Налогообложение доходов физических лиц в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 02:17, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – провести краткий анализ теоретических основ налогообложения доходов физических лиц, анализ динамики доли НДФЛ в доходах бюджетов, оценить влияние льгот и вычетов на доходную часть бюджета. Выявить основные проблемы применения налога, и перспективы его совершенствования с точки зрения формирования и регулирования (распределения) доходов бюджета, предложить пути решения проблем.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……..…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ…....................................................................................5
История возникновения налога на доходы физических лиц……..….....5
Роль налога на доходы физических лиц в финансовом обеспечении государства………………………………………………………………………7
Правовое регулирование налога на доходы физических лиц…………9
Анализ доли НДФЛ в современной структуре бюджета РФ………….11
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЙСТВУЮЩЕГО МЕХАНИЗМА ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ………………………...16
2.1. Плательщики НДФЛ………………………...…………….…………..…..16
2.2. Объект налогообложения……………………….………………………..18
2.3. Налоговая база. Налоговые ставки...………………………………….....21
2.4. Налоговые вычеты………………………………………...…..…...………27
2.5. Порядок исчисления и удержания НДФЛ……………………………….30
ГЛАВА 3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ………...………………….….……..33
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ……………………………………….………...38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….42
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….44

Файлы: 1 файл

курсовая налоги.doc

— 552.50 Кб (Скачать файл)

Профессиональные налоговые  вычеты организация может предоставить только тем лицам, с которыми у  нее заключены гражданско-правовые договоры (например, договор подряда или поручения, авторский договор и др.).

Стандартные налоговые  вычеты организация может представить  только штатным сотрудникам. Данные вычеты уменьшают только сумму дохода, облагаемую НДФЛ по ставке 13%. Если доход  работника облагается по другой налоговой ставке (например, 9%), то сумма этого дохода на стандартные налоговые вычеты не уменьшается.

Доход работников, облагаемый НДФЛ, уменьшается на стандартные  налоговые вычеты ежемесячно. Стандартные  налоговые вычеты могут быть предоставлены  в следующих суммах:

3000 руб.;

500 руб.;

1400 руб.

Если налоговый вычет  больше, чем доход работника, то НДФЛ с него не удерживается (ст. 210 НК РФ).

Перечень лиц, имеющих  право на стандартный налоговый  вычет в размере 3000 руб. в месяц, приведен в подпункте 1 пункта 1 статьи 218 НК РФ.

Этот вычет предоставляется  работникам, которые:

-   пострадали на  атомных объектах в результате  радиационных аварий и испытаний  ядерного оружия. В частности,  на Чернобыльской АЭС, на объекте  «Укрытие», на производственном  объединении «Маяк»;

- являются инвалидами Великой Отечественной войны;

- стали инвалидами I, II и III групп из-за ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или Российской Федерации, и др.

Перечень лиц, имеющих  право на стандартный налоговый  вычет в размере 500 руб. в месяц, приведен в подпункте 2 пункта 1 статьи 218 НК РФ.

Данный вычет предоставляется  работникам, которые:

- являются Героями Советского Союза или Российской Федерации;

- награждены орденом Славы трех степеней;

- являются инвалидами с детства;

- стали инвалидами I и II групп;

- пострадали в атомных и ядерных катастрофах (если они не имеют права на стандартный налоговый вычет в размере 3000 руб.) и др.

Налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах с 1 января 2012 года:

1 400 рублей - на первого  ребенка;

1 400 рублей - на второго ребенка;

3 000 рублей - на третьего  и каждого последующего ребенка;

3 000 рублей - на каждого  ребенка в случае, если ребенок  в возрасте до 18 лет является  ребенком-инвалидом, или учащегося  очной формы обучения, аспиранта,  ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.

Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося  очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет.

Стандартный вычет на детей можно применять до месяца, в котором доход, исчисленный  налоговым агентом нарастающим  итогом с начала календарного года, превысит 280 000 руб. (подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ).

Налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), усыновителю, опекуну, попечителю. Предоставление указанного налогового вычета единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления его в брак.

С 1 января 2012 г. отменен ежемесячный стандартный вычет в размере 400 руб. Данный вычет предоставлялся до месяца, в котором доход налогоплательщика превысил 40 000 руб. с начала налогового периода (подп. 3 п. 1 ст. 218 НК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2012 г.).

Таким образом, налоговые вычеты позволяют резидентам решать острые социальные вопросы, будь то приобретение жилья, получение образования либо лечение. Безусловно, налоговые вычеты являются  социальным инструментом, предоставляющим адресную финансовую помощь как отдельным группам (в зависимости от категории получаемого вычета), так и предоставляет дополнительные возможности всем группам граждан в решении насущных задач.

 

    1. Порядок исчисления и удержания налога на доходы физических лиц.

 

Государство возложило  функции по удержанию налогов на организации и учреждения, на нотариусов, занимающихся частной практикой адвокатов, а также на индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, и на постоянные представительства иностранных организаций в России. В связи с этим организации и лица, выплачивающие любой доход в любой форме, подлежащий налогообложению, обязаны удерживать налоги по установленной шкале, т.е. они являются налоговыми агентами. Следовательно, налогоплательщик не несет ответственности за неправильно удержанный или несвоевременно перечисленный налог. Вся ответственность за это лежит на налоговом агенте. Положенные в соответствии с законом вычеты из совокупного дохода должен осуществлять также налоговый агент. В то же время представление при необходимости справок (например, об иждивенцах, инвалидности и т.д.) – обязанность налогоплательщика. При этом все положенные по закону вычеты из облагаемого дохода делаются только по месту основной работы.

Налог удерживается ежемесячно по совокупности дохода с начала календарного года. Налоговые агенты обязаны перечислять в бюджет суммы исчисленного и удержанного с физических лиц налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на оплату труда или же не позднее дня перечисления со счетов указанных организаций в банке по поручениям работников причитающихся сумм. Налоговые агенты, выплачивающие суммы на оплату труда из выручки от реализации продукции, выполнения работ и (или) оказания услуг, перечисляют исчисленные суммы налога в банки не позднее дня, следующего за днем выплаты денежных средств на оплату труда. При этом налоговый агент обязан вести раздельный учет выплачиваемых налогоплательщикам доходов, облагаемых по раздельным ставкам.

Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиками от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога. Налоговые агенты должны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при фактической выплате. То есть налоги взимаются только путем удержания из дохода налогоплательщика. Российское налоговое законодательство не допускает уплаты налога за счет средств предприятия, организации, учреждения.

 При нарушении этого  положения к предприятиям, организациям  и учреждениям должны применяться соответствующие санкции.

Удержание с налогоплательщика  начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых  денежных средств, выплачиваемых налоговым  агентом налогоплательщику, при  фактической выплате указанных  денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 % суммы выплат.

Налоговые агенты обязаны  представлять в налоговый орган  не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим, сведения о доходах, полученных физическими лицами не по месту основной работы, службы или учебы, и о начисленных и удержанный суммах налога.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3.ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ.

 

Среди налогов, уплачиваемых физическими лицами, налог на доходы физических лиц – самый значимый по суммам поступлений в бюджет. Он касается практически всех граждан нашей страны.

Однако, несмотря на его  долгую историю развития в нашей  стране, он далек от совершенства и требует серьезных изменений.

В России с 2001 г. после  вступления в силу главы 23 «Налог на доходы физических лиц» стала применяться  шедулярная форма подоходного налога, то есть к разным видам доходов  населения применяется соответствующая  налоговая ставка.

В целом, можно сказать, что методика исчисления налога проста и понятна. Ставки налога фиксированы, объекты – конкретны, а налоговая база определяется четко. Все это делает его простым для налогообложения, однако до сих пор этот налог является предметом острой критики в стране.

Прежде всего, потому, что не отвечает принципу социальной справедливости и на практике получается, что 13 %-ная ставка налога создает преимущества только гражданам с высокими доходами.

Законопроекты о введении прогрессивной ставки налога поступают  в Государственную Думу с периодичной регулярностью – в 2007 г. (предлагалось до 60 тыс. рублей месячного дохода налог не взимать; от 3,6 млн. – установить 30% ставку),  в 2009 г. (нижний 2%-предел для доходов до 10 тыс. рублей и верхний свыше 5 млн. – 40%),  в феврале 2010 г. (до 60 тыс. – 5%; от 12 млн. и 1 рубля – 3 млн. 834 тыс. + 45% от суммы, превышающей 12 млн.), в августе 2010 г., в июле 2011 г. (до 120 тыс. дохода – 10%; свыше 2,9 млн. – 849 тыс. + 45% от суммы, превышающей 2,9 млн.). Ни один из данных актов не принят.

B перечне аргументов  противников прогрессии подоходного  налогообложения наиболее часто  фигурируют следующие.

1. При «плоской» шкале  более состоятельные граждане  платят и более высокую абсолютную  сумму налога, что и обеспечивает  социальную справедливость. Между тем нелепо отрицать, что для российского налогоплательщика, получающего месячную заработную плату, к примеру, в размере 8,0 тыс. р., уплаченные в виде НДФЛ 1,04 тыс., несоизмеримо более весомы в плане негативного влиянии на благосостояние, чем, скажем, 104 тыс., для налогоплательщика с месячным доходом в 800 тыс., р. Нельзя забывать, что оставшиеся после уплаты налога средства должны обеспечивать возможность налогоплательщика осуществлять расходы, необходимые для поддержания минимального уровня жизни.

2. Использование единой  сниженной ставки НДФЛ противодействует  применению получивших широкое  распространение «серых» форм  выплаты заработной платы, связанных  с сокрытием фактического фонда  оплаты труда, т.е. с фальсификацией  налоговой базы. Однако не секрет, что соответствующее ее занижение провоцируется не только и не столько уровнем ставок подоходного налога, сколько действовавшими до принятия 23-ей главы НК РФ критически высокими ставками отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды (ныне – ставкой ЕСН).

3. Ликвидация прогрессии  налогообложения доходов физических  лиц устраняет стимулы сокрытия  наиболее богатыми слоями общества  своих огромных денежных доходов.  Авторы данного аргумента, с  одной стороны, указывают на  тот факт, что до 2001 г. примерно 95 % бюджетных доходов от налога приходились на его вычеты из доходов граждан, и только 5 % поступали по итоговым годовым декларациям. С другой стороны, – приводят цифры существенного прироста поступлений в консолидированный бюджет от НДФЛ, начиная с первого года использования «плоской» шкалы. Действительно, в первые

три года они выросли, однако и это не веское доказательство. С 2001 года, во–первых, началось обложение  НДФЛ работников правоохранительных органов  и военнослужащих, и численность его плательщиков единовременно выросла более чем на 0,7 млн. человек. Во–вторых, сказалось действие регрессивной шкалы ставок ЕСН. B–третьих, с 1 января 2002 г. была существенно – с 35 до 24 % – снижена ставка налога на прибыль организаций (а сегодня в условиях финансового кризиса до 20 %) , в связи с чем на предприятиях высвободились значительные ресурсы, часть которых стала источником роста заработной платы работников.

Одной из основных причин введения единой пониженной ставки налога называлась необходимость ликвидации так называемых «конвертных» форм оплаты труда. Сегодня подводя итог, можно сделать вывод, что введение этой меры не дало эффективных результатов и не оправдало себя. Причиной сокрытия сумм заработной платы является не столько высокие ставки налога на доходы физических лиц, сколько действовавшие критические ставки отчислений в государственные внебюджетные фонды.

Следовательно, проблема «серых» форм выплаты зарплаты проистекает  не из-за высоких или низких ставок налога на доходы физических лиц и не из-за наличия или отсутствия в них прогрессии.

Вместо принятия экономических  решений по борьбе с «серыми схемами» зарплаты, контролирующие органы все  чаще стали прибегать совместно  с администрацией регионов и муниципалитетов  к мерам чисто административным.

На сегодняшний день, имеются другие эффективные меры борьбы с «конвертной» заработной платой, которые действительно могут  дать серьезный экономический эффект и сделают НДФЛ более справедливым.

Во-первых, следовало  бы законодательно установить предел, ниже которого работодатель не имеет права выплачивать заработную плату и привязать эту сумму к прожиточному минимуму, освободив её от налогообложения, то есть установить стандартный вычет. Подобные законодательно установленные ограничения существуют в большинстве высокоразвитых стран.

В этих условиях будет  исключена возможность отражения  в ведомостях на выплату зарплаты 4-5 тыс. рублей, как это сегодня  зачастую происходит, особенно в сфере  малого бизнеса. Однако при этом необходимо снизить ставку взносов в государственные внебюджетные фонды.

Во-вторых, следует установить прогрессивную шкалу налогообложения по ставкам.

Помимо этого необходимо изменить механизм налогообложения, установив  объектом налогообложения совокупный доход налогоплательщиков. То есть, если на сегодняшний день ставки НДФЛ меняются в зависимости от вида дохода, то целесообразно установить прогрессивные ставки, облагая общую сумму доходов налогоплательщика в отчетном периоде.

Информация о работе Налогообложение доходов физических лиц в РФ