Методика проведения налоговых проверок по транспортному налогу

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2014 в 20:11, доклад

Описание работы

В статье 358 НК РФ приводится перечень транспортных средств, которые являются объектом налогообложения транспортным налогом. По видам транспорта можно выделить три группы объектов налогообложения:
автотранспортные средства;
водные транспортные средства;
воздушные транспортные средства.
Объектом налогообложения по автотранспортным средствам являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу.

Файлы: 1 файл

Методика проведения налоговых проверок по транспортному налогу.docx

— 24.62 Кб (Скачать файл)

Методика проведения налоговых проверок по транспортному налогу

В статье 358 НК РФ приводится перечень транспортных средств, которые являются объектом налогообложения транспортным налогом. По видам транспорта можно выделить три группы объектов налогообложения:

автотранспортные средства;

водные транспортные средства;

воздушные транспортные средства.

Объектом налогообложения по автотранспортным средствам являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу.

В перечень наземных транспортных средств для целей налогообложения транспортным налогом не вошли: троллейбусы, железнодорожные и трамвайные локомотивы, рельсовый подвижной состав, прицепы, полуприцепы и другие несамоходные средства транспорта.

Не являются объектами налогообложения в отношении наземных транспортных средств:

1. Автомобили легковые, специально  оборудованные для использования  инвалидами, а также автомобили  легковые с мощностью двигателя  до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной  защиты населения в установленном  законом порядке.

2. Сельскохозяйственные  товаропроизводители не платят  транспортный налог со следующих  транспортных средств, зарегистрированных  на них и используемых при  сельскохозяйственных работах для  производства сельскохозяйственной  продукции: тракторы; самоходные комбайны  всех марок; специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные  машины для перевозки птицы, машины  для перевозки и внесения минеральных  удобрений, ветеринарной помощи, технического  обслуживания).

Транспортный налог в соответствии со статьей 362 НК РФ исчисляется отдельно по каждому автотранспортному средству, признающемуся объектом налогообложения в соответствующем налоговом периоде как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, представляемых органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 363 НК РФ установлено, что уплата транспортного налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств.

Если транспортное средство находится не по основному месту регистрации налогоплательщика (например, если организация имеет транспортные средства в своем обособленном подразделении), то налогоплательщик должен зарегистрироваться в налоговом органе по месту нахождения транспортного средства. Согласно статье 83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.

Пунктом 1 статьи 363 НК РФ установлено, что уплата налога производится в порядке и в сроки, установленные законами субъектов Российской Федерации. При этом срок уплаты для налогоплательщиков - организаций не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 363.1 НК РФ, то есть не ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом - срока подачи налоговой декларации.

 

Камеральная налоговая проверка.

Камеральная налоговая проверка представляет собой предварительную проверку бухгалтерской и налоговой отчетности, которая проводится в течение трех месяцев со дня фактической даты ее представления в налоговый орган.

При сдаче налогоплательщиком отчетности налоговым органом делается отметка о ее принятии с указанием даты представления. Эта дата и будет являться началом срока, отведенного для проведения камеральной проверки.

Представленная отчетность, в том числе и налоговые декларации, проверяется на предмет правильности содержащихся в ней расчетов, соблюдения установленных правил составления или заполнения форм отчетности, а также сроков представления отчетности и уплаты налогов.

В ходе проверки изучаются налоговые декларации и годовые лицевые счета; сравниваются данные, фигурирующие в годовых лицевых счетах, с данными предыдущих лет; сопоставляются показатели форм бухгалтерской отчетности.

Налоговые органы имеют право истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

В соответствии со ст.93 НК РФ лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок.

Отказ от представления запрашиваемых в ходе проверки сведений и документов признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст.126 НК РФ.

В ходе проведения проверки налоговые органы имеют право на основании письменного уведомления вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений.

Кроме того, если в ходе проверки возникает необходимость в получении информации о деятельности налогоплательщика, связанной с иными лицами, налоговые органы вправе затребовать у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого, т.е. осуществить встречную проверку.

В случае если во время проведения камеральной налоговой проверки выявляются ошибки или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления. На выявленные по результатам камеральной проверки суммы доплат по налогам налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате соответствующей суммы налога и пени.

Решение о взыскании сумм налога и пени в бесспорном порядке на основании ст.46 НК РФ принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Указанное решение налоговый орган обязан довести до сведения налогоплательщика не позднее пяти дней после вынесения решения о взыскании необходимых денежных средств.

Обращаем внимание на ряд существенных моментов, касающихся камеральной налоговой проверки, которые нашли свое отражение в Налоговом кодексе РФ:

- на проведение камеральной  проверки отводятся три месяца;

- специального решения  руководителя налогового органа  на проведение налоговой проверки  не требуется;

- проверкой могут быть  охвачены три года деятельности  налогоплательщика, предшествующих  году проведения проверки;

- в ходе проверки налоговый  орган может затребовать от  налогоплательщика дополнительные  документы и сведения, подтверждающие  правильность исчисления и своевременность  уплаты налогов, а также вызвать  налогоплательщика для получения  объяснений по возникающим вопросам;

- по результатам камеральной  налоговой проверки налоговый  орган вправе направить налогоплательщику  требование об уплате соответствующей  суммы налога и пени.

В случае возникновения между налогоплательщиком и налоговым органом разногласий с целью их урегулирования, а также для получения более объективной информации о финансово - хозяйственной деятельности налогоплательщика налоговый орган вправе принять решение о проведении выездной налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка

Выездные налоговые проверки проводятся по месту нахождения налогоплательщика на основании решения руководителя налогового органа или его заместителя.

В решении о проведении выездной налоговой проверки обязательно должны быть указаны:

- вопросы проверки.

Например, при проверке могут фигурировать как отдельно проверяемые вопросы ("проверка правильности исчисления транспортного налога") - т.е. тематическая проверка, так и вопросы соблюдения налогового законодательства в целом ("проверка правильности соблюдения законодательства о налогах и сборах") - т.е. комплексная проверка;

- сроки проведения проверки.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность проверки до трех месяцев.

Кроме того, срок проведения выездной налоговой проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. Причем налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства независимо от проведения проверок самого налогоплательщика.

Отметим, что срок проведения проверки включает время фактического нахождения проверяющих на территории налогоплательщика.

- лица, уполномоченные на  проведение проверки.

В решении указываются фамилии, имена, отчества проверяющих, их должности, чины, специальные звания.

В самом начале выездной налоговой проверки проверяющие должны предъявить руководителю организации либо его заместителю служебные удостоверения и решение о проведении выездной налоговой проверки.

Налогоплательщик должен ознакомиться с решением о проведении выездной налоговой проверки и подписать его, указав соответствующую дату. Она и будет определять начало проведения выездной налоговой проверки и в то же время дату отсчета двухмесячного (в исключительных случаях - трехмесячного) срока проведения выездной налоговой проверки.

По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной работе, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.

По результатам выездной налоговой проверки в соответствии со ст.100 НК РФ не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке должностными лицами налогового органа должен быть составлен акт выездной налоговой проверки.

В акте проверки должны быть указаны первичные и бухгалтерские документы, которые исследовались должностными лицами налогового органа при проведении выездной налоговой проверки, отражены обстоятельства, которые были установлены при исследовании этих документов.

В акте должны быть также четко сформулированы документально подтвержденные факты нарушения налогового законодательства или отсутствие таковых, перечислены нормы налогового законодательства, которые нарушил налогоплательщик, а также приведены выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений со ссылками на статьи Налогового кодекса РФ по данному виду налоговых правонарушений.

Если проверкой не выявлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, в описательной части акта делаются соответствующие записи. Решение по таким актам не принимается.

Акт проверки согласно п.1 ст.100 НК РФ подписывается должностными лицами налогового органа, производившими налоговую проверку, и руководителем проверяемой организации, либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями.

После этого акт проверки под расписку вручается руководителю проверяемой организации, либо индивидуальному предпринимателю, либо их представителям.

Выездные налоговые проверки могут проводиться не только в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, но и в отношении физических лиц, являющихся налогоплательщиками. Соответственно и акт выездной налоговой проверки должен составляться в отношении всех налогоплательщиков и вручаться всем налогоплательщикам.

Если налогоплательщик уклоняется от подписания акта и его получения, то в акте делается соответствующая запись и акт проверки отправляется заказным письмом. В этом случае датой получения акта проверки считается 6-й день начиная с даты его отправки.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (его заместитель) налогового органа выносит решение:

- о привлечении налогоплательщика  к налоговой ответственности  за совершение налогового правонарушения;

- об отказе в привлечении  налогоплательщика к налоговой  ответственности за совершение  налогового правонарушения;

- о проведении дополнительных  мероприятий налогового контроля.

Решение должно содержать:

- обстоятельства совершенного  налогоплательщиком налогового  правонарушения, как они установлены  проведенной проверкой;

- документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства;

- доводы, приводимые налогоплательщиком  в свою защиту;

- результаты проверки  этих доводов;

- решение о привлечении  налогоплательщика к налоговой  ответственности за конкретные  налоговые правонарушения с указанием  статей Налогового кодекса РФ, предусматривающих данные правонарушения  и применяемые меры ответственности.

Копия решения налогового органа вручается налогоплательщику либо его представителю под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате ее получения налогоплательщиком либо его представителем.

 

 

 


Информация о работе Методика проведения налоговых проверок по транспортному налогу