Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 13:55, реферат
Налог на прибыль или доход юридических лиц установлен налоговым законодательством всех развитых стран мира. Однако в большинстве из них фискальное значение этого налога, в отличие от России, невелико. Он используется главным образом в качестве инструмента, регулирующего деловую активность компаний. Например в ФРГ, США, Франции и Швеции доля поступлений от его взимания в валовом национальном продукте не превышает 2%, в Великобритании - 4%, в Японии - 6%.
Введение 3
1.Налог на прибыль как элемент налоговой системы 4
1.1.Плательщики налога на прибыль 5
1.2. 0бъекты налогообложения 7
1.3.Налог на прибыль в зарубежных стран 9
2.Льготы по налогу на прибыль 13
2.1 Изъятие из обложения определенных элементов
объекта налога 14
2.2.Целевые налоговые льготы 14
2.3.Инвестиционный налоговый кредит 15
2.4.Налоговые освобождения 16
3.Порядок уплаты налога на прибыль 19
Заключение 27
Литература 29
1.Облагаемая налогом прибыль при фактически произведенных предприятием затратах и расходах уменьшается, на суммы направленные:
- предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения ( в том числе в порядке долевого участия), а так же на погашение кредитов банков, полученных и использованных ан эти цели, включая проценты по кредитам;
- предприятия всех отраслей народного хозяйства на финансирование жилищного строительства (в том числе в порядке долевого участия), а так же на погашение кредитов банков, полученных и использованных ан эти цели, включая процент по кредитам. Эта льгота предоставляется указанным предприятиям, осуществляющих соответственно развитие собственной производственной базы и жилищное строительство, включая погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, при условии полного использования ими сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату.
2. Ставки налога на прибыль предприятий и организаций понижаются на 50%, если от общего числа их работников инвалиды составляют не менее 50%.
3. Для предприятий, находящихся в собственности творческих союзов, зарегистрированных в установленном порядке, налогооблагаемая прибыль уменьшается на сумму прибыли, направленной на осуществление уставной деятельности этих союзов.
4. В первые два года не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие: производство и переработку сельскохозяйственной продукции, лекарственных средств и изделий медицинского назначения, строительство объектов жилищного, производственного социального назначения - при условии, если выручка от указанных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции.
В третий и четвертый год работы малые предприятия уплачивают налог в размере 25 и 50% от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы выручки от реализации продукции.
Указанные льготы не предоставляются малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений.
5. Для предприятий, получивших в предыдущем году убыток, освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие, в течение последующих пяти лет.
6.Не
подлежит налогообложению
религиозных объединений, предприятий, находящихся в их собственности, и хозяйственных обществ, уставный капитал которых состоит полностью из вклада религиозных объединений, а также иная прибыль указанных предприятий, используемая на осуществление этими объединениями религиозной деятельности. Эта льгота не распространяется на прибыль, полученную от производства и реализации подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых;
общественных организаций инвалидов, предприятий, учреждений и организаций, находящихся в их собственности, и хозяйственных обществ, уставный капитал которых состоит полностью из вклада общественных организаций инвалидов; предприятий, учреждений и организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50% общего числа работников, при условии использования не менее половины полученной прибыли на социальные нужды инвалидов; предприятий, находящихся в регионах, пострадавших от радиоактивных загрязнений - вследствие Чернобыльской и других радиационных катастроф, полученная от выполнения проектно-конструкторских, строительно-монтажных работ с объектами работ по ликвидации последствий радиационных катастроф не менее 50% от общего объема, а для предприятий и организаций, выполняющих указанные работы в объеме менее 50% от общего объема, - часть прибыли, полученной в результате этих работ; от производства продуктов детского питания; государственных и муниципальных музеев, библиотек, театров, цирков, зоопарков и национальных заповедников, полученная от их основной деятельности; организаций (предприятий) от выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности, и направленная на обеспечение пожарной безопасности в РФ; организаций (предприятий) от производства пожаро-технической продукции, предназначенной, предназначенной для обеспечения пожарной безопасности в РФ; предприятий потребительской кооперации, расположенных в районах Крайнего Севера.
Органы
государственной власти, национально-государственных
и административно- территориальных образований
помимо льгот, предусмотренных федеральным
законодательством, могут устанавливать
для отдельных категорий плательщиков
дополнительные льготы по налогу на прибыль
в пределах сумм налоговых платежей, направляемых
в их бюджеты.
3.Порядок уплаты налога на прибыль.
Законодательством
РФ однозначно определена ставка налога
на прибыль только в части, зачисляемой
в федеральный бюджет - 13%. Ставки налога
в части, зачисляемой в бюджет субъектов
РФ (республик в составе РФ, краев, областей
и т.д.), могут быть разными, они определяются
самостоятельно органами государственной
власти субъектов РФ, но в пределах ставки,
установленной законодательством РФ.
Таблица 3.
Действующие ставки налога на прибыль (в %).
Плательщики налога |
В части, зачисляемой в бюджет | Суммарная | |
ФБ | Субъектов РФ | ||
Банки, страховщики, биржи, брокерские конторы, любые организации по прибыли от посреднической деятельности. | 13 |
До 30 |
До 43 |
Предприятия
промышленности, строительства, торговли,
бытового
Обслуживания и все прочие организации. |
13 |
До 22 |
До 35 |
Субъекты РФ могли бы устанавливать ставки налога ниже предельных, но при напряженности, а во многих случаях дефицитности их бюджетов этого почти не происходит, почти везде общие ставки налога составляют 35% и 43%.
Субъекты
РФ могут дифференцировать ставки налога,
но не по отдельным плательщикам. А лишь
по категориям плательщиков и видам деятельности.
Необязательно, например, банкам, страховщикам,
брокерским конторам устанавливать единую
ставку налога 30%, можно одним установить
30%, другим 25%, третьим 28% - это дело органов
государственной власти субъектов РФ.
Этой возможность субъекты РФ практически
не пользуются.
Таблица 4. Ставки налога на доходы от отдельных видов деятельности.
№п/п | Виды деятельности | Ставка налога,% | Примечание |
1 |
Доходы от долевого
участия в
деятельности других предприятий |
15 | Налог взимается
у
Источника |
2 |
Дивиденды по акциям, проценты и дисконтный доход по Государственным ценным бумагам | 15 | Налог взимается у источника |
3 |
Доходы казино, игорных домов и другого игорного бизнеса | 90 | - |
4 |
Доходы от видеодеятельности:
видеосалонов, видеопоказа, прокат видео- и аудиокассет |
70 | В составе доходов учитываются доходы от аренды и других видов использования виеосалонов и др. |
Примечание: термин «Налог взимается у источника» означает, что начисляет сумму налога и перечисляет в бюджет организация, выплачивающая доход (а не получающая его), она несет ответственность за полноту уплаты налога.
По п. 3 и 4 табл. налогом облагается не прибыль, а доход. Доход определяется в виде разницы между выручкой и расходами, включаемыми в себестоимость продукции, учитываемых при налогообложении прибыли, за исключением расходов на оплату труда. Исчисление налога на доходы, указанные в п. 3 и 4 табл. производиться ежемесячно нарастающим итогом с начала года. Расчет суммы налога представляется в налоговую инспекцию не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, а уплата налога производиться в пятидневный срок со дня представления расчета (т.е. не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным).
В течение квартала плательщики налога на прибыль производят авансовые платежи налога, исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период (квартал) и установленной ставки налога.
В соответствии с Федеральным Законом «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций »» от 31 декабря 1995 года №227-ФЗ от уплаты авансовых взносов налога на прибыль освобождены:
предприятия, добывающие драгоценные металлы и драгоценные камни;
малые предприятия;
бюджетные организации.
При изменении в течение квартала суммы предполагаемой прибыли предприятие - налогоплательщик по согласованию с финансовыми органами может пересмотреть сумму предполагаемой прибыли и авансовых взносов налога на прибыль и предоставить справку об этих изменениях не позднее чем за 20 дней до окончания отчетного квартала.
Авансовые взносы налога на прибыль производятся не позднее 15-го числа каждого месяца равными долями в размере одной трети предполагаемой квартальной суммы налога. До начала каждого квартала предприятия представляют налоговому органу по месту своего нахождения справку о предполагаемой сумме прибыли в предстоящем квартале.
По окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года плательщики исчисляют сумму налога нарастающим итогом с начала года, исходя из фактически полученной прибыли, подлежащей налогообложению, с учетом предоставленных льгот с ставки налога на прибыль. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с учетом ранее начисленных платежей.
При этом расчет суммы налога на прибыль по фактической прибыли может отличаться от исчисленного, исходя из предполагаемой прибыли. Разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной предприятием прибыли и суммой авансовых взносов налога за истекший квартал уточняется (увеличивается или уменьшается) на сумму, рассчитанную исходя из процентной ставки за пользование банковским кредитом, установленной в истекшем квартале Центральным банком РФ: в течение квартала ставка ЦБ могла меняться, поэтому берется ставка на середину квартала: на 15 февраля, на 15 мая, на 15 августа, на 15 ноября.
Корректировка дополнительных платежей в бюджет на процентную ставку Центрального банка РФ основана на том, что при занижении авансовых взносов сумм налога на прибыль предприятие использовало в своем обороте средств, которые должны были принадлежать бюджету, то есть, как бы использовало бюджетный кредит.
Правда корректировка производиться в обе стороны: как в сторону дополнительных платежей в бюджет (при занижении авансовых взносов, когда расчет суммы налога по фактической прибыли оказался больше суммы авансовых платежей за истекший квартал), так и в сторону возврата предприятию излишне внесенных средств в бюджет (при завышении авансовых взносов, когда расчет суммы налога по фактической прибыли оказался меньше суммы авансовых платежей налога за истекший квартал). Но при определении дополнительных платежей в бюджет никаких ограничений не установлено, а при определении сумм, подлежащих возврату из бюджета (или зачислению предприятию в счет предстоящих платежей), установлены определенные ограничения: возврат из бюджета излишне внесенных сумм производиться в пределах фактически внесенных в бюджет авансовых платежей налога на прибыль за отчетный квартал, но не более суммы оставшейся после возврата налога по результатам перерасчета по фактически полученной прибыли за отчетный период с начала года.
Если с предприятия, исходя из расчета налога по фактически полученной сумме прибыли за квартал, причитаются дополнительные платежи в бюджет, то они распределяются между бюджетами разных уровней пропорционально распределению между ними налога на прибыль. Авансовые платежи налога на прибыль предприятия производит за себя и отдельно - за свои структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного счета и находящиеся на территории другого субъекта РФ. За себя предприятие производит авансовые платежи в федеральный бюджет, а также в бюджет субъекта РФ и в местный бюджет; за свои структурные подразделения предприятие производит авансовые платежи только в бюджет соответствующих субъектов РФ и в местные бюджеты.