Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 21:08, курсовая работа
Налоги могут классифицироваться: в соответствии с юридической процедурой налогообложения, в соответствии с базой налогообложения и распределением налогов по уровням управления.
Классификация в соответствии с базой налогообложения является основной, поскольку использует деление налогов на обложение капитала, на доходы и на расходы.
Введение……………………………………………………………………..2
1. Налог…………………………………………………………………….3-8
2. Классификация налогов………………………………………………8-15
Заключение…………………………………………………………………16
Задача………………………………………………………………………..17
Список использованной литературы……………………………………..18
Содержание……………………………………………………
Введение…………………………………………………………
1. Налог…………………………………………………………………
2. Классификация налогов………………………
Заключение……………………………………………………
Задача………………………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………..18
Налоги могут классифицироваться: в соответствии
с юридической процедурой налогообложения,
в соответствии с базой налогообложения
и распределением налогов по уровням управления.
Классификация в соответствии с базой
налогообложения является основной, поскольку
использует деление налогов на обложение
капитала, на доходы и на расходы. Обложение
капитала. Оно затрагивает капитал, определяемый
как достояние плательщика. Различаются
налог на капитал и налог с капитала. Обложение
доходов. Классическими примерами обложения
доходов являются подоходный налог (имеет
прогрессивную ставку) и налог на прибыль
предприятий. Обложение расходов (косвенные
налоги). Система обложения расходов заключается
в том, чтобы подвергнуть товар обложению
по установленной ставке на каждой стадии
производства или распределения только
в той части стоимости, которая была добавлена
товару на данной стадии и имеет, кроме
фискальной цели, цепь – или сокращения
потребления (акцизные сборы на табак,
спиртные напитки, горючее), или затруднения
народнохозяйственного оборота товаров
(налог на добавленную стоимость - НДС,
налог с розничных продаж). Классификация
налогов в соответствии с их распределением
по уровням управления (бюджетов) отражает
государственное устройство и распределение
предметов ведения (полномочий) между
этими уровнями управления: федеральные
налоги, региональные налоги и местные
налоги. Таким образом, в данной работе
рассмотрим как классификацию налогов,
так и возможные подходы к классификации.
1. Налог.
Налоги - это обязательные платежи,
взимаемые государством с организаций
и физических лиц. Исторически их
возникновение относится к
Государство без налогов существовать не может, поскольку они - главный метод мобилизации доходов в условиях частной собственности и рыночных отношений. Согласно Налоговому кодексу РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Абзац 3 п.5 ст.3 НК РФ устанавливает: ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными НК РФ признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ.(1) В этой связи особое значение приобретают признаки налогов, к которым относятся:
1. императивно-обязательный характер;
2. индивидуальная безвозмездность;
3. денежная форма;
4. публичный и нецелевой характер налогов.
- императивно-обязательный характер. Уплата налога является конституционно-правовой обязанностью, а не благотворительным взносом. Налогоплательщик не вправе отказаться от исполнения налоговой обязанности. Этим налоговые платежи отличаются от такого вида бюджетных доходов, как безвозмездные перечисления.
Налоги не предполагают каких-либо форм кредитования государства, то есть
_______________________
1. НК РФ от 28 июля 2012г. № 133-ФЗ, 144-ФЗ, 145-ФЗ. По состоянию на 10 октября 2012г.
налогообложение, всегда носит безвозвратный характер. Лишь в случае установления налоговых льгот (например, по НДС), переплаты налога или неправомерного взыскания недоимки налоговое законодательство предусматривает возврат из бюджета соответствующих денежных средств.
Возникновение и исполнение налоговой
обязанности не основано на соглашениях
государства с
- индивидуально безвозмездный характер. Уплата налога не порождает встречной обязанности государства совершить в пользу данного, персонально определенного налогоплательщика конкретные действия. Какая-либо прямая материальная выгода для налогоплательщика здесь отсутствует. Уплатив налог, он не приобретает каких-либо дополнительных субъективных прав. «Налог обязывает вносить определенную денежную сумму, но взамен налогоплательщик не получает права претендовать на выполнение каких-либо государственных мероприятий или оказывать влияние на действия государства в будущем». Таким образом, налоговые отношения лишены эквивалентности, характерной для обменных, рыночных отношений.
Данный признак отличает налоги от сборов, носящих частично возмездный характер. Уплата сбора предполагает встречные действия государства в интересах налогоплательщика. Это может быть выдача лицензии, предоставление права торговли или парковки автотранспорта, обеспечение правосудием, совершение регистрационных или иных юридически значимых действий. Частное лицо связывает с уплатой сбора достижение определенных благ. Уплатив сбор, налогоплательщик вправе требовать от государства совершения соответствующих действий, в том числе и через суд.
- денежный характер. НК РФ определяет налог как исключительно денежный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. Средство платежа - валюта Российской Федерации. В качестве исключения иностранными организациями, физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.
Действующее законодательство не предусматривает какие-либо натуральные формы уплаты налога.
Налог должен быть уплачен за счет
средств, принадлежащих
- публично-нецелевой характер. Именно налоги и сборы составляют подавляющую часть доходных источников государства и муниципальных образований (иногда до 90%). Их функциональное назначение состоит в финансовом обеспечении реализуемой государством внутренней и внешней политики, то есть в обеспечении нормальной жизнедеятельности общества. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, уплата налоговых платежей имеет целью обеспечивать расходы публичной власти.
Некоторая часть налоговых поступлений идет на содержание государственного аппарата. Однако подавляющее большинство налоговых платежей в виде бюджетного финансирования возвращается обратно в общество. Поэтому неуплата налога нарушает интересы не только государства, но прежде всего третьих лиц - бюджетополучателей. (2)
Социально-экономическая
1. Обеспечение финансирования
2. Государственное регулирование
экономики (регулирующая
3. Поддержание социального
4. Стимулирующая функция.
- фискальная функция - изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры, библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т. п.
- регулирующая функция. Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело - как она регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой системе регулирования принадлежит налогам. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими
______________________
2.См.: Адкинсон Э.Б., Стиглиц Д.Э. Лекции по экономической теории государственного сектора - М., 2005.
методами - путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.
- социальная или перераспределительная функция налогов. Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - наyчно-технических, экономических и др. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.). Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.
- стимулирующая функция. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Действительно, грамотно организованная налоговая система предполагает взимание налогов только со средств, идущих на потребление. А средства, вкладываемые юридическим или физическим лицом в развитие освобождаются от налогообложения полностью или частично. У нас это правило не выполняется. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения. (3)
2. Классификация налогов.
Налоги могут быть весьма разнообразны и образуют довольно разветвленную совокупность. Попытки классифицировать, уменьшить их количество видов пока не имели успеха. Возможно, это происходит потому, что правительствам удобно вместо единого налога взимать множество не столь больших, в этом случае налоговые сборы становятся менее заметными и менее чувствительными для налогоплательщика. Используемые в законодательном порядке такие налоги мобильны, функциональны и эффективны. Разделение всех видов на группы осуществляется в соответствии с объективными классификационными признаками. Эти признаки учитывают различия налогов в зависимости особенностей их исчисления, уплаты, отнесения на затраты или результаты производственной деятельности, возмещения за счет внешнего контрагента.
Классификационные признаки являются объективными критериями разграничения налогов, предопределенными самой экономической природой налога как такового. Они не зависят от одностороннего волеизъявления государства и, как правило, формируются на протяжении все истории развития податных систем стран мира. Более ста лет известно разграничение налогов на две подсистемы:
1. Прямые налоги - те, которые непосредственно связаны с результатом
_______________________
3. См.: Гуреев В.И. Российское налоговое право. - М., 2008.
хозяйственно-финансовой деятельности, оборотом капитала, увеличением стоимости имущества, ростом рентной составляющей.
2. Косвенные налоги - те, которые
являются надбавкой к цене
или определяются в
Классификация налогов не только по способу их изъятия, но и по другим признакам имеет важное значение для организации рационального управления налогообложением.