Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 07:52, лекция
В последние десятилетия XX века в жизни современного общества произошли большие изменения, связанные с активным вхождением в жизнь людей новейших информационных технологий. Это позволило говорить о вступлении ведущих стран мира в качественно новое состояние - информационную стадию развития.
Налоговую политику осуществляют органы государственной власти в соответствии со своей компетенцией. Наряду с высшими органами власти, в данном случае обладающими общей компетенцией, такими, как Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации и Правительство Российской Федерации, налоговую политику осуществляют и органы исполнительной власти, наделенные специальной компетенцией.Управление налогообложением на федеральном уровне осуществляется органом исполнительной власти, выполняющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налоговой деятельности на территории Российской Федерации. Таковым является Министерство финансов Российской Федерации.
К участникам отношений, формирующихся в рамках налоговой системы России и регулируемых налоговым законодательством, принято относить две категории организаций и физических лиц, обязанных уплачивать налоги и сборы, а также две категории органов государственной власти, уполномоченных контролировать данный процесс, а именно:
Содержание и цели налоговой
политики обусловлены
Разрабатывая конкретные
направления налоговой политики
государство должно обеспечить решение:
1.Экономических задач, таких как стимулирование
экономического роста, преодоления инфляционных
процессов, снижение дефицита бюджета,
сбалансирование размеров бюджетов разных
уровней и др.;
2.Социальных задач; обеспечение занятости
населения, стимулирования роста доходов
и уровня жизни населения, перераспределение
национального дохода в интересах наименее
защищенных слоев населения;
3.Задачи оптимизации налоговых изъятий,
т.е. достижения паритета между общественными,
корпоративными и личными интересами
в области налогообложения.
На выбор конкретного варианта решения
в области налоговой политики влияют следующие
факторы: общая экономическая ситуация
в стране, характеризующаяся темпами роста
(падения) производства; уровень инфляции;
кредитно-денежная политика государства;
соответствие между сферой производства,
находящейся под государственным контролем
и приватизированным сектором.
В основе формирования налоговой политики
лежат, таким образом, две взаимно увязанные
методологические посылки:
1.использование налоговых платежей для
формирования доходной части бюджетов
различных уровней и решение фискальных
задач государства;
2.использование налогового инструмента
в качестве косвенного метода регулирования
экономической деятельности.
Формирование налоговой политики должно
строиться на соблюдении следующих принципов:
·стабильности налоговой системы;
·одинакового налогообложения производителей
независимо от отраслевой принадлежности
предприятия (фирмы) и формы собственности;
·равенства налогового бремени для различных
категорий плательщиков с равным уровнем
дохода;
·одинаковых условий налогообложения
для предпринимателей, занятых в производстве
и потребителей.
Главные направления налоговой политики
должны исходить не только из центральной
функции налогов - пополнение государственной
казны. Нельзя забывать о том, что налоги
- важнейший экономический инструмент
стимулирования и регулирования производства,
обеспечения социальных гарантий. Используя
дифференциацию ставок и предоставления
льгот, через систему перераспределения
доходов с помощью налогов можно и необходимо
обеспечивать обоснованную структурную
перестройку производства в пользу отраслей,
в первую очередь служащих удовлетворению
жизненных потребностей населения, и уже
на той основе - пополнению государственной
казны.
Конституция Российской Федерации (п.
«б» ч.1 ст.114) закрепила принцип единой
финансовой политики. Налоговая политика
является составной частью финансовой
политики и инструментом государственного
регулирования социально-экономических
процессов в обществе. Условно выделяют
три возможных типа налоговой политики
:
Первый тип — высокий уровень налогообложения,
т. е. политика, характеризующаяся максимальным
увеличением налогового бремени. При выборе
этого пути неизбежно возникновение ситуации,
когда повышение уровня налогообложения
не сопровождается приростом поступлений
в бюджеты различных уровней.
Второй тип налоговой политики — низкое
налоговое бремя, когда государство максимально
учитывает не только собственные фискальные
интересы, но и интересы налогоплательщика.
Такая политика способствует скорейшему
развитию экономики, особенно ее реального
сектора, поскольку обеспечивает наиболее
благоприятный налоговый и инвестиционный
климат (уровень налогообложения ниже,
чем в других странах, идет широкий приток
иностранных инвестиций, в том числе экспортноориентированных,
и соответственно возрастает уровень
конкурентоспособности национальной
экономики). Налоговое бремя на субъекты
предпринимательства существенно смягчено,
но государственные социальные программы
значительно урезаны, так как бюджетные
доходы сокращаются.
Третий тип — налоговая политика с достаточно
существенным уровнем налогообложения
как для предприятий, так и для физических
лиц, который компенсируется для граждан
страны высоким уровнем социальной защиты,
существованием множества государственных
социальных гарантий и программ.
Для России характерен первый тип налоговой
политики в сочетании с третьим.
Построение кривой Лоренца
Кривая Лоренца
Чтобы построить кривую Лоренца, откладываем по оси X процент семей, а по оси Y - процент дохода Абсолютное равенство графически представлено биссектрисой ОЕ.
Линия фактического неравенства строится на основании данных о процентах дохода, приходящихся на каждые 10% населения. Если нижняя первая часть населения получила 3,2% всех доходов, то графически это будет точка А. Чтобы получить точку В необходимо сложить процент дохода первых 10% населения с процентами доходов вторых 10% населения (1,9% + 2,5%) и т.д.
Сумма нарастающего дохода |
Итого % семей |
1,9 |
10 |
2,5 |
20 |
4,3 |
30 |
5 |
40 |
6,8 |
50 |
8,4 |
60 |
9 |
70 |
12 |
80 |
16 |
90 |
34,1 |
100 |
Рассчитаем коэффициенты
концентрации доходов (индекс Джини).
Уровень неравенства определяется с помощью
коэффициента Джини. Он рассчитывается
как отношение площади фигуры OABCDKLMNPE к
площади треугольника ОEG. Для того чтобы
определить площадь фигуры, лежащей ниже
кривой Лоренца, соединяем прямыми линиями
точки ОА, АВ и т.д. Опускаем перпендикуляр
на ось X и находим площади фигур, лежащих
ниже точек А, B, С.
SABB'A состоит из треугольника и прямоугольника
SBCCB' также состоит из треугольника
и прямоугольника
Сложив все площади фигур, получим площадь
фигуры S2
Сумма нарастающего дохода |
Итого % семей |
Площадь треугольника |
Итого |
2,5 |
10 |
9,5 |
9,5 |
3,0 |
20 |
12,5 |
31,5 |
3,7 |
30 |
21,5 |
65,5 |
4,8 |
40 |
25 |
112 |
8,0 |
50 |
34 |
171 |
10,0 |
60 |
42 |
247 |
12,0 |
70 |
45 |
334 |
17,0 |
80 |
60 |
439 |
20,0 |
90 |
80 |
579 |
19,0 |
100 |
170,5 |
829,5 |
Итого |
2818 |
Площадь треугольника OEG находим по формуле:
Отсюда индекс Джини равен:
Определим децильный коэффициент дифференциации
доходов.
Децильный коэффициент дифференциации (Kd) рассчитывается как отношение уровней, ниже и выше которых находятся десятые доли совокупности в разных концах распределения по уровню доходов:
Kd = d9/d1
где
где
Ud1,9 -определяется по таблице
значений функций нормального
распределения для значений 0,
d1 - -значение аргумента
(в данном случае дохода), вероятность
быть ниже которого равна 0,1 (
d9 - -значение аргумента,
вероятность быть ниже
Источник: Методологические положения по статистике. Вып. 1, Госкомстат России. - М., 199