Налоги и налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2015 в 22:05, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является изучение сущности налога, его основных функций, принципов налогообложения, современной государственной налоговой политики в РФ.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущность налога и основные функции налогов…………………………….5
2. Основные виды налогов………………………………………………………11
3. Принципы налогообложения…………………………………………………15
4. Основные положения государственной налоговой политики РФ…………18
5. Проблемы сбора налогов……………………………………………………..20
6. Эффективность современной государственной налоговой политики в РФ…………………………………………………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………26
Список литературы………………………………………………………………27

Файлы: 1 файл

432 Игумнов Экономика КР-3 (исправл.).doc

— 143.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

5. Проблемы сбора налогов

 

Сбор налогов является необходимой деятельностью государства, осуществляемой в рамках реализации налоговой политики и направленной на решение экономических и социальных проблем населения. 
Легче всего собирать налоги с заработной платы и жалованья. Здесь налоги взимаются автоматически в момент выплаты причитающихся денег; никакой отсрочки в уплате налогов не предоставляется и практически нет возможностей укрытия от налогов. То же самое относится к остальным социальным взносам (социальным налогам). Легко взимать акцизы и налоги на добавленную стоимость, но, хотя они дают поступления немедленно, существует возможность искусственного завышения материальных издержек и приуменьшения облагаемого прироста стоимости.

При нормальной организации таможенной службы сбор таможенных пошлин также не связан с серьезными проблемами.

Наибольшие трудности возникают при получении налогов с корпораций (фирм) в связи с разнообразными возможностями снижения облагаемой балансовой прибыли за счет искусственного завышения издержек и использования различных льгот, скидок, отсрочек, инвестиционных премий, необходимых отчислений в различные фонды, разрешаемых государственными органами, ответственными за регулирование экономики.

Существуют проблемы объективной оценки стоимости земли и другой недвижимости при взимании налогов с этого вида капитала.

Много трудностей и хлопот доставляет налоговым инстанциям налог на личные доходы, получаемые не от наемного труда, т.е. на доходы предпринимателей, рантье, лиц свободных профессий. Окончательная сумма налога на эти доходы определяется по итогам года, и налог они часто вносят в течение текущего года как бы авансом в размере налогового платежа за прошедший год. Окончательный перерасчет производится на основе налоговой декларации по итогам года, т.е. фактически эти налогоплательщики получают отсрочку уплаты части налога и имеют возможность существенно сократить его величину. Кроме того, проверка правильности уплаты налогов на личные доходы от предпринимательской деятельности, прибыль корпораций и на недвижимость требует содержания значительного штата финансовых инспекторов, а в ряде стран даже финансовой полиции11 (в России она называется налоговой полицией).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Эффективность современной государственной налоговой политики в РФ

 

На сегодняшнем этапе налоговая политика выступает одним из наиболее важных звеньев экономической политики в целом, регулирующим экономические процессы в обществе.

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, задача которых установить оптимальный уровень налогового бремени и зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.

Успешное функционирование налоговой политики может достигаться за счет соотношения ее функций и интересов государства и налогоплательщиков. Налоговая политика не может оставаться неизменной на протяжении длительного периода. Это обусловлено тем, что происходят изменения на уровне экономики страны и это приводит к соответствующим изменениям в налоговой политике. Для того, чтобы добиться эффективного функционирования налоговой политики, необходимо адаптировать ее к действующим условиям экономики12.

Одной из первостепенных задач государства является решение проблемы стимулирования системы налогообложения на экономическую деятельность организаций, развития производства и экономического развития страны.

Правильно выбранная налоговая политика позволит справиться с поставленными целями и задачами государства. Для страны в целом эффективность системы налогообложения сводится первостепенно к увеличению доходов за счет налоговых поступлений, а также к развитию базы налогообложения. Для хозяйствующих субъектов эффективность заключается в следующем — получить максимально возможную прибыль и минимизировать налоговые платежи. Для граждан страны эффективность налогообложения сводится к получению социальных льгот и услуг при уплате обязательных налоговых платежей.

Характерными чертами налоговой системы РФ являются:

1. Несоответствие уровня налогообложения финансовым возможностям налогоплательщиков. Высокий уровень налогового бремени является ярким тому примером, хотя это весьма относительно. Для таких отраслей, как нефте- и газодобыча, финансовая деятельность, металлургия — ставка единого социального налога 26 % весьма приемлема. Но для производственных предприятий, а также для предприятий легкой промышленности ставка является завышенной и обеспечить эффективное функционирование предприятия достаточно сложно.

2.  Неопределенность системы налогообложения, так как законодательная и нормативная база очень запутана и сложна. Сложность составляет методика расчета взимания налогов. Нередко возникают споры по поводу формулировок статей Налогового кодекса РФ, которые доходят до арбитражного суда. И чаще всего суд принимает сторону налогоплательщиков, что говорит о том, что не все работники налоговых органов в состоянии правильно применять нормы налогового законодательства. Ключевой проблемой экономики страны считается то, что хозяйствующие субъекты отказываются в полном объеме платить налоги. Это связано с тем, что у предприятий после уплаты всех налоговых платежей не остается достаточно средств для осуществления эффективной финансово-хозяйственной деятельности, поэтому многие предприятия стремятся всячески уклониться от уплаты всех налогов. Существующую проблему «теневой экономики» возможно решить в том случае, если добиться снижения налоговых ставок, преобразований в налоговой базе и перераспределения налогового бремени. С помощью этих мер можно вывести часть оборота из «тени». Чтобы уменьшить оборот «теневой экономики» необходимо ужесточить дисциплинарные меры по отношению к нарушителям, совершенствовать налоговый контроль, а также использовать налоговое администрирование.

3.  Отсутствие принципа экономичности налоговой системы. Это сводится к сокращению расходов на налоговое администрирование, при этом сохраняя максимально возможный сбор налогов.

Правительством РФ было сформулированы ключевые направления налоговой политики РФ на 2014 и 2015 года.

Приоритеты в сфере налогообложения останутся неизменными на ближайший период. Первостепенно обеспечить устойчивость бюджетной политики. Цели налоговой политики заключаются в поддержке инвестиций, кроме того необходимо стимулировать инновационную деятельность.

Намечается ранее не спрогнозированный рост акцизов на алкоголь и табак. Согласно документу, акциз на крепкий алкоголь составит 500 рублей в 2014 году, в 2015 году 600 рублей. Акцизы на сигареты и папиросы вырастут до 960 рублей за тысячу штук плюс 9 % расчетной стоимости, которая исчисляется исходя из максимальной розничной цены, минимум составит — 1250 рублей за тысячу штук13.

На сегодняшний день в российской налоговой системе функционирует около 200 различных льгот и преференций по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость, налог на добычу полезных ископаемых, налогу на имущество организаций, земельному и транспортному налогам. Несмотря на то, что предоставление льгот не предполагает прямого расходования бюджетных средств, следует считать их «налоговыми расходами» бюджетной системы Российской Федерации, отмечает Минфин.

Благодаря предстоящим преобразованиям, налоговой системе удастся трансформироваться в механизм экономического роста и развития предприятия, создавать предпосылки к расширению производства, финансировать инновационную деятельность, а также повышать качество жизни людей в стране.

 

Заключение

 

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Налоговая система представляет собой социальную категорию, рассматриваемую как открытая система, объединяющая положения политического, экономического и правового характера, устанавливаемая в целях обеспечения реализации налога (или налогового механизма) как средства финансового обеспечения деятельности публично-территориальных образований в современном демократическом правовом (социальном) государстве.

Налоговая система Российской Федерации имеет ряд особенностей. Прежде всего, они объясняются федеративным устройством государства. В России действует трехуровневая система налогообложения, включающая федеральные налоги, налоги субъектов Российской Федерации, местные налоги. Трехуровневая система налогообложения наиболее рационально и жестко закрепляет за администрацией каждого уровня определенные налоги с тем, чтобы средства, обеспечивающие его деятельность непосредственно поступали в соответствующую казну.

Говоря о значении налогов в регулировании экономики, необходимо учитывать, что налоги "не бывают сами по себе". Налоги только отражают реальную экономическую ситуацию на любом уровне - в стране, в регионе или в городе.

От того, насколько правильно построена налоговая система государства, зависит эффективное функционирование всей национальной экономики. Налоговая система России еще несовершенна, нуждается в улучшении.

 

Список литературы

 

  1. Налоговый кодекс РФ: части первая и вторая. – М.: Издательство Омега-Л, 2009. – 551с.
  2. Закон  РФ  от  21.03.1991  №  943-1  (ред.  от  28.06.2013)  «О  налоговых  органах  Российской  Федерации, 2013.
  3. Аксенов С. Налоги и налогообложение - Учебник / С. Аксенов [и др.]. – Курск: РФЭИ, 2010.- 356 с.
  4. Ахунова, Д. С. Развитие налоговой системы в России на современном этапе/ Д.С. Ахумова. - Юридический вестник Ростовского государственного экономического университета- № 61, 2012. - с. 32-33.
  5. Брызгалина  А.В.  Налоги  и  налоговое  право  / Под  ред.  А.В.               Брызгалина. - М.:  2012.  —  307 с.
  6. Горский  И.В.  Налоговая  политика  России  начала  XXI  века // Налоговый вестник, 2012.  —  с. 94-95.
  7. Климчева, Л. Г. Налоги в системе бюджетно-налогового федерализма /

Л. Г. Климчева, Плеханова Г. В. - Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова - № 3 - 2012. – с. 95-108.

  1. Курбатова О.В. Принципы налоговой системы / О.В. Курбатова - Налоги, 2012. –180с.
  2. Кузулгуртова А.Ш. Особенности государственной налоговой политики в периоды глобальной финансовой нестабильности/ А.Ш. Кузулгуратова. - Финансы и кредит - №4, 2012. – с.14-17.
  3. Липатова, И.В. К вопросу о развитии налоговой системы Российской Федерации в условиях модернизации экономики / И.В. Липатова - Международный бухгалтерский учет - № 30. – 2012. – с.48-53.
  4. Перов А. В. Налоги и налогообложение: учебник / А.В. Перов, А.В. Толкушкин. - 12-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – 996 с.
  5. Тарасова В.Ф. Налоги и налогообложение: учебник / В.Ф. Тарасовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: 2012. – 484с.

 

 

1 Брызгалина  А.В.  Налоги  и  налоговое  право; Под  ред.  А.В. Брызгалина - М.,  2012.  —  с.73. 

2 Налоговый кодекс РФ, ст.8.

 

 

3 Налоговый кодекс РФ. ст.208

4 Налоговый кодекс РФ. ст.224.

5 Аксенов С. Налоги и налогообложение - Учебник / С. Аксенов [и др.]. – Курск: РФЭИ, 2010.- с.102.

 

6 Налоговый Кодекс РФ, ст. 12 ч.1.

7 Налоги и налогообложение. учебник ; под ред. В. Ф. Тарасовой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: 2012. – с.201.

 

8 Курбатова, О.В. Принципы налоговой системы / О.В. Курбатова. Налоги. – 2012. – с.85.

 

9 Налоговый кодекс РФ ст.3. п.3

10 Горский  И.В.  Налоговая  политика  России  начала  XXI  века.   2012.  — с.95.

11 Журнал  все  для  бухгалтера  №  4  Июль-август  2013  г.  Статья  «Проблемы  налоговой  политики  Российской  Федерации  на  2013—2015  годы».

 

12 Ахунова, Д. С. Развитие налоговой системы в России на современном этапе / Д.С. Ахумова. Юридический вестник Ростовского государственного экономического университета. – 2012. - № 61. – с.33.

 

13 Липатова, И.В. К вопросу о развитии налоговой системы Российской Федерации в условиях модернизации экономики / И.В. Липатова - Международный бухгалтерский учет  - № 30. – 2012. – с. 53.

 

 

 


Информация о работе Налоги и налоговая система