Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2012 в 12:20, реферат
Цель данной курсовой работы- исследовать систему налогов в период петровских преобразований и её влияние на экономику России и на жизнь общества.
Для данного исследования необходимо выполнить следующие задачи:
1.Пояснить экономическую ситуацию в России эпохи петровский преобразований, выявить предпосылки для создания новой налоговой системы.
2.Остановиться на пояснении некоторых налогов и в частности на пояснении податной налоговой системы,которая сыграла ключевую роль в реформе.
1.Введение……………………………………………………………...3
2.Основная часть
2.1. Экономическая ситуация России в конце XVII-начале XVIII веков………………………………………………………………….....4
2.2.Новые налоги Петра I……………………………………………...4
2.3Усиление налогового гнёта………………………………………...7
2.4. Податная система налогообложения…………………………….8
2.5.Суть налоговой реформы………………………………………..10
3.Заключение………………………………………………………….12
4.Список литературы…………………………………………………13
Содержание
1.Введение……………………………………………………
2.Основная часть
2.1. Экономическая
ситуация России в конце XVII-
2.2.Новые налоги Петра I……………………………………………...4
2.3Усиление налогового гнёта……
2.4. Податная система
2.5.Суть налоговой реформы………
3.Заключение………………………………………………
4.Список литературы……………………………
1.Введение.
Тема данной курсовой работы:” налогообложение России при Петре Великом.” Я выбрал эту тему, потому что именно налоговые реформы Петра в корне поменяли финансовую систему России и закрепили новую на протяжении более 150 лет.
Цель данной курсовой работы- исследовать систему налогов в период петровских преобразований и её влияние на экономику России и на жизнь общества.
Для данного исследования необходимо выполнить следующие задачи:
1.Пояснить экономическую
2.Остановиться на пояснении некоторых налогов и в частности на пояснении податной налоговой системы,которая сыграла ключевую роль в реформе.
3.Объяснить административное
4.Показать влияние новой
Объектом исследования данной курсовой работы является налоговоя система в период петровских преобразований. Предметом исследования является изучение влияние этой налоговой системы на жизнь Российского общества.
В ходе данной курсовой работы я опишу финансовое положение России в конце XVII-начале XVIII веков, расскажу о новых налогах и изучу их влияние на жизнь общества.
2.1. Экономическая
ситуация России в конце XVII-
В конце XVII-начале XVIII веков Россия находится в бедственном финансовом положении.Причиной тому многочисленные войны и реформы, крупное строительство. Кроме того в этот период происходит резкое разграничение страны на две зоны ведения феодального хозяйства - неурожайный Север, где феодалы переводили своих крестьян на денежный оброк, зачастую отпуская их в город и другие сельскохозяйственные местности на заработки, и плодородный Юг, где дворяне-землевладельцы стремились к расширению барщины.Именно в это время власть осознает отставание России от зарубежных держав.И Петр I возвожно понимал это лучше остальных,так же он понимал что для сокращения пропасти между своим государством и европейскими странами нужны многочисленные реформы.Но реформы стоят немалых денег.Вследствие чего вводились все новые и новые налоги:гербовый сбор, подушный налог с извозчиков и многие другие. Однако в это время в России прямые налоги в бюджет играли второстепенную роль по сравнению с косвенными, где главное место занимали отчисления от казенной питейной продажи.Затем ввели подушную подать,однако податная политика была разрозненой.Поэтому были проведены две переписи - в 1710 и 1718 гг. По переписи 1718 г. единицей обложения становилась "душа" мужского пола, вне зависимости от возраста, с которой взималась подушная подать в размере 70 копеек в год.Это упорядочило податную политику и резко подняло доходы государства.[3]
2.2.Новые налоги Петра I.
Для покрытия дополнительных расходов Петр Великий ввел чрезвычайные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей. Вводятся прибыльщики — чиновники, которые должны «сидеть и чинить государю прибыли», придумывать новые виды податей. По инициативе прибыльщиков были введены: подушная подать, гербовый сбор, налоги с постоялых дворов, налоги с пеней, налоги с плавных судов, налоги с арбузов, налоги с орехов, налоги с продажи съестного, налоги с найма домов, ледокольный налог и прочие.[9]В ходе реформы подворное налогообложение было заменено подушной податью, введены новые виды налогообложения — горная подать, гербовые сборы, пробирная пошлина, знаменитый налог на бороды. Реформирована организационная система сбора налогов: финансовые приказы заменены финансовыми коллегиями. Были заложены основы системы местного самоуправления и местных налогов и сборов. Широкое развитие получила система взимания налогов через откупщиков.Подушная подать представляла собой вид прямого личного налогообложения, взимаемого с «души» (кроме привилегированных сословий) в размерах, не зависящих от величины дохода и имущества. Объектом налогообложения становится не двор, а ревизская (мужская) душа.Податная реформа Петра I стала важным событием в истории России XVIII в., оказавшим значительное влияние па развитие страны. Останавливаясь на финансовом значении реформы, необходимо подчеркнуть, что, с одной стороны, она явилась естественным продолжением фискальной политики самодержавия предшествующей поры. В основе этой политики лежал принцип усиления тяжести налогообложения путем увеличения числа и объема налогов, расширения контингента налогоплателыциков. Следствием преемственности фискальной политики при осуществлении реформы и было увеличение (хотя и не столь значительное, как считали некоторые исследователи) тяжести обложения и вовлечения в тягло новых групп населения.С другой стороны, податная реформа стала новым этапом финансовой истории страны. В результате ее осуществления произошло существенное изменение всей системы прямых налогов. Важнейшей чертой нового налогообложения явилось то, что был введен единый денежный налог — подушная подать, заменивший десятки мелких подворных сборов и повинностей. Подушная подать в размере 70 коп. взималась на протяжении более семи десятилетии.[10]Появление постоянного, прямого налога позволило стабилизировать и унифицировать финансы в целом, ибо теперь правительство в своих расчетах могло опираться на более реальные нежели прежде бюджетные данные. Это в свою очередь позволило обеспечить постоянными средствами нужды регулярной армии, значительная часть которых в годы Северной воины удовлетворялась путем взимания экстраординарных налогов и контрибуции. Унификация налогообложения в ходе реформы коснулась не только корпуса налогов и повинностей, а также единицы обложения, но и системы сбора налогов. Сбор был изъят из ведения местных властей и передан в руки земских комиссаров — выборных от помещиков, чьи крестьяне являлись плательщиками, а также полковых командиров. Несомненно, это преобразование в сочетании с размещением полков в уездах, откуда они получали средства на свое содержание делало налоговую систему более гибкой, оперативной, сокращало путь денег из карманов плательщиков в полковые кассы.Податная реформа позволила расширить сферу действия налогообложения путем привлечения к несению налогов значительно большего, чем прежде, числа потенциальных плательщиков. Это было достигнуто не только за счет включения в тягло новых групп населения, но преимущественно за счет изменения единицы обложения. Двор как единица подворного обложения теперь не играл никакой роли в системе налогообложения. Плательщики, практиковавшие на протяжении ряда лет различные способы утайки дворов, подверглись в ходе реформы своеобразному фискальному «налету» и попали в подушное тягло. Весь порядок проведения податной реформы был направлен на максимальный охват тяглом населения. Ocoбенно это относится к организации свидетельства душ, осуществленного военными ревизорами, главнейшей целью которых было выявление утайки душ в целом податная реформа стала невиданной по масштабам и строгости проверкой всего наличного населения страны. Именно здесь финансовый и социальный аспекты реформы соприкоснулись. Реализация принципов налогообложения являлась во многом реализацией принципов социальной политики. Социально-классовый аспект податной реформы наиболее отчетливо проявился в деятельности ревизоров по свидетельству населения и в законодательстве, регламентировавшем эту деятельность. Жестокое преследование беглых и их держателей, освобождение дворянства от податных обязанностей, поголовное превращение почта всех категорий населения в плательщиков подушной подати и многие другие шаги правительства Петра — все это ярко характеризует классовый характер податной реформы, организаторы которой наряду с интересами государства заботились об интересах господствующего класса.Уточнение податного статуса каждой категории населения, осуществленное в ходе реформы, стало решающим фактором в определении их места в сословной структуре тогдашнего общества. Это вело к прикреплению налогоплательщиков к тяглу. В свою очередь прикрепление к тяглу и контроль за отправлением плательщиками повинностей стали основой для введения в стране жесткого полицейского режима.[10] Он характеризуется установлением системы паспортов и созданием разветвленной сети контроля за передвижением населения. В целом социальные мероприятия, осуществленные в ходе податной реформы, были направлены на укрепление господствующего строя, консервацию тех отношений, которые обеспечивали незыблемость власти абсолютистской монархии и дворянства на протяжении длительного периода. Все это и обусловило сохранение подушной системы Петра в течение полутора веков после смерти ее создателя.
2.3 Усиление налогового гнёта
Расходы продолжали расти. Поэтому
Пётр прибегнул к обложению налогами
всех статей хозяйственной жизни, какие
только возможно было обложить. Для
этого в 1705 году было учреждено новое
ведомство – Ингермандландская
канцелярия во главе с А.Д. Меншиковым.
В результате появились налоги на
частную рыбную ловлю, бани, постоялые
дворы, мельницы, пчельники, конские
заводы и площадок, где производился
торг лошадьми. Продолжали брать пошлину
со старообрядцев за право ношения
бороды, брали с них двойной
налог за приверженность к старым
обрядам, обложили особым сбором дубовые
колоды, которые шли на поделку
гробов, ввели обязательное использование
гербовой бумаги. В общем было до
30 разных видов налогов.Ещё с 1710 года Петру стали поступать различные
проекты путей выхода из финансового кризиса.
Один из первых таких проектов принадлежал
Савве Рагузинскому. Он подчёркивал, что
назначение новых налогов с крестьянства приведёт к тому, что земля
останется без крестьян. Рагузинский предлагал
увеличить казну путём разных финансовых
операций: займа внутри страны и за границей или путём
введения налогов, которым бы облагалось
платёжеспособное население страны, а
не разорённые крестьяне. Автор также
высказывал мысль о двойном увеличении
обложения земли в городах, но эту тяготу,
которая пала бы на торгово-промышленное
сословие, можно было бы облегчить, дав
больше свободы в торговле: оставивсоль, вино, табак, пота
2.4. Податная система налогообложения.
Рассмотрим отдельно введение подушной подати, вид именно она сыграла ключевую роль в жизни России и её граждан. С 1716 года Пётр снова серьёзно занялся вопросами финансовой политики и экономики. В 1716-1717 годах на политику царя оказывали значительное влияние идеи меркантилизма. Это выразилось прежде всего в создании новых мануфактур и разработке естественных богатств страны – полезных ископаемых. Наряду с этими проблемами снова был поднят вопрос о более тщательном подсчёте количества налогоплательщиков. Очень волновал вопрос резкого снижения населения страны, которую показала перепись 1710 года. Однако в дальнейшем выяснилось, что основной причиной «демографического кризиса» в стране стало простое стремление налогоплательщиков избежать налогового гнёта. Если крестьяне спасались от налогов побегами, то помещики повсеместно искусственно уменьшали количество плательщиков. Поиски новых источников пополнения государственного бюджета привели к коренной реформе всей налоговой системы – введению единой подушной подати, при которой учитывалось всё мужское население. Мысль о такой реформе была не новой. Еще царевна Софья желала осуществить реформу податного обложения, заменив подворную подать подушной. При Петре I эту идею отстаивал обер-фискал Алексей Нестеров. Он считал, что налогообложение, основанное на подворной подати само по себе несправедливо: в одних дворах могло жить по 20-30 человек, а в других - 5-10. Для последних налоговый гнёт значителен, так как у них меньше рабочих рук. Поэтому Алексей Нестеров предложил собирать подати, сборы и повинности не со дворов, а с рабочих душ. В дальнейших предложениях предлагалось ввести особую полицию и паспортную систему в деревне, что значительно уменьшило бы побег крестьян. Все проекты советовали, во-первых, подсчитать всё мужское население страны без различия возраста, во-вторых, подсчитать требуемую казне сумму, кроме кабацких и таможенных сборов, в-третьих, определить количество сборов с каждого человека путём деления суммы доходов на количество душ. Большое влияние на введение подушной подати в России оказала налоговая системы европейских стран, прежде всего Франции. 26 ноября 1718 года указом Петра I была начата перепись населения. В январе 1720 года Пётр распорядился производить перепись не только крестьянского населения, но и дворовых людей, холопов и церковников.С января 1722 года было начато распределение полков в губерниях и также ревизия – пересмотр переписи. Для производства ревизии по губерниям были разосланы генералы с прикомандированными к каждому офицерами, которые и должны были произвести пересмотр переписи на месте. Эта работа был закончена только в 1727 году, но уже в 1724 году было выяснено общее число податного населения: его оказалось 5 570 458 против 2 874 685 человек по переписи 1710 года. В 1724 году было назначено брать по 80 копеек с души, но в 1725 году эта цифра была снижена до 74 копеек, а после смерти Петра – до 70 копеек.[12] Сверх того, государственные крестьяне, которые не платили оброка владельцам, были обложены дополнительным сбором в 40 копеек. Посадское население должно было платить государству 1 рубль 20 копеек. Поэтому подушная подать способствовала увеличению доходов государства по сравнению с доходом от прежнего сбора.Осуществление податной реформы имело не только финансовое, но также и серьёзные социальные последствия, распространив податную повинность на ранее свободные от податей категории населения («гулящие люди», вольные холопы) и одновременно образовав новый социальный слой внутри крестьянства (государственные крестьяне). Тяжесть подушной подати была и в том, что она никогда не была податью, взимаемой, так сказать, с живой души. Душа была счётной – между ревизиями умершие не исключались из податных списков, новорождённые не включались.
2.5. Суть налоговой реформы.
В соответствии
с количеством долей
3.Заключение
Подводя итоги ,можно сказать, что новая система обложения имела свои плюсы и минусы. Самым большим плюсом можно назвать то, что Россия благодаря ей улучшила свое финансовое положение и сократила отставание от европейских держав. Однако минусов было также много. Она не предусматривала разницу в доходах разных слоев населения,многие имели привилегии не платить подушную подать(причем они то и являлись одними из самых богатых.Новая налоговая система способствовала росту нищеты среди народа,несмотря на то,что способствовала национальному росту экономики.Так же она ускоряла процесс закрепощения крестьян и укрепление самодержавной власти царя.
Список литературы
1. Артёмов
В.В. История отечества с
2. Павленко Н.И. Пётр Великий. М., Мысль, 1990.
3. Павленко Н.И. Полудержавный властелин. М., изд., Мысль, 1991.
4. История отечества 9 – 20вв. Брянск, СПб., 1994.
5. История России с древнейших времён до наших дней. Учебник. М.., Проспект, 1999.
6. Основы курса истории России М., Простор, 1997.
7. Пётр Великий Санкт – Петербург, Пушкинский фонд, 1993.
8. Громыко М. М. Западная сибирь в 18 веке. Новосибирск, 1965.
9. Воскресенский
А.Н. Законодательные акты
10. Анисимов Е.В. Податная реформа Петра І. – Л., 1982
11. Заозерская
Е.И. Рабочая сила и классовая
борьба на текстильных
12. Маньков
А.Г. Развитие крепостного
13. Водарский Я. Е. Население России в конце 17 – начале 18 века. М., 1977.
14. Кабузан В. М. Народонаселение России в конце 17 –19 века. М., 1963.
15. Налоговый Вестник № 3, 1998 г.
16. Каменский А.Б. От Петра до Павла I
17. Ключевский В.О. Сочинения. Т. 4. Курс русской истории. – М., 1989