ВВЕДЕНИЕ
Налоги выступают источником
формирования доходов бюджета
государства, поэтому они неразрывно
связаны с функционированием
самого государства и, соответственно,
напрямую зависят от уровня
развития самого государства.
Посредством налогов государство
изымает и присваивает себе
часть произведенного национального
дохода, и поэтому налоги и
налоговая система напрямую зависят
от уровня развития государственного
механизма.
В условиях рыночных
отношений и особенно в переходный
к рынку период налоговая система
является одним из важнейших
экономических регуляторов, основой
финансово-кредитного механизма
государственного регулирования
экономики. От того, насколько
правильно построена система
налогообложения, зависит эффективное
функционирование всего народного
хозяйства.
Именно налоговая система
на сегодняшний день оказалась,
пожалуй, главным предметом дискуссий
о путях и методах реформирования,
равно как и острой критики.
На данный момент
существует масса всевозможной
литературы по налогообложению
в западных странах, накоплен
огромный многолетний опыт по
налогообложению. Но в связи
с тем, что налоговая система
России создается практически
заново, сегодня мало монографий
отечественных авторов по налогообложению,
в которых можно было бы
найти грамотные, глубоко продуманные,
просчитанные предложения по
созданию именно российской налоговой
системы, отвечающей нашим российским
реалиям.
Чтобы повысить эффективность
налогообложения и уменьшить
сокрытие среди налогоплательщиков
доходов, каждый налогоплательщик
должен быть уверен в справедливости
и правильности взимания налогов.
Для этого государство использует
различные методы налогообложения,
которые будут рассмотрены в
данной курсовой работе.
Методы налогообложения
Существование любого
современного государства неразрывно
связано с налогами. Каждый человек
в какой-то мере ощущает это
на себе. Бенджамин Франклин писал,
что «платить налоги и умереть
должен каждый». Данный принцип
заложен и в российском законодательстве:
«Каждый обязан платить законно
установленные налоги и сборы».
Согласно идеям А.
Смита, при формировании налоговой
системы необходимо руководствоваться
следующими принципами:
принципом справедливости, утверждающим
всеобщность обложения налогом
и равномерность распределения
его между гражданами соразмерно
их доходам. Понимание справедливости
зависит от исторического этапа
развития, экономического устройства
общества, социального статуса человека,
его политических взглядов. В приложении
к современности применение данного
правила означает, что налогоплательщики
законодательно обязаны участвовать
в финансировании общественных (государственных)
структур и мероприятий, причем распределение
налогового бремени производится с
учетом уровня полученных доходов;
принципом определенности, требующим,
чтобы сумма, способ и время платежа
были точно заранее известны плательщику.
Неопределенность налогообложения, с
одной стороны, приводит к тому, что
плательщик может попасть под
власть контролирующих инстанций, а
с другой — создает условия
уклонения от налогообложения. Кроме
того, в условиях неоднозначности
толкования нормативных документов,
нестабильности и непредсказуемости
системы налогообложения в целом
трудно принимать решения и строить
стратегию бизнеса;
принципом удобства, который
предполагает, что при создании налоговой
системы должны в первую очередь
учитываться интересы плательщика:
минимум формальностей, максимальная
простота процедуры перечисления средств,
совпадение во времени момента получения
дохода и изъятия налога и т.п.;
принципом экономии, заключающимся
в сокращении издержек взимания налога,
в рационализации и удешевлении
системы налогообложения в целом.
Сегодня данный принцип рассматривается
как чисто технический: расходы
по взиманию налога должны быть минимальными
по сравнению с доходом, который
приносит данный налог.
Особое внимание в
условиях федеративного или конфедеративного
устройства общества уделяется
принципу строгого разделения
налогов и сборов по уровням
бюджета от низшего (населенный
пункт или район) к высшему
(общегосударственный). Выполнение
данного правила должно регулироваться
нормами как местного, так и
федерального законодательства.
Для стимулирования
развития предпринимательской деятельности
и предотвращения социальной
напряженности имеет большое
значение применение принципа
научного подхода к установлению
конкретной величины ставки налога.
Суть этого правила состоит
в том, что масштаб налоговой
нагрузки на плательщика должен
позволить ему после изъятия
всех установленных выплат иметь
доход, обеспечивающий удовлетворение
жизненных потребностей и сохраняющий
возможность расширения воспроизводства.
Недопустимо при установлении ставок
налога исходить из сиюминутных интересов
пополнения государственной казны в ущерб
развитию экономики и интересам налогоплательщиков.
Принципы налогообложения
на практике реализуются через
методы налогообложения. Под этим
термином понимаются способы
построения налоговых ставок
в их соотношении с налоговой
базой и выделяют четыре основных
метода налогообложения: равное,
пропорциональное, прогрессивное и
регрессивное налогообложение.
2. Равное налогообложение
Равное налогообложение
предполагает установление фиксированной
суммы налога, взимаемой с налогоплательщика,
что обусловлено использованием
налоговой ставки в твердом
размере, равном для всех налогоплательщиков.
В этом случае вообще нет
зависимости между налоговыми
ставками и налоговой базой.
Данный вид налогообложения
– это самый простой и примитивный,
но удобный вид обложения. Использовался
в качестве целевых временных
или чрезвычайных налогов, которые
устанавливались дополнительно
к постоянным. Примером такого
равного налогообложения может
служить подушный налог, исторически
один из наиболее ранних. Его
платили еще в Китае в XII
в. В России подушное налогообложение
было введено при Петре I в
1724 г. Этот метод не учитывает
ни имущественного положения,
ни размера дохода налогоплательщика.
Исключение может составлять
применение различных налоговых
ставок к душам мужского и
женского пола, а также в зависимости
от звания и чина.
Экономист Н.И.Тургенев
писал, что подушные налоги, собираемые
с каждого поровну – суть
следы необразованности предшествующих
времен, когда нужды общественные
были малозначащи и когда Правительства,
не зная утонченных способов
разделения налогов, брали с
каждого поровну.
Таким образом, при
равном налогообложении бедные
несут налоговое бремя в большем
размере, чем богатые. Если
размер налога составит 1 000 руб.,
то при годовом доходе 10 000 руб.
размер налогового изъятия составит 10%
(10 000 руб. / 1 000 руб.), а при годовом доходе
100 000 руб. – 1% (100 000 руб. /1 000 руб.).
Использование метода
равного налогообложения объясняется
тем, что данные налоги ориентированы
не на способность плательщика
к уплате налога, а на удовлетворение
какой-либо конкретной потребности
налогоплательщика как члена
общества. Общая потребность удовлетворяется
общими равными усилиями налогоплательщиков.
Это означает, что никто не
должен быть освобожден от
уплаты налога.
В настоящее время
равное налогообложение считается
экономически неэффективным и
не отвечает принципу справедливости.
Но, тем не менее, оно существует
в такой сверхцивилизованной
стране как Япония: взимается
3200 иен в год с каждого жителя.
Также, во Франции этот налог
задействован в качестве одного
из источников формирования местных
бюджетов:
налог на уборку
территорий;
пошлина на содержание
Торгово–промышленной палаты, вносимая
теми, кто уплачивает профессиональный
налог;
пошлина на содержание
Палаты ремесел, уплачиваемая
предприятиями, которые обязаны
быть включенными в реестр
предприятий и ремесел;
местные сборы на
освоение рудников;
сборы на установку
электроосвещения;
пошлина на используемое
оборудование;
пошлина на автотранспортные
средства, налагаемая на все автотранспортные
средства;
налог на озеленение,
вносимый в бюджеты департаментов
и т.д.
3. Пропорциональное налогообложение
Пропорциональное налогообложение
предполагает установление для
каждого налогоплательщика фиксированной
ставки в долях или процентах,
которая не меняется в зависимости
от динамики налоговой базы. При
таком методе налогообложения
налог растет пропорционально
росту налоговой базы.
Принцип справедливости
уже на протяжении более 230
лет является ориентиром любой
цивилизованной системы налогообложения.
Данный принцип основывается
на высказывании Адама Смита,
что «подданные государства должны
по возможности, соответственно
своей способности и силам
участвовать в содержании правительства,
то есть соответственно доходу,
каким они пользуются, под покровительством
и защитой государства». Адам
Смит, шотландский экономист и
философ, считал, что принципу
справедливости соответствует пропорциональное
налогообложение, когда лица с
равными доходами вносят в
бюджет одинаковую долю своих
доходов.
Принцип пропорционального
налогообложения был окончательно
закреплен в налоговой практике
французской революцией и базировался
на провозглашенной ею идее
равенства: «Из идеи равенства
вытекало не только всеобщее,
но и равное обложение, равномерное
разверстывание налогов между
всеми плательщиками, сообразно
средствам каждого, иначе говоря,
каждый обязан отдать одинаковую
часть своего имущества государству».
Хотя некоторые считали, что
идея равенства должна вести
к установлению равного налогообложения,
большинство все же соглашалось
с тем, что налоги должны
уплачиваться по средствам каждого,
сообразно экономическим возможностям,
платежеспособности. Платежеспособность
определялась в то время доходами
лица.
Большинство российских
налогов строятся на основе
пропорционального метода. Так, налог
на прибыль предполагает установление
единой ставки (не зависящей от
величины полученной прибыли): 2%
– федеральная составляющая и
18% – максимально возможная ставка
субъектов Федерации. По НДС
установлены три ставки – 18,
10 и 0%. Причем ни одна не зависит
от объемов налоговой базы. С
2001 г. налог на доходы физических
лиц в России также взимается
на основе пропорционального
метода налогообложения по ставке
13%.
В Европе ставки
центральных налогов на прибыль
юридических лиц, как правило,
также являются пропорциональными,
их уровень в зависимости от
применения систем зачетов колеблется
от 28% в Швеции до 53,2% в Италии.
4. Прогрессивное налогообложение
Прогрессивное налогообложение
– это метод налогообложения,
при котором с ростом налоговой
базы возрастает ставка налога.
В настоящее время
выбор прогрессивного налогообложения
в большой степени основан
на понятии дискреционного дохода,
т.е. дохода, используемого по
собственному усмотрению. Теоретически
дискреционный доход представляет
собой разницу между совокупным
доходом и доходом, который
расходуется на удовлетворение
первоочередных, жизненно-необходимых
потребностей. Именно дискреционный,
а не совокупный доход определяет
истинную платежеспособность лица.
Естественно, что с
ростом доходов уменьшается доля
всех жизненно необходимых затрат
(на продукты питания, покупку
одежды, других товаров первой
необходимости, на транспорт и
т.п.) и возрастает доля дискреционного
дохода. Нетрудно заметить, что при
пропорциональном обложении совокупного
дохода менее состоятельный плательщик
несет более тяжелое налоговое
бремя, чем более состоятельный,
поскольку доля свободного дохода
у него меньше, а доля налога,
выплачиваемая за счет этого
свободного дохода, выше. Поэтому
необходима градация налога с
учетом потребностей человека.
И хотя разные налогоплательщики
будут платить разные по размерам
налоги, принципы равенства и
справедливости налогообложения
будут выдерживаться. Иначе говоря,
богатые, как лица, обладающие
большими платежными возможностями,
должны нести налоговое бремя
в большем размере, нежели бедные,
обладающие низким дискреционным
доходом и, соответственно, низкими
платежными возможностями.
Существует 4 вида прогрессии.
а) простая поразрядная
прогрессия.
При простой поразрядной
прогрессии выделяются ступени,
или разряды, налогооблагаемой
базы и для каждого разряда
устанавливается налоговый оклад
в твердой сумме. Например, первый
разряд составляет от 1 до 1000 руб.,
второй – от 1001 до 5000 руб., третий
– от 5001 до 10 000 руб., четвертый –
от 10 001 до 15 000 руб. и т.д. Для
каждого из названных разрядов
устанавливается сумма налога. Например,
для первого разряда – 1 руб.,
для второго – 100 руб., для третьего
– 500 руб. и т.д.