Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2015 в 11:52, курс лекций
Налоги и налогообложение, с одной стороны, имеют первостепенное значение как инструмент воздействия государства на экономическое поведение участников рыночных отношений и управления экономической системой. С другой стороны, налоги сами выступают объектом управления, которое в условиях рынка принимает форму налогового менеджмента: государственного и корпоративного. Все, кто каким-либо образом связан с налогами (органы государственной власти, налогоплательщики), манипулируют ими, пытаясь различными способами управлять налоговыми платежами.
Как категория государственного налогового менеджмента налоговый механизм включает в себя следующие элементы, наполняющие его конкретным практическим содержанием:
· государственное налоговое планирование (прогнозирование, бюджетирование);
· организация исполнения налоговых бюджетов;
· государственное налоговое регулирование;
· государственный налоговый контроль.
Через названные элементы налогового механизма приводится в действие налоговая система и реализуется налоговая политика государства по ее фискальному, регулирующему и контрольному направлениям.
Налоговая политика государства составляет концептуальную основу государственного налогового менеджмента. В ее составе определяются приоритеты, стратегия и тактика развития налоговых отношений в стране с учетом объективных рыночных и налоговых законов и закономерностей развития экономики. Государственная налоговая политика представляет собой комплекс стратегических направлений, тактических мер и действий в области повышения эффективности управления налоговым процессом, развития налоговой системы и налогового механизма с целью достижения максимально возможного на данном этапе развития экономики значимого фискального, регулирующего и иного результата.
Взаимодействие государственного налогового менеджмента и государственной налоговой политики двоякое. С одной стороны, последняя структурно составляет элемент менеджменте, его концептуальную основу, ориентир управленческой деятельности; с другой стороны, налоговый менеджмент представляет собой систему управления, которая направлена на реализацию стратегии и тактики налоговой политики путем принятия эффективных решений по управлению входящими и исходящими налоговыми потоками.
Эффективная налоговая политика государства должна строиться на определенных принципах. К таким принципам государственной налоговой политики с учетом специфики России можно отнести следующие основополагающие требования:
1) содействия реальному экономическому росту (росту ВВП, доходов субъектов экономики);
2) обеспечения стабильных темпов роста государственных доходов не за счет усиления налогового бремени, а на базе роста экономических показателей;
3) создания благоприятных условий для развития частной инициативы и инвестирования в товаропроизводящую сферу, для внедрения новых технологий, техники и поддержки прикладных научно-исследовательских работ;
4) стимулирования экспорта продукции обрабатывающих отраслей промышленности;
5) защиты отечественных товаропроизводителей и национального рынка от неблагоприятных внешних условий;
6) стимулирования накопления капитала в приоритетных отраслях реального сектора экономики;
7) единства налоговой стратегии и тактики, федеральной и территориальной налоговой политики в едином налоговом пространстве всей страны;
8) интеграции в мировое экономическое и налоговое пространство.
3. Виды государственной налоговой политики и приоритеты ее развития в России
Эффективность государственного налогового менеджмента во многом зависит от типа принятой налоговой политики. Отсюда – важность вопроса типизации или видовой классификации налоговой политики. Такую классификацию можно провести по ряду функциональных критериев: по масштабности и долговременности целей, в зависимости от общей целевой и стратегической направленности налоговой политики, по территориальному признаку и узкой специализации налоговой политики.
1. По масштабности и долговременности целей и задач следует различать: стратегическую (обычно долговременную, на срок от 3 и более лет) и тактическую (от 1 года до 3 лет) составляющие общей налоговой политики. Стратегия и тактика должны дополнять и развивать друг друга. Если тактические задачи постоянно меняются, не будучи до конца решенными, и противоречат общей налоговой стратегии, то вряд ли можно ожидать от такой налоговой политики сколько-нибудь значимого положительного результата (эффекта).
2. В зависимости от приоритетов общей целевой направленности мер в области управления налоговым процессом необходимо выделять следующие разновидности налоговой политики:
· фискальную;
· регулирующую;
· контрольно-регулятивную;
· комбинированную (равновесную).
Фискальный тип налоговой политики характеризуется тем, что во главу угла ставится приоритет максимально возможного увеличения доходов в ущерб или без учета стратегических интересов экономики страны, регионов и налогоплательщиков. Разновидностью такой политики является политика «высоких налогов» с присущими ей большим количеством налогов и сборов, высокими налоговыми ставками и сверх предельным налоговым бременем, минимумом налоговых льгот, «ножницами» бремени начисленных и уплаченных налогов и т. п.
В регулирующей налоговой политике акцент делается на усиление регулирующей роли налогов (зачастую в ущерб должной реализации их фискального потенциала). Такой политике присущи чрезмерное увлечение налоговыми льготами, льготными экономическими зонами и налоговыми режимами, слабость налогового контроля, установление ставок налогов на уровне, не обеспечивающем минимальные потребности государства в финансовых ресурсах и т. д.
Контрольно-регулятивная политика в чистом виде встречается крайне редко и обусловлена, как правило, либо слабостью выполнения налогами фискальной и регулирующей функций, либо длительностью проведения государством жесткой политики «высоких налогов», влекущей за собой массовое уклонение предприятий и граждан от уплаты налога и уход легальной экономики в «тень». Не меняя по сути элементов налогового процесса, государство пытается возместить фискальные и экономические потери репрессивными контрольными мерами, штрафами, прочими санкциями. Целью налогового контроля становится не создание условий для нормального функционирования налогового процесса и предотвращения налоговых правонарушений, а поиск виновных и максимально возможный сбор штрафов, все более принимающих характер стабильного и существенного источника государственных доходов.
Все три названных типа налоговой политики имеют существенные недостатки, которые видны без дополнительных комментариев. Поэтому эффективной, сбалансированной обычно является только комбинированная налоговая политика (стратегия и тактика), нацеленная на максимальную реализацию в комплексе всех функций налогов. Такую политику можно назвать еще равновесной налоговой политикой, направленной на обеспечение ценового, фискального, регулирующего и контрольно-регулятивного равновесия функций налогов и интересов государства и налогоплательщиков.
Комбинированная (равновесная) налоговая политикаориентирована на создание условий для стабильного и равномерного обеспечения бюджетной системы налоговыми доходами и их увеличения за счет роста легальных объемов производства, потребления и доходов, активизации инвестиционной деятельности и эффективного функционирования системы налогового контроляна основе оптимизации ставок основных налогов и налогового бремени, рационализации состава и структуры налоговой системы, налоговых льгот и налоговых санкций, повышения уровня собираемости налогов и снижения задолженности по расчетам с бюджетом.
В реальной жизни сложно, а порой невозможно, провести четкие границы между первыми тремя типами налоговой политики. Как правило, проводимая государством налоговая политика носит комбинированный (с преобладанием черт одной из них), но не всегда равновесный (сбалансированный) характер. Поэтому важнейшая задача государства – разработка эффективной комбинированной налоговой стратегии и тактики.
3. В зависимости от стратегической направленности государственного регулирования следует различать стимулирующую и сдерживающую налоговую политику. Последний тип налоговой политики возможен для стран с развитой рыночной экономикой в периоды, когда возникает необходимость предотвращения кризиса перепроизводства и установления в этой связи более жестких налоговых режимов. Для стран, находящихся в условиях стагфляции, речь может идти только об эффективной стимулирующей политике.
4. По территориальному признаку налоговую политику условно можно разделить на федеральную, региональную и местную. Условно потому, что в настоящее время региональные, а особенно местные, органы власти в России не обладают пока еще соответствующими налоговыми правами и полномочиями, достаточными для проведения самостоятельной налоговой политики. Возможно, что в ближайшей перспективе ситуация изменится в этой области. Однако за федеральным центром останется прерогатива разработки основных направлений налоговой стратегии и тактики, в рамках которых регионы и муниципалитеты должны строить свою налоговую политику, что необходимо для соблюдения и укрепления принципа единства налогового пространства и налоговой политики на территории всей страны.
5. По признаку узкой специализации выделяют в отдельные виды инвестиционную и социальную налоговую политику, таможенную политику и политику в области применения специальных налоговых режимов, политику налогового регулирования доходов, и т. д.
Поведенная типизация и классификация налоговой политики имеет не сколько теоретическое, сколько прикладное значение для того, чтобы проанализировать и дать разностороннюю оценку проводимой в стране налоговой политики, а на этой основе определить направления, приоритеты и конкретные пути построения эффективной налоговой стратегии и тактики, принимать адекватные управленческие налоговые решения.
Налоговая политика России отражает противоречивый характер современного этапа развития страны. С одной стороны, задачи, стоящие перед обществом в области структурной перестройки экономики и социальной сферы, требуют увеличение налоговых поступлений в бюджетную систему. С другой стороны, необходимость ускоренного экономического роста, активизации инвестиционной деятельности и поддержки частного предпринимательства предполагает проведение либеральной налоговой политики, включая снижение налоговых ставок и расширение налоговых преференций. В этих условиях эффективной следует считать комбинированную налоговую политику, которая обеспечивает налоговое равновесие – эффективное выполнение налогами всех функций.
Перед российским правительством и другими субъектами государственного налогового менеджмента стоит сейчас важнейшая стратегическая задача создания такого налогового режима, который способен обеспечить полный и своевременный сбор налогов, достаточных для финансирования необходимых государственных расходов, и создать благоприятные условия для ускоренного экономического роста.
Решению этой задачи препятствует ряд причин, порожденных налоговой политикой 90-х гг.:
– ориентация налоговой системы и элементов отдельных налогов (ставок, налоговых баз) на выполнение преимущественно фискальной функции, что выражается в эффекте излишней фискальности (например, высокие ставки заставляют налогоплательщиков уклоняться от налогов и скрывать доходы от налогообложения, в результате бюджет недополучает требуемых сумм);
– нездоровая ориентация налоговой системы на косвенные формы налогообложения – 65–70 % всех налоговых доходов бюджета приходится на инфляционные, экономические дестимулирующие косвенные налоги на бизнес (на производство и импорт);
– запредельно высокое совокупное бремя начисленных налогов на товаропроизводящую сферу (в среднем 45–50 коп. на 1 руб. выручки от реализации продукции);
– чрезмерное давление налоговых начислений на оплату труда (почти 40 коп. на 1 руб. заработной платы);
– неспособность налоговой системы уловить огромные незаработанные компаниями, осуществляющими разработку полезных ископаемых и других природных ресурсов, рентные доходы;
– неэффективность системы налогового льготирования, ее оторванности от инвестиционной деятельности.
Несмотря на ряд уже реализованных в последние годы Правительством РФ мер в области реформирования налогообложения, еще длительное время основными приоритетами эффективной налоговой политики останутся следующие ее стратегические направления:
Во-первых, проведение реструктуризации и переориентация целевой направленности российской налоговой системы. Необходимо изменить структуру налоговой системы с целью уловить «теневые» финансовые потоки, построить налогообложение таким образом, чтобы заинтересовать предприятия и предпринимателей в легализации объемов производства, экспорта, продаж и доходов (прибыли, оплаты труда, предпринимательского и валового доходов). В налоговой системе необходимо менять соотношение между косвенными налогами на бизнес и прямыми подоходными, личными налогами в сторону увеличения доли прямых налогов до уровня не менее 50 % всех налоговых доходов. Требуется повысить значимость и сместить акцент в налоговой системе на поимущественные налоги и налоги за пользование природными ресурсами рентного типа, включая штрафные налоги за нарушение норм природопользования.
Во-вторых, обеспечение роста налоговых поступлений в бюджеты и внебюджетные фонды всех уровней исключительно за счет наращивания объемов производства, продаж и доходов.
В-третьих, снижение налогового бремени на товаропроизводящую сферу до оптимального для России уровня на основе оптимизации налоговых ставок и упорядочения налоговой базы основных налогов, определяющих структуру доходов бюджета.