Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 17:11, курсовая работа
По мнению ряда исследователей, налоговая система России ещё весьма слабо приспособлена к реалиям российской действительности, мало способствует развитию и экономическому росту, крайне усложнена, громоздка и перенасыщена как числом управляющих и контролирующих органов, так и разнообразными (и нередко противоречащими друг другу) нормативными документами и «разъяснительными» письмами и инструкциями.
Итак, целью настоящей работы является изучение процессов модернизации и информатизации налоговых органов Российской Федерации на современном этапе их развития.
Введение 3
Глава 1. Модернизация налоговых органов
1.1 Основные направления модернизации налоговых органов 4
1.2 Проблемы модернизации налоговых органов 7
Глава 2. Информатизация налоговых органов
2.1 Основные направления информатизации налоговых органов 11
2.2 Несовершенство автоматизированных информационных систем налоговых органов 13
Заключение 14
Список литературы
Источник этих недостатков – позадачный принцип декомпозиции информационной системы в принятых проектных работах по автоматизации налоговых расчетов на этапе формирования налоговой системы в 1990 – 1992 гг. Модернизация налоговых органов должна осуществляться на основе автоматизации рабочих процессов, а не отдельных задач.
Глава 2. Информатизация налоговых органов
2.1 Основные направления
информатизации налоговых
Модернизация в аспекте
В настоящее время налоговая служба с
большим опережением движется вперед
по внедрению электронных услуг, оставив
позади все государственные структуры.
Уже с 2002 года модернизация налоговых
органов позволила внедрить и широко применять
практику приема электронной цифровой
подписи в документообороте с налогоплательщиками,
и, благодаря этому, несомненно, прогрессивному
сервису сдача отчетов и общения с инспекциями
намного упростилась и ускорилась. В настоящее
время по такой схеме работают более половины
юридических лиц, а через четыре года их
число планируется довести до 80%. Параллельно
внедрялась и совершенствовалась система
классификации адресов (КЛАДР). Это детище
налоговых специалистов сейчас доведена
почти до совершенства, а информацией,
содержащейся в анналах ведомства, по
представлению пользуются многие внешние
структуры и ведомства (банки, таможня,
приставы и прочее).
Впереди всех ФНС и по развитию интернет-технологий. Достаточно сказать, что на сайте налоговой службы можно получить множество полезной информации, как простейшей – о местонахождении нужной инспекции или сведениях из реестров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, так и более сложной, например, об имеющейся задолженности и ее размере. Всего же наименование услуг, предоставляемых на этом ресурсе, включает более двадцати наименований. И перечень их постоянно расширяется, постепенно приближаясь к лучшим мировым образцам. Об этом говорит внедренный в рамках модернизации налоговых органов накануне мероприятия сервис, носящий название «Личный кабинет налогоплательщика». Здесь уже предприниматель или просто гражданин сможет не только узнать сумму причитающихся к уплате налогов, но и перевести ее путем электронной платежной системы Сбербанка. Размеры перечислений пока невелики, – таким способом погашено лишь 3,5 млн рублей задолженности, – но прогресс налицо. Другие ведомства даже этим не могут похвастать.
Но это только начало
пути. ФНС планирует пойти еще дальше и полностью модернизировать ИТ-
Но это накладывает
Такой прогресс в технологиях позволит уже в ближайшие три-четыре года налоговой службе администрирование полностью модернизировать, а налогоплательщикам пользоваться услугами службы исключительно в онлайн-режиме, без непосредственного контакта с налоговиками [8].
2.2 Несовершенство
Одной из проблем, не позволяющей в полной мере
достичь целей модернизации
– разобщенность средств автоматизации по уровням иерархии налоговых органов;
– недостаточные информационно
– расчетные и интеллектуальные возможности средств
– использование различных баз для хранения одних и тех же данных (многократное дублирование данных);
– несовместимость (программная, информационная, лингвистическая) существующих программно – информационных комплексов (ПИК) различных налоговых органов;
– несоблюдение принципа
однократности ввода
– отсутствие единых
алгоритмов и средств обмена информацией
как внутри налоговой службы, так и с автоматизированными
– невозможность комплексной обработки информации, хранящейся в различных базах данных.
Источник этих недостатков
– позадачный принцип
В результате трудовые и финансовые затраты на эксплуатацию и развитие системы неуклонно возрастают. При этом прослеживается такая тенденция: производительность труда каждого налогового работника повышается, производительность налоговой системы в целом нет. Свою долю в этот процесс внесло также отсутствие на этапе создания налоговой системы в 90-е годы прошлого столетия комплексных организационных и информационно – технологических моделей рабочих процессов деятельности по осуществлению налогового контроля. Современный этап развития налоговой службы тесно связан с совершенствованием государственного управления в целом, что обусловливает необходимость перестройки автоматизированной системы на базе интегрированных архитектурных решений для обеспечения необходимого уровня функциональной полноты, над?жности, производительности и создания потенциала развития в соответствии с требованиями нормативно – методической базы налоговой политики [4].
Что касается программного
– громоздкость системы. У каждого отдела своя специфика работы в системе. Более того, отсутствует доступ к данным другого отдела. Для деятельности конкретного подразделения есть свой набор операций, присущий только этому отделу. Объем информации в системе настолько велик, что многие операции вообще не применяются (потому что о них не знают или они не связаны с деятельностью этого отдела. Это приводит к неэффективному использованию системы, поскольку не задействованы все ее составляющие.
– сложность системы,
обусловленная первым фактором. Она рассчитана
не на рядового пользователя, обладающего необходимым
– слишком частые обновления системы, требующие тщательного их изучения. Несмотря на то, что вместе с корректировками поступают и пояснения к ним, в действительности отсутствует возможность у всех инспекторов ознакомиться с ними. И хотя обязанность рассказать об изменениях лежит на начальниках отделов, на практике этому не уделяется должного внимания. Зачастую сотрудники самостоятельно пытаются разобраться с новациями, что влечет за собой потерю времени и, как следствие, снижение качества работы.
– несоответствие обновленной
– отсутствие возможности у рядового
инспектора узнать полную информацию
о налогоплательщике, состоящем на учете в данной
инспекции. Каждый отдел ограничен в доступе
к системе. Можно просматривать только
те вопросы, которые напрямую связаны с задачами
данного отдела. Наибольшие проблемы доставляет
невозможность получения сведений о налогоплательщике
любой инспекции региона (например, если
он перешел в другую инспекцию). У каждого налогового
органа отдельная система и свой код для работы
в ней. Отсутствие доступа к данным других
инспекций доставляет неудобства. В итоге затрачивается много
времени на отправку запроса по почте для получения необходимой
Кроме того, существуют трудности технического характера, связанные с приемом отч?тности по телекоммуникационным каналам связи. Это приводит к нарушению сроков регистрации отчетности, отправки квитанции, подтверждающей прием отчетности, и протокола входного контроля налогоплательщикам. Поэтому должно проводиться дальнейшее совершенствование программных продуктов и технических средств, обеспечивающих передачу отчетных данных налогоплательщиков в информационные системы налоговых инспекций.
Заключение
В Российской Федерации объективно
назрела необходимость
Модернизация налоговых органов Российской
Федерации – комплекс мероприятий, направленных
на проведение как структурных преобразований
налоговых органов, так и функциональных
преобразований их деятельности, изменение
принципов работы должностных лиц налоговых
органов.
Становление налоговых органов
как сервисной компании невозможно без использования передовых
информационных технологий, поэтому основным
направлением процесса модернизации налоговых органов является
их информатизация, под которой следует понимать
организационный социально – экономический и научно
– технический процесс обеспечения
При этом на первый план выходят не традиционные количественные параметры информатизации, такие, как число компьютеров, серверов, а направления создания перспективных технологий поддержки ключевых рабочих процессов налогового администрирования на основе информационного сервиса, обеспечивающего принципиально новый стиль организации труда налогового инспектора. Используемые в деятельности налоговых органов программные продукты позволяют в разы снизить их материальные и трудовые затраты, что, безусловно, положительно сказывается на эффективности их работы и качестве обслуживания налогоплательщиков. Однако в области информатизации и модернизации налоговых органов остаются еще нерешенными ряд проблем, препятствующих достижению поставленных целей и не позволяющих в должной мере повысить качество налогового администрирования:
– непостоянство нормативно-
– не всегда достаточная
квалификация работников
– недостатки линейно –
функционального построения на уровне
территориальных налоговых
– не в полной мере
решены вопросы межведомственного
– несовершенство автоматизированной информационной системы налоговых органов (АИС «Налог»);
– трудности технического характера, связанные с при?мом отч?тности по телекоммуникационным каналам связи.
Для решения этих проблем нужны не только значительные капитальные вложения, но и дальнейшие научные теоретические и практические разработки.
Список литературы
1. 1 Волков Ю.К.
В новый век с новыми
2. Костин А.А.
Информирование
Информация о работе Модернизация и информатизация налоговых органов РФ