2. Подлежащая
уплате сумма налога уплачивается
(перечисляется) налогоплательщиком
или налоговым агентом в установленные
сроки.
3. В соответствии
с НК РФ может предусматриваться уплата
в течение налогового периода предварительных
платежей по налогу - авансовых платежей.
Обязанность по уплате авансовых платежей
признается исполненной в порядке, аналогичном
для уплаты налога.
В случае уплаты
авансовых платежей в более поздние по
сравнению с установленными законодательством
о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно
уплаченных авансовых платежей начисляются
пени в порядке, предусмотренном статьей
75 НК РФ.
Нарушение порядка
исчисления и (или) уплаты авансовых платежей
не может рассматриваться в качестве основания
для привлечения лица к ответственности
за нарушение законодательства о налогах
и сборах.
4. Уплата налога
производится в наличной или
безналичной форме.
При отсутствии
банка налогоплательщики (налоговые агенты),
являющиеся физическими лицами, могут
уплачивать налоги через кассу местной
администрации либо через организацию
федеральной почтовой связи.
В этом случае местная
администрация и организация федеральной
почтовой связи обязаны:
-принимать денежные
средства в счет уплаты налогов, правильно
и своевременно перечислять их в бюджетную
систему Российской Федерации на соответствующий
счет Федерального казначейства по каждому
налогоплательщику (налоговому агенту).
При этом плата за прием денежных средств
не взимается;
-вести учет принятых
в счет уплаты налогов и перечисленных
денежных средств в бюджетную систему
Российской Федерации по каждому налогоплательщику
(налоговому агенту);
-выдавать при приеме
денежных средств налогоплательщикам
(налоговым агентам) квитанции, подтверждающие
прием этих денежных средств. Форма квитанции,
выдаваемой местной администрацией, утверждается
федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным по контролю и надзору
в области налогов и сборов;
-представлять
в налоговые органы (должностным лицам
налоговых органов) по их запросам документы,
подтверждающие прием от налогоплательщиков
(налоговых агентов) денежных средств
в счет уплаты налогов и их перечисление
в бюджетную систему Российской Федерации.
В случае, если
в связи со стихийным бедствием или иным
обстоятельством непреодолимой силы денежные
средства, принятые от налогоплательщика
(налогового агента), не могут быть внесены
в установленный срок в банк или организацию
федеральной почтовой связи для их перечисления
в бюджетную систему Российской Федерации,
указанный срок продлевается до устранения
таких обстоятельств.
За неисполнение
или ненадлежащее исполнение предусмотренных
настоящим пунктом обязанностей местная
администрация и организация федеральной
почтовой связи несут ответственность
в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
Применение мер
ответственности не освобождает местную
администрацию и организацию федеральной
почтовой связи от обязанности перечислить
в бюджетную систему Российской Федерации
денежные средства, принятые от налогоплательщиков
(налоговых агентов) в счет уплаты и перечисления
сумм налогов.
Порядок уплаты
региональных и местных налогов устанавливается
соответственно законами субъектов Российской
Федерации и нормативными правовыми актами
представительных органов муниципальных
образований в соответствии с настоящим
Кодексом.
5. Налогоплательщик
обязан уплатить налог в течение одного
месяца со дня получения налогового уведомления,
если более продолжительный период времени
для уплаты налога не указан в этом налоговом
уведомлении.
В случае перерасчета
налоговым органом ранее исчисленного
налога уплата налога осуществляется
по налоговому уведомлению в срок, указанный
в налоговом уведомлении. При этом налоговое
уведомление должно быть направлено не
позднее 30 дней до наступления срока, указанного
в налоговом уведомлении.
6. Правила, предусмотренные
настоящей статьей, применяются также
в отношении порядка уплаты сборов (пеней
и штрафов).
7. Правила, предусмотренные
пунктами 2 - 5 настоящей статьи, применяются
также в отношении порядка уплаты авансовых
платежей.
1. Излишне удержанная
налоговым агентом из дохода
налогоплательщика сумма налога
подлежит возврату налоговым
агентом на основании письменного
заявления налогоплательщика, если
иное не предусмотрено настоящей
главой.
Налоговый агент обязан сообщить
налогоплательщику о каждом ставшем известным
ему факте излишнего удержания налога
и сумме излишне удержанного налога в
течение 10 дней со дня обнаружения такого
факта.
Возврат налогоплательщику
излишне удержанной суммы налога производится
налоговым агентом за счет сумм этого
налога, подлежащих перечислению в бюджетную
систему Российской Федерации в счет предстоящих
платежей как по указанному налогоплательщику,
так и по иным налогоплательщикам, с доходов
которых налоговый агент производит удержание
такого налога, в течение трех месяцев
со дня получения налоговым агентом соответствующего
заявления налогоплательщика.
Возврат налогоплательщику
излишне удержанных сумм налога производится
налоговым агентом в безналичной форме
путем перечисления денежных средств
на счет налогоплательщика в банке, указанный
в его заявлении.
В случае, если возврат излишне
удержанной суммы налога осуществляется
налоговым агентом с нарушением срока,
налоговым агентом на сумму излишне удержанного
налога, которая не возвращена налогоплательщику
в установленный срок, начисляются проценты,
подлежащие уплате налогоплательщику,
за каждый календарный день нарушения
срока возврата. Процентная ставка принимается
равной ставке рефинансирования Центрального
банка Российской Федерации, действовавшей
в дни нарушения срока возврата.
Если суммы налога, подлежащей
перечислению налоговым агентом в бюджетную
систему Российской Федерации, недостаточно
для осуществления возврата излишне удержанной
и перечисленной в бюджетную систему Российской
Федерации суммы налога налогоплательщику
в срок, налоговый агент в течение 10 дней
со дня подачи ему налогоплательщиком
соответствующего заявления направляет
в налоговый орган по месту своего учета
заявление на возврат налоговому агенту
излишне удержанной им суммы налога.
Вместе с заявлением на возврат
излишне удержанной и перечисленной в
бюджетную систему Российской Федерации
суммы налога налоговый агент представляет
в налоговый орган выписку из регистра
налогового учета за соответствующий
налоговый период и документы, подтверждающие
излишнее удержание и перечисление суммы
налога в бюджетную систему Российской
Федерации.
До осуществления возврата
из бюджетной системы Российской Федерации
налоговому агенту излишне удержанной
и перечисленной в бюджетную систему Российской
Федерации им с налогоплательщика суммы
налога налоговый агент вправе осуществить
возврат такой суммы налога за счет собственных
средств.
1.1. Возврат суммы налога
налогоплательщику в связи с
перерасчетом по итогу налогового
периода в соответствии с приобретенным
им статусом налогового резидента
Российской Федерации производится
налоговым органом, в котором
он был поставлен на учет
по месту жительства (месту пребывания),
при подаче налогоплательщиком
налоговой декларации по окончании
указанного налогового периода,
а также документов, подтверждающих
статус налогового резидента
Российской Федерации в этом
налоговом периоде.
2. Суммы налога, не удержанные
с физических лиц или удержанные
налоговыми агентами не полностью,
взыскиваются ими с физических
лиц до полного погашения этими
лицами задолженности.
В настоящее время имеет место,
хотя и слабо выраженная, переориентация
налога на доходы физических лиц от фискальной
к социальной составляющей. Так, с момента
вступления в силу главы 23 Налогового
кодекса Российской Федерации нормы, регламентирующие,
например, размеры налоговых вычетов и
порядок их предоставления, неоднократно
подвергались изменениям. Однако, несмотря
на значительные изменения по урегулированию
вопросов налогообложения доходов физических
лиц законодательство в этой части остается
несовершенным. И поскольку для современной
России этот налог представляет значительный
интерес, целью данной статьи является
анализ основных направлений совершенствования
налога на доходы физических лиц. По мнению
большинства ученых, на современном этапе
реформирования налоговой системы необходима
разработка концепции налогообложения
доходов граждан, которая должна учитывать
как мировой опыт, так и специфические
особенности государственной системы
России. Подоходное налогообложение любой
страны должно отвечать следующим принципам:
− каждый гражданин обязан участвовать
определенной долей своего дохода в формировании
бюджета, который затем будет израсходован
на общегосударственные цели; − налоговая
нагрузка должна распределяться между
отдельными лицами соразмерно полученным
ими доходам; − по экономическим основаниям
не могут быть подвергнуты налогообложению
лица, до- ходы которых не превышают прожиточный
минимум; − уровень налогового изъятия
должен соответствовать оптимальному
значению, при котором у физического лица
не подрываются стимулы к труду; − налоговое
законодательство должно быть предельно
понятным для плательщиков, не допускать
произвольного толкования, необходимо
в максимальной мере учесть принцип удобства;
− административные издержки по контролю
за уплатой налога на доходы физических
лиц должны быть минимальны. Подвергаясь
периодическому реформированию, система
подоходного обложения населения в развитых
странах обеспечивает баланс целей экономической
и социальной политики государства. Реформирование
НДФЛ направлено на: − повышение справедливости
в обложении доходов, мер по увеличению
вычетов для бедных слоев населения и
среднего класса; − упрощение системы
исчисления подоходного налога; − создание
нейтральной системы обложения доходов,
оказывающих минимальное воздействие
на экономический выбор плательщика; −
устранение методов налогового регулирования,
тормозящих развитие человеческого потенциала
и введение налогового стимулирования
роста благосостояния граждан; − содействие
к перераспределению доходов населения
в пользу сбережений (инвестиций); улучшение
системы налогового администрирования,
внедрение электронных способов подачи
и обработки налоговых деклараций. В современных
условиях система налогообложения доходов
физических лиц выполняет несколько социально-экономических
функций по регулированию доходов населения,
стимулированию предпринимательской
деятельности и обеспечению накопления
доходов бюджета. Налог на доходы физических
лиц важен по многим обстоятельствам.
Налог на доходы физических лиц непосредственно
затрагивает интересы всех без исключения
слоев экономически активного населения
страны. Нельзя забывать, что он является
и одним из важнейших каналов формирования
доходной части бюджетной системы государства.
Налог на доходы физических лиц взимается
в большинстве зарубежных стран с конца
XIX – начала XX столетия, и за всю историю
существования доказал на практике свою
действенность и жизнеспособность. Хотелось
бы отметить и то, что налог на доходы физических
лиц – один из основных налогов, который
позволяет в максимальной степени реализовать
основные принципы налогообложения, такие
как справедливость и равномерность распределения
налогового бремени. Революционным нововведением
в налогообложении доходов физических
лиц в России можно назвать замену прогрессивных
ставок налога на пропорциональную. Единая
13 % ставка налога на доходы физических
лиц не соответствует структуре нашего
общества, где средний класс составляет
около 10−15 % населения, и нарушает социальную
справедливость налогообложения. На практике
эффективная ставка налога на доходы обеспеченных
граждан приобретает регрессионный характер,
поскольку они обладают большими возможностями
для уменьшения налогооблагаемой базы
за счет вычета расходов на благотворительность,
образование, лечение, приобретение недвижимости.
Далеко не всегда единая ставка налогообложения
доходов физических лиц действительно
создает стимул для честного декларирования
гражданами своих доходов. С момента перехода
на пропорциональное налогообложение
доходов физических лиц в стране не прекращаются
дискуссии о необходимости возвращения
к прогрессивному налогообложению таких
доходов. Не вдаваясь в подробности дискуссии,
хотелось бы отметить, что аргументы ратующих
за прогрессивное налогообложение в целом
убедительны, обоснованы и подтверждены
мировой практике. В Государственную Думу
неоднократно вносились законопроекты
о переходе к прогрессивной шкале подоходного
налога. Однако подобные инициативы не
находят отклика ни у законодателя, ни
в федеральных органах исполнительной
власти. Так, на подобные доводы заместитель
руководителя Федеральной налоговой службы
С. Шульгин ответил, что в России создана
хорошая налоговая система, которая отвечает
уровню сложившихся общественных отношений.
Однако С. Шульгин согласился, что плоская
шкала налогообложения несправедлива.
В условиях пропорционального обложения
доходов особенно важную роль играют налоговые
льготы, выполняющие компенсационную
функцию и обеспечивающие дифференциацию
налоговых обязательств тех налогоплательщиков,
которые находятся в неодинаковом состоянии.
Предусмотренные действующим Налоговым
кодексом РФ стандартные, социальные и
имущественные вычеты вызывают значительные
нарекания, наиболее существенные из которых
можно свести к следующим: − отсутствие
необлагаемого налогом минимума; − предельно
маленький размер стандартных налогов
вычетов; − размеры и условия предоставления
социальных и имущественных налоговых
вычетов дают возможность использовать
их с наибольшей выгодой для себя именно
более обеспеченными налогоплательщиками,
в то время как менее обеспеченные категории
налогоплательщиков в результате использованного
законодателем механизма получения таких
вычетов не получают должной поддержки
от государства. Проблемам совершенствования
налоговых вычетов следует уделить особое
внимание. В 2012 г. было повышение размера
стандартного налогового вычета на ребенка.
Сегодня размеры налоговых вычетов остаются
без изменений и составляют: − на первого
и второго ребенка – 1 400 рублей; − на третьего,
каждого последующего, а также ели ребенок-инвалид
– 3 000 рублей. Хотя, Минфин РФ внес на рассмотрение
проект, предусматривающий увеличение
налоговых вычетов, в частности: − до 2
000 рублей на второго ребенка; − до 4 000
рублей на третьего и каждого следующего
ребенка. Как мы видим, предложение Минфина
заключается в существенном повышении
размера стандартного налогового вычета
на детей. Подводя итог, следует отметить,
что однозначно оценить процесс совершенствования
налога на доходы физических лиц довольно
сложно. Несмотря на значительное количество
внесенных поправок по урегулированию
вопросов налогообложения доходов физических
лиц, законодательство в этой части остается
далеким от совершенства. Имеются существенные
недостатки в самом механизме налогообложения,
которые вызваны прежде всего необработанностью
методологии формирования облагаемых
доходов и несовершенством самих принципов
обложения. Это не позволяет в полной мере
выполнять налогу на доходы физических
лиц свое функциональное предназначение
– регулировать доходы различных групп
граждан – потенциальных налогоплательщиков
Заключение
Рассмотрев в данной контрольной
работе налог на доходы физических лиц,
можно сделать следующие краткие выводы.
Налоги являются основным источником
доходов государственного бюджета.
Налогоплательщиками НДФЛ признаются
физические лица, являющиеся налоговыми
резидентами РФ, а также физические лица,
получающие доходы от источников, в РФ,
не являющиеся налоговыми резидентами
РФ.
Налоговым периодом (статья
216 НК РФ) признается календарный год.
Объектом обложения НДФЛ признаются
доходы, определенные ст.208 НК РФ.
При определении налоговой базы
учитываются все доходы налогоплательщика,
полученные им как в денежной, так и в натуральной
формах, или право на распоряжение которыми,
у него возникло. Ставка НДФЛ зависит от
вида получаемого физическим лицом дохода
(ст. 224 НК РФ).
Для расчета НДФЛ определяется
налоговая база: она равна сумме начисленного
за налоговый период дохода работника
за минусом необлагаемых доходов и стандартных
и (или) имущественных налоговых вычетов.
В соответствии со ст. 218-221 НК РФ каждому
налогоплательщику для доходов, облагаемых
по ставке 13%, предоставлено право уменьшить
налоговую базу по НДФЛ на сумму налоговых
вычетов. К ним относятся: стандартные;
профессиональные; имущественные; социальные.
Для доходов, облагаемых по иным ставкам,
налоговые вычеты не применяются (ст. 210
НК РФ).
Стандартные вычеты делятся
на два типа: вычеты на самого работника
(3000, 500 либо 400 руб. за каждый месяц) и на
его детей (600 руб. на каждого ребенка за
каждый месяц). Стандартные вычеты предоставляют
в твердой денежной сумме ежемесячно и
на протяжении налогового периода они
суммируются.
Статьей 226 НК РФ обязанность
по уплате в бюджет НДФЛ возложена на налоговых
агентов. Ежегодно не позднее 1 апреля
года, следующего за истекшим годом, налоговые
агенты должны представлять в налоговый
орган по месту своего учета сведения
о доходах физических лиц и суммах начисленных
и удержанных налогов.
Список литературы
1.Налоговый кодекс
Российской федерации
2.Ресурсы интернета