Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 09:57, контрольная работа
Налоги – это обязательные сборы и платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц в определенных законом размерах и в установленные сроки.
Налоги возникают с появлением государства и вызваны его потребностями в определенных ресурсах.
Налоги: функции и виды ______________________________________ 3
Налоговый механизм_________________________________________ 5
Принципы налогообложения___________________________________ 6
Фискальная политика государства______________________________ 7
Заключение_________________________________________________10
Список используемой литературы______________________________12
СОДЕРЖАНИЕ.
Тема: «Налоги: функции, виды, принципы налогообложения. Фискальная политика государства»
Налоги – это обязательные сборы и платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц в определенных законом размерах и в установленные сроки.
Налоги возникают с появлением государства и вызваны его потребностями в определенных ресурсах.
Налоги выполняют две функции.
Обе налоговые функции взаимосвязаны. Фискальная функция создает материальную возможность для осуществления государством экономической функции. А экономическая функция способствует осуществлению фискальной функции, укрепляет ее.
Все виды налогов, взимаемых в стране, составляют налоговую систему.
В любой стране, по субъектам платежа (кто платит), выделяются два основных вида налогов: прямые и косвенные.
Прямые налоги – это платежи лиц, получающих доход или имеющих собственность. Прямые налоги уплачивают работники, предприниматели, собственники. Это могут быть как физические, так и юридические лица. Для физических лиц объектом квоты платежа служит имущество в любой форме (земля, жилье, автомобили, денежные сбережения и пр.) или доход (зарплата, дивиденд, процент и пр.). Юридические лица (предприятия, организации, банковские и страховые компании и пр.) уплачивают налог на прибыль; налог с дивидендов или процентов, полученным по ценным бумагам; налог с доходов от долевого участи в других предприятиях.
Косвенные налоги – это надбавки, включаемые государством в цену товаров и услуг.
В мировой практике используют следующие виды косвенных налогов: акцизы; налог на добавленную стоимость (НДС); фискальные монопольные налоги таможенные пошлины.
Акцизный налог – определенная государством надбавка к цене на отдельные виды товаров, которые называются подакцизными товарами. В каждой стране государство четко определяет список таких подакцизных товаров. Критерий выделения товаров в такой список может быть разным. В развитых странах, как правило, в подакцизные товары входят такие, которые пользуются повышенным спросом и не относятся к жизненно необходимым товарам. Так, например, в России к подакцизным товарам относятся: ликероводочные изделия; табачные изделия; деликатесная продукция из ценных видов рыб и морепродуктов; ювелирные изделия; меховые изделия (кроме овчинных); одежда из натуральной кожи и др. Акцизы взимаются по твердым ставкам с единицы продаваемого товара. Покупатели данных товаров и являются плательщиками акцизного косвенного налога.
Налог на добавленную стоимость (НДС) – это форма изъятия в бюджет части прироста стоимости, который возникает в процессе движения товаров от производителя к потребителю. Добавленная стоимость определяется как разница между ценой продаваемых товаров и величиной производственных или коммерческих издержек. Государство устанавливает налоговую ставку на добавленную стоимость, и эта величина добавляется к цене товара. В итоге этот налог оплачивают покупатели, то есть – население.
Таможенные пошлины – сбор с ввозимых, вывозимых или транзитных товаров. Они уплачиваются всеми, кто осуществляет внешнеторговые операции. В зависимости от тех целей, которые преследует государство, таможенные пошлины подразделяются на фискальные, протекционистские, антидемпинговые и преференциальные. Фискальные таможенные пошлины вводятся с целью пополнения государственного бюджета. Протекционные таможенные пошлины вводятся с целью защиты отечественного рынка от проникновения иностранных товаров. При этом отечественные предприниматели бывают защищены и от конкуренции со стороны иностранных предпринимателей. Демпинговые ("бросовые") цены применяются иностранными конкурентами с целью проникновения на чужой рынок и завоевания его. Защищая национальную экономику, государство вводит антидемпинговые таможенные пошлины, которые, в принципе, являются протекционистскими мерами. Преференциальные ("льготные") пошлины устанавливаются либо на определенный вид импортного товара, в котором заинтересована страна, например, новые технологии; либо на весь импорт из определенной страны в соответствии с политическим или экономическим договором.
Совокупность правил налогообложения, устанавливаемых государством законодательным путем, образует налоговый механизм.
Налоговый механизм определяет: кто уплачивает налоги; что подлежит налогообложению (доходы, имущество, товары); из какого дохода уплачивается налог (зарплата, прибыль, рента, дивиденд); в каких единицах измеряется объект налогообложения (в денежных единицах, в гектарах и др.). Налоговый механизм включает в себя понятие и виды налоговых ставок.
Ставка налога – это величина налога с единицы объекта налогообложения (в %). Виды ставок: твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные ставки.
Твердая ставка – абсолютная сумма платежа на единицу обложения независимо от дохода, который дает владельцу этот объект.
Пропорциональная ставка – одинаковый процент с дохода независимо от его величины.
Прогрессивная ставка – возрастающий процент платежа по мере роста дохода.
Регрессивная ставка – снижение процента платежа по мере роста дохода.
Налоговый закон также определяет налоговую льготу - полное или частичное освобождение от налога (например, установление необлагаемого минимума).
В каждой стране создается своя система взимания налогов. В хозяйственной практике большинства стран наибольшее распространение получили три способа взимания налогов: кадастровый, "у источника", и по декларации. Кадастровый способ основан на использовании реестров классификации типичных объектов (земли, домов, месторождений) по их внешним признакам. Для таких типичных объектов устанавливается средняя доходность, и от величины этого предполагаемого дохода определяется квота налогового платежа. Изъятие "у источника" означает вычет бухгалтерией суммы налога из дохода работника еще до получения этого дохода самим работником. Способ изъятия по декларации предполагает добровольное заполнение налогоплательщиком декларации (письменного сообщения) о совокупном годовом доходе. Сокрытие или искажение величины доходов, подлежащих налогообложению, относится к уголовному правонарушению.
Официальным представителем в налоговой сфере является налоговая инспекция – государственное учреждение, осуществляющая контроль за применением законодательства о налогах. Для выявления крупных нарушений в области налогового законодательства инспекция может использовать свое внутреннее подразделение – налоговую полицию.
В России в целом сформирована система, состоящая из федеральных, республиканских и местных налогов.
К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на доходы банков, страховых обществ, на операции с ценными бумагами, таможенные пошлины, налог на прибыль с предприятий, подоходный налог с физических лиц, налог с наследного имущества и дарений.
К республиканским (краевым и областным) относятся: налог на имущество предприятий, республиканские платежи за пользование природными ресурсами, лесной и курортный налоги.
К местным налогам относятся: налог на имущество физических лиц, земельный налог, сбор за право торговли, целевые сборы на содержание муниципальной милиции, на благоустройство и другие цели.
Значительный вклад в теорию налогов внес английский экономист А. Смит, который обосновал основные принципы.
Принципы понимаются как желательные качества налогообложения. А. Смит определил следующие качества:
1. Принцип справедливости. Каждый должен участвовать в покрытии расходов государства соразмерно получаемого дохода.
2. Принцип определенности. Размер налога должен быть не произвольным, а точно определенным. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны как самому плательщику, так и всякому другому.
3. Принцип удобности. Каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика.
4. Принцип экономии. Каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше сверх того, что поступает государству.
Эти принципы являются аксиомой налоговой политики и развиваются в соответствии с требованиями нового времени.
Современные системы налогообложения руководствуются и другими принципами. К ним относятся, например, четкая определенность – кто, сколько, кому и когда должен уплачивать налог; простота системы ставок и взимания; оптимальное соотношение между стабильностью и гибкостью; использование мирового опыта взимания налогов и др.
Фискальная политика – это комплекс мер государства, направленных на изменение правил изъятия налогов и расходования средств госбюджета.
Цели фискальной политики:
Воздействовать на развитие экономики правительство может двумя способами:
а) расходованием бюджетных средств;
б) сокращением доходов госбюджета за счет снижения налогов.
Использование государственных расходов в качестве рычага экономического подъема формирует бюджетно-расходную фискальную политику. Государственные расходы – это использование бюджетных средств на содержание правительственных структур: аппарата управления, армии, органов внутреннего правопорядка. К государственным расходам относятся также трансфертные платежи и государственные закупки.
Государственные расходы оказывают столь же непосредственное воздействие на объем производства ВВП, как и инвестиции предпринимателей (график 1):
Расходы
|
||||||||
|
||||||||
G |
||||||||
|
||||||||
|
||||||||
Y |
||||||||
|
|
|
||||||
|
||||||||
0 |
Q1 |
Q2 |
Q3 |
ВВП |
С – расходы потребителей;
Y – инвестиции предпринимателей;
G – государственные расходы.
Государственные расходы увеличивают размеры совокупных доходов и совокупного спроса и, тем самым, стимулируют производство ВВП.
Государственные расходы обладают также мультипликационным эффектом. Мультипликатор государственных расходов (Mg) показывает, насколько возрастет ВВП в результате роста государственных расходов:
Mg = |
Δ ВВП |
Δ G |
Использование величины налогов в качестве рычага экономического подъема формирует бюджетно-доходную часть фискальной политики. Рост налогов ведет к сокращению ВВП, а снижение налогов – к росту ВВП. Снижение налогов для потребителей ведет к росту их доходов, что, в конечном счете, проявляется в росте спроса на потребительские товары. Снижение налогов для предприятий ведет к росту их доходов и, следовательно, к росту спроса на инвестиционные товары.