Лекции по "Налоги и налогообложение"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 19:57, курс лекций

Описание работы

Тема 1. Экономическая сущность и понятие налогов и налогообложения.

План лекции:
1. Экономическая сущность налогообложения.
2. Понятие и признаки налога и сбора.
3. Принципы налогообложения.
4. Функции налогов.
5. Классификация налогов.
6. Возникновение и развитие налогообложения. Теории налогов.

Файлы: 1 файл

Тема1. Экономическая сущность налогообложения.doc

— 270.50 Кб (Скачать файл)

Косвенные налоги – налоги на товар или услугу, взимаемые путем включения их в цену товара или в тариф на услугу. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара.

В зависимости от объектов взимания косвенные налоги подразделяются на:

- косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров;

- косвенные универсальные, которыми облагаются в основном все товары и услуги;

- фискальные монополии, которыми облагаются все товары, производство и реализация которых сосредоточены в государственных структурах;

- таможенные пошлины, которыми облагаются товары и услуги при совершении экспортно-импортных операций.

По косвенным налогам государство непосредственно не устанавливает платежеспособности лица, уплачивающего налог. Косвенные налоги – это налоги на расход, т. е. на предметы потребления. К ним относятся акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины.

При классификации налогов по принадлежности к уровню власти и управления (по поступлению в бюджеты соответствующих уровней исходя из государственного устройства и компетенции государственных органов по взиманию налогов и их распоряжению) выделяют:

- государственные;

- местные;

- межгосударственные.

Государственные налоги взимаются  центральным правительством на основе государственных законов. Они поступают  в общегосударственный бюджет.

Местные налоги взимаются местными органами управления (самоуправления) на соответствующей территории и обеспечивают доходами местные бюджеты. Сюда же включаются налоги субъектов федерации (при федеральном типе государственного устройства).

Межгосударственные налоги взимаются по решению нескольких государств и поступают в общие бюджеты или специальные фонды.

Классификация по уровням бюджета (в зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги) :

- федеральные;

- региональные;

- местные.

Классификация по субъекту уплаты налога (по плательщикам):

- налоги, взимаемые с юридических лиц;

- налоги, взимаемые с физических лиц;

- смежные налоги, уплачиваемые  и физическими, и юридическими  лицами.

По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж, различают:

- закрепленные налоги, непосредственно  и целиком поступающие в тот  или иной бюджет или внебюджетный  фонд;

- регулирующие  налоги – разноуровневые, поступающие  одновременно в различные бюджеты  в пропорции, принятой согласно бюджетному законодательству.

Классификация по объекту налогообложения:

- налог  на доходы;

- налог  на имущество;

Классификация по источнику уплаты: заработная плата, выручка, прибыль, себестоимость.

Классификация по назначению (целевой направленности):

- абстрактные (общие) налоги – предназначены для формирования доходной части бюджета в целом);

- целевые (специальные) налоги – вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для целевых платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

Классификация по способу обложения:

- кадастровые, представляющие собой реестр, содержащий перечень типичных объектов (земля, имущество, доход), классифицируемый по внешним признакам: размер участка, объем двигателя;

- декларационные – уплачиваемые на основании официального заявления налогоплательщика о полученных доходах за определенный период времени.

Классификация по методу исчисления:

- пропорциональные (средняя налоговая ставка остается неизменной независимо от размера дохода);

- регрессивные (средняя налоговая ставка понижается по мере роста дохода);

- прогрессивные (средняя налоговая  ставка повышается по мере  роста величины дохода);

- твердые;

- кратные суммы (МРОТ).

По срокам уплаты налоги делятся на:

- срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными данными;

- периодично-календарные налоги, которые,  в свою очередь, подразделяются  на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.

Классификация по подчиненности:

- государственные;

- местные (региональные);

- общественные (профсоюзный, церковный  налог);

- фирменные (страховой, пенсионный  налог организации).

Классификация по степени добровольности:

- обязательные;

- добровольные (налоги, предназначенные  политическим партиям, церковным  общинам).

По порядку введения налоги делятся на:

- общеобязательные –  которые взимаются на всей  территории страны независимо  от бюджета, в который они  поступают;

- факультативные налоги  – которые предусмотрены основами  налоговой системы, но их введение  и взимание – компетенция органов местного самоуправления.

В зависимости от характера связи  субъекта налогообложения и объекта  налогообложения выделяют:

- налоги, построенные по принципу  резидентства;

- налоги, построенные по принципу  территориальности.

В резидентских налогах субъект определяет объект налога, а в территориальных – наоборот.

В зависимости от порядка отнесения  налоговых платежей на результаты хозяйственной  деятельности различают:

- налоги, включаемые в себестоимость  продукции (работ, услуг);

- налоги, включаемые в цену продукции;

- налоги, относимые на финансовый  результат;

- налоги, уплачиваемые за счет  налогооблагаемой прибыли;

- налоги, уплачиваемые за счет  чистой прибыли организации;

- налоги, удерживаемые из доходов  работников.

 

6. Возникновение и развитие налогообложения. Теории налогов.

 

  1. Возникновение и развитие налогообложения.
  2. Развитие налогообложения в России.
  3. История развития научных представлений о налогообложении. Общие и частные теории налогов.

 

  1. Возникновение и развитие налогообложения.

Налоги как основной источник образования государственных  финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен. Причем налогообложение как элемент экономической культуры свойственен всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования.

История налогов насчитывает тысячелетия. Они выступили необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы, когда нарождающиеся социально-государственные механизмы первобытного общества потребовали соответствующего финансирования. По словам английского экономиста С. Паркинсона: «Налогообложение старо, как мир, и его начальная форма возникла, когда какой-нибудь местный вождь перегораживал устье реки, место слияния двух рек или горный перевал и взимал плату за проход с купцов и путешественников».

Первые известные законы о налогах  относятся к шестидесятым годам XVIII века до н.э. – это выбитые на черном базальтовом столбе законы вавилонского царя Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н.э.). В законах царя Хаммурапи присутствуют несколько элементов, обязательных для налогового законодательства. Имеются два вида податей: подати в царскую казну и местные подати. Определены субъекты податей – свободные люди, занимающиеся каким-либо видом деятельности, а также объекты податей – с какого именно имущества и с каких доходов они взимаются. Установлен размер податей (налоговая ставка) и порядок их сбора. В законах содержатся также меры по защите налогоплательщиков.

В развитии налогообложения можно выделить четыре периода, каждый из которых характеризуется теми или иными признаками и особенностями.

Первый период развития налогообложения, включающий в себя хозяйственные системы Древнего мира и Средних веков, отличается неразвитостью и случайным характером налогов. Именно на этом этапе налоги и механизмы их взимания возникают в зачаточном состоянии. 

Возникновение налогов относят  к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат - чиновники, армия, суды. Именно необходимостью в содержании государства и его институтов и было обусловлено возникновение налогообложения. 

Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму. Подданные несли повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивали налоги продовольствием, фуражом, снаряжением для армии. В Римской империи и Афинах в мирное время налогов не было, и их введение и взимание обуславливалось наступлением военного времени. По свидетельствам историков, персидский царь Дарий (IV в. до н.э.) брал налоги даже евнухами. Иными словами, формы налогообложения определялись общественной потребностью.  

По мере развития и укрепления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают почти повсеместно исключительно денежную форму. Если прежде налоги взимались в основном на содержание дворцов и армий, на возведение укреплений вокруг городов, на строительство храмов и дорог, то со временем налоги становятся основным источником доходов для денежного содержания государства. 

Обязательные платежи Древнего мира отдаленно напоминали ныне существующие налоги в их современном понимании. Это были скорее квазиналоги наряду с другими источниками государственных доходов: военная добыча, домены (доходы от государственного имущества), регалии (отдельные отрасли производства и виды деятельности, изъятые в пользу государства). Квазиналоги представляли собой переходную ступень к налогам. 

Одной из первых организованных налоговых систем, многие стороны которой находят отражение и в современном налогообложении, является налоговая система Древнего Рима.

  На ранних этапах развития Римского государства налоговые механизмы использовались исключительно для финансирования военных действий. Граждане Рима облагались налогами в соответствии со своим достатком на основании заявления о своем имущественном состоянии и семейном положении (прообраз декларации о доходах). Определение суммы налога (ценз) проводилось специально избранными чиновниками. 

В IV - III вв. до н. э. развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных, так и местных (коммунальных) налогов. Однако единой налоговой системы в тот период не существовало, и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных мероприятиях государства. В случае победоносных войн налоги снижались, а порою отменялись совсем и заменялись исключительно контрибуцией. 

Развитие государственных институтов Древнего Рима объективно привело к проведению императором Августом Октавианом (63 год до н. э. - 14 год н. э.) кардинальной налоговой реформы, в результате которой появился самый первый всеобщий денежный налог, так называемый «трибут». Контроль за налогообложением стали осуществлять специально созданные финансовые учреждения. Основным налогом государства выступил поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные ценности. Кроме прямых появились и косвенные налоги, например, налог с оборота - 1%, налог с оборота при торговле рабами - 4% и другие.

Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но и функцию регулятора тех или иных экономических отношений. 

Общее же количество налоговых платежей в Древнем Риме достигало более 2003. 

Последующие налоговые системы  в основном повторяли в видоизмененном виде налоговые системы древности.

Интересно отметить, что  многие принципы определения объектов налогообложения и подходы по установлению тех или иных налоговых сборов сохранились до наших дней. Если сравнивать налоговые системы Древнего Рима и современной России, то ряд платежей поражают своей схожестью. 

Древний Рим  
(IV в. до н.э. — VI в. н.э.)

Российская Федерация  

дорожная пошлина 

транспортный налог

налог на наследство

налог на имущество, переходящее  
в порядке наследования (отменен)

налог на вино, на пшеницу, на огурцы, на мыло

акцизы на отдельные группы товаров

пошлины ввозные и вывозные

таможенные пошлины

сбор на воздвижение статуй

налог на рекламу (отменен)

квартирный налог 

налог на имущество

сборы с банщиков, работорговцев, проституток

лицензионные сборы  за право осуществления вида деятельности

налог на содержание стражников

налог на милицию (отменен)

сбор на содержание бань

налог на содержание жилищного  
фонда и объектов соц. культ. сферы (отменен)


 
Римские сборы на содержание сборщиков налогов и на содержание тюрьмы для недоимщиков в современных условиях очень напоминает видоизмененное формирование фонда социального развития налоговой службы. К счастью, Россия не унаследовала такие экзотические римские налоги как сбор на золотой венок в качестве выражения цезарю верноподданнических чувств, сбор за ярлык для ослов или сбор за прикладывание печати. Интересно отметить, что известный афоризм «Деньги не пахнут» также связан с налогами. Это фразу произнес римский император Тит Флавий Веспасиан (9 – 79 г.), который ввел налог на отхожие места. Так император ответил на вопрос - зачем ты берешь налог за это.

В Европе XVI - XVII вв. развитые налоговые системы отсутствовали. Повсеместно налоговые платежи имели характер разовых изъятий, причем периодически парламенты государств предоставляли правителям полномочия, в основном чрезвычайные, по взиманию тех или иных видов налогов. Сбором налогов занимались так называемые откупщики, которые выкупали установленные налоги у государства, внося сумму налога в казну полностью. Далее, заручившись государственными полномочиями и применяя принуждение посредством помощников и суботкупщиков, откупщик осуществлял сбор налога с населения, учитывая естественным образом и свою прибыль, которая достигала иной раз одной четвертой от цены откупа.

Информация о работе Лекции по "Налоги и налогообложение"