Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 11:21, курсовая работа
Актуальность проблем развития современных механизмов налогообложения имущества в России обусловлена необходимостью рационализации и оптимизации пользования землей и созданной на ней инфраструктурой в форме тех или иных объектов имущества (недвижимости), построении налогов на движимое имущество в целях обеспечения не только фискальной составляющей налоговых процессов, но и возможности их регулирующего воздействия на развитие экономики регионов и поселений.
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ.. 6
1.1 Налоги на имущество физических лиц в налоговой системе Российской Федерации 6
1.2. Принципы налогообложения имущества физических лиц и его экономическая сущность. 15
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВ С ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И 3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.. 22
2.1.Налог на имущество физических лиц – характеристика элементного состава 22
2.2 Транспортный налог в системе налогообложения имущества физических лиц 34
2.3 Характеристика земельного налога в системе имущественных налогов. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 51
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ
ЛИЦ.. 6
1.1 Налоги на имущество физических лиц
в налоговой системе Российской Федерации
6
1.2. Принципы налогообложения имущества
физических лиц и его экономическая сущность.
15
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВ С ИМУЩЕСТВА
ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И 3.ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА..
22
2.1.Налог на имущество физических лиц –
характеристика элементного состава 22
2.2 Транспортный налог в системе налогообложения
имущества физических лиц 34
2.3 Характеристика земельного налога в
системе имущественных налогов. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 51
ВВЕДЕНИЕ
Потребность в реформировании налогообложения
имущества физических лиц обусловлена
необходимостью рационализации формирования
денежных доходов муниципальных образований,
а также повышением эффективности и потенциала
налогообложения в целом. Существующий
механизм начисления и взимания имущественных
налогов в большей степени служит фискальным
целям, нежели задачам общеэкономического
характера.
Актуальность проблем развития современных
механизмов налогообложения имущества
в России обусловлена необходимостью
рационализации и оптимизации пользования
землей и созданной на ней инфраструктурой
в форме тех или иных объектов имущества
(недвижимости), построении налогов на
движимое имущество в целях обеспечения
не только фискальной составляющей налоговых
процессов, но и возможности их регулирующего
воздействия на развитие экономики регионов
и поселений.
Недостаточная роль имущественных налогов
в доходах бюджетов субъектов Федерации
и местных бюджетов во многом объясняется
отсутствием единых подходов к организации
систем учета и оценки объектов имущества,
организационно-методической незавершенностью
процессов разграничения имущества между
органами государственной власти и местного
самоуправления, незавершенностью работ
по формированию единого кадастра объектов
недвижимости, земли, а также отсутствием
эффективной системы контроля над правильностью
исчисления и уплаты имущественных налогов.
Актуальность проблемы также определяется
тем, что имущественное налогообложение
физических лиц играет важную роль в налоговой
системе РФ, так как охватывает всех собственников
различного вида имущества, непосредственно
касаясь каждого из нас.
Наблюдаются низкая собираемость имущественных
налогов и проблемы администрирования
(использование в качестве налоговой базы
по налогу на имущество физических лиц
инвентаризационной стоимости, сложность
и многообразие системы льгот, несовершенство
процедур расчета и порядка уплаты по
налогу).
Проблема оценки недвижимости является
наиболее серьезной трудностью, которая
существует в настоящий момент и препятствует
введению налога на недвижимость. Создание
кадастра недвижимости является одним
из важнейших этапов проведения реформы
налогообложения недвижимости.
Об актуальности работы говорит также
тот факт, что в настоящее время наблюдается
острый дефицит в обеспеченности местного
управления финансовыми источниками.
Большинство муниципальных образований
являются дотационными. В то же время изучение
опыта администрирования имущественных
налогов, и, в частности, налогов на имущество
физических лиц, в зарубежных странах
говорит о том, что данный налог может
играть более важную роль в формировании
доходной базы местных бюджетов.
Земельный налог занимает особое место
в налоговой системе Российской Федерации.
Несмотря на сравнительно невысокую долю
земельного налога в общем объеме доходных
поступлений, земельный налог выступает
в качестве важного источника формирования
местных бюджетов. Отсутствие экономически
обоснованного принципа формирования
налоговой ставки, отражающего различия
в местоположении и плодородии земельных
участков, а также наличие значительного
количества необоснованных льгот не создавало
стимулов к эффективному использованию
земель. Все это вызывало многочисленные
судебные разбирательства, в том числе
в отношении ежегодного индексирования
ставок, а также дифференцирования ставок
по зонам различной градостроительной
ценности. Поскольку система налогообложения
земли уже не отвечала существующим в
стране экономическим условиям, было принято
решение изменить эту систему. Тем более,
что в условиях современной экономики
установление размера земельного налога
должно осуществляться на основе кадастровой
стоимости земельных участков. Неразрешены
многие вопросы в области администрирования
транспортного налога. В научной литературе
налогу также уделяется недостаточно
внимания. Названные обстоятельства предопределили
актуальность рассмотрения налогообложения
имущества физических лиц в современных
условиях.
В современной отечественной литературе
теория налогов и налогообложения, совершенствования
налогового механизма отражена в трудах
А.В. Брызгалина, Л.А. Дробозиной, Н.В. Милякова,
С.Г. Пепеляева, Д.Г. Черника, Т.Ф. Юткиной.
В настоящее время вопросы оценки, учета
и регулирования процессов налогообложения
имущества поднимаются в той или иной
степени в работах таких ученых как В.Б.
Балкизов, М.Ю. Березин, А.Г. Гаджиев, А.Г.Грязнова,
Б.В.Гусев, А.З. Дадашев, В.Р. Захарьин, Н.В.
Калинина, Н.И. Малис, В.В. Остапенко А.В.
Сорокин, А.В.Ульянин.
Целью работы является рассмотрение системы
налогообложения имущества физических
лиц в Российской Федерации. Для достижения
указанной цели в работе поставлены следующие
основные задачи:
- исследовать теоретические основы налогообложения
имущества;
- рассмотреть имеющиеся на сегодняшний
день в научной литературе определения
понятий «имущество», «недвижимость»,
«налогообложение недвижимости»;
- обозначить проблемы налогообложения
объектов имущества физических лиц, обосновать
необходимость реформирования системы
налогообложения;
- провести анализ содержания законодательных
и нормативно-правовых актов в области
налогообложения имущества на основе
рассмотрения транспортного, земельного
налога и налога на имущество физических
лиц.
Предметом работы явились финансовые
отношения между населением и государством
по поводу налогообложения имущества.
Объектом работы являются имущественные
налоги, уплачиваемые физическими лицами.
Работа состоит из введения, трех глав,
заключения, списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ
ЛИЦ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Переход экономики России к рыночному
хозяйству предопределил проведение налоговой
реформы и создание такой налоговой системы,
которая соответствовала бы новым общественным
отношениям и мировому опыту.
Налоги являются одним из ключевых инструментов
государственной политики, затрагивающим
важные стороны жизни общества и влияющим
на решение стоящих перед государством
задач. От современного состояния системы
налогообложения во многом зависит характер
экономических и социальных преобразований
в стране.
Отдельное место в налоговой системе занимает
налогообложение имущества физических
лиц. Существование налогов на имущество
физических лиц объясняется необходимостью
создания доходного источника бюджета
любого государства, а также регулирования
уровня доходов населения. Правильно построенная
и отлаженная система налогообложения
является основой для реализации функций
государства, и эффективность налогообложения
зависит от того, насколько правильно
определены подходы к налогообложению
имущества, а именно верно выбраны элементы
налога.
Налог на имущество физических лиц установлен
федеральным законом от 9 декабря 1991 года
N 2003-1 «О налогах на имущество физических
лиц». Данный налог претерпевал много
изменений, последним из которых стал
перевод его в разряд местных налогов,
вводимых представительными органами
власти муниципальных образований непосредственно
на территории тех городов и населенных
пунктов, где расположены объекты недвижимости.
Это единственный налог, который не регулируется
главой НК РФ. Хотя налог относится к местным,
правила его исчисления и уплаты установлены
федеральным законом. Такая ситуация сохраняет
существенные недостатки налога. С одной
стороны, оценка имущества исходя из его
инвентаризационной стоимости снижает
значимость налога д ля местных бюджетов,
с другой — налог не учитывает реальную
доходность имущества и материальное
положение физических лиц. Также в систему
имущественного налогообложения физических
лиц входят земельный и транспортный налоги.
В результате написания выпускной квалификационной
работы сделаны следующие основные выводы:
1. Под налогообложением имущества физических
лиц понимается обязательный безвозмездный
платеж денежных средств в местный бюджет
на основании законов о налогах, который
составляет определенный процент от оценочной
стоимости имущества (или процент от налогооблагаемой
базы), уплачиваемый налогоплательщиками
в отношении объектов недвижимости, принадлежащих
им на праве собственности, хозяйственного
ведения и оперативного управления, включая
земельные участки, признаваемые объектами
налогообложения.
2. Мировая практика, накопив к настоящему
времени богатый опыт взимания налогов
с имущества по его рыночной стоимости,
выработала основные принципы, позволяющие
организовать налогообложение наиболее
рациональным образом. В России может
быть адаптирован опыт взимания этих налогов:
поступления от взимания налога должны
формировать местный бюджет; налогоплательщиками
должны быть признаны лица, владеющие
недвижимостью (в случае невозможности
определения владельца - пользователи
(бенефициарии) недвижимости), объект налогообложения
представить как земельный участок с принадлежащими
ему объектами (зданиями и сооружениями);
определять налоговую базу для единого
комплекса объекта недвижимости, исходя
из оценочной стоимости всех составляющих
объектов недвижимости; предоставлять
право на льготы для определенных категорий
объектов недвижимости.
3. Концепция развития системы эффективного
налогообложения имущества, содержащая
принципы, цели и направления развития
единого налога, должна стать основополагающим
документом, база которого и идеи которого
лягут в основу изменения законодательства.
Эта система призвана обеспечить реформирование
отношений налогообложения недвижимости.
Данный документ призван регламентировать
переходные моменты, связанные с поэтапным
введением единого налога на недвижимость,
и утратить свое действие с момента введения
налога на недвижимость.
4. Модель единого налога на недвижимость
включает следующие элементы: статус налога
на недвижимость определен как местный
налог; налогоплательщиками являются
физические лица, владеющие недвижимостью
(распоряжающиеся, пользующиеся); объектами
налогообложения признаются единые комплексы
недвижимого имущества, включающие землю
или часть поверхности земли, границы
которой описаны и удостоверены в установленном
порядке, с принадлежащими ему объектами
(зданиями, сооружениями), перемещение
которых без несоразмерного ущерба их
назначению невозможно; налоговая база
определяется исходя из рыночной стоимости
объектов недвижимости, полученной с применением
методов массовой оценки, с предоставлением
права (возможности) оспорить результаты
оценки; льготы устанавливаются для определенных
категорий объектов недвижимости, а не
налогоплательщиков.
В завершение работы хочется отметить,
что в сфере налогообложения имущества
физических лиц имеется много неразрешенных
на настоящий момент проблем, таких как
база налогообложения, эффективность
и затратность взимания налога, то есть
соответствие принципам эффективности
налогообложения. Дальнейшее рассмотрение
вопросов исчисления и уплаты налогов
на имущество физических лиц несомненно
будет способствовать повышению их фискальной
и экономической эффективности в системе
налогов и сборов Российской Федерации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации 1993
года: принята всенародным голосованием
12 декабря 1993 года.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации,
часть 1. // СЗ РФ, N 31, 03.08.1998, ст. 3824.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации,
часть 2. // СЗ РФ, N 32, 07.08.2000, ст. 3340.
4. Закон РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налоге
на имущество физических лиц» // Российская
газета, N 36, 14.02.1992.
5. Постановление Пленума ВАС РФ от 23.07.2009
N 54 «О некоторых вопросах, возникших у
арбитражных судов при рассмотрении дел,
связанных с взиманием земельного налога»
// Вестник ВАС РФ, N 9, сентябрь, 2009.
6. Письмо Минфина РФ от 03.12.2009 N 03-05-04-01/98
7. «О порядке исчисления налога на имущество
физических лиц в отношении имущества,
находящегося в общей долевой (совместной)
собственности нескольких лиц» // «Официальные
документы», N 48, 22.12.2009 (еженедельное приложение
к газете «Учет, налоги, право»).
8. Письмо ФНС РФ от 10.08.2009 N ШС-20-3/1141 «О представлении
заключения по вопросу уплаты налога на
имущество физических лиц» // Документ
опубликован не был. Источник – СПС «Консультант+».
Учебно-методические издания
9. Притула С.В. Налоги с физических лиц:
Учебно-методическое пособие. — М.: РосНОУ,
2008.
10. Черник Д.Г., Л.П.Павлова, А.З.Дадашев,
Князев В.Г., Морозов В.П. Налоги и налогообложение.
Учебник. М.:ИНФРА-М, 2008.
11. Шанина Ю.С. Сельские поселения в условиях
муниципальной реформы: два года нелегкого
опыта // Журнал «Народонаселение» № 3
- 2009. М.: ИСЭПН РАН, 2009.
Материалы периодической печати
12. Богданова О.Ю. О социальной защищенности
трудозанятого населения в современных
условиях // Вестник РГЭУ «РИНХ». – 2009.
─ №3.
13. Великанов С.Е. Социальное государство
и социальная защита в современной России.
– Ростов н/Д.: изд-во «Медиа-Полис», 2009.
14. Галазов Ч.Ю. Развитие налоговой конкуренции
региональных экономических систем//Экономический
вестник Ростовского государственного
университета. Т.3. №4. 2008.
15. Константинова С.И., Акимова Н.В. Проблемы
налогового учета // Известия ОрелГТУ.
Экономика, управление, право. 2003. №3-4 (7-8).
16. Кононова Т.В. Особенности нормативно-правового
регулирования порядка освобождения от
налогообложения по местным налоговым
платежам // Право и жизнь. — 2008. — № 119(2).
17. Корзун С.Ю. Налоги и налоговая безопасность
налогоплательщиков – физических лиц
// Правовые вопросы национальной безопасности.
– 2008. – № 5-6. – С. 34-42
18. Кузнецова Л.Н. Налоговые платежи доходной
части бюджета // Модели управленческого
учета и их аналитическое обеспечение:
Международный межвузовский сборник научных
статей. - Саратов: Изд-во «Научная книга».
2007.
19. Лукаш С.А. Формы, методы и границы государственного
планирования и прогнозирования в условиях
глобализации. // Труд и социальные отношения,
№ 5, 2009.
20. Масальская М.В. Реформирование местных
налогов в условиях либерализации налоговой
системы // Экономика и технология: научные
труды. Выпуск 21. – М.: Изд-во Рос. экон.
акад. – 2007.
21. Михасева, Е. Н. Адаптация зарубежного
опыта налогообложения недвижимости в
России [Текст] / Е.Н. Михасева, Г.Я. Чухнина
// Финансы и кредит. –2008. – № 7 (295).
22. Морозова, Г. В. Повышение налоговой
культуры населения как способ борьбы
с налоговыми правонарушениями / Г. В. Морозова
// Рос. предпринимательство.− 2009.− №3.
23. Мавлютов Э.Р. Государство в регулировании
имущественного налогообложения [Текст]
/ Э.Р. Мавлютов // Вестник Саратовского
государственного социально-экономического
университета. - 2009. - №4 (28). - Саратов: СГСЭУ,
2009.
24. Телегус, А.В. Налоговый контроль: сущность
подхода "объект контроля - налогоплательщик"
[Текст] / В.Н. Едронова, А.В. Телегус // Финансы
и кредит. - 2009. - № 25.
25. Токаренко И.И. Инвестиционная основа
местного самоуправления // Ученые записки
РГСУ. – 2006. - №4.
26. Тютюрюков Н.Н., Тютюрюков В.Н., Тернопольская
Г.Б. Антикризисные налоговые меры: страны
Европейского союза и Россия //Ж. «Финансы
и кредит».№ 41. 2009.
27. Христова Н.А. Финансово-правовые аспекты
земельного налога в Российской Федерации
// Сборник научных трудов «Финансово-экономические,
тыловые, гражданско-правовые и финансово-правовые
проблемы совершенствования деятельности
органов внутренних дел и внутренних войск
МВД России». – М.: Академия управления
МВД России, 2007.
28. Черская Л.М. Перспективы формирования
доходной базы местных бюджетов // Вестник
ТГУ. 2007. № 301.
29. Юшков Е.С. Налоговое администрирование
и его роль в реализации налоговой политики
// Налоги и финансовое право. №10. 2008.
30. Ячевская С.В. Генезис и эволюция управления
финансами России // Право и управление.
ХХI век. 2009. № 3.
Электронные ресурсы
31. http://www.portal-law.ru/
32. Справка об итогах поступлений налогов
и сборов в бюджетную систему Российской
Федерации в январь–декабрь 2009– [Электронный
ресурс] – http://www.nalog.ru/stats/new
33. http://www.r24.nalog.ru/html/
34. http://www.asdg.ru/asdghtml/
http://referater.ru/works/99/