Налогообложение автотранспорта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 12:46, курсовая работа

Описание работы

Транспортный налог — региональный налог по Закону об основах налоговой системы и по НК РФ, взимаемый на основании гл. 28 НК РФ. Глава 28 НК РФ введена Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации».

Файлы: 1 файл

транспортный налог.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

Исчисление налога при помощи коэффициента осуществляется в следующих случаях:8

- при регистрации (снятия с  учета) транспортного средства;

- при замене двигателя, если  меняется его мощность;

- при угоне (краже) транспортного  средства;

- при прекращении действия доверенности, если налогоплательщиком являлось лицо по доверенности;

- в случае смерти физического  лица, на которого зарегистрировано  транспортное средство.

2.2. Порядок и сроки уплаты налога9

В соответствии со ст.363 Налогового кодекса  РФ уплата налога производится налогоплательщиками по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.

Местонахождение транспортных средств  определяется по месту их регистрации.

Как уже было рассмотрено в главе I настоящего издания, под порядком уплаты налога понимается способ уплаты налога: по окончании налогового периода (единовременно или в несколько этапов) или с использованием авансовых платежей.

Следовательно, при определении  порядка уплаты налога и сроков уплаты необходимо руководствоваться соответствующим законом субъекта РФ.

Например, в Свердловской области  в соответствии с Законом Свердловской области от 29 ноября 2002 г. N 43-ОЗ "Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области" установлено:

"уплата транспортного налога производится налогоплательщиками разовой уплатой всей суммы налога по итогам налогового периода в следующие сроки:

Налогоплательщики-организации - не позднее 1 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом;

Налогоплательщики - физические лица - не позднее 1 июля года, следующего за отчетным налоговым периодом".

Налогоплательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган  по месту нахождения транспортных средств  налоговую декларацию в срок, также  установленный законами субъектов РФ. Форма налоговой декларации также утверждается законом субъекта РФ.

В случае если форма налоговой декларации не утверждена законом субъекта РФ, то налогоплательщик - юридическое  лицо обязано представить в налоговый  орган по месту уплаты налога налоговую декларацию по форме, утвержденной приказом МНС РФ от 18 марта 2003 г. N БГ-3-21/125 в соответствии с п.3 ст.80 Налогового кодекса РФ.

Например, в Свердловской области  в соответствии с Законом Свердловской области от 29 ноября 2002 г. N 43-ОЗ "Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории Свердловской области" установлено, что налогоплательщики-организации представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговую декларацию до 1 февраля года, следующего за отчетным налоговым периодом.

Налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога вручается налогоплательщику, являющемуся физическим лицом, налоговым  органом в срок не позднее 1 июня года налогового периода. Указанное  положение означает, что налоговое уведомление по уплате транспортного налога за 2003 год должно быть вручено налогоплательщику - физическому лицу не позднее 1 июня 2003 г. Поскольку налоговый период еще не закончился, то налог исчисляется на основании данных о транспортных средствах, зарегистрированных по состоянию на 1 января текущего года.

По окончании налогового периода (при изменении суммы налога, подлежащей уплате) физическому лицу вручается  новое налоговое уведомление  с указанием окончательной суммы  налога, подлежащей уплате по истечении налогового периода.

2.3. Налоговый  учет  транспортного налога в  целях налогообложения прибыли  предприятия

Согласно подп.1 п.1 ст.264 НК РФ в прочие расходы, учитываемые при налогообложении  прибыли, включаются суммы налогов  и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ о налогах и сборах порядке. В соответствии со ст.17 Налогового кодекса РФ в целях определения обязанностей налогоплательщика законодательные акты устанавливают порядок исчисления налога. Таким образом, в составе расходов могут быть учтены налоги и обязательные платежи, для которых законодательными актами предусмотрено данное положение (за исключением прямо предусмотренных в ст.270 НК РФ).10

Соответственно, транспортный налог, в общем случае, также включается в состав прочих расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль. При этом не имеет значения, на каких счетах бухгалтерского учета по правилам бухгалтерского учета начисление данных налогов и сборов отражается.

Однако следует учитывать и  то обстоятельство, что в состав налогооблагаемых расходов налоги и иные обязательные платежи можно включать только в случае, если предприятие является надлежащим плательщиком этих налогов.

Например, у предприятия документы  по государственной регистрации  транспортных средств находятся в стадии оформления, однако оно все же уплачивает транспортный налог. В этом случае, как пояснялось выше, согласно главе 28 "Транспортный налог" НК РФ основанием для взимания транспортного налога является документ, удостоверяющий, что транспортное средство зарегистрировано на данное предприятие. Транспортный налог исчисляется, начиная с месяца государственной регистрации.

Следовательно, в период до получения  документа, удостоверяющего государственную  регистрацию, предприятие не должно было уплачивать транспортный налог и не может относить на расходы суммы начисленного (уплаченного) налога.

Согласно п.1 ст.252 НК РФ в целях  налогообложения прибыли организаций  расходами признаются любые затраты  при условии, что они произведены  для осуществления деятельности, направленной на получение дохода и подпадающей под действие главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ. Соответственно, расходы, связанные с деятельностью, не подпадающей под действие главы 25 НК РФ, не могут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Таким образом, расходы в виде суммы  транспортного налога по транспортным средствам, используемым, к примеру, в деятельности, переведенной на уплату единого налога на вмененный доход  для отдельных видов деятельности, не могут быть учтены при налогообложении прибыли организации.

Согласно п.2 ст.274 НК РФ налогоплательщик налога на прибыль обязан вести раздельный учет доходов и расходов по операциям, по которым в соответствии с главой 25 НК РФ предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.

В большей степени это относится, в частности, к осуществлению  деятельности, связанной с использованием объектов обслуживающих производств  и хозяйств. Особенности определения  налоговой базы по такой деятельности установлены в ст.275.1. НК РФ.

Таким образом, в случае, если транспортный налог начисляется по транспортному  средству, используемому, к примеру, в социально-культурной сфере предприятия, то в целях налогообложения прибыли  он не может быть отнесен непосредственно  к прочим расходам организации по подп.1 п.1 ст.264 НК РФ, так как должен быть учтен отдельно и будет включаться в расчет налогооблагаемой прибыли в порядке, предусмотренном ст.275.1. НК РФ.

На практике у предприятий часто  возникает ситуация, когда одно и  то же транспортное средство используется для различных видов деятельности. Соответственно, все расходы, связанные с использованием данного объекта, включая и сумму транспортного налога, не могут быть прямым путем отнесены к конкретному виду деятельности.

В этом случае главой 25 НК РФ предусмотрен следующий порядок.

Согласно п.1 ст.272, а также п.9 ст.274 Налогового кодекса РФ при применении метода начислений расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно  отнесены на затраты по конкретному  виду деятельности в случае невозможности их разделения прямым счетом, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика (принцип пропорционального отнесения неопределенных по виду деятельности расходов).11

При этом необходимо учитывать, что  речь идет о тех расходах, которые  можно считать относящимися с  равными основаниями к нескольким конкретным видам деятельности. Соответственно и распределение в соответствующей  доле данных расходов должно производиться только между этими видами деятельности. Если предприятие помимо них осуществляет еще какую-либо деятельность, к которой указанные выше расходы не могут быть отнесены ни прямым, ни косвенным путем, то и их распределение в качестве затрат по этой дополнительной деятельности будет необоснованным.

В первую очередь, данное обстоятельство влияет на порядок определения налоговой  базы по налогу на прибыль в том  случае, если на одном предприятии  осуществляются виды деятельности, подпадающие  под общий порядок налогообложения по главе 25 Налогового кодекса РФ, под специальный порядок налогообложения по главе 25 Налогового кодекса РФ (например, ст.275.1 НК РФ) и не подпадающие под налогообложение прибыли в порядке применения главы 25 Налогового кодекса РФ (например, игорный бизнес, единый налог на вмененный доход). В зависимости от обоснованности распределения между такими видами деятельности каких-либо общих расходов (в том числе и транспортного налога по тем транспортным средствам, которые используются одновременно в нескольких видах деятельности) будет зависеть исчисление налоговых обязательств по налогу на прибыль организаций.

Следует отметить еще один нюанс, связанный  с исчислением налога на прибыль  относительно использования транспортных средств.

Согласно п.2 ст.256 НК РФ некоторые виды амортизируемого имущества в целях налогообложения прибыли организаций не подлежат амортизации. Например, имущество, приобретенное или созданное с использованием бюджетных средств целевого финансирования. Тем не менее, транспортный налог по таким объектам должен быть исчислен в общем порядке.

Выводы

В данной главе описаны сроки, а  также порядок исчисления и уплаты транспортного налога, рассмотрены  принципы налогового учета транспортного  налога для целей гл. 25 НК РФ. Данная глава подводит итог, процессу исследования налога, завершая его уплатой налога в соответствующий бюджет.

Данное описание процесса учета  налога в целях исчисления налога на прибыль предприятия показывает связь транспортного налога с  другими налогами, применяемыми в Российской Федерации и его место в системе налогов и сборов. Следует особенно подчеркнуть значимость данного вида налогов, поскольку на сегодняшний день он является практически единственным налогом ставки, для которого устанавливаются в натуральном выражении в зависимости от объекта налогообложения.

Список использованной литературы

  1. Перов А. В. Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение: учебное пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт – издат, 2003 - 635с.
  2. Камышанов П.И. «Основы налогообложения в России» -- М.: Элиста : АПП «Джангар» 2003 – 600с.
  3. Кударь Г.В.Себестоимость для целей налогообложения в 2002 г. – М.: Бератор – Пресс,  2002г.
  4. Кузнецов О. В. конспективный сборник налогов РФ. – М.: ИНФРА-М, 2002-120с.
  5. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учеб. для ВУЗов. – М.: БЕК, 2001
  6. Налоговый кодекс РФ ( по состоянию на 15.10.2003г.)
  7. Закон «Об основах налоговой системы РФ» от 27.12.1991г. №2118-1.
  8. Постановление Правительства РФ от 12 августа 1994 г. N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".
  9. Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (приложение к приказу МВД РФ от 27 января 2003 г. N 59).
  10. Правила государственной регистрации тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним (утв. Минсельхозпродом России от 16 января 1995, зарегистрированы Минюстом России 27 января 1995, N 785).
  11. Временные правила регистрации и учета таможенными органами транспортных средств, зарегистрированных в других странах и временно находящихся на территории Российской Федерации сроком до шести месяцев (утв. приказом Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 2 марта 1995 N 137, зарегистрированных в Минюсте России 18 апреля 1995 г., N 836).

1 Кударь Г.В.Себестоимость для целей налогообложения в 2002 г. – М.: Бератор – Пресс,  2002г. с.476

2 Кударь Г.В.Себестоимость для целей налогообложения в 2002 г. – М.: Бератор – Пресс,  2002г. с. 477

3 Кударь Г.В.Себестоимость для целей налогообложения в 2002 г. – М.: Бератор – Пресс,  2002г. с.479

4 Камышанов П.И. «Основы налогообложения в России» -- М.: Элиста : АПП «Джангар» 2003 – 471с.

5 Камышанов П.И. «Основы налогообложения в России» -- М.: Элиста : АПП «Джангар» 2003 – 469с.

6 Камышанов П.И. «Основы налогообложения в России» -- М.: Элиста : АПП «Джангар» 2003 – 478с.

7 Перов А. В. Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение: учебное пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт – издат, 2003 - 526с.

8 Перов А. В. Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение: учебное пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт – издат, 2003 - 531с.

9 глава написана на основании Налогового Кодекса Российской Федерации.

10 Перов А. В. Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение: учебное пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт – издат, 2003 - 353с.

11 Перов А. В. Толкушкин А. В. Налоги и налогообложение: учебное пособие – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт – издат, 2003 – 355-356с.


Информация о работе Налогообложение автотранспорта