Налог на доходы физических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 11:17, контрольная работа

Описание работы

В идеале налог на доходы должен быть, налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенный доход на территории страны.
НДФЛ связан с потреблением, и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения

Содержание работы

Введение 3
Экономическое содержание и состав налогов с физических лиц 5
Плательщики и объект налогообложения налогом на доходы физических лиц 7
Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) 17
Налоговые вычеты 26
Налоговые ставки, порядок определения и удержания налога 30
Заключение 39
Список литературы 41

Файлы: 1 файл

работа.doc

— 259.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение 3

  1. Экономическое содержание и состав налогов с физических лиц 5
  2. Плательщики и объект налогообложения налогом на доходы физических лиц 7
  3. Доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) 17
  4. Налоговые вычеты 26
  5. Налоговые ставки, порядок определения и удержания налога 30

Заключение 39

Список литературы 41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В России, как  и в большинстве стран мира, подоходный налог служит одним из главных источников доходной части  бюджета. Следует отметить, что это - прямой налог на совокупный доход физического лица, включая доходы, полученные от использования капитала.

Вряд ли ошибаются  те, кто считает налог на доходы физических лиц одним из самых  важных элементов налоговой системы  любого государства. Его доля в государственном бюджете прямо зависит от уровня развития экономики. Этот налог один из самых распространенных в мировой практике, уплачиваемый из личных доходов населения.

Чтобы, с одной  стороны, стимулировать рост производства и потребления, а с другой - упростить налоговую систему и тем самым снизить склонность налогоплательщиков к занижению налоговых обязательств, государство вынуждено снижать ставки налогов на доходы (имеются в виду доходы всех экономических агентов независимо от правовой формы).

В идеале налог  на доходы должен быть, налогом на чистый совокупный доход физических лиц, которые либо являются резидентами, либо извлекают определенный доход на территории страны.

НДФЛ связан с потреблением, и он может либо стимулировать потребление, либо сокращать его. Поэтому главной проблемой подоходного налогообложения является достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Другими словами, необходимы такие ставки налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимальном ущербе интересам налогоплательщиков от налогообложения.

Согласно Конституции  РФ и Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера, т.е. применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Не допускается  устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые  льготы в зависимости от формы  собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Кроме того, не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации, в том числе прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах ее территории товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

Важно подчеркнуть  такой момент: все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Экономическое содержание и состав налогов с 

физических лиц.

 

Налогообложение физических лиц во многих странах базируется, с одной стороны, на обязательном участии каждого гражданина в поддержке государства частью своих доходов, с другой – на обеспечении государством населению определенного набора общественно-полезных товаров, работ и услуг. Государство не должно плательщика платежеспособности и в целях удовлетворения своих фискальных потребностей обязано должно анализировать возможные социальные последствия снижения или повышения налогов с граждан.

В России порядок исчисления и уплаты налогов с граждан  неоднократно изменялся. Причем так как после 1917 года доходы основных слоев населения были крайне низкими, в определенные периоды строительства социализма даже самые высокие налоги не имели решающего значения для государственного бюджета. В СССР прямые налоги с населения формировали лишь 8-9% доходов бюджета, а доля подоходного налога варьировалась в пределах 6-8%1. Но уже с начала 1990-х годов в налоговой системе РФ по сумме поступлений налоги с граждан выходят на третье место.

Наряду с организациями  физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели) являются налогоплательщиками по таким налогам, как: земельный налог, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, НДС, налог на игорный бизнес, транспортный налог. Государственная пошлина. Кроме того только физические лица являются налогоплательщиками по таким налогам, как налог на доходы физических лиц (НДФЛ) и налог на имущество физических лиц.

Центральное место в  системе налогообложения физических лиц отводится НДФЛ, которому принадлежит значительный удельный вес прежде всего в доходах бюджетов субъектов Федерации (например, в бюджете Санкт-Петербурга его доля составляет порядка 1/6 части).

Сбор налога на доходы физических лиц в 2009 г. составил 1,665 трлн руб или 20% всех доходов бюджетной системы РФ, включая государственные внебюджетные фонды. Сбор налога на доходы физических лиц не изменился по сравнению с 2008 г. Об этом сообщает Федеральная налоговая служба РФ ФНС.

Налогообложение доходов  физических лиц влияет на уровень  реальных доходов населения, а с помощью выбора объекта и ставок налогообложения, системы льгот гарантирует и стабильные доходы бюджета. Основные черты налога на доходы физических лиц в России во многом схожи с аналогичными налогами многих промышленно развитых странах. Он является федеральным личным регулирующим налогом, отвечает основным принципам налогообложения – всеобщности, равномерности и эффективности, относительно регулярно поступает в доходы бюджета, способ его взимания является достаточно простым и позволяет эффективно контролировать своевременность перечисления средств в бюджет.

Налог на доходы физических лиц является вторым по значению налогом с населения и играет весьма важную роль в налоговой системе РФ. Данный налог не только пополняет доходную базу местных бюджетов, но и формирует структуру личной собственности граждан. Следует отметить, что налог на имущество в определенной степени взаимосвязан с НДФЛ, так как граждане, приобретая имущество, в ряде случаев получают право на налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц, однако у них возникает обязанность уплачивать налог на приобретенное имущество.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Плательщики и объект налогообложения налогом на

доходы физических лиц.

 

Налогоплательщиками НДФЛ признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.

Налоговыми резидентами  признаются физические лица, фактически находящиеся в России не менее 183 календарных дне в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в России не прерывается на периоды его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее 6 месяцев) лечения или обучения2.

Доходы подразделяются на доходы от источников в РФ и доходы от источников за пределами РФ (рис.1).

Если положения Налогового кодекса не позволяют однозначно отнести полученные налогоплательщиком доходы к доходам, полученным от источников РФ, либо к доходам полученным за пределами РФ, отнесение дохода к тому или иному источнику осуществляется Министерством финансов РФ. В аналогичном порядке определяется доля указанных доходов, которая может быть отнесена к доходам от источников в РФ, и доля, которая может быть отнесена к доходам от источников за пределами РФ.

Доходами не признаются доходы от операций, связанных с имущественными и неимущественными отношениями физических лиц, признаваемых членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом РФ, за исключением доходов, полученных указанными физическими лицами в результате заключения между этими лицами договоров гражданско-правового характера или трудовых соглашений.

 

 

 

 

Рис. 1. Классификация  доходов физических лиц по месту  их возникновения.

Объектом налогообложения  признается доход, полученный налогоплательщиками:

  1. от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ – для физических ли, являющихся налоговыми резидентами;
  2. от источников в РФ – для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ.

Рассмотрим налоговую  базу. При ее определении учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.

Если из дохода налогоплательщика  по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, такие удержания не уменьшают налоговую базу.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в  отношении которых установлены различные налоговые ставки.

Для доходов, в отношении  которых предусмотрена налоговая ставка 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов.

Если сумма налоговых  вычетов в налоговом периоде  окажется больше суммы доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, подлежащих налогообложению за этот же налоговый период, то применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной нулю. На следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов в этом налоговом периоде и суммой доходов, подлежащих налогообложению по ставке 13%, не переносится.

Для доходов, в отношении  которых предусмотрены иные налоговые  ставки, налоговая база определяется как денежное выражение таких  доходов, подлежащих налогообложению. При этом налоговые вычеты не применяются.

Доходы налогоплательщика, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по курсу ЦБ РФ, установленному на дату фактического получения доходов (на дату фактического осуществления расходов).

При получении налогоплательщиком от организаций и индивидуальных предпринимателей дохода в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), иного имущества налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) иного имущества, исчисленная исходя из их цен, определяемых в порядке, предусмотренном ст. 40 НК.

При этом в стоимость  таких товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма НДС и акцизов и исключается частичная оплата налогоплательщиком стоимости полученных им товаров (работ, услуг).

 

Рис. 2. Доходы, полученные налогоплательщиком в натуральной  форме.

 

Рассмотрим особенности  определения налоговой базы при  получении доходов в виде материальной выгоды. Необходимо отметить, что понятие  материальной выгоды не определено в ст. 11 НК РФ и по-разному трактуется в различных главах второй части НК.

Доход налогоплательщика, полученный в виде материальной выгоды, определяется в ст. 212 НК РФ для целей  исчисления НДФЛ:

  1. Материальная выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами, полученными от организаций или индивидуальных предпринимателей, за исключением материальной выгоды, полученной в связи с операциями с банковскими картами в течение беспроцентного периода, установленного в договоре о предоставлении банковской карты, и материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, в случае если налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 220 НК РФ.

При получении налогоплательщиком дохода в виде такой материальной выгоды налоговая база определяется как:

  1. превышение суммы процентов за использование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из ¾ действующей ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора;
  2. превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в иностранной валюте, исчисленной исходя из 9% годовых, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора.

Определение налоговой  базы при получении дохода в виде материальной выгоды, полученной от экономии на процентах при получении заемных (кредитных) средств, исчисление, удержание и перечисление налога осуществляются налоговым агентом в порядке, установленном НК РФ.

  1. Материальная выгода, полученная от приобретения товаров (работ, услуг) в соответствии с гражданско-правовым договором у физических лиц, организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми по отношению к налогоплательщику.

Информация о работе Налог на доходы физических лиц