Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 19:57, курс лекций
Тема 1. Экономическая сущность и понятие налогов и налогообложения.
План лекции:
1. Экономическая сущность налогообложения.
2. Понятие и признаки налога и сбора.
3. Принципы налогообложения.
4. Функции налогов.
5. Классификация налогов.
6. Возникновение и развитие налогообложения. Теории налогов.
Косвенные налоги – налоги на товар или услугу, взимаемые путем включения их в цену товара или в тариф на услугу. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара.
В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на:
- косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров;
- косвенные универсальные, которыми облагаются в основном все товары и услуги;
- фискальные монополии, которыми облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;
- таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при совершении экспортно-импортных операций.
По косвенным налогам государство непосредственно не устанавливает платежеспособности лица, уплачивающего налог. Косвенные налоги – это налоги на расход, т. е. на предметы потребления. К ним относятся акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.
При классификации налогов по принадлежности к уровню власти и управления (по поступлению в бюджеты соответствующих уровней исходя из государственного устройства и компетенции государственных органов по взиманию налогов и их распоряжению) выделяют:
- государственные;
- местные;
- межгосударственные.
Государственные налоги взимаются центральным правительством на основе государственных законов. Они поступают в общегосударственный бюджет.
Местные налоги взимаются местными органами управления (самоуправления) на соответствующей территории и обеспечивают доходами местные бюджеты. Сюда же включаются налоги субъектов федерации (при федеральном типе государственного устройства).
Межгосударственные налоги взимаются по решению нескольких государств и поступают в общие бюджеты или специальные фонды.
Классификация по уровням бюджета (в зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги) :
- федеральные;
- региональные;
- местные.
Классификация по субъекту уплаты налога (по плательщикам):
- налоги, взимаемые с юридических лиц;
- налоги, взимаемые с физических лиц;
- смежные налоги, уплачиваемые и физическими, и юридическими лицами.
По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:
- закрепленные налоги, непосредственно
и целиком поступающие в тот
или иной бюджет или
- регулирующие
налоги – разноуровневые, поступающие
одновременно в различные
Классификация по объекту налогообложения:
- налог на доходы;
- налог на имущество;
Классификация по источнику уплаты: заработная плата, выручка, прибыль, себестоимость.
Классификация по назначению (целевой направленности):
- абстрактные (общие) налоги – предназначены для формирования доходной части бюджета в целом);
- целевые (специальные) налоги – вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.
Классификация по способу обложения:
- кадастровые, представляющие собой реестр, содержащий перечень типичных объектов (земля, имущество, доход), классифицируемый по внешним признакам: размер участка, объем двигателя;
- декларационные – уплачиваемые на основании официального заявления налогоплательщика о полученных доходах за определенный период времени.
Классификация по методу исчисления:
- пропорциональные (средняя налоговая ставка остается неизменной независимо от размера дохода);
- регрессивные (средняя налоговая ставка понижается по мере роста дохода);
- прогрессивные (средняя
- твердые;
- кратные суммы (МРОТ).
По срокам уплаты налоги делятся на:
- срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными данными;
- периодично-календарные налоги, которые,
в свою очередь,
Классификация по подчиненности:
- государственные;
- местные (региональные);
- общественные (профсоюзный, церковный налог);
- фирменные (страховой,
Классификация по степени добровольности:
- обязательные;
- добровольные (налоги, предназначенные
политическим партиям,
По порядку введения налоги делятся на:
- общеобязательные – которые взимаются на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают;
- факультативные налоги
– которые предусмотрены
В зависимости от характера связи субъекта налогообложения и объекта налогообложения выделяют:
- налоги, построенные по принципу резидентства;
- налоги, построенные по принципу территориальности.
В резидентских налогах субъект определяет объект налога, а в территориальных – наоборот.
В зависимости от порядка отнесения налоговых платежей на результаты хозяйственной деятельности различают:
- налоги, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг);
- налоги, включаемые в цену продукции;
- налоги, относимые на финансовый результат;
- налоги, уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли;
- налоги, уплачиваемые за счет чистой прибыли организации;
- налоги, удерживаемые из доходов работников.
6. Возникновение и развитие налогообложения. Теории налогов.
Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен. Причем налогообложение как элемент экономической культуры свойственен всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования.
История налогов насчитывает
Первые известные законы о налогах относятся к шестидесятым годам XVIII века до н.э. – это выбитые на черном базальтовом столбе законы вавилонского царя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.). В законах царя Хаммурапи присутствуют несколько элементов, обязательных для налогового законодательства. Имеются два вида податей: подати в царскую казну и местные подати. Определены субъекты податей – свободные люди, занимающиеся каким-либо видом деятельности, а также объекты податей – с какого именно имущества и с каких доходов они взимаются. Установлен размер податей (налоговая ставка) и порядок их сбора. В законах содержатся также меры по защите налогоплательщиков.
В развитии налогообложения можно выделить четыре периода, каждый из которых характеризуется теми или иными признаками и особенностями.
Первый период развития налогообложения, включающий в себя хозяйственные системы Древнего мира и Средних веков, отличается неразвитостью и случайным характером налогов. Именно на этом этапе налоги и механизмы их взимания возникают в зачаточном состоянии.
Возникновение налогов относят
к периоду становления первых государственных
образований, когда появляется товарное
производство, формируется государственный
аппарат - чиновники, армия, суды. Именно
необходимостью в содержании государства
и его институтов и было обусловлено возникновение налогообложения.
Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму. Подданные несли повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии. В Римской империи и Афинах в мирное время налогов не было, и их введение и взимание обуславливалось наступлением военного времени. По свидетельствам историков, персидский царь Дарий (IV в. до н.э.) брал налоги даже евнухами. Иными словами, формы налогообложения определялись общественной потребностью.
По мере развития и укрепления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают почти повсеместно исключительно денежную форму. Если прежде налоги взимались в основном на содержание дворцов и армий, на возведение укреплений вокруг городов, на строительство храмов и дорог, то со временем налоги становятся основным источником доходов для денежного содержания государства.
Обязательные платежи Древнего мира отдаленно напоминали ныне существующие налоги в их современном понимании. Это были скорее квазиналоги наряду с другими источниками государственных доходов: военная добыча, домены (доходы от государственного имущества), регалии (отдельные отрасли производства и виды деятельности, изъятые в пользу государства). Квазиналоги представляли собой переходную ступень к налогам.
Одной из первых организованных налоговых систем, многие стороны которой находят отражение и в современном налогообложении, является налоговая система Древнего Рима.
На ранних этапах развития Римского государства налоговые механизмы использовались исключительно для финансирования военных действий. Граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком на основании заявления о своем имущественном состоянии и семейном положении (прообраз декларации о доходах). Определение суммы налога (ценз) проводилось специально избранными чиновниками.
В IV - III вв. до н. э. развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных, так и местных (коммунальных) налогов. Однако единой налоговой системы в тот период не существовало, и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных мероприятиях государства. В случае победоносных войн налоги снижались, а порою отменялись совсем и заменялись исключительно контрибуцией.
Развитие государственных
Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но и функцию регулятора тех или иных экономических отношений.
Общее же количество налоговых платежей в Древнем Риме достигало более 2003.
Последующие налоговые системы в основном повторяли в видоизмененном виде налоговые системы древности.
Интересно отметить, что многие принципы определения объектов налогообложения и подходы по установлению тех или иных налоговых сборов сохранились до наших дней. Если сравнивать налоговые системы Древнего Рима и современной России, то ряд платежей поражают своей схожестью.
Древний Рим |
Российская Федерация |
дорожная пошлина |
транспортный налог |
налог на наследство |
налог на имущество, переходящее |
налог на вино, на пшеницу, на огурцы, на мыло |
акцизы на отдельные группы товаров |
пошлины ввозные и вывозные |
таможенные пошлины |
сбор на воздвижение статуй |
налог на рекламу (отменен) |
квартирный налог |
налог на имущество |
сборы с банщиков, работорговцев, проституток |
лицензионные сборы за право осуществления вида деятельности |
налог на содержание стражников |
налог на милицию (отменен) |
сбор на содержание бань |
налог на содержание жилищного |
Римские сборы на содержание сборщиков
налогов и на содержание тюрьмы для недоимщиков
в современных условиях очень напоминает
видоизмененное формирование фонда социального
развития налоговой службы. К счастью,
Россия не унаследовала такие экзотические
римские налоги как сбор на золотой венок
в качестве выражения цезарю верноподданнических
чувств, сбор за ярлык для ослов или сбор
за прикладывание печати. Интересно
отметить, что известный афоризм «Деньги
не пахнут» также связан с налогами. Это
фразу произнес римский император Тит
Флавий Веспасиан (9 – 79 г.), который ввел
налог на отхожие места. Так император
ответил на вопрос - зачем ты берешь налог за это.
В Европе XVI - XVII вв. развитые налоговые системы отсутствовали. Повсеместно налоговые платежи имели характер разовых изъятий, причем периодически парламенты государств предоставляли правителям полномочия, в основном чрезвычайные, по взиманию тех или иных видов налогов. Сбором налогов занимались так называемые откупщики, которые выкупали установленные налоги у государства, внося сумму налога в казну полностью. Далее, заручившись государственными полномочиями и применяя принуждение посредством помощников и суботкупщиков, откупщик осуществлял сбор налога с населения, учитывая естественным образом и свою прибыль, которая достигала иной раз одной четвертой от цены откупа.