Межотраслевой баланс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 09:07, реферат

Описание работы

Межотраслевой баланс (в западной экономической литературе как метод «затраты- выпуск»)-это разновидность балансовых построений, система статистических показателей, в наиболее интегрированном виде характеризующих межотраслевые связи и пропорции, структуру общественного производства. Современный межотраслевой баланс (МОБ) является дальнейшим развитием и конкретизацией основных счетов СНС.

Содержание работы

1. Задачи межотраслевого баланса и принципиальная схема его составления.
2. Методология составления первого квадранта межотраслевого баланса.
3. Методология составления второго квадранта межотраслевого баланса.
4. Методологические основы построения третьего квадранта межотраслевого баланса.
5. Некоторые вопросы адаптации международных стандартов и построении межотраслевых балансов в отечественной статистике.
6. Анализ данных межотраслевого баланса продуктов и услуг за 1995 г.

Файлы: 1 файл

ДОКЛАД ПО СНС.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

К потребительским  товарам, приобретённым домашними  хозяйствами на рынке, относятся  в основном сельскохозяйственные продукты, продукты из сельскохозяйственного  сырья (масло, вино), продукты лесопользования, и др. Источники информации- натурально- стоимостные балансы, бюджетные обследования домашних хозяйств.

Расходы на конечное потребления  органов государственного управления состоят из расходов на потребительские товары и услуги, используемые как для индивидуального, так и для коллективного потребления. К секторам органов государственного управления относятся организации, финансируемые за счёт средств государственного бюджета и средств внебюджетных фондов социального страхования.

Расходы на конечное потребление учреждений органов государственного управления включают:

  • Стоимость нерыночных услуг, оказываемых этими учреждениями для индивидуального и коллективного потребления;
  • Стоимость потребительских товаров и услуг, купленных указанными учреждениями для бесплатной (или по пониженным ценам) передачи домашним хозяйствам в соответствии с программой социального страхования и социальной помощи.

Расходы государственных  бюджетных организаций, оказывающих  индивидуальные услуги, частично оплачиваются населением (платежи в финансируемые  из бюджета санатории, пансионаты) и относятся к рыночным услугам. Так как расходы на конечное потребление органов государственного управления (как индивидуальные, так и коллективное потребление) включают только расходы, связанные с оказанием нерыночных услуг, то из общего объёма услуг, оказываемых бюджетными организациями, рыночные услуги вычитаются.

Коллективные  потребительские  услуги –это услуги, предоставляемые всем членам общества. Их потребление носит пассивный характер и не зависит от согласия заинтересованного индивидуума. Согласно Классификатору функций государственных органов (КФГО) к учреждениям органов государственного управления, оказывающим услуги коллективного характера, относятся: государственные органы общего назначения, обеспечивающие порядок и безопасность, а также формирование и осуществление государственной политики; органы управления обороной и вооружёнными силами; органы науки и научного обслуживания; центральный банк; дорожное хозяйство; предприятия по обслуживанию сельского хозяйства; прочие предприятия, оказывающ9ие другие экономические услуги обществу.

Расходы на конечное потребление  некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, включают:

А) стоимость  нерыночных услуг, оказываемых домашним хозяйствам этими организациями  ( политические партии, профсоюзы, религиозные организации, и др.)

Б) стоимость  товаров и услуг, купленных некоммерческими  организациями для передачи домашним хозяйствам;

В) стоимость  услуг социально- культурного характера, бесплатно оказываемых предприятиями и организациями своим работникам.

Расходы на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающие домашние хозяйства, условно относятся к индивидуальному  потреблению.

Показатели  валового накопления- следующее важнейшее направление конечного использования валового внутреннего продукта. Главные из них:

А) валовое накопление основного капитала;

Б) изменение  запасов материальных оборотных  средств;

В) чистое приобретение ценностей.

Валовое накопление основного капитала определяется на валовой основе, т.е до вычета потребления основного капитала (однако выбытие основных фондов учитывается).

Валовое накопление основного капитала охватывает прежде всего капитальные вложения, т.е  затраты по воспроизводству основных фондов, рассматриваемые в капитальных  вложениях ( стоимость введённых в действие основных фондов, затраты на эксплуатационное бурение, затраты капитального характера по улучшению земель и др.). 

В валового накопления основного капитала не включаются:

  • Мелкий инструмент, рабочая одежда, запасные части, малоценное оборудование, даже если они служат более года (относятся к промежуточному потреблению);
  • Потребительские товары длительного пользования, купленные домашними хозяйствами для своих нужд (относятся к расходам на конечное потребление домашних хозяйств);
  • Приобретение домашней техники (относится к промежуточному потреблению органов государственного управления);
  • Земля, полезные ископаемые, естественные леса и др.

Оценка валового накопления в части купленных основных фондов проводится по ценам покупателей с включением налога на добавленную стоимость; в  части основных фондов, произведённых хозяйственными способом (здания, сооружения и т.д),- в основных ценах. Исходная информационная база расчётов- статистика капитального строительства (формы о вводе в действие объектов, основных фондов и использовании капитальных вложений, о вводе в действие индивидуальных жилых домов) и статистика основных фондов (формы о наличии и движении основных средств и амортизационного фонда, наличии и движении основных средств), ведомственная статистика.

В составе изменения  запасов материальных оборотных средств  учитывается прирост (или  уменьшение):

  • Производственных запасов (топлива, сырья, основных материалов и покупных полуфабрикатов и др.);
  • Незавершённого производства;
  • Готовой продукции у производителей
  • Товаров для перепродажи у предприятий торговли, заготовок, материально-технического снабжения; государственного материального резерва.

Чистое приобретение ценностей- это покупки (за вычетом  выбытия) дорогостоящих товаров  длительного пользования, стоимость которых не уменьшается с течением времени и которые не используются в производстве (драгоценные металлы, камни, ювелирные изделия из них, произведения искусства и др.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4 Методологические основы построения третьего квадранта межотраслевого баланса. 

3 квадрант межотраслевого  баланса отражает стоимостной  состав компонентов валового  внутреннего продукта (ВВП).он показывает распределение по отраслям первичных доходов, полученных институциональными единицами- резидентами в результате непосредственного участия в процессе производства. Первичные доходы- это доходы, получаемые институциональными единицами в результате их участия в процессе производства (оплата труда, налоги на производство и импорт, прибыль, смешенные доходы) или владения активами (доходы от собственности), которые могут быть использованы в производстве. Оно выплачиваются из добавленной стоимости, создаваемой в производстве ( отметим что МОБ доходы от собственности не отражаются).

Стоимость состава компонентов  ВВП в современном  межотраслевом балансе  определяется по следующей  схеме:

    1. заработная плата;
    2. фактические отчисления работодателей на социальное страхование;
    3. условно исчисленные отчисления работодателей на социальное страхование;
    4. оплата труда наёмных работников- всего (1+2+3);
    5. другие налоги на производство;
    6. другие субсидии на производство (-);
    7. чистая прибыль;
    8. чистые смешенные доходы;
    9. потребление основного капитала;
    10. валовая добавленная стоимость ( в основных ценах) всего (4+5+6+7+8+9);
    11. налоги на продукты ( не вычитаемый налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на импорт, экспорт и др.);
    12. субсидии на продукты (-);
    13. Итого (п. 10+п. 11 п. +12).

По итогу определяется величина ВВП, отличающаяся от валовой  добавленной стоимости на размеры чистых налогов на продукты ( налогов на продукты за вычетом субсидий на продукты).

Одна из стоимостных  составляющих валовой добавленной  стоимости- оплата труда наёмных работников. Она представляет собой вознаграждение в денежной или натуральной форме, которое должно быть выплачено работодателем наёмному работнику за работу, выполненную в рассматриваемом периоде.

Показатели- другие налоги на производство и другие субсидии на производство- необходимы при формировании основных цен применительно к  валовой добавленной стоимости. Другие налоги на производство- это налоги, которыми облагаются институциональные единицы в результате их участия в производстве и которые уплачиваются за использование факторов производства или за осуществление определённых видов деятельности или операции ( платежи за воду, и др.).

Другие  субсидии на производство- это субсидии, которые получают институциональные единицы- резиденты вследствие их участия в производстве.

Чистая  прибыль и чистый смешанный доход определяется сальдовым методом, когда из валовой добавленной стоимости (по соответствующим отраслям) вычитаются потребление основного капитала и чистые другие налоги на производство, а при определении чистой прибыли- также вычитается оплата труда наёмных работников.

Потребление основного капитала оценивается в размере амортизации и недоамортизированной стоимости. Проблема перехода от хозяйственной к чистой отрасли при расчёте потребления основного капитала решается аналогично, как в случае определения валовой1 добавленной стоимости, т.е. при отсутствии прямой информации в материалах специальных обследований с помощью соответствующих корректировочных коэффициентов.

Налоги  на продукты- это налоги, взимаемые обычно за единицу товара или услуги, т.е. пропорционально количеству или стоимости товаров и услуг, производимых, продаваемых или импортируемых институциональными единицами- резидентами.

К налогам на продукты относятся:

  • Налоги на добавленную стоимость (НДС);
  • Акцизы на отдельные группы и виды товаров, включая акцизы с продажи легковых автомобилей;
  • Налоги на реализацию горюче- смазочных материалов;
  • Налоги на импорт;
  • Налоги на экспорт (экспортные пошлины).

Наибольший вес  в группе налогов на продукты занимают налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на импорт. Налог на добавленную стоимость по отраслям ( 3 квадранта) распределяются условно по структуре конечного использования продукции. Акцизы по отраслям распределяются по данным Министерства финансов, они в основном относятся к продукции отраслей лёгкой промышленности, пищевой промышленности). Налоги на импорт включают импортные пошлины и платежи в государственный бюджет чистого дохода внешнеторговых организаций, образующегося в результате различий между внешнеторговыми ( пересчитанными в национальную валюту) и внутренними ценами на отдельные виды товаров. 
 
 
 

5.Некоторые вопросы адаптации международных стандартов в построении межотраслевых балансов в отечественной статистике.

Первый межотраслевой баланс по развернутой программе в концепции баланса народного хозяйства был составлен в СССР в1961г. по материалам 1995 г. – в отечественной статистике по концепции СНС.

            Как было сказано ранее, отраслевая  номенклатура межотраслевого баланса  версии 1995г. частично модифицирована  с учетом международных стандартов. Но в основном она отражает специфику переходного периода и требует согласования структуры баланса с предшествующими разработками.

      Другое  важнейшее отличие от зарубежной статистической практики составления  межотраслевых балансов состоит  в использовании рыночных цен (цены покупателя). В принципе межотраслевой баланс может составляться в трех видах цен: рыночные цены (цены покупателя), основные цены и цены производителей. Межотраслевой баланс в концепции СНС согласно международным стандартам предпочтительно составлять в ценах производителя, т. е. без торгово-транспортной наценки.

  В России межотраслевой баланс (как и в других странах СНГ) составлялся традиционно в ценах покупателей, которые было принято называть ценами конечного использования. Межотраслевой баланс (МОБ) всегда рассматривался как часть баланса народного хозяйства (БНХ) (в международных  статистических документах система национального счетоводства, обслуживавшая командно-административную систему управления, называлась системой материального производства). Более того, методология составления МОБ должна была соответствовать принципам построения БНХ и, в частности, основополагающим идеям по измерению совокупного и чистого материального продукта (соответственно совокупного общественного продукта и национального дохода – в концепции БНХ). А указанные показатели всегда исчислялись в ценах конечного использования, т. е. в ценах покупателей. Оба способа оценки логичны

Информация о работе Межотраслевой баланс