Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2014 в 21:36, курсовая работа
Цель курсовой работы - раскрыть роль и значение налога на добычу полезных ископаемых в налоговой системе РФ. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть налог на добычу полезных ископаемых;
- определить место и роль налога на добычу полезных ископаемых в налоговой системе страны;
- описать основные элементы налога на добычу полезных ископаемых;
- исследовать особенности исчисления налога на добычу полезных ископаемых на практических примерах
Введение
1. Теоретические основы налога на добычу полезных ископаемых
1.1 История возникновения налога на добычу полезных ископаемых
1.2 Правовой статус налога на добычу полезных ископаемых
1.3 Поэлементная характеристика налога на добычу полезных ископаемых
2. Динамика поступления налога на добычу полезных ископаемых в доходную часть бюджета России, проблемы и пути совершенствования налога
2.1 Анализ поступлений в доходную часть бюджета России и бюджета Курской области
2.2 Проблемы и пути совершенствования налога
3. Методические аспекты налогообложения добычи полезных ископаемых
3.1 Роль налога на добычу полезных ископаемых в налоговой системе
Заключение
Список литературы
Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством РФ.
Налогоплательщики подлежат постановке на учет в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ в течении 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр. Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого (в том числе полезных компонентов, извлекаемых из недр попутно при добыче основного полезного ископаемого). Налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых, за исключением нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья. Налоговая база при добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутного газа и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении.
Налоговая база определяется отдельно по каждому добытому полезному ископаемому.
Количество добытого полезного ископаемого определяется прямым или косвенным методом. В случае если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.
В отношении добытых полезных ископаемых, для которых установлены различные налоговые ставки либо налоговая ставка рассчитывается с учетом коэффициента, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.
Оценка стоимости добытых полезных ископаемых определяется налогоплательщиком самостоятельно одним из следующих способов:
Налоговые ставки по видам полезных ископаемых представлены в Таблице 1.
ных ископаемых
Таблица 1.
Налоговые ставки по видам полезных ископаемых
Налоговая ставка |
Вид полезного ископаемого | ||
1 |
2 | ||
0% 0 руб |
При добыче полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых; - попутного газа; - подземных вод, содержащих
полезные ископаемые, при строительстве
и эксплуатации подземных - полезных ископаемых
при разработке некондиционных (остаточных
запасов пониженного качества) или
ранее списанных запасов - полезных ископаемых, остающихся
во вскрышных, вмещающих породах
или в отходах - минеральных вод, используемых
налогоплательщиком - подземных вод, используемых
налогоплательщиком - сверхвязкой нефти. Добываемой из участков недр, содержащих нефть вязкостью более 200мПа х с (в пластовых условиях). | ||
3,8% |
При добыче калийных солей | ||
4,0% |
При добыче: - торфа; - угля каменного, угля бурого, антрацита и горючих сланцев; - апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд | ||
4,8% |
При добыче кондиционных руд черных металлов. | ||
5,5% |
При добыче: - сырья радиоактивных металлов; - горно-химического - неметаллического сырья, используемого в основном в строительной индустрии; - соли природной и чистого хлористого натрия; - подземных промышленных и - нефелинов, бокситов. | ||
6,0% |
При добыче: - горнорудного неметаллического сырья; - битуминозных пород; - концентратов и других - иных полезных ископаемых, не
включенных в другие | ||
6,5% |
При добыче: - концентратов и других - драгоценных металлов, являющихся
полезными компонентами - кондиционного продукта | ||
7,5% |
При добыче минеральных вод | ||
8,0% |
При добыче: - кондиционных руд цветных - редких металлов, как образующих
собственные месторождения, так
и являющихся попутными - многокомпонентных комплексных руд, а также полезных компонентов многокомпонентной руды, за исключением драгоценных металлов; - природных алмазов и других драгоценных и полудрагоценных камней. | ||
17,5% |
При добыче газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья. | ||
419 рублей за 1 тонну |
При добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной | ||
147 рублей за 1000 кубических метров |
При добыче газа горючего
природного из всех видов |
Сумма налога по добытым полезным ископаемым исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому. Налог полежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ. При этом сумма налога, подлежащая уплате, рассчитывается исходя из доли полезного ископаемого, добытого на каждом участке недр, в общем количестве добытого полезного ископаемого, соответствующего вида.
Сумма налога по нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной, попутному газу и газу горючему природному из всех видов месторождений углеводородного сырья исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы.
Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Обязанность представления налоговой декларации у налогоплательщика возникает начиная с того налогового периода, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых. Налоговая декларация представляется налогоплательщиком в налоговые органы по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика. Декларация представляется не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Определенные особенности исчисления и уплаты налога установлены при выполнении соглашений о разделе продукции.
Налогоплательщиками в данном случае являются инвесторы по соглашениям о разделе продукции, за исключением тех случаев, когда выполнение работ по соглашению о разделе продукции, в том числе добычу полезных ископаемых, осуществляет оператор по соглашению. В этих случаях исчисление и уплата налога должны производиться оператором, который выступает в качестве уполномоченного представителя налогоплательщика.
Налоговая база определяется в общеустановленном порядке, т. е. как стоимость добытых полезных ископаемых, но с учетом особенностей, которые установлены в соглашении о разделе продукции для определенной стоимости добытых полезных ископаемых. При этом стоимость определяется по каждому соглашению о разделе продукции и деятельности, не связанной с выполнением соглашения о разделе продукции.
При выполнении соглашения применяются установленные налоговые ставки, но с коэффициентом 0,5. При этом они не могут изменяться в течении всего срока действия соответствующего соглашения. Кроме того, НК РФ введена оговорка, в соответствии с которой при выполнении соглашений, заключенных до вступления в действие налога на добычу полезных ископаемых, применяются условия исчисления и уплаты налога, установленные в соглашении о разделе продукции, с учетом норм российского законодательства о налогах и сборах, действовавших на дату подписания соответствующего соглашения.
2. Динамика поступления налога на добычу полезных ископаемых в доходную часть бюджета России, проблемы и пути совершенствования
2.1 Анализ поступления налога на добычу полезных ископаемых в доходную часть бюджета России.
Открытое акционерное общество «Стройматериалы» занимается производством и продажей белого кирпича строительного. Эти строительные материалы предприятие производит из добываемых полезных ископаемых, таких как мел и песок. ОАО является плательщиком налога на добычу полезных ископаемых. Налоговым периодом для налога является календарный месяц.
Проанализируем начисление налога на предприятии за 2009-2011г
Таблица 2.
Начисленная сумма налога на добычу полезных ископаемых ОАО «Стройматериалы» за 2007-2009 г (тыс. руб)
Месяц |
2009 |
2010 |
Отклонение |
2011г |
Отклонение | ||
Абсол. |
Относ. |
Абсол. |
Относ. | ||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. Январь |
389,6 |
359,9 |
- 29,7 |
0,92 |
388,5 |
28,6 |
1,08 |
2. Февраль |
362,6 |
359,9 |
- 2,7 |
0,99 |
389,3 |
29,4 |
1,08 |
3. Март |
376,3 |
362 |
- 14,3 |
0,96 |
389,9 |
27,9 |
1,08 |
4. Апрель |
375,5 |
359,9 |
- 15,6 |
0,96 |
391,3 |
31,4 |
1,09 |
5. Май |
367,6 |
360,9 |
- 6,7 |
0,98 |
390,9 |
30 |
1,08 |
6. Июнь |
380,3 |
362,2 |
- 18,1 |
0,95 |
390,9 |
28,7 |
1,08 |
7. Июль |
385,1 |
359,9 |
- 25,2 |
0,93 |
393,3 |
33,4 |
1,09 |
8. Август |
383,7 |
367,9 |
- 15,8 |
0,96 |
393,7 |
25,5 |
1,07 |
9. Сентябрь |
384,4 |
371,5 |
- 12,9 |
0,97 |
390,9 |
19,4 |
1,05 |
10. Октябрь |
383,4 |
367,3 |
- 16,1 |
0,96 |
389,8 |
22,5 |
1,06 |
11. Ноябрь |
384,5 |
385,7 |
1,2 |
1,003 |
386,8 |
1,1 |
1,002 |
12. Декабрь |
380,8 |
386,7 |
5,9 |
1,01 |
386,8 |
0,1 |
1,002 |
Итого за год |
4554,2 |
4404,3 |
- 149,9 |
0,97 |
4682,1 |
277,8 |
1,06 |
Как видно из таблицы предприятием в 2009г было начислено 4554,2 тыс рублей налога на добычу полезных ископаемых, в 2010г – 4404,3 тыс руб. в 2011г – 4682,1 тыс руб. В 2010г по сравнению с 2009г было начислено налога меньше на 149,9 тыс руб, что в долях составляет 0,97, так как предприятие стало выпускать меньше продукции из за снижения спроса на продукцию. В 2011г предприятие стало наращивать свое производство и налога по сравнению с 2010г было начислено на 277,8 тыс руб больше (1,06).
2.2 Проблемы и пути совершенствования налога на добычу полезных ископаемых
В результате введения налога на добычу полезных ископаемых в 2002г. его поступления превысили поступления платежей при добыче полезных ископаемых в 2001 г. на 71,6%, при этом прирост был достигнут только благодаря налогу с углеводородного сырья, а по твердым полезным ископаемым сумма НДПИ в 2002 г. составила немногим более половины суммы отмененных платежей. Но поступление налога с каждым годом увеличивается. Так, в 2011 году бюджет получил от организаций 1 708 млрд. руб., что по сравнению с 2010 г. больше на 42,6%, а по сравнению с 2009 г. - на 46,9%. В то же время основу экономики значительного числа субъектов Российской Федерации составляет продукция предприятий, добывающих уголь, металлические и иные твердые полезные ископаемые, и платежи при добыче полезных ископаемых являются одними из основных доходных источников консолидированных бюджетов данных субъектов. Однако в регионах приоритетной добычи твердых полезных ископаемых в указанном периоде доля поступлений платежей при добыче в общей величине налогов сократилась. Сокращение налоговых поступлений по твердым полезным ископаемым произошло под влиянием таких факторов, как уменьшение налоговых ставок по твердым полезным ископаемым в среднем на 30 - 40%, изменение объекта налогообложения по отдельным видам минерального сырья, распространение затратного метода оценки налоговой базы.
Проблема определения добытого полезного ископаемого как такового может быть решена, если ответить на вопрос об определении той стадии добычи и переработки минерального сырья, момент окончания которой является моментом определения объекта налогообложения в целях налога на добычу полезных ископаемых.
НК РФ определяет добытое полезное ископаемое как продукцию горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, которая заключена в минеральном сырье и подлежит извлечению либо извлечена из минерального сырья и соответствует государственному стандарту Российской Федерации, стандарту отрасли, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае отсутствия указанных стандартов для отдельного добытого полезного ископаемого - стандарту (техническим условиям) организации (предприятия).
В связи с этим продукция, которая добывается на месторождении конкретного вида минерального сырья, должна быть идентифицирована по двум критериям: во-первых, как продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, во-вторых, как продукция, полученная в результате осуществления деятельности по добыче полезных ископаемых и разработке карьеров.
Следствием применения расчетного метода оценки налоговой базы, помимо бюджетных потерь, является чрезмерная налоговая нагрузка на компании, которые несут более высокие затраты на добычу, в особенности в случае разработки худших по качеству запасов полезных ископаемых. Кроме того, содержание перечня и порядок признания расходов, принимаемых в качестве налоговой базы, вызывает неоднозначные толкования.
С целью оптимизации налоговых обязательств, а именно для снижения выручки от реализации добытых полезных ископаемых и, соответственно, налоговой базы происходило разделение производственных комплексов по добыче и переработке полезных ископаемых между различными лицами. Кроме того, сохраняется тенденция утверждения стандартов или технических условий организации (предприятия) на полезные ископаемые.
В результате стоимость добытых твердых полезных ископаемых в целях НДПИ в 2002 г. по сравнению с 2001 г. снизилась на 16%, или на 42 млрд. руб. Несмотря на то что в последующие годы происходило увеличение стоимости по ряду твердых полезных ископаемых, рост поступлений был не таким существенным и в целом не соответствовал динамике добычи твердых полезных ископаемых.
Проблемы определения объекта налогообложения, а также проблемы, связанные с оценкой стоимости добытых полезных ископаемых, уже длительное время отмечаются экспертами в качестве оснований для корректировки механизма налогообложения добычи твердых полезных ископаемых.
На определение полезного ископаемого существуют различные, иногда совершенно противоположные точки зрения, в том числе с позиции государства и с позиции налогоплательщика. Пленум ВАС РФ в Постановлении от 18.12.2007 N 64 по сути рекомендовал признавать полезным ископаемым извлеченное из недр необработанное минеральное сырье. Вместе с тем такой подход лишает налог на добычу полезных ископаемых экономического смысла.
Кроме отмеченных проблем вопросы вызывает также толкование понятий "многокомпонентная комплексная руда", "полезные компоненты многокомпонентной комплексной руды".
Неоднозначным является подход к налогообложению попутных компонентов, полезных ископаемых, добываемых из техногенных месторождений. Ряд вопросов связан с толкованием методов определения количества добытого полезного ископаемого, определенные проблемы вызывает продолжительность налогового периода, в частности при применении нулевой налоговой ставки к нормативным потерям полезного ископаемого.