Налоги и налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 18:57, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является создание более полного представления об налоги как инструмент рыночного регулирования. Для достижения данной цели мы выполним ряд задач: во-первых, определим общие положения о налогах; во-вторых, дадим характеристику налоговой системе; в-третьих, проанализируем проблемы и перспективы развития налоговой системы в РФ. В России налоговая система представляет собой совокупность налогов, взимаемых в государстве, формы и методы их построения, методы исчисления налогов и налоговый контроль. В зависимости от разных признаков налоги делятся на следующие группы: по объекту обложения - на прямые и косвенные; по органу, осуществляющему взимание и распоряжение налогом, - на государственные и местные; по порядку использования - на общие и специальные.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Сущность, функции и виды налогов…………………………………...5
1.1 Функции и подфункции налогов……………………………………………7
1.2 Классификация налогов……………………………………………………..12
Глава 2. Государственные органы как участники отношений сфере налогообложения…………………………………………………………… …..20
2.1 Государственная и федеральная службы налоговой полиции РФ………..20
2.2. Государственный таможенный комитет и казначейские
органы РФ………………………………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………….26
Библиографический список…………………………………………………….28

Файлы: 1 файл

курсовая налоги и налоговая система.docx

— 53.87 Кб (Скачать файл)

6. Классификация налогов по назначению разграничивает их на абстрактные и целевые. Абстрактные (общие) налоги, поступая в бюджет любого уровня, обезличиваются и расходуются на цели, определенные приоритетами соответствующего бюджета, т.е. поступления от общих налогов являются основным доходным источников разноуровневых бюджетов. В любой налоговой системе к таким налогам относится подавляющее их большинство. В отличие от общих целевые (специальные) налоги имеют заранее определенное целевое назначение и строго закреплены за определенными видами расходов.

7. Классификация налогов по срокам уплаты: различают налоги срочные и периодические. Срочные (их еще называют разовые) — это налоги, уплата которых не имеет систематически регулярного характера, а производится к сроку при наступлении определенного события или совершения определенного действия. Характерным примером срочного налога до начала 2006 г. служил налог на наследование или дарение, ныне отмененный. Из оставшихся налогов и сборов срочный характер имеет госпошлина. Периодические (их еще называют регулярные или текущие) — это налоги, уплата которых имеет систематически регулярный характер в установленные законом сроки. Таким периодом, например, может быть месяц, квартал или год.

8. Классификация по источнику уплаты имеет значимый практический интерес в первую очередь со стороны налогоплательщиков и проверяющих их налоговых органов. В соответствии с ней различают налоги, уплачиваемые из прибыли (за счет налогооблагаемой прибыли), из выручки (включаемые в себестоимость или цену продукции), из доходов граждан (удерживаемые из доходов работника, налоги с физических лиц).

9. Классификация налогов по принадлежности к уровню правления, подразделяющая все налоги на федеральные, региональные и местные. Данная классификация единственная из всех представленных выше имеет законодательный статус — на ней построена вся последовательность изложения НК.

Заметим, что  рассмотренная классификации ни в коей мере не претендуют на исчерпывающую полноту. В научной литературе можно встретить немало других классифицирующих признаков, не имеющих в целом сколько-нибудь значимых практических перспектив использования. Подобные разграничения налогов, например, на раскладочные и количественные, условно-постоянные и условно-переменные используются достаточно редко, да и то в специальных исследованиях.

Из представленной совокупности следует выделить безусловную  значимость четырех классификаций. Наибольшее теоретико-методологическое значение имеет разделение налогов  на прямые и косвенные, а с практической точки зрения для федеративного  государства, каким и является Россия, принципиальное значение имеет разграничение  налогов по уровню правления. Для  целей ведения системы национальных счетов в России используют в совокупности два классифицирующих признака: по объекту обложения и по источнику  уплаты. Разграничение налогов по объекту обложения используется также в международных классификациях ОЭСР и МВФ. Классифицирующий признак (по способу взимания) заложен в  основу построения европейской системы  экономических интегрированных  счетов. Все остальные классификации  имеют в большей мере локальную  теоретическую или практическую востребованность.3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Государственные органы как участники отношений сфере налогообложения

Участниками налоговых отношений в Российской Федерации со стороны государства  выступают соответствующие уполномоченные государственные органы. К ним  относятся:

Государственная налоговая служба Российской Федерации,

Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации,

Государственный таможенный комитет Российской Федерации,

Финансовые  и казначейские органы.

2.1 Государственная и  федеральная службы налоговой  полиции РФ

1) ГНС РФ  – это централизованная система  контроля за соблюдением налогового законодательства. Создание на местах самостоятельных налоговых органов, не ходящих в систему ГНС РФ, не допускается. ГНС РФ состоит из вертикальной трехуровневой иерархии подчиненных органов. Руководитель ГНС РФ назначается на должность Президентом Российской Федерации. Назначение на должности руководителей регионального и местного уровня осуществляется руководителями вышестоящих налоговых органов. Структура и штатное расписание налоговых органов утверждаются руководителями соответствующих инспекций в пределах установленного фонда оплаты труда.

В структуре  ГНС РФ существует совещательный  орган – коллегия в составе  двадцати двух человек.

Различным звеньям  ГНС РФ свойственны различные  функции.

Основные  функции местного звена ГНС РФ:

– учет налогоплательщиков;

– контроль за выполнением налогоплательщиками и другими участниками налоговых отношений требований налогового законодательства;

– исчисление окладных налогов;

– оперативно-бухгалтерский  учет сумм налогов;

– контроль за выполнением требований законодательства в отношении наличного денежного обращения;

– применение мер по пресечению нарушений налогового законодательства;

– применение мер ответственности к нарушителям  налогового законодательства;

– учет, оценка и реализация имущества, подлежащего  обращению в собственность государства (конфискованное, бесхозное, клад и  т. д.);

– контроль за соблюдением установленного порядка зачисления экспортной валютной выручки.

Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации.

Особое место  в налоговых отношениях занимают органы налоговой полиции. Экономические  реформы с самого начала обусловили неизбежность возрождения и становления  налоговой системы в России. Но молодое государство столкнулось  с проблемой крайне низкой налоговой  дисциплины и массовыми уклонениями  от уплаты налогов, Поэтому за уклонение  от их уплаты законодательно была введена  уголовная ответственность. Выявлять подобные преступления силами органов  Государственной налоговой службы стало весьма проблематично, да и  небезопасно. Ситуация осложнялась  криминализацией экономических  отношений и существованием параллельно  так называемого теневого бизнеса. Для защиты государственных интересов  было создано специальное правоохранительное ведомство, обладающее теми же полномочиями по контролю за соблюдением налогового законодательства, что и налоговый орган.

 Федеральные  органы налоговой полиции (ФОНП) являются правоохранительными органами  и составной частью сил обеспечения  экономической безопасности Российской  федерации.

Их задачами являются:

выявление, предупреждение и пресечение налоговых  преступлений и правонарушений;

обеспечение безопасности деятельности государственных  налоговых инспекций, защиты их сотрудников  от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей;4

предупреждение, выявление и пресечение коррупции  в налоговых органах.

Систему ФОНП составляют:

Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации, действующая на правах государственного комитета Российской Федерации;

органы ФСНП (управления, отделы) по субъектам Российской Федерации по республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным областям, автономным округам)

так называемые территориальные органы;

а также местные  органы налоговой полиции.

Такова система  федеральных органов налоговой  полиции.

2.2. Государственный таможенный комитет и казначейские

органы РФ

Государственный таможенный комитет Российской Федерации

Статьей 8 Таможенного  кодекса РФ установлено, что таможенное дело непосредственно осуществляют таможенные органы Российской Федерации, являющиеся правоохранительными органами и составляющие единую систему.

Б. Габричидзе в этой связи было предложено следующее определение: Таможенный орган – это орган исполнительной власти, являющийся но своему характеру правоохранительным. действующий от имени государства и наделенный властными полномочиями выполняющий свои задачи и функции в сфере таможенного дела и в других связанных с ним областях и участках управления с помощью присущих ему форм н методов деятельности.

Система таможенных органов Российской Федерации основана на принципе единства. Данный принцип  означает взаимосвязь всей системы  таможенных органов, в которую входят:

1) Государственный  таможенный комитет Российской  Федерации;

2) региональные  таможенные управления Российской  Федерации;

3) таможни  Российской Федерации;

4) таможенные  посты Российской Федерации.

Финансовые  и казначейские органы

Понятие единой системы финансовых органов.

Минфин РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой политики и осуществляющим общее руководство  организацией финансов в стране. Взаимоотношения  Минфина РФ с финансовыми органами более низкого уровня строятся на основе координации их деятельности.

Основными задачами Минфина РФ являются разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой политики, а также составление проекта и исполнение федерального бюджета, в частности его доходной части.

В соответствии с возложенными на него задачами Минфин РФ осуществляет следующие функции  в налоговой сфере:

разработку  мер по финансовому и налоговому стимулированию предпринимательской  и другой хозяйственной деятельности в стране;

разработку  проектов нормативов отчислений от федеральных  налогов, сборов и других платежей в  бюджеты субъектов Российской Федерации;

обеспечение исполнения федерального бюджета, финансового  исполнения государственных (федеральных) внебюджетных фондов;

разработку  с участием ГНС РФ, ФСНП РФ и других заинтересованных федеральных органов  исполнительной власти предложений  по совершенствованию налоговой  политики и налоговой системы;

участие в  разработке инструкций и методических указаний по вопросам налогообложения;

проведение  по поручению Правительства РФ с  участием ГНС РФ и с привлечением заинтересованных федеральных органов  исполнительной власти переговоров  с уполномоченными органами других государств, связанных с заключением  межправительственных соглашений об избежании (устранении) двойного налогообложения доходов и имущества, и подписание указанных соглашений от имени Правительства РФ;

участие в  формировании таможенной политики страны, в разработке методологии, ставок и  порядка взимания таможенных пошлин;

методическое  руководство бухгалтерским учетом и отчетностью предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности и принятие мер по его совершенствованию, утверждение  планов счетов, типовых форм бухгалтерского учета и отчетности, инструкций по их применению и порядку составления  отчетности;

обобщение практики применения законодательства по вопросам. входящим в компетенцию Минфина РФ, разработку и внесение на рассмотрение Правительства Российской Федерации предложений по совершенствованию этого законодательства.

Права Минфина РФ в налоговой сфере определяются в соответствии с его функциями. Минфин РФ имеет также право предоставлять отсрочки и рассрочки платежей по налогам в федеральный бюджет в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, с уведомлением о принятых решениях ГНС РФ.

Статус казначейских органов.

В систему  органов федерального казначейства входят:

1) Главное  управление федерального казначейства  Минфина РФ;

2) территориальные  органы по субъектам Российской  Федерации (управления):

3) территориальные  органы по городам (за исключением  городов районного подчинения), районам  и районам в городах (отделения).

Органы казначейства подчиняются руководителю федерального казначейства – начальнику Главного управления федерального казначейства Минфина РФ в ранге заместителя  Министра.

Главное управление федерального казначейства является структурным  подразделением центрального аппарата Минфина РФ и подчиняется Министру финансов РФ.

Органы казначейства являются юридическими лицами и несут  установленную законодательством  ответственность за невыполнение или  ненадлежащее выполнение возложенных  задач. Их деятельность осуществляется в соответствии с Положением о  федеральном казначействе Российской Федерации, в котором были определены принципы их построения, задачи и функции, а также установлены их права  и обязанности. В процессе формирования казначейских органов к ним перешла  часть функций Центрального банка  РФ, налоговых инспекций, финансовых органов.

Таким образом, участниками налоговых отношений в Российской Федерации со стороны государства выступают соответствующие уполномоченные государственные органы. К ним относятся:

Государственная налоговая служба Российской Федерации(МНС РФ) ,

Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации,

Государственный таможенный комитет Российской Федерации,

Финансовые  и казначейские органы.

Каждый из этих органов осуществляет свои функции  в сфере налогообложения, рамках своих полномочий, что является осуществлением налоговой политики в Российской Федерации.

Заключение

Налоги по праву являются одним из ключевых аспектов налоговой системы. Налоги и сборы являются сердцевиной существования любого государства. В рыночной экономике налоги — один из важнейших рычагов государственного влияния на экономические процессы, они служат теми «кровеносными артериями», по которым происходит финансовое наполнение бюджетов различных уровней для реализации жизнеобеспечивающих функций государства. Успешность их поступления, понимание налогоплательщиками объективной необходимости уплаты налогов во многом определяются уровнем налоговой культуры общества, которая не может быть сформирована без адекватного образовательного процесса подрастающих поколений. Можно и даже нужно через систему образования, средства массовой информации, наглядную агитацию формировать у россиян осознанное представление о том, что налоги являются не только принудительным отчуждением имущества, но и установленным платежом за потребляемые каждым гражданином общественные блага, способом перераспределения общественного продукта от богатых к бедным, а неуплата налогов — одно из самых тяжких преступлений.

Информация о работе Налоги и налоговая система