Налоги на пользование природными ресурсами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2014 в 14:22, реферат

Описание работы

Платежи за пользование природными ресурсами как важнейший инструмент экономического регулирования взаимоотношений предпринимателей, государства и общества должны обеспечивать решение следующих основных задач:
1) рациональное и экологически рациональное использование ограниченных природных ресурсов;
2) стимулирование добычи и производства необходимого обществу сырья;
3) сбор средств государственного бюджета;
4) обоснованное изъятие всех видов природной ренты и последующее ее справедливое распределение в масштабах государства.

Содержание работы

Введение 3
1. Налоги на пользование природными ресурсами: плательщики и виды, основные элементы налогообложения 4
2. Доходы федерального бюджета на 2013-2015 гг. от поступлений за пользование природными ресурсами. 10
Заключение 18
Список литературы 19

Файлы: 1 файл

platezhi_za_polzovanie_prirodnymi_resursami.docx

— 34.59 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем, согласно экспертным оценкам, рентабельность при добыче топливно энергетических ресурсов составляет более 30%, при добыче иных полезных ископаемых более 50%. В тоже время в сельском хозяйстве всего лишь 10%.

Анализ чистой прибыли нефтяных и газовых компаний по итогам 2011 года, показывает, что ОАО «Газпром» получил прибыль в размере 29 млрд. долларов США, рост прибыли составил 140 %, ОАО«Роснефть» 12,4 млрд. долларов США, рост прибыли составил 19,7 %, ОАО«Лукойл» 10,36 млрд. долларов США, рост прибыли составил 15%. При этом - это уже чистая прибыль, очищенная от налогов.

Таким образом, несмотря на объективные факторы (снижение мировых цен на нефть и сокращение объемов добычи нефти), имеется потенциал для увеличения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.

Необходимо проанализировать адекватность общей налоговой нагрузки на предприятия минерально-сырьевого комплекса, убрав дисбаланс рентабельности и увеличив налоговую нагрузку на предприятия не только газовой отрасли, как это предполагается с 1 июля 2013 года, но и на иные предприятия горнорудной отрасли.

Поступление налога на добычу полезных ископаемых в федеральный бюджет на 2014 год прогнозируется в сумме 2 568 639,9 млн. рублей, что на на 8,9% больше суммы, планируемой на 2013 год.

Поступление налога на добычу полезных ископаемых в федеральный бюджет на 2015 год прогнозируется в сумме 2 753 983,5 млн. рублей, что на 7,2 % больше суммы, планируемой на 2014 год.

Факторы, приводящие к увеличению поступления налога: 

повышение мировой цены на нефть марки «Юралс»;

повышение прогнозируемого курса доллара США по отношению к рублю;

увеличение ставки налога на добычу полезных ископаемых на газ горючий природный;

увеличение прогнозируемых объемов добычи газа горючего природного – на 3 599,5 млн. рублей, прочих полезных ископаемых – на 763,7 млн. рублей, нефти на континентальном шельфе Российской Федерации – на 556,7 млн. рублей, газового конденсата – на 144,6 млн. рублей.

Поступление регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции (в виде углеводородного сырья) в федеральный бюджет на 2013 год прогнозируется в сумме 14 422,4 млн. рублей.

По сравнению с уточненной оценкой за 2012 год прогнозируется снижение поступления регулярных платежей на 5 156,0 млн. рублей или на 26,3%, что обусловлено уменьшением объемов добычи нефти – на 3 518,8 млн. рублей, снижением мировой цены на нефть марки «Юралс» – на 2 286,7 млн. рублей, а также превышением объемов поставки природного газа по договорам потребителям, расположенным на территории Дальневосточного федерального округа, над объемами природного газа, причитающимися Российской Федерации в счет регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) по проекту «Сахалин-2» (распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 года№ 1539-р), – на 65,9 млн. рублей.

Поступление регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции (в виде углеводородного сырья) в федеральный бюджет на 2014 год прогнозируется в сумме 15 699,6 млн. рублей, что на 8,9% больше суммы, планируемой на 2013 год.

Поступление регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции (в виде углеводородного сырья) в федеральный бюджет на 2015 год прогнозируется в сумме 37 596,9 млн. рублей, что в 2,4 раза больше суммы, планируемой на 2014 год.

Поступления в федеральный бюджет разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии (бонусы) при пользовании недрами в 2013-2015 г.г. составят ежегодно 41 670 млн.руб.

В доходах федерального бюджета на 2013 год учтены поступления платы за использование лесов в размере 16 371,2 млн. рублей. Для сравнения, в 2012 году было запланировано таких поступлений в размере 15 717,3 млн. рублей.

Таким образом, прослеживается тенденция по увеличению доходности от использования лесов. Так, в 2013 году она увеличится по сравнению с 2012 годом на 4,2 %.

Плата за использование лесов в системе доходов федерального бюджета от поступлений платежей при пользовании природными ресурсами занимает стабильно второе место после платежей при пользовании недрами, хотя и значительно отстает от этого источника доходов.

Федеральный закон от 14 марта 2009 года № 32-ФЗ внес в статью 29 Лесного кодекса Российской Федерации изменения, в соответствии с которыми заготовка древесины на основании договоров купли-продажи осуществляется лишь в исключительных случаях для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд. Тем самым Лесной кодекс Российской Федерации закрепил преимущество института аренды при заготовке древесины.

Этим и обусловлено соотношение доходов, прогнозируемых к получению от платы за использование лесов в части минимального размера арендной платы (15 185,4 млн. рублей) к доходам в части минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений (1 185,8 млн. рублей), как 13 к 1. Для сравнения, в 2012 году это соотношение составляло 11 к 1, в 2011 году- 7 к 1, в 2010 году - 5 к 1.

В соответствии со статьей 3 проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, установленные Правительством Российской Федерации в 2007 году, применяются в 2013 году с коэффициентом 1,30. Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов (за исключением древесины) и ставки платы за единицу площади лесного участка для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, установленные Правительством Российской Федерации в 2007 году, применяются в 2013 году с коэффициентом 1,13.

Таким образом, ставки платы оставлены без изменений по отношению к 2012, 2011 и 2010 годам. Решение о сохранении размера ставок платы направлено на поддержку лесопромышленного комплекса.

В то же время очевидно, что в данной сфере имеется большой потенциал для существенного повышения объемов доходов как федерального бюджета, так и объемов доходов бюджетов других уровней. Комитет ранее неоднократно указывал в своих заключениях, что назрела необходимость пересмотра Правительством Российской Федерации в сторону увеличения ставок платы по отдельным видам использования лесов (в частности, за использование лесов в рекреационных целях) с учетом рыночной стоимости соответствующих прав. Так, ставка платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, при осуществлении рекреационной деятельности в самых «востребованных» районах Московской области (Одинцовский, Красногорский, Инстринский и др.) составляет  26325 рублей за гектар в год, тогда как рыночная стоимость соответствующих прав может доходить до нескольких десятков тысяч долларов США. 

Кроме того, доходность от использования лесов можно повысить устранив системные проблемы имеющиеся в лесном комплексе и сдерживающие экономический рост лесопромышленного производства и эффективное использование лесов.

Поступление водного налога в федеральный бюджет на 2013 год прогнозируется в сумме 2 631,7 млн. рублей (0,004% к ВВП).

Прогноз поступления водного налога рассчитан на основе объемов водопользования, фактически сложившихся за 2012 год, уменьшенных на объемы водопользования по договорам, заключаемым водопользователями взамен лицензий, прекращающих свое действие в 2013 году, и ставок налога по видам водопользования, установленных в главе 25.2 «Водный налог» Налогового кодекса Российской Федерации.

По сравнению с уточненной оценкой за 2012 год прогнозируется снижение поступления водного налога на 131,1 млн. рублей или на 4,7%, что обусловлено переходом водопользователей от уплаты водного налога к внесению платы за пользование водными объектами.

Поступления водного налога в федеральный бюджет на 2014-2015 годы прогнозируются в сумме 2 619,1 млн. рублей (0,004% к ВВП) и 2 606,2 млн. рублей (0,003% к ВВП) соответственно.

Снижение поступлений водного налога в 2014 году на 12,6 млн. рублей или на 0,5% к 2013 году и в 2015 году на 12,9 млн. рублей или на 0,5% к 2014 году обусловлено переходом водопользователей от уплаты водного налога к внесению платы за пользование водными объектами.

Поступление платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, в федеральный бюджет на 2013 год прогнозируется в сумме 11 174,2 млн. рублей. Прогноз поступления указанной платы рассчитан на основе объемов водопользования, сложившихся по оценке за 2012 год, с учетом договоров водопользования, заключаемых на 2013 год взамен лицензий, прекращающих свое действие в 2013 году, и ставок платы за пользование водными объектами, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 876 «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности».

По сравнению с уточненной оценкой за 2012 год прогнозируется рост поступления платы за пользование водными объектами на 832,7 млн. рублей или на 8,1%, что обусловлено переходом водопользователей от уплаты водного налога к внесению платы за пользование водными объектами.

Вместе с тем, Комитет обращает внимание, что ставки платы за пользование водными объектами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. № 876, установлены на уровне действующих ставок водного налога, что было обусловлено необходимостью обеспечения в течение переходного периода равных экономических условий для хозяйствующих субъектов при пользовании водными объектами.

Действующие ставки водного налога были установлены на основе экономических показателей функционирования водохозяйственного комплекса, приведенных к уровню 2004 года, и, несмотря на происходившие изменения экономических условий развития национальной экономики, в том числе водохозяйственного комплекса, до настоящего времени не пересматривались.

В результате применения действующих ставок происходит динамичное снижение реальных поступлений от платного водопользования в федеральный бюджет.

При этом увеличение тарифов на воду и электроэнергию, отпускаемых потребителям, приводит к существенному снижению налоговой нагрузки на экономических агентов, осуществляющих деятельность по использованию водных объектов.

Данная ситуация не способствует заинтересованности хозяйствующих субъектов в организации рационального водопользования, при этом объемы государственных дотаций хозяйствующим субъектам, целесообразность которых не имеет экономического обоснования, увеличиваются.

Таким образом, для приведения уровня налоговой нагрузки пользователей водными объектами к уровню эффективной налоговой нагрузки 2004 года необходима индексация ставок водного налога и платы за пользование водными объектами.

Принимая во внимание, что однократное увеличение размера ставок водного налога и платы за пользование водными объектами окажет негативное влияние на экономическое состояние хозяйствующих субъектов и экономики Российской Федерации в целом, представляется целесообразным проведение поэтапной индексации ставок.

Доходы от поступлений сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов в федеральный бюджет в 2013 году прогнозируются в сумме 2 000,0 млн. рублей ежегодно, в том в том числе: в федеральный бюджет 400,0 млн. рублей ежегодно, в бюджеты субъектов Российской Федерации 1 600,0 млн. рублей ежегодно.

Поступление платы за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям в федеральный бюджет на 2013 год прогнозируется в сумме 1 570,0 млн. рублей, на 2014 и 2015 годы 1 599,2 и 1 633,1 млн. рублей соответственно.

 

Заключение

 

В настоящее время на государственном уровне признана необходимость перехода к устойчивому развитию территорий, обеспечивающему сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения жизненных потребностей нынешнего и будущих поколений.

Основным условием перехода к устойчивому развитию территорий и в том и в другом случае является получение достаточного дохода от освоения ее природно-ресурсного потенциала. Таким образом, основу экономического механизма природо-пользования, нацеленного на создание условий для устойчивого развития территории, составляет система платежей за использование природных ресурсов.

Действенным инструментом экономического механизма обеспечения экологической безопасности является взимание налогов и платежей с физических и юридических лиц, осуществляющих пользование природными ресурсами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iv2. garant. ru/SESSION/PILOT/main. htm.
  2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iv2. garant. ru/SESSION/PILOT/main. htm.
  3. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iv2. garant. ru/SESSION/PILOT/main. htm.
  4. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 г. № 200-ФЗ (с изм. и доп.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iv2. garant. ru/SESSION/PILOT/main. htm.
  5. Проект федерального закона № 143344-6 «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»
  6. Юмаев М. М. Платежи за пользование природными ресурсами: науч.-практич. пособ. [Текст]. – М.: ООО «Статус-Кво 97», 2011. – 278 с.

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Налоги на пользование природными ресурсами