Налогообложение. Общие положения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 12:21, реферат

Описание работы

В условиях развития рыночных отношений налогообложение является одной из наиболее важных и сложных проблем, так как связано с формированием финансовых ресурсов государства. Неуклонное повышение роли налогов в социально-экономическом развитии общества приводит к успеху рыночных преобразований, осуществляемых в государстве. В связи с этим теоретические и практические изыскания в области налогообложения на основе эффективного использования рыночных инструментов приобретает особую актуальность.

Содержание работы

Введение
1. Общепринятая система налогообложения
2. Сущность налогов и принципы построения налогообложения.
3. Классификация налогов
4. Основы построения налогов. Элементы налога.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

право. Налогообложение.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Комитет общего и профессионального образования

Ленинградской области

 

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования  Ленинградской области "Крестьянский государственный институт

имени Кирилла  и Мефодия"

 

Факультет среднего профессионального образования

 

 

 

 

Реферат

 

 

по курсу: «Правовое обеспечение профессиональной деятельности»

 

на тему: «Налогообложение. Общие положения»

 

 

 

Выполнила: Андреева Т. В.

студентка 33 группы

 

г. Луга

2011

 

Введение

1. Общепринятая система налогообложения

 

2. Сущность налогов и принципы построения налогообложения.

3. Классификация налогов

4. Основы построения налогов. Элементы налога.

Заключение

Список литературы

 

 

 

Введение

 

В условиях развития рыночных отношений налогообложение является одной из наиболее важных и сложных проблем, так как связано   с формированием финансовых ресурсов государства. Неуклонное повышение роли налогов в социально-экономическом развитии общества приводит к успеху рыночных преобразований, осуществляемых в государстве. В связи с этим теоретические и практические изыскания в области налогообложения на основе эффективного использования рыночных инструментов приобретает особую актуальность. 
Дисциплина «Налоги и налогообложение» освещает совокупность организационно-экономических вопросов, связанных с теоретическими аспектами и практическими методами изъятия налогов. Она изучает налоговую систему, состоящую из законодательно установленных видов налогов , органов управления с их функциями, целями и задачами, приоритеты развития налоговой политики, освещает необходимость и значение налогов в экономических преобразованиях, проводимых в стране.  
Изучение теоретических и практических вопросов налогообложения позволяет понять сущность налогов, принципы, на основе которых должна строится налоговая система, значение дальнейшего совершенствования и развития, разбираться в особенностях исчисления каждого вида налогов, понять роль налоговой службы в управлении налогами

1. ОБЩЕПРИНЯТАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Общеустановленная система налогообложения  распространяется в равной мере на все коммерческие предприятия, будь оно крупное, среднее или малое.

Налоговая система Российской Федерации  представляет собой совокупность взимаемых на территории Российской федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций  и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налогоплательщиками и плательщиками  сборов признаются организации и  физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность  уплачивать налоги и (или) сборы.

В целях проведения налогового контроля предприятия — налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту своего нахождения и месту нахождения его обособленных подразделений.

Порядок налогообложения предприятий  регламентируется следующей нормативно-правовой базой:

1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

2. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, состоящее из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с НК РФ.

3. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, принимаемые представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ.

В соответствии с частью первой НК РФ общепринятая система налогообложения  в нашей стране представлена тремя  уровнями:

— федеральные налоги и сборы;

— региональные налоги и сборы;

— местные налоги и сборы.

Федеральные налоги и сборы обязательны  к уплате на всей территории Российской Федерации, а региональные и местные  налоги и сборы вводятся в действие соответственно законами субъектов  РФ и обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

К федеральным налогам  и сборам относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • налог на прибыль организаций;
  • налог на доходы физических лиц;
  • единый социальный налог;
  • государственная пошлина;
  • налог на наследование и дарение;
  • сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • водный налог.

К региональным налогам  и сборам относятся:

  • налог на имущество организаций;
  • транспортный налог;
  • налог на игорный бизнес.

К местным налогам  и сборам относятся:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц.

В данном модуле будут рассмотрены  наиболее распространенные налоги, предусмотренные  общепринятой системой налогообложения, плательщиками которых являются малые предприятия. Характеристика каждого из них построена по следующей схеме:

— налогоплательщики,

— объект налогообложения,

— ставки налога,

— порядок и сроки уплаты,

— налоговые льготы,

— формы налоговой отчетности.

Налоговый кодекс РФ

На сегодняшний день основным законодательным  актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации, состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов. Первая часть Налогового кодекса вступила в действие 1 января 1999 года, вторая — двумя годами позже.

2. Сущность налогов и принципы построения налогообложения.

Впервые экономическая сущность налогов  была исследована в работах Д. Рикардо, который положил начало научным исследованиям. Изъятие  государством  в пользу общества определенной части стоимости ВВП в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства ВВП:

  • работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;
  • хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей формируются  финансовые ресурсы государства. Налоги возникли с появлением государства  и являются основой его существования. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. В современных условиях налоги - основной источник доходов государства. 
Большое значение имеют труды А. Смита, классика теории налогообложения. В своем классическом сочинении " Исследования о природе и причинах богатства народов" считал основными принципами налогообложения: 1) всеобщность, 2) справедливость, 3) определенность и 4) удобство. 
- налог, который обязан уплачивать каждый - это бремя, накладываемое государством в форме закона. Право государства взимать налоги вытекает из необходимости существования государства и его учреждений в интересах всего общества и отдельных лиц; 
- каждый налог должен быть так устроен, чтобы он извлекал из кармана плательщика возможно меньше того, что поступает в кассы государства; 
- налог, который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен, а непроизволен. Налогоплательщику должны быть известны время, место, способ и размер платежа; 
- каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какой наиболее удобен для плательщика. 

Сущность налогов проявляется  в их функциях:

  • фискальная
  • регулирующая
  • стимулирующая
  • перераспределительная
  • контрольная

- вытекает из самой природы  налогов. Она характерна для  всех государств во все периоды  их существования и развития. С ее помощью образуются государственные  денежные фонды и создаются  материальные условия для существования и функционирования государства. Именно эта функция создает объективные предпосылки для повышения роли государства в регулировании экономики страны; 
- регулирующая функция целенаправленно воздействует на развитие народного хозяйства в соответствии с принимаемыми программами. При этом используется выбор форм налогов, изменение ставок, способов взимания, льготы и скидки. Эти регуляторы влияют на структуру и пропорции общественного воспроизводства, объемы накопления и потребления; их применение эффективно при стимулировании НТП; 
- стимулирующая функция реализуется через систему льгот, преференций (предпочтений). Объединяя стимулирующую и регулирующую функцию в одну экономическую функцию, можно сказать, что налоги как активный инструмент перераспределительных процессов, оказывает существенное влияние на воспроизводство, стимулируя или ослабляя накопление капитала, расширяя   или сужая платежеспособный спрос населения; 
- перераспределительная функция заключается в перераспределении части доходов различных субъектов хозяйствования в пользу государства. Масштаб действия этой функции определяется долей налогов в ВВП. Эта функция проявляется лишь в условиях действия перераспределительной функции. Обе функции в органическом единстве определяют эффективность налогово - финансовых отношений.

3. Классификация налогов

Из-за существующего многообразия налогов в РФ возникла необходимость  их классификации. Отнесение того или  иного налога к определенному  виду позволяет более четко уяснить  его суть и содержание. В теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии.

Налоги подразделяются на следующие виды:

  • федеральные налоги и сборы;
  • региональные налоги;
  • местные налоги;

Закрытый список региональных и местных налогов служит гарантией налогоплательщику от попыток местных органов власти пополнить доходы соответствующих бюджетов путем введения дополнительных взносов.

Налоговым кодексом устанавливаются  также специальные налоговые режимы, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов, указанных в статьях 13-15 Налогового кодекса.

В соответствии со статьей 18 Налогового кодекса к специальным налоговым режимам относятся:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Налоги классифицируются по следующим  признакам: 
по объекту обложения – через прямые и косвенные; 
1) по органу, осуществляющему взимание и распоряжение налогами:  

  • через государственные и местные;
  • по порядку их использования – через общие и специальные;
  • по экономическому признаку;
  • по степени оценки объекта обложения;
  • в зависимости от формы уплаты налога;
  • по субъекту обложения;
  • в качестве инструмента бюджетного регулирования;
  • по порядку уплаты налога.

2) Прямые налоги устанавливаемые  на доход, имущество физических  и юридических лиц имеют пока  незначительный удельный вес,  тогда как косвенные налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф получают все большее распространение. К прямым налогам относятся налоги на доходы  и налоги на собственность, такие как: подоходный налог с юридических и    физических лиц, земельный налог и другие. К косвенным налогам относятся: НДС, акцизы и таможенные пошлины (регулируется таможенным законодательством). 
3) Деление налогов на общегосударственные и местные определяется двумя факторами: кем установлен налог (центральным или местным органом) и доходным источником какого бюджета он является (центрального или местного). 
4) Общие налоги поступают государству и при использовании обезличиваются, специальные налоги имеют строго специальное назначение.  
5) По экономическому признаку различают налоги на доходы и налоги на потребление; первые взимаются с доходов, получаемых плательщиком от любого объекта обложения, во втором случае – это налоги на расходы, которые уплачиваются при потреблении товаров и услуг (НДС, акцизы). 
6) По степени оценки объектов обложения существует 4 способа взимания налогов:

Информация о работе Налогообложение. Общие положения