Местные налоги и сборы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 21:23, реферат

Описание работы

Целью работы является раскрытие роли и значения местных налогов и сборов.
В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и основные функции налогов и сборов в рыночной экономике;
- рассмотреть характеристику местных налогов и сборов;
-определить основные проблемы в области системы местного налогообложения.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и основные функции налогов и сборов в рыночной экономике 4
2. Характеристика местных налогов и сборов 7
3. Основные проблемы в области системы местного налогообложения 15
Заключение 19
Список литературы 20

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ, ГОСФИНАНСЫ.doc

— 281.50 Кб (Скачать файл)

Основной проблемой  здесь, несомненно, является процедурно сложный, затратный материально  и по времени механизм регистрации имущества. Препятствием к формированию налогооблагаемой базы служат необоснованно высокие расценки на услуги государственных организаций и явно недостаточная численность их персонала – при том росте госаппарата, который наблюдается в постсоветской России в последние годы.

Принципы налогообложения, установленные законом о налогах  на имущество физических лиц, в настоящее  время не соответствуют условиям рыночной экономики. И одной из проблем  текущего периода является наличие  значительного количества объектов незавершенного строительства, которые в соответствии с действующим законодательством не подлежат обложению налогом.

Кроме того, налог на имущество  в муниципальных образованиях вводится на основании закона Российской Федерации  от 9 декабря 1999 года о налоге на имущество физических лиц. Одна из юридических проблем, что этот закон не в полной мере соответствует Налоговому кодексу, так как не содержит всех элементов налогообложения, а именно налоговой базы и налогового периода, в связи с чем, когда налог начисляется, то суд принимает решение не в пользу органов исполнительной власти и местного самоуправления.

В последнее время  возник ряд обстоятельств, еще более  усложняющих сбор местных налогов. Одновременно совпал ряд факторов. Во-первых, поправки в Налоговый кодекс создали правовую коллизию: местное самоуправление, будучи субъектом налоговых взаимоотношений, оказалось лишено полномочий по сбору налогов. Ранее в штате местных администраций имелись налоговые работники, которые, непосредственно взаимодействуя с жителями, стимулировали уплату налогов. Теперь сбор налогов осуществляется централизованно отделениями ФНС, обслуживающими сразу несколько муниципальных районов. Налоговые органы в соответствии с федеральной программой сегодня во многих, муниципальных территориях обслуживают 3-4 муниципальных района, в состав которых входит по 15-16 поселений. Соответственно, внимание всем муниципальным образованиям уделить невозможно.

Главная же проблема состоит  в том, что налоговая служба не мотивирована на осуществление усилий по сбору налогов, не поступающих в федеральный бюджет и, соответственно, не являющихся предметом ее отчетности. Налоговые органы добиваются сокращения долгов налогоплательщиков перед консолидированным бюджетом, только лишь за счет лучшего администрирования федеральных налогов. Налоговые органы к тому же сегодня не подкреплены в финансовом плане по сбору местных налогов.

Во-вторых, одновременно произошла реорганизация деятельности территориальных отделений практически  государственного Сбербанка РФ, состоящая в значительном сокращении числа сберкасс и их исчезновении из небольших населенных пунктов – притом, что механизм уплаты налогов предусматривает использование банковской системы. В итоге местный житель, живущий в селе или поселке, получив налоговое уведомление из ФНС, должен предпринять для его оплаты поездку в районный центр.

Единый налог на вмененный  доход является наиболее собираемым из местных налогов. Однако преобладающая  в нем фискальная направленность также приводит к возникновению ряда проблем. Делегирование местным органам государственной власти права самостоятельного установления базовой доходности различных видов предпринимательской деятельности, переводимых на уплату ЕНВД, отсутствие единых методологических принципов определения налогооблагаемой базы привели к ее значительному завышению в отдельных муниципальных образованиях, а также к значительным колебаниям ее размеров в разных регионах, неравенству условий налогообложения отдельных категорий налогоплательщиков в этих регионах и, как следствие, к нарушению целостности единого экономического пространства в стране.

Развитие местного самоуправления предполагает децентрализацию властных полномочий, то есть передачу прав по распоряжению частью ресурсов органам управления в сельских поселениях, реальное участие населения в управлении делами территорий. Однако практика жестко централизованного распределения ресурсов сохраняется до сих пор.

Недостаток собственных  доходов привел к тому, что сельские администрации стали отказываться от полномочий, делегируя их на уровень муниципального района. Согласно данным Минрегионразвития РФ, в III квартале 2010 года соглашения по передаче полномочий заключили 74,5 % поселений.

Доходы бюджетов сельских поселений и муниципальных районов преимущественно формируются за счет трансфертов, которые адресно направляются на выполнение государственных функций: на жилищно-коммунальное хозяйство, зарплату учителям, медработникам и другие цели. В итоге, сельские и районные администрации в основном заняты реализацией делегированных, то есть доведенных сверху, полномочий.

 

 

Заключение

 

 В заключение работы  можно сделать ряд выводов.

Система местных налогов  и сборов, как и налоговая система  в целом, нуждается в совершенствовании. От нее требуется, с одной стороны, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности органов местного самоуправления, а с другой, служить инструментом местной социально-экономической политики, направленной на выполнение задач стабилизации экономики и важнейших структурных сдвигов, при этом сочетая дисциплину исполнения законов и свободу действий на местах.

Прежде чем создавать  муниципальную налоговую систему, необходимо в рамках налогового федерализма  выработать основные принципы разумного  распределения, виды местных налогов  обязаны иметь социальную значимость для данной территории, быть понятными для налогоплательщиков, местным налогам надлежит придать тенденцию к относительному увеличению в структуре налоговых доходов местных бюджетов, отчисления (надбавки) от федеральных и региональных налогов в местные бюджеты должны иметь тенденцию к увеличению сроков фиксированности ставок (нормативов) и обязаны иметь статус местного налога при условии, что он регулируется федеральным бюджетом по согласованию с соответствующим региональным.

В стране должна быть создана единая система местного налогообложения, построенная на общих принципах и методологии взимания, поскольку местные налоги нельзя отрывать от всей системы налогообложения. Местные органы самоуправления должны иметь право вводить налоги, но в соответствии с широким перечнем, предусмотренным и достаточно подробно разработанным высшими законодательными органами власти.

Список литературы

 

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998).
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) .
  3. Закон Российской Федерации от 11 октября 1991 г. №1738-1 «О плате за землю» (с изменениями и дополнениями).
  4. Закон РФ от 9 декабря 1991 г. №2003-I «О налогах на имущество физических лиц» (с изменениями и дополнениями).
  5. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоги и налогообложение. – М.: Магистр, 2009.
  6. Лобанов А.В. О содержании и формах налогового контроля // Финансы. - 2010. - N 3. - с.30-32.
  7. Налоговый контроль: учеб. Пособие / Г.Г. Нестеров, Н.А. Попонова, А.В. Тирзиди. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Эксмо, 2009.
  8. Налоги и налогообложение: учебное пособие / ; под ред. Г.Б.Поляка. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2009.
  9. Налоги: Учеб. пособие/Под. ред. Д. Г. Черника - 4-е изд., перераб. и доп. - М: Финансы и статистика, 2010.
  10. Налоговое администрирование: учебное пособие / колл. авторов; под ред.Л.И. Гончаренко. - М.: КНОРУС, 2009.
  11. Новиков А.И. О земельном налоге и налоге на имущество предприятий // Налоговый вестник – 2010.- №9. – с. 24-26.
  12. Пансков В.Г. Организационные вопросы Налоговой реформы // Финансы – 2010. - №1. – с. 17-22.

1 Налоги и налогообложение: учебное пособие / ; под ред. Г.Б.Поляка. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2009. – c.1 35

2 Налоговый Кодекс РФ, ст.8, п. 1




Информация о работе Местные налоги и сборы