Налогообложение при Петре I

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2012 в 12:20, реферат

Описание работы

Цель данной курсовой работы- исследовать систему налогов в период петровских преобразований и её влияние на экономику России и на жизнь общества.
Для данного исследования необходимо выполнить следующие задачи:
1.Пояснить экономическую ситуацию в России эпохи петровский преобразований, выявить предпосылки для создания новой налоговой системы.
2.Остановиться на пояснении некоторых налогов и в частности на пояснении податной налоговой системы,которая сыграла ключевую роль в реформе.

Содержание работы

1.Введение……………………………………………………………...3
2.Основная часть
2.1. Экономическая ситуация России в конце XVII-начале XVIII веков………………………………………………………………….....4
2.2.Новые налоги Петра I……………………………………………...4
2.3Усиление налогового гнёта………………………………………...7
2.4. Податная система налогообложения…………………………….8
2.5.Суть налоговой реформы………………………………………..10
3.Заключение………………………………………………………….12
4.Список литературы…………………………………………………13

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 30.89 Кб (Скачать файл)

Содержание

1.Введение……………………………………………………………...3

2.Основная  часть

2.1. Экономическая  ситуация России в конце XVII-начале XVIII  веков………………………………………………………………….....4

2.2.Новые  налоги Петра I……………………………………………...4

2.3Усиление налогового гнёта………………………………………...7

2.4. Податная система налогообложения…………………………….8

2.5.Суть налоговой  реформы………………………………………..10

3.Заключение………………………………………………………….12

4.Список литературы…………………………………………………13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Введение.

Тема данной курсовой работы:”  налогообложение России при Петре  Великом.” Я выбрал эту тему, потому что именно налоговые реформы  Петра в корне поменяли финансовую систему России и закрепили новую  на протяжении более 150 лет.

Цель данной курсовой работы- исследовать  систему налогов в период петровских преобразований и её влияние на экономику  России и на жизнь общества.

Для данного исследования необходимо выполнить следующие задачи:

1.Пояснить экономическую ситуацию  в России эпохи петровский  преобразований, выявить предпосылки  для создания новой налоговой  системы.

2.Остановиться на пояснении некоторых налогов и в частности на пояснении податной налоговой системы,которая сыграла ключевую роль в реформе.

3.Объяснить административное устройство  новой системы налогообложения.

4.Показать влияние новой налоговой  системы на жизнь российского  общества.

Объектом исследования данной курсовой работы является налоговоя система  в период петровских преобразований. Предметом  исследования является изучение влияние этой налоговой системы  на жизнь Российского общества.

В ходе данной курсовой работы я опишу  финансовое положение России в конце  XVII-начале XVIII веков, расскажу о новых налогах и изучу их влияние на жизнь общества.

    

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Экономическая  ситуация России в конце XVII-начале XVIII      веков.

В конце XVII-начале XVIII веков Россия находится в бедственном финансовом положении.Причиной тому многочисленные войны и реформы, крупное строительство. Кроме того в этот период происходит резкое разграничение страны на две зоны ведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие сельскохозяйственные местности на заработки, и плодородный Юг, где дворяне-землевладельцы стремились к расширению барщины.Именно в это время власть осознает отставание России от зарубежных держав.И Петр I возвожно понимал это лучше остальных,так же он понимал что для сокращения пропасти между своим государством и европейскими странами нужны многочисленные реформы.Но реформы стоят немалых денег.Вследствие чего вводились все новые и новые налоги:гербовый сбор, подушный налог с извозчиков и многие другие. Однако в это время в России прямые налоги в бюджет играли второстепенную роль по сравнению с косвенными, где главное место занимали отчисления от казенной питейной продажи.Затем ввели подушную подать,однако податная политика была разрозненой.Поэтому были проведены две переписи - в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718 г. единицей обложения становилась "душа" мужского пола, вне зависимости от возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год.Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы государства.[3]

          

2.2.Новые налоги Петра I.

Для покрытия дополнительных расходов Петр Великий ввел чрезвычайные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей. Вводятся прибыльщики — чиновники, которые должны «сидеть и чинить государю прибыли», придумывать новые  виды податей. По инициативе прибыльщиков были введены: подушная подать, гербовый сбор, налоги с постоялых дворов, налоги с пеней, налоги с плавных судов, налоги с арбузов, налоги с орехов, налоги с продажи съестного, налоги с найма домов, ледокольный налог и прочие.[9]В ходе реформы подворное налогообложение было заменено подушной податью, введены новые виды налогообложения — горная подать, гербовые сборы, пробирная пошлина, знаменитый налог на бороды. Реформирована организационная система сбора налогов: финансовые приказы заменены финансовыми коллегиями. Были заложены основы системы местного самоуправления и местных налогов и сборов. Широкое развитие получила система взимания налогов через откупщиков.Подушная подать представляла собой вид прямого личного налогообложения, взимаемого с «души» (кроме привилегированных сословий) в размерах, не зависящих от величины дохода и имущества. Объектом налогообложения становится не двор, а ревизская (мужская) душа.Податная реформа Петра I стала важным событием в истории России XVIII в., оказавшим значительное влияние па развитие страны. Останавливаясь на финансовом значении реформы, необходимо подчеркнуть, что, с одной стороны, она явилась естественным продолжением фискальной политики самодержавия предшествующей поры. В основе этой политики лежал принцип усиления тяжести налогообложения путем увеличения числа и объема налогов, расширения контингента налогоплателыциков. Следствием преемственности фискальной политики при осуществлении реформы и было увеличение (хотя и не столь значительное, как считали некоторые исследователи) тяжести обложения и вовлечения в тягло новых групп населения.С другой стороны, податная реформа стала новым этапом финансовой истории страны. В результате ее осуществления произошло существенное изменение всей системы прямых налогов. Важнейшей чертой нового налогообложения явилось то, что был введен единый денежный налог — подушная подать, заменивший десятки мелких подворных сборов и повинностей. Подушная подать в размере 70 коп. взималась на протяжении более семи десятилетии.[10]Появление постоянного, прямого налога позволило стабилизировать и унифицировать финансы в целом, ибо теперь правительство в своих расчетах могло опираться на более реальные нежели прежде бюджетные данные. Это в свою очередь позволило обеспечить постоянными средствами нужды регулярной армии, значительная часть которых в годы Северной воины удовлетворялась путем взимания экстраординарных налогов и контрибуции. Унификация налогообложения в ходе реформы коснулась не только корпуса налогов и повинностей, а также единицы обложения, но и системы сбора налогов. Сбор был изъят из ведения местных властей и передан в руки земских комиссаров — выборных от помещиков, чьи крестьяне являлись плательщиками, а также полковых командиров. Несомненно, это преобразование в сочетании с размещением полков в уездах, откуда они получали средства на свое содержание делало налоговую систему более гибкой, оперативной, сокращало путь денег из карманов плательщиков в полковые кассы.Податная реформа позволила расширить сферу действия налогообложения путем привлечения к несению налогов значительно большего, чем прежде, числа потенциальных плательщиков. Это было достигнуто не только за счет включения в тягло новых групп населения, но преимущественно за счет изменения единицы обложения. Двор как единица подворного обложения теперь не играл никакой роли в системе налогообложения. Плательщики, практиковавшие на протяжении ряда лет различные способы утайки дворов, подверглись в ходе реформы своеобразному фискальному «налету» и попали в подушное тягло. Весь порядок проведения податной реформы был направлен на максимальный охват тяглом населения. Ocoбенно это относится к организации свидетельства душ, осуществленного военными ревизорами, главнейшей целью которых было выявление утайки душ в целом податная реформа стала невиданной по масштабам и строгости проверкой всего наличного населения страны. Именно здесь финансовый и социальный аспекты реформы соприкоснулись. Реализация принципов налогообложения являлась во многом реализацией принципов социальной политики. Социально-классовый аспект податной реформы наиболее отчетливо проявился в деятельности ревизоров по свидетельству населения и в законодательстве, регламентировавшем эту деятельность. Жестокое преследование беглых и их держателей, освобождение дворянства от податных обязанностей, поголовное превращение почта всех категорий населения в плательщиков подушной подати и многие другие шаги правительства Петра — все это ярко характеризует классовый характер податной реформы, организаторы которой наряду с интересами государства заботились об интересах господствующего класса.Уточнение податного статуса каждой категории населения, осуществленное в ходе реформы, стало решающим фактором в определении их места в сословной структуре тогдашнего общества. Это вело к прикреплению налогоплательщиков к тяглу. В свою очередь прикрепление к тяглу и контроль за отправлением плательщиками повинностей стали основой для введения в стране жесткого полицейского режима.[10] Он характеризуется установлением системы паспортов и созданием разветвленной сети контроля за передвижением населения. В целом социальные мероприятия, осуществленные в ходе податной реформы, были направлены на укрепление господствующего строя, консервацию тех отношений, которые обеспечивали незыблемость власти абсолютистской монархии и дворянства на протяжении длительного периода. Все это и обусловило сохранение подушной системы Петра в течение полутора веков после смерти ее создателя.

2.3 Усиление налогового  гнёта

Расходы продолжали расти. Поэтому  Пётр прибегнул к обложению налогами всех статей хозяйственной жизни, какие  только возможно было обложить. Для  этого в 1705 году было учреждено новое  ведомство – Ингермандландская  канцелярия во главе с А.Д. Меншиковым. В результате появились налоги на частную рыбную ловлю, бани, постоялые  дворы, мельницы, пчельники, конские  заводы и площадок, где производился торг лошадьми. Продолжали брать пошлину  со старообрядцев за право ношения  бороды, брали с них двойной  налог за приверженность к старым обрядам, обложили особым сбором дубовые  колоды, которые шли на поделку  гробов, ввели обязательное использование  гербовой бумаги. В общем было до 30 разных видов налогов.Ещё с 1710 года Петру стали поступать различные проекты путей выхода из финансового кризиса. Один из первых таких проектов принадлежал Савве Рагузинскому. Он подчёркивал, что назначение новых налогов с крестьянства приведёт к тому, что земля останется без крестьян. Рагузинский предлагал увеличить казну путём разных финансовых операций: займа внутри страны и за границей или путём введения налогов, которым бы облагалось платёжеспособное население страны, а не разорённые крестьяне. Автор также высказывал мысль о двойном увеличении обложения земли в городах, но эту тяготу, которая пала бы на торгово-промышленное сословие, можно было бы облегчить, дав больше свободы в торговле: оставивсоль, вино, табак, поташ, соболей в казённой продаже, всё остальное предлагалось отдать на волю. Пётр воспользовался кое-какими указаниями этого проекта, разрешив торговлю всем и став советовать младшим детям в дворянских семьях заниматься торговлей и промыслами. Это, конечно же, вызвало недовольство купечества.В других проектах правительству рекомендовалось обратить особое внимание, во-первых, на торговлю казёнными товарами, число которых предлагалось ограничить, во-вторых, на косвенные налоги.

2.4. Податная система налогообложения.

Рассмотрим отдельно введение подушной подати, вид именно она сыграла ключевую роль в жизни России и её граждан. С 1716 года Пётр снова серьёзно занялся вопросами финансовой политики и экономики. В 1716-1717 годах на политику царя оказывали значительное влияние идеи меркантилизма. Это выразилось прежде всего в создании новых мануфактур и разработке естественных богатств страны – полезных ископаемых. Наряду с этими проблемами снова был поднят вопрос о более тщательном подсчёте количества налогоплательщиков. Очень волновал вопрос резкого снижения населения страны, которую показала перепись 1710 года. Однако в дальнейшем выяснилось, что основной причиной «демографического кризиса» в стране стало простое стремление налогоплательщиков избежать налогового гнёта. Если крестьяне спасались от налогов побегами, то помещики повсеместно искусственно уменьшали количество плательщиков. Поиски новых источников пополнения государственного бюджета привели к коренной реформе всей налоговой системы – введению единой подушной подати, при которой учитывалось всё мужское население. Мысль о такой реформе была не новой. Еще царевна Софья желала осуществить реформу податного обложения, заменив подворную подать подушной. При Петре I эту идею отстаивал обер-фискал Алексей Нестеров. Он считал, что налогообложение, основанное на подворной подати само по себе несправедливо: в одних дворах могло жить по 20-30 человек, а в других - 5-10. Для последних налоговый гнёт значителен, так как у них меньше рабочих рук. Поэтому Алексей Нестеров предложил собирать подати, сборы и повинности не со дворов, а с рабочих душ. В дальнейших предложениях предлагалось ввести особую полицию и паспортную систему в деревне, что значительно уменьшило бы побег крестьян. Все проекты советовали, во-первых, подсчитать всё мужское население страны без различия возраста, во-вторых, подсчитать требуемую казне сумму, кроме кабацких и таможенных сборов, в-третьих, определить количество сборов с каждого человека путём деления суммы доходов на количество душ. Большое влияние на введение подушной подати в России оказала налоговая системы европейских стран, прежде всего Франции. 26 ноября 1718 года указом Петра I была начата перепись населения. В январе 1720 года Пётр распорядился производить перепись не только крестьянского населения, но и дворовых людей, холопов и церковников.С января 1722 года было начато распределение полков в губерниях и также ревизия – пересмотр переписи. Для производства ревизии по губерниям были разосланы генералы с прикомандированными к каждому офицерами, которые и должны были произвести пересмотр переписи на месте. Эта работа был закончена только в 1727 году, но уже в 1724 году было выяснено общее число податного населения: его оказалось 5 570 458 против 2 874 685 человек по переписи 1710 года. В 1724 году было назначено брать по 80 копеек с души, но в 1725 году эта цифра была снижена до 74 копеек, а после смерти Петра – до 70 копеек.[12] Сверх того, государственные крестьяне, которые не платили оброка владельцам, были обложены дополнительным сбором в 40 копеек. Посадское население должно было платить государству 1 рубль 20 копеек. Поэтому подушная подать способствовала увеличению доходов государства по сравнению с доходом от прежнего сбора.Осуществление податной реформы имело не только финансовое, но также и серьёзные социальные последствия, распространив податную повинность на ранее свободные от податей категории населения («гулящие люди», вольные холопы) и одновременно образовав новый социальный слой внутри крестьянства (государственные крестьяне). Тяжесть подушной подати была и в том, что она никогда не была податью, взимаемой, так сказать, с живой души. Душа была счётной – между ревизиями умершие не исключались из податных списков, новорождённые не включались.

2.5. Суть налоговой реформы.

          В соответствии  с количеством долей производилась  разверстка по губерниям государственных  повинностей. Управителем каждой  доли (кроме дел городского управления) назначался особый ландрат. С  ландратов, высылавших меньше  предусмотренного окладом, жалование  взыскивалось обратно. На созданный  в 1711 г. Правительствующий Сенат  были возложены задачи высшего  распоряжения и надзора за  управлением, в первую очередь  финансовым. Тем же указом было  определено "учинить фискалов  во всяких делах". Доносительство  было прямой служебной обязанностью  фискалов всех уровней. Указом 12 декабря 1715г. было образовано 9 коллегий. Денежными делами ведала  Камер-коллегия, счет и рассмотрение  всех государственных приходов  и расходов было возложено  на Ревизион-коллегию, Штат-контора  занималась расходами и предоставляла  ежегодно генеральный экстракт, где "на одной странице все  доходы кратко означены:а на  другой странице листа все  расходы : також вкратце объявлены  быть имеют". Однако действия  отдельных коллегий и канцелярий  не были согласованы, что вызывало  массу неувязок. Право налагать  подати согласно Регламенту имел  право только Сенат, а Камер-коллегия  должна была выдвигать предложения  и высказывать свое мнение  по соответствующим проектам. В  1719 г. были произведены реформы  в местном управлении. Губернии  теперь делились на провинции,  заменившие ландратские доли. Во  главе провинций были поставлены  воеводы, которым подчинялись  земские камериры, ответственные  за сбор казенных доходов. Принятый  в 1724 г. Таможенный тариф, жестко  защищал российскую промышленность  от иностранных конкурентов, одновременно  открывая дорогу на рынок дефицитным  товарам. Так, парусина облагалась  по ставке 75% от цены, голландское  полотно и бархат - 50%, шерстяные  ткани и писчая бумага - 25% и  так далее. Однако главным способом  упрочнения государственных финансов  явилось введение подушной подати, для чего в ноябре 1718 г. указано  было "чтоб правдивые принесла, сколько у кого в которой деревне душ мужска пола".[10] Несмотря на решительное нежелание помещиков делить доходы от использования труда прикрепленных к земле крестьян с государством, подготовительная работа по введению подушной подати через 6 лет была закончена. Размер подушной подати определялся исходя из потребностей содержания войска и данных переписи и был установлен в 74 коп. Взамен владельческих податей государственные крестьяне должны были платить по 40 коп., а городские тяглые обыватели по 1 рублю 20 коп. Переход к подушной подати, несмотря на недоимку в 18%, в 1724 г. принес казне дополнительно 2 млн. руб., а с учетом переходящего остатка средства казны увеличились на треть по сравнению с 1720-1723 гг. и составили 10 млн. руб. На практике "подушина" обнаружила немало отрицательных черт: единую норму налога должны были платить крестьяне, работающие в разных по природно-климатическим и хозяйственным условиям районах, наличные трудоспособные работники платили за беглых и больных, стариков и детей, а также умерших между ревизиями - "ревизских душ"                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Заключение

          Подводя итоги ,можно сказать,  что новая система обложения имела свои плюсы и минусы. Самым большим плюсом можно назвать то, что Россия благодаря ей улучшила свое финансовое положение и сократила отставание от европейских держав. Однако минусов было также много. Она не предусматривала разницу в доходах разных слоев населения,многие имели привилегии  не платить подушную подать(причем они то и являлись одними из самых богатых.Новая налоговая система способствовала росту нищеты среди народа,несмотря на то,что способствовала национальному росту экономики.Так же она ускоряла процесс закрепощения крестьян и укрепление самодержавной власти царя.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Артёмов  В.В. История отечества с древнейших  времён до наших дней. М.., Академия, 1999.

2. Павленко  Н.И. Пётр Великий. М., Мысль, 1990.

3. Павленко  Н.И. Полудержавный властелин.  М., изд., Мысль, 1991.

4. История  отечества 9 – 20вв. Брянск, СПб., 1994.

5. История  России с древнейших времён  до наших дней. Учебник. М.., Проспект, 1999.

6. Основы  курса истории России М., Простор, 1997.

7. Пётр  Великий Санкт – Петербург,  Пушкинский фонд, 1993.

8. Громыко  М. М. Западная сибирь в 18 веке. Новосибирск, 1965.

9. Воскресенский  А.Н. Законодательные акты Петра  І М. 1945.

10. Анисимов  Е.В. Податная реформа Петра  І. – Л., 1982

11. Заозерская  Е.И. Рабочая сила и классовая  борьба на текстильных мануфактурах  в 20 –60- х гг.18в. М., 1960.

12. Маньков  А.Г. Развитие крепостного права  в России во второй половине 18 века. М.; Л., 1962.

13. Водарский  Я. Е. Население России в  конце 17 – начале 18 века. М., 1977.

14. Кабузан  В. М. Народонаселение России  в конце 17 –19 века. М., 1963.

15. Налоговый Вестник № 3, 1998 г.

16. Каменский А.Б. От Петра  до Павла I

17. Ключевский В.О. Сочинения. Т. 4. Курс русской истории. – М., 1989

 


Информация о работе Налогообложение при Петре I