Лекция по "Налогам"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 07:52, лекция

Описание работы

В последние десятилетия XX века в жизни современного общества произошли большие изменения, связанные с активным вхождением в жизнь людей новейших информационных технологий. Это позволило говорить о вступлении ведущих стран мира в качественно новое состояние - информационную стадию развития.

Файлы: 1 файл

конспект лекции.docx

— 56.95 Кб (Скачать файл)

Налоговую политику осуществляют органы государственной власти в  соответствии со своей компетенцией. Наряду с высшими органами власти, в данном случае обладающими общей компетенцией, такими, как Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, налоговую политику осуществляют и органы исполнительной власти, наделенные специальной компетенцией.Управление налогообложением на федеральном уровне осуществляется органом исполнительной власти, выполняющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности на территории Российской Федерации. Таковым является Министерство финансов Российской Федерации.

Участники отношений, регулируемых законодательством  о налогах и сборах

К участникам отношений, формирующихся в рамках налоговой системы России и  регулируемых налоговым законодательством, принято относить две категории организаций и физических лиц, обязанных уплачивать налоги и сборы, а также две категории органов государственной власти, уполномоченных контролировать данный процесс, а именно:

  • организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;
  • организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом налоговыми агентами;
  • налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);
  • таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации);

 

Содержание и цели налоговой  политики обусловлены макроэкономическими  задачами государства на каждом этапе  развития страны.

Разрабатывая конкретные направления налоговой политики государство должно обеспечить решение: 
 
1.Экономических задач, таких как стимулирование экономического роста, преодоления инфляционных процессов, снижение дефицита бюджета, сбалансирование размеров бюджетов разных уровней и др.; 
2.Социальных задач; обеспечение занятости населения, стимулирования роста доходов и уровня жизни населения, перераспределение национального дохода в интересах наименее защищенных слоев населения; 
3.Задачи оптимизации налоговых изъятий, т.е. достижения паритета между общественными, корпоративными и личными интересами в области налогообложения. 
 
На выбор конкретного варианта решения в области налоговой политики влияют следующие факторы: общая экономическая ситуация в стране, характеризующаяся темпами роста (падения) производства; уровень инфляции; кредитно-денежная политика государства; соответствие между сферой производства, находящейся под государственным контролем и приватизированным сектором. 
 
В основе формирования налоговой политики лежат, таким образом, две взаимно увязанные методологические посылки: 
 
1.использование налоговых платежей для формирования доходной части бюджетов различных уровней и решение фискальных задач государства; 
2.использование налогового инструмента в качестве косвенного метода регулирования экономической деятельности. 
 
Формирование налоговой политики должно строиться на соблюдении следующих принципов: 
·стабильности налоговой системы; 
·одинакового налогообложения производителей независимо от отраслевой принадлежности предприятия (фирмы) и формы собственности; 
·равенства налогового бремени для различных категорий плательщиков с равным уровнем дохода; 
·одинаковых условий налогообложения для предпринимателей, занятых в производстве и потребителей. 
 
Главные направления налоговой политики должны исходить не только из центральной функции налогов - пополнение государственной казны. Нельзя забывать о том, что налоги - важнейший экономический инструмент стимулирования и регулирования производства, обеспечения социальных гарантий. Используя дифференциацию ставок и предоставления льгот, через систему перераспределения доходов с помощью налогов можно и необходимо обеспечивать обоснованную структурную перестройку производства в пользу отраслей, в первую очередь служащих удовлетворению жизненных потребностей населения, и уже на той основе - пополнению государственной казны. 
 
Конституция Российской Федерации (п. «б» ч.1 ст.114) закрепила принцип единой финансовой политики. Налоговая политика является составной частью финансовой политики и инструментом государственного регулирования социально-экономических процессов в обществе. Условно выделяют три возможных типа налоговой политики : 
 
Первый тип — высокий уровень налогообложения, т. е. политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени. При выборе этого пути неизбежно возникновение ситуации, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты различных уровней. 
 
Второй тип налоговой политики — низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем в других странах, идет широкий приток иностранных инвестиций, в том числе экспортноориентированных, и соответственно возрастает уровень конкурентоспособности национальной экономики). Налоговое бремя на субъекты предпринимательства существенно смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются. 
 
Третий тип — налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для предприятий, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ. 
 
Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим. 

 

 

 

 

 

 

 

Построение кривой Лоренца

Кривая Лоренца

Чтобы построить кривую Лоренца, откладываем по оси X процент семей, а по оси Y - процент дохода Абсолютное равенство графически представлено биссектрисой ОЕ.

Линия фактического неравенства  строится на основании данных о процентах  дохода, приходящихся на каждые 10% населения. Если нижняя первая часть населения  получила 3,2% всех доходов, то графически это будет точка А. Чтобы получить точку В необходимо сложить процент  дохода первых 10% населения с процентами доходов вторых 10% населения (1,9% + 2,5%) и т.д.

Сумма нарастающего дохода

Итого % семей

1,9

10

2,5

20

4,3

30

5

40

6,8

50

8,4

60

9

70

12

80

16

90

34,1

100


Рассчитаем коэффициенты концентрации доходов (индекс Джини).  
Уровень неравенства определяется с помощью коэффициента Джини. Он рассчитывается как отношение площади фигуры OABCDKLMNPE к площади треугольника ОEG. Для того чтобы определить площадь фигуры, лежащей ниже кривой Лоренца, соединяем прямыми линиями точки ОА, АВ и т.д. Опускаем перпендикуляр на ось X и находим площади фигур, лежащих ниже точек А, B, С.

 
SABB'A состоит из треугольника и прямоугольника SBCCB' также состоит из треугольника и прямоугольника  
Сложив все площади фигур, получим площадь фигуры S2

Сумма нарастающего дохода

Итого % семей

Площадь треугольника

Итого

2,5

10

9,5

9,5

3,0

20

12,5

31,5

3,7

30

21,5

65,5

4,8

40

25

112

8,0

50

34

171

10,0

60

42

247

12,0

70

45

334

17,0

80

60

439

20,0

90

80

579

19,0

100

170,5

829,5

Итого

2818


Площадь треугольника OEG находим  по формуле:

 
Отсюда индекс Джини равен:

 
Определим децильный коэффициент дифференциации доходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Децильный коэффициент дифференциации (Kd) рассчитывается как отношение уровней, ниже и выше которых находятся десятые доли совокупности в разных концах распределения по уровню доходов:

Kd = d9/d1

где

где

Ud1,9 -определяется по таблице  значений функций нормального  распределения для значений 0,1 и 0,9 соответственно,

d1 - -значение аргумента  (в данном случае дохода), вероятность  быть ниже которого равна 0,1 (F1) (т.е. 10% населения имеют доход ниже этого значения),

d9 - -значение аргумента,  вероятность быть ниже которого  равна 0,9 (F9) (т.е. 10% населения имеют доход выше этого значения).

Источник: Методологические положения по статистике. Вып. 1, Госкомстат России. - М., 199

 

 

 


Информация о работе Лекция по "Налогам"