декларации и расчетов
не будет состыкованы, то сканер не считает
информацию.
Кроме того сканер может не сработать
и при некачественном бланке отчетности.
7. ^ Специальные налоговые режимы.
Они предусматриваются в отношении:
- субъектов малого бизнеса;
- крестьянских (фермерских) хозяйств;
- юридических лиц (производителей
сельхозпродукции);
- отдельных видов предпринимательской
деятельности.
Специальный налоговый режим предполагает
упрощенный порядок исчисления и уплаты
отдельных налогов в форме выдачи патента или разового талон. Патент - документ, удостоверяющий
право применения специального налогового
режима и подтверждающий факт уплаты в
бюджет налогов. Разовый талон - документ, удостоверяющий
право применения специального налогового
режима и подтверждающий факт расчета
с бюджетом по индивидуальному подоходному
налогу.
Система управления экономикой Казахстана
имеет два уровня учетной и налоговой
политики: глобальный и локальный. Определения
учетной и налоговой политики схожи, взаимно
дополняют друг друга и сводятся к следующему.
Под учетной и налоговой политикой следует
понимать совокупность способов, приемов
и правил, применяемых руководством хозяйствующего
субъекта для ведения бухгалтерского
учета и раскрытия финансовой и налоговой
отчетности, в соответствии с их принципами
и методологией.
Методы налогового учета в полном объеме
до сих пор не определены Налоговым Кодексом.
Хотя приведенные там правила определения
объектов налогооблагаемой базы по разным
налогам можно смело отнести к прямым
методам налогового учета. Косвенные методы
налогового учета индивидуальны как у
налоговых инспекторов, так и в бухгалтериях
хозяйствующих субъектов, поскольку у
них различный практический опыт и цели
профессиональной деятельности. К числу
прямых методов налогового учета доходов
и расходов относятся: метод начисления
и кассовый метод
Теория и практика налогового учета выработала
на наш взгляд, еще семь специальных правил
и способов:
введение специальных налоговых показателей
и понятий, основанных на данных бухгалтерского
учета, но применяемых для целей налогообложения;
- установление специальных действий исполнения
налогового обязательства;
- установление специальных правил формирования
налоговых показателей;
- установление корректировок;
- определение налогового периода;
- ведение налоговой документации и отчетности;
- специальные налоговые режимы.
Избранные методы налогового учета отдельных
объектов налогообложения, должны быть
отражены в учетной и налоговой политике
и соблюдаться в установленные сроки.
ТЕМА
4. Организация налогового учета.
Лекция №6
Цель: Показать организацию налогового
учета в налоговых органах, регистрационный
учет и присвоение РНН. Раскрыть виды налоговых
контролей и проверок.
Вопросы:
4.1. Организация налогового учета в налоговых
органах.
4.1.1. Регистрационный учет и присвоение
РНН.
4.1.2. Налоговые проверки.
4.1.3. Камеральный контроль и мониторинг
4.1.4. Меры ответственности налогоплательщиков
^ 4.1. Организация налогового учета в налоговых
органах.
4.1.1. Регистрационный учет и присвоение
РНН.
В целях укрепления налоговой системы
Налоговый Кодекс определяет условия
государственной регистрации и регистрационного
учета налогоплательщиков (раздел 17). Государственной
регистрации в РК в качестве налогоплательщиков
подлежат:
1) юридические лица, их структурные подразделения,
в т.ч. нерезиденты осуществляющие деятельность
в РК - по местонахождению или осуществлению
хозяйственной деятельности;
2) физические лица - резиденты, являющиеся
плательщиками налогов и других обязательных
платежей в бюджет - по месту жительства;
3) физические лица - нерезиденты, осуществляющие
индивидуальную предпринимательскую
деятельность через постоянное учреждение
- по месту пребывания в РК;
4) нерезиденты, владеющие в РК объектами
налогообложения - по местонахождению
или по месту регистрации объектов налогообложения.
Государственная регистрация налогоплательщиков
- это внесение сведений о налогоплательщике
в Государственный реестр налогоплательщиков
РК с присвоением регистрационного номера
налогоплательщика (РНН) и выдачей ему
свидетельства налогоплательщика в течение
двух рабочих дней после подачи заявления
о государственной регистрации.
Введение их обусловлено необходимостью,
систематизировать и упорядочить учет
налогоплательщиков, а также учет поступления
налоговых и других обязательных платежей
в бюджет, обеспечить компьютерную обработку,
и проведение перекрестной проверки информации
по соблюдению налогоплательщиком налогового
законодательства, обеспечению обмена
информацией между подразделениями налоговой
службы.
Постановка на регистрационный учет производится
по заявлениям в территориальном налоговом
органе не позднее 10 дней со дня регистрации.
Каждому налогоплательщику присваивается
единый на всей территории Казахстана
регистрационный номер налогоплательщика
(РНН). Территориальный налоговый орган
указывает регистрационный номер налогоплательщика
во всех передаваемых ему документах.
РНН присваивается налогоплательщику
при возникновении налоговых обязательств.
В случае изменения административно территориального
деления или места жительства, налоговый
орган по новому месту регистрирует их,
при этом РНН не изменяется. Когда налогоплательщик
уже был зарегистрирован в принимающем
налоговом органе, то производится проверка
дат регистрации в передающем и принимающем
налоговых органах. За налогоплательщиком
закрепляется постоянный регистрационный
номер налогоплательщика. Налоговые органы
несут ответственность за присвоение
РНН.
РНН присваивается и используется в отношении
всех налогов и обязательно указывается
в налоговых декларациях, расчетных и
других документах. РНН подлежит обязательному
проставлению в банковских платежных
документах (платежных поручениях, распоряжениях,
уведомлениях) включая РНН плательщика
и получателя. Налоговая служба указывает
РНН во всех посылаемых налогоплательщику
сообщениях, имеющих отношение к налоговым
обязательствам.
Система регистрации и снятия налогоплательщиков
с налогового учета определяется Министерством
Государственных Доходов РК.
В налоговых органах по месту регистрации
(в районных, территориальных Налоговых
Комитетах) с присвоением РНН каждому
налогоплательщику открывается лицевой
счет (в отделах по учету)
В лицевых счетах отражаются:
- наименование налогоплательщика;
- адрес, РНН
- расчетный счет и другие показатели.
По предприятиям, уплачивающим налоги
в разные подразделения бюджетной классификации,
открывается лицевой счет на каждое такое
подразделение. При ручном учете лицевой
счет ведется в виде карточек; при использовании
ПЭВМ - в памяти компьютера в форме таблицы.
Записи в лицевых счетах должны приводиться
в хронологическом порядке первичных
документов и своевременно. Во время заполнения
лицевых счетов на основании первичных
документов, во внимание принимаются все
общие характеристики долга (налог, пени,
штрафные санкции, сроки уплаты, а также
другие данные, связанные с вопросами
учета и взыскания видов налоговых платежей).
Физические лица, осуществляющие платежи
в бюджет через источники выплат (где работают)
также имеют РНН и лицевой счет в налоговой
службе по месту основной работы.
Налогоплательщики обязаны зарегистрировать
в территориальных налоговых органах
начало осуществления следующих видов
предпринимательской деятельности:
1) оптовую и розничную торговлю бензином
(кроме авиационного), дизельным топливом;
2) производство и реализацию алкогольной
продукции;
3) прием стеклопосуды;
4) организацию, проведение и реализацию
лотереи;
5) игорный бизнес.
Органы, осуществляющие лицензирование,
обязаны в течение трех дней после выдачи
лицензии уведомить территориальные комитеты
о выдаче лицензии получателю.
Налоговые органы осуществляют сбор налогов
через переписку и связь, с налогоплательщиками
направляя уведомления, распоряжения
и другую документацию в письменной форме
с подписями должностных лиц и гербовой
печатью. Документы считаются врученными,
если они доставлены по адресу с уведомлением
или направлены заказной почтой.
Налоговые органы ведут строгий учет платежей
по налогам не только по срокам, но и по
размерам начислений и перечислений сумм.
Если сумма, уплаченная в бюджет по какому-либо
налогу, превышает начисленную, налоговая
служба должна зачесть сумму превышения
в счет уплаты других налогов без согласия
налогоплательщика. Если у налогоплательщика
нет задолженностей, налоговая служба
зачла превышение в счет обязательств
по предстоящим платежам. Если же налогоплательщик
не дает согласия на зачет переплаты налога
в счет обязательств по предстоящим платежам,
налоговый орган по письменному заявлению
налогоплательщика обязан в 20-дневный
срок возвратить сумму переплаты (кроме
НДС). Возмещение сумм переплаты по НДС
производится в течение 90 дней с момента
получения заявления от налогоплательщика.
Записи и документы учета в налоговых
органах состоят из представленных деклараций
и уведомлений о начисленных суммах налога,
карточек лицевых счетов.
Эти документы являются основными исходными
документами в процессе взимания налогов.
В
соответствии со ст. 31 Налогового Кодекса
налоги уплачиваются в сроки предусмотренные
этим нормативным документом, а также
уведомлений органов налоговой службы.
Уведомлением признается письменное сообщение,
направленное налоговым органом в адрес
налогоплательщика о необходимости исполнения
налогового обязательства. Уведомления
о начисленной сумме налога должны содержать
следующие сведения:
- Ф.И.0. или наименование налогоплательщика;
-РНН;
- дату и номер регистрации уведомления;
- место и способ уплаты;
- суммы налогового (обязательства), реквизиты
соответствующих налогов;
- требования об исполнении налогового
обязательства;
- срок, место и порядок обжалования.
Уведомления выписываются в 2-х экземплярах,
подписывается начальником или уполномоченным
должностным лицом с указанием их фамилии,
инициалов, заверяются гербовой печатью.
Первый экземпляр вручается налогоплательщику,
а второй - остается в Налоговом Комитете.
В соответствии со ст. 35 Конституции РК
уплате налогов, сборов и других платежей
в бюджет является долгом и обязанностью
плательщиков. За нарушение налогового
законодательства налогоплательщики
несут ответственность перед государством.
^ 4.1.2. Налоговые проверки.
Налоговая проверка - это проверка осуществляемая
органами налоговой службы, исполнения
налогового законодательства РК.
Налоговые проверки подразделяются на
следующие виды:
1) документальная проверка;
2) рейдовая проверка;
3) хронометражное обследование;
Документальная проверка бывает комплексной,
тематической и встречной.
- комплексная проверка - проверка исполнения
налогового обязательства по всем видам
налогов и других обязательных платежей
в бюджет;
- тематическая проверка - проверка исполнения
налогового обязательства по отдельному
виду налога и другого обязательного платежа
в бюджет;
- встречная проверка - проверка проводимая
в отношении требования лиц в случае, если
при проведении налоговых проверок у налогового
органа возникает необходимость в получении
дополнительной информации о правильном
отражении в налоговом учете проведенных
с этими лицами операций.
Рейдовая проверка проводится налоговыми
органами в отношении отдельных налогоплательщиков
по вопросам соблюдения ими отдельных
требований налогового законодательства
РК:
- постановки налогоплательщиков на регистрационный
учет;
- правильности применения контрольно-кассовых
машин с фискальной памятью;
- наличия лицензии и иных разрешительных
документов;
- соблюдение правил производства, хранения
и реализации подакцизной продукции.
Хронометражные обследования проводятся
с целью установления фактического дохода
налогоплательщика и фактических затрат,
связанных с получением дохода.
Налоговые проверки проводятся со следующей
периодичностью:
1) комплексные - не чаще одного раза в год;
2) тематические - не чаще одного раза в
полугодие по одному и тому же виду налога
и другому обязательному платежу в бюджет.
Частота и периодичность налоговых проверок
не подлежит ограничению в следующих случаях:
- в случаях реорганизации и ликвидации
юридических лиц;
- в связи с истечением срока действия
контракта на недропользования;
- при проведении встречных проверок;
- при проведении тематических проверок
на предмет достоверности сумм НДС;
- при дополнительных проверках;
- при внеочередных проверках.
Срок проведения налоговых проверок не
должен превышать тридцати рабочих дней
с момента вручения предписания. При проведении
налоговой проверки юридических лиц, имеющих
структурные подразделения, срок может
быть продлен до шестидесяти рабочих дней.
Основанием для проведения налоговой
проверки является предписание, содержащее
следующие реквизиты:
- дату и номер регистрации в налоговом
органе;
- наименование орган вынесшего предписание;
^ 4.1.3. Камеральный контроль и мониторинг.
К
числу налогового администрирования
наряду с регистрационным учетом и налоговыми
проверками относятся камеральный контроль
и мониторинг .
Камеральный контроль , осуществляемый
непосредственно налоговым органом на
основе изучения и анализа представленной
налогоплательщиком налоговой отчетности
и других документов.
При выявлении ошибок в налоговой отчетности,
обнаружении противоречия между сведениями,
содержащимися в налоговой отчетности,
а также превышения условий, предусмотренных
для субъектов малого бизнеса, налогоплательщику
направляется уведомление для самостоятельного
устранения допущенных ошибок и нарушений.
М
ониторинг налогоплательщиков осуществляется
путем применения системы наблюдений
за финансово-хозяйственной деятельностью
налогоплательщиков с целью определения
их реальной налогооблагаемой базы и проведения
анализа ответственности формирования
себестоимости товаров (работ , услуг),
соблюдение финансового, валютного законодательства
Республики Казахстан и применяемых цен.
Электронный мониторинг разновидность
мониторинга, с представлением информации
в форме электронного документа, заверенного
электронной подписью.
Мониторинг осуществляется на республиканском
и региональном уровнях. Перечень налогоплательщиков,
подлежащих республиканскому мониторингу,
определяется Правительством Республики
Казахстан
4.1.4. Меры ответственности налогоплательщиков.
Меры ответственности налогоплательщиков
за нарушения налогового законодательства
определены в Налоговом кодексе Нарушения
налогового законодательства имеют свою
специфику по сравнению с другими правонарушениями.
Под ними понимается противоправное действие,
которое выражается в неисполнении или
не надлежащем исполнении налоговых обязательств
перед бюджетом.
Правонарушения в этой области можно сгруппировать
следующим образом:
1. сокрытие (занижение) дохода и других
объектов налогообложения;
2. отсутствие учета объектов налогообложения,
нарушение правил учета доходов и расходов
и объектов; налогообложения;
3. неправильность удержания налога лицом
- источником выплат;
4. несвоевременная или неполная уплата
налога, занижение размера сумм текущих
платежей;
5. непредставление или несвоевременное
представление документов, необходимых
для исчисления и уплаты налога;
6. осуществление предпринимательской
деятельности без лицензии, регистрации
и постановки на учет;
7. нарушение законодательства и предпринимательской
деятельности;
8. запущенность и искажение в бухгалтерском
и налоговом учете и отчетности;
9. нарушение срока постановки на учет
и т.п.
В зависимости от видов нарушений существуют
разные меры ответственности налогоплательщиков.
Меры по взысканию сумм налоговых задолженностей
делятся на две группы:
1 - Меры, добровольного внесения налогов
и других обязательных платежей в бюджет.
2 - Меры принудительного взыскания налогов
и других платежей.
К числу мер, добровольного внесения
налогов можно отнести следующие:
- посещение налогоплательщика, а также
его должников;
- продление сроков платежа, налоговых
сумм и уплата в рассрочку, а также применение
штрафных санкций;
- пересмотр решений налоговой службы.
Посещение налогоплательщика производятся
налоговым инспектором, и имеет следующие
цели:
- вручение уведомления о начисленной
сумме налога;
- проверка согласия налогоплательщика;
- проверка согласия должников налогоплательщика;
- направление распоряжения в банк о взыскании
средств с расчетного счета налогоплательщика
и его должников;
- продление сроков уплаты налогов и других
платежей согласно графику, фиксированными
суммами с разрешения начальника налогового
органа (заявление, ходатайство).
Все эти меры осуществляются налоговым
инспектором при переписке или посещении
налогоплательщиков и его задолжников
и отражение в учетной документации (по
месту налогового органа).
Уведомление выписывается в 2-х экземплярах
и показывает окончательную сумму неуплаченного
налога, а также устанавливает срок платежа
в течение пяти банковских дней со дня
вручения (см. 4.1.1.).
Необходимо проверить, все ли суммы налоговых
задолженностей указаны в уведомлении,
и согласны ли налогоплательщики и его
задолжники, со снятием средств с расчетного
или иных счетов, чтобы уплатить задолженность.
Налоговый инспектор должен проверить
бухгалтерские документы, прийти к соглашению,
чтобы его должники оплатили его недоимку
по налогам.
После проверки "согласия" налогоплательщиков
и его должников органы налоговой службы
имеют право направить распоряжения в
банки, для снятия со счета неуплаченной
суммы налога. Распоряжение составляется
и направляется в банки в 3-х или 4-х экземплярах.
Первый и последний экземпляры подписываются
начальником комитета. Первый остается
в банке, где обслуживается налогоплательщик,
второй, посылается банку, где обслуживается
налоговый орган, третий налогоплательщику,
четвертый возвращается в налоговый орган
с распиской банка в приеме поручений.
Распоряжения (инкассовые поручения) регистрируются
в журнале "Регистрации инкассовых
поручений (распоряжений) о списании сумм
со счета плательщика в погашение налоговых
задолженностей"; в них проставляются
номера регистрации. По получении инкассовых
поручений, производятся соответствующие
записи в лицевых счетах плательщиков,
а также делается отметка в журнале регистрации
о выполнении инкассового поручения.
Административными положениями по налогам
определены два юридически приемлемых
способа вручения документов физическому
и юридическому лицу:
- при вручении лично налогоплательщику;
- при отправке по заказной почте по официальному
месту жительства, либо по обычному адресу;
причем моментом признания факта вручения
считается день получения от почты документа,
подтверждающего факт вручения налогоплательщику
(уведомление с почты) или заказной почтой.
Любое направленное налоговой службой
уведомление и другие документы должны
быть подписаны должностным лицом с указанием
фамилий и инициалов, заверены гербовой
печатью. Этим же документом определены
сроки и период погашения налоговых задолженностей.
Течение установленного срока начинается
на следующий день после фактического
события или юридического действия, которыми
определено его начало. Срок истекает
в начале последнего дня установленного
периода. Налогоплательщики, имеющие значительные
суммы задолженностей вносятся в список
недоимщиков по специальной форме.
^ Меры по принудительному взысканию налогов
и других платежей следующие:
1. в случае неуплаты налоговых задолженностей
добровольно, органы налоговой службы
имеют право взыскивать с банковских счетов
в пределах образовавшейся задолженности,
если в течение 5 банковских дней эти суммы
не обжалованы;
2. уведомление третьих лиц (заимодавец,
дебитор и другие) когда оплата задолженности
налогоплательщиков осуществляется из
средств третьей стороны, или путем взаиморасчетов
между субъектами;
3. в случае отсутствия средств на счетах
налогоплательщиков или его должников
Налоговый Комитет, имеет право вынести
решение об ограничении распоряжения
имуществом, налогоплательщика в пределах
суммы задолженности; за его сохранность,
при этом несет ответственность налогоплательщик;
4. реализация, ограниченного в распоряжении
имущества на специализированных открытых
аукционах; выручка от аукциона в первую
очередь засчитывается в счет расходов
по обращению взыскания в счет уплаты
пени, штрафов и налогов.
5. взыскание сумм, которые причитаются
налогоплательщику;
6. приостановление экспортных операций
путем наложения ареста на экспортируемые
товары.
Если действия Налогового Комитета не
обжалованы в течение 5 дней, то считается,
что налогоплательщики согласны с мерами
принудительного характера.
В Налоговом Комитете в отделе принудительного
взыскания постоянно ведется учет и составляется
перечень налогоплательщиков по вновь
возникшим суммам недоимки. Каждый сотрудник
этого отдела получает определенное число
налогоплательщиков, с которыми он будет
работать. Как предварительная мера принудительного
взыскания, налоговый инспектор, занимающийся
взысканием налогов и других платежей,
должен посетить и связаться по телефону
с налогоплательщиком; выяснить, причину
задержки и объяснить о последствиях и
мерах по взысканию задолженности.
Налоговый Кодекс допускает разные меры
списания штрафов и пени. В разные годы
они были разные. С 1.01.2008 г. погашение задолженности
перед государственным бюджетом производится
в следующей очередности
1) начисленные пени;
2) начисленные штрафы
3) сумма налога
Одним из методов влияния на сокращение
налоговых задолженностей являются методы
взаимозачетов.
Таким образом, налоговые органы от лица
государства могут допускать случаи администрирования
или списания сумм налоговых задолженностей;
очень часты случаи продления сроков уплаты
налогов и штрафных санкций. Все они являются
свидетельством гибкости налогового законодательства,
защиты интересов налогоплательщиков
в очень трудное, переходное время.