Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2015 в 11:13, курсовая работа
Появление налогов на заре человеческой цивилизации связано с возникновением самых первых общественных потребностей. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы.
В условиях рыночных отношений и особенно в переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
Введение
1. Происхождение и история развития налогов
2. Сущность и принципы налогообложения
3. Виды налогов
4. Функции налогов
5. Налоги в Российской Федерации
Заключение
Литература
- безэквивалентность. налогов имеет двойственный характер. С точки зрения налогоплательщика, налоги, безусловно, безэквивалентны. А с точки зрения общества, налоги носят эквивалентный характер. Доходы бюджета, сформированные через налоговые поступления, используются и на финансирование государственных расходов. Последние должны быть направлены исключительно на благо общества в целом. Если граждане считают, что государство плохо выполняет свои функции, то они весьма неохотно платят налоги. Поддержка (или осуждение) налогоплательщиками экономической, социальной, внешней политики государства непосредственно сказывается на уровне собираемости налогов. Английский философ Ф Бэкон отмечал. что «налоги, взимаемые с согласия народа, не так ослабляют его мужество. Подать, взимаемая с согласия народа или без такового, может быть одинакова для кошельков, но не одинаково ее воздействие на дух народа»
- целевой характер проявляется в обеспечении потребностей государства и муниципальных образовании в денежных ресурсах, направляемых на финансирование мероприятии, предусмотренных бюджетами различных уровней.
Перечисленные черты — эго лишь внешние признаки, через которые раскрывается содержание налогов Экономическая сущность налогов гораздо глубже.
Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов, граждан, с одной стороны, и государства – с другой, по поводу формирования государственных финансов. Социально-экономическая сущность налогов, их типы, структура и роль видоизменяются вместе с природой и функциями государства.
Выделяют субъект и объект налога.
Субъектом налога является физическое или юридическое лицо, на которое законодательством возложено обязательство платить налог. Но в ряде случаев использование механизма ценообразования позволяет частично или даже полностью переложить налоговое бремя на других. Лицо, которое фактически уплачивает налог, называется носителем налога. Примером частичного перенесения налогового бремени субъектом налога (налогоплательщиком) на носителей налога может служить налог на прибыль. Последний может быть перенесен частично на потребителей путем повышения цены на продукцию и на поставщиков ресурсов — посредством занижения цен на них.
Объект налога — это доход или имущество, на которые начисляется налог (заработная плата, прибыль, товары, недвижимость и т.д.), а источник налога — доход, за счет которого уплачивается налог.
Важным вопросом теории налогов являются принципы налогообложения. Их классическую формулировку дал в свое время А. Смит:
1. “Подданные государства должны
участвовать в покрытии
2. Налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а не произволен. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть известны и ясны как самому налогоплательщику, так и всякому другому.
3. Каждый налог должен взиматься
в такое время и таким
4. Каждый налог должен быть
так устроен, чтобы он извлекал
из кармана плательщика
В компактной и современной формулировке эти принципы могут быть представлены следующим образом:
— принцип всеобщности;
— принцип справедливости и единообразия, утверждающий необходимость равномерного распределения налогового бремени между налогоплательщиками соразмерно их доходам;
— принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были заранее точно известны плательщику налога;
— принцип удобности и простоты, предполагающий, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые наиболее удобны и понятны для плательщика;
— принцип экономии или целесообразности, заключающийся в сокращении издержек, связанных с взиманием налога, соизмерении этих затрат с налоговыми поступлениями.
С тех пор как Адам Смит выдвинул положение о необходимости соблюдения справедливости в налогообложении, этот постулат никем не оспаривался. Основные дискуссии и тогда и теперь ведутся вокруг вопроса о том, что считать справедливым налогообложением. Вот примеры нескольких, наиболее типичных в этом отношении противоречий:
o между регионами - «налоговыми донорами» и дотационными регионами;
o между налоговыми выплатами транснациональных корпораций непосредственно в регионах их присутствия и налоговыми выплатами их национальных штаб-квартир;
o между плательщиками налогов (предприятиями) и получателями (государством в лице налоговых или финансовых органов) и др.
Эти противоречия на практике решаются путем поиска различного рода компромиссов и предложения вариантов, приемлемых в данных условиях и устраивающих все стороны.
Субъективный фактор играет огромную роль в жизнедеятельности государства. Именно поэтому на практике использование той или иной системы налогообложения зависит от взглядов правящей элиты, необходимости корректировки текущего бюджета, потребности правительства в финансовых ресурсах и других привходящих внутренних и внешних обстоятельств. В то же время принцип выгоды частично находит свое практическое отражение в действующих системах налогообложения в форме специальных налогов.
3. Виды налогов
Налоги очень разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Классификация позволяет упорядочить все разнообразие налогов, свести его к небольшому числу классов, объединенных по признаку сходства, наличию общих свойств и т.д. Классификация важна не только для теории, но и для практики. Налоги делятся на группы по многим признакам.
Налоги делятся на прямые и косвенные в зависимости от источника их взимания.
Прямые налоги взимаются непосредственно с дохода налогоплательщика, так что он ощущает их в виде недополучения дохода. К ним относятся подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которым служит основой для налогообложения.
Косвенные налоги взимаются иным, менее заметным методом, посредством введения государственных надбавок к ценам на товары и услуги, уплачиваемых покупателем и поступающих в госбюджет. Это в основном акцизные налоги, фискальные монопольные налоги и таможенные пошлины (налог на экспорт и импорт). К косвенным могут быть отнесены также налог на добавленную стоимость и применявшиеся в советские времена налог с оборота и налог с продаж. Косвенные налоги именуют еще безусловными в связи с тем, что они взимаются вне зависимости от конечных результатов деятельности, получения прибыли.
Виды налогов различаются также в зависимости от характера налоговых ставок. Налоговой ставкой называется процент или доля подлежащих к уплате средств, а еще точнее - размер налога в расчете на единицу объекта налогообложения (на рубль дохода, на автомобиль, на рубль имущества и т.д.). В зависимости от налоговых ставок налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.
Налог называется пропорциональным, если налоговая ставка неизменна, не зависит от величины дохода, от масштаба объекта налогообложения. В этом случае говорят о твердых налоговых ставках на единицу объекта.
При прогрессивном налоге налоговая ставка налоговая ставка повышается по мере возрастания величины объекта налогообложения. (Таблица 1)
Таблица 1. Прогрессивное налогообложение.
№ |
Предельная ступень дохода (млн. руб.). |
Налоговая ставка |
1 |
До 12.0 |
10% |
2 |
До 20.0 |
20% |
3 |
Свыше 20.0 |
30% |
Ставка регрессивного налога, наоборот, понижается по мере увеличения объекта налогообложения. Регрессивный налог вводится с целью стимулирования роста дохода, прибыли, имущества.
Различают также маркированные и немаркированные налоги. Маркированным налогом называется налог, имеющий целевой характер, что означает, что соответствующие поступления не могут расходоваться ни на какие другие цели, кроме той, ради которой он был введен. Примером могут служить отчисления во внебюджетный Пенсионный фонд, сборы на благоустройство территории, содержание органов правопорядка и др. Прочие налоги являются немаркированными. Средства, поступившие от изъятия немаркированных налогов, могут использоваться для решения разнообразных задач по усмотрению государства или иных уполномоченных органов (примером немаркированных налогов могут служить: налог на прибыль юридических лиц, НДС, акцизы и др.).
В зависимости от того, кто взимает налог и в какой бюджет он поступает, налоги делятся на государственные и местные. В свою очередь, при федеральном устройстве государства государственные налоги разделяются на федеральные налоги и налоги субъектов федерации.
К федеральным налогам и сборам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль предприятия, налог на доходы от капитала, федеральный подоходный налог с физических лиц, социальный, государственные пошлины, таможенные пошлины и сборы, плата за право использования недрами, платежи за воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежи за загрязнение окружающей природной среды, сбор за использование государственной символики РФ, федеральные лицензионные сборы.
К Региональным налогам и сборам относятся региональный налог на прибыль предприятия, региональный подоходный налог с физических лиц, налог на имущество предприятия, региональный налог с владельцев транспортных средств, лесной налог, налог, связанный с использованием инфраструктуры региона, региональный лицензионный сбор.
К местным налогам и сборам относятся налог на землю, налог на имущество физических лиц, налог, связанный с использованием муниципального жилищного фонда и других объектов инфраструктуры города (района), налог на рекламу, местные лицензионные сборы, сбор за получение имущества в собственность в порядке наследования или дарения, курортный сбор, налог на воду, забираемую из водохозяйственных систем, гостиничный сбор.
Если же в качестве классификационного признака налогов рассматривать, кто есть налогоплательщик, т.е. субъект налогообложения, то различают налоги с физических и юридических лиц.
Физические лица (в соответствии с Налоговым кодексом РФ) – это индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также физические лица, которые самостоятельно осуществляют на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение дохода от оказания платных услуг, и не подлежащие регистрации в этом качестве по законодательству РФ. К последним относятся частные нотариусы, частные детективы и охранники и иные физические лица, занимающиеся деятельностью, не отнесённой гражданским законодательством РФ к предпринимательской.
Юридическое лицо (согласно Гражданскому кодексу РФ) – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
По способам взимания налогов они подразделяются на кадастровые, декларируемые и изымаемые у источника.
Кадастровый способ взимания налога характеризуется дифференциацией объекта налога на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносятся в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. В этом случае величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого способа налогообложения могут служить налоговые ставки на транспортное средство без учета того, используется оно или нет. Налог на основе декларации взимается в результате заполнения плательщиком декларации о полученных доходах и установления на них налога. При таком методе уплата налога субъектом налогообложения производится после получения дохода. Примером данного способа взимания налогов может служить налог на прибыль.
Способ изъятия налога у источника характеризуется получением дохода, уменьшенного на сумму налога после изъятия его для перечисления в бюджет. Например, подоходный налог с физических лиц изымается для перечисления в бюджет предприятием или организацией до выплаты заработной платы путём вычитания из неё суммы налога. Работникам выплачивается оставшаяся часть заработной платы.
4. Функции налогов
Общественное назначение налогов проявляется в их функциях. Функции налогов — это такие их свойства, которые позволяют использовать налоги в качестве инструментов формирования доходов государства, распределения, перераспределения доходов в обществе в интересах обеспечения жизнедеятельности государства, экономического развития и решения социальных проблем страны. Среди функций налогов необходимо выделить, прежде всего, фискальную, регулирующую, экономическую, распределительную, контролирующую и стимулирующую функции.
На первое место необходимо поставить фискальную функцию как первичную в историческом и содержательном аспектах. Уже сам факт появления государства потребовал средств для выполнения им тех или иных функций в обществе. Это историческая предопределенность первичности фискальной функции. Содержательная предопределенность первичности этой функции связана с необходимостью первостепенного обеспечения возможности экономического существования государства, без чего оно не в состоянии осуществлять не только какие-либо функции в социально-экономической жизни общества, но и самые элементарные функции государства как такового.
Фискальная функция состоит в формировании денежных доходов государства. Деньги нужны ему на содержание государственного аппарата, армии, развитие науки и техники, поддержку детей, пожилых и больных людей. Из собранных в виде налогов средств государство покрывает расходы на образование, строит школы, высшие учебные заведения, детские дома, платит зарплату преподавателям и стипендии студентам. Часть средств идет на здравоохранение: защиту здоровья матери и ребенка, содержание поликлиник, больниц и т. п. Из этого же источника идут деньги на строительство государственных предприятий, сооружений, дорог, защиту окружающей среды.