Налогообложение прибыли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 07:53, курсовая работа

Описание работы

Налог на прибыль выступает и как источник доходов бюджета. Опыт налогообложения развитых стран свидетельствует о высокой доле поступлений этого налога в доходах бюджета. В России налог на прибыль служит одним из основных доходообразующих налогов. Однако его важное место как источник финансирования доходов бюджета вытесняется поступлениями косвенных налогов, что объясняется сужением налоговой базы по различным причинам.

Содержание работы

Введение 2
1. Налог на прибыль как элемент налоговой системы 4
1.1 Плательщики налога на прибыль 4
1.2Объекты налогообложения 6
1.3 Льготы по налогу на прибыль 10
1.4 . Порядок перечисления и сроки уплаты налога 16
2. Минимизация налогов как способ оптимизации прибыли 19
Заключение 24
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 48.18 Кб (Скачать файл)

Налогом не облагается прибыль, полученная от вновь созданного производства на период его окупаемости, но не свыше  трех лет. Вновь созданным производством  признается производство, выделенное в обособленное структурное подразделение  на базе новых производственных мощностей, стоимость которых превышает 20 млн.руб., при наличии согласованного с  органами исполнительной власти технико-экономического обоснования. Однако льгота не распространяется на производства, созданные в рамках торговой, снабженческо-сбытовой и  посреднической деятельности организаций.

Дополнительные льготы для  малых предприятий предусмотрены  в виде освобождения от уплаты налога в первый и второй годы работы и  понижения ставки налога в третий и четвертый годы работы.

Важно знать, что льгота предоставляется  только тем предприятиям, которые  относятся к малым в строгом  соответствии критериями, установленными Федеральным законом «О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ. Кроме того, малые предприятия  могут воспользоваться льготами по налогу на прибыль только при  осуществлении следующих видов  деятельности:

  1. производство и одновременно переработка сельскохозяйственной продукции;
  2. производство продовольственных продуктов;
  3. производство товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственные средств и изделий медицинского назначения;
  4. строительство объектов, жилищного производственного, социального и природоохранного назначения (включая ремонтно-строительные работы).

В первый и второй годы малые  предприятия не платят налог, если выручка  от перечисленных видов деятельности превышает 70% общей суммы выручки  от реализации продукции (работ, услуг). В третий и четвертый годы работы малые предприятия вносят налог  в размере 25% и 50% от установленной  ставки налога на прибыль, если выручка  от названных видов деятельности составляет свыше 90% общей суммы  выручки от реализации продукции (работ, услуг). Законодательными органами субъектов  РФ и представительными органами местного самоуправления для отдельных  категорий плательщиков могут предоставляться  дополнительные льготы по налогу на прибыль  в пределах сумм налога, подлежащих зачислению в соответствующие бюджеты.

 

Льготы, предоставляемые  по налогу на прибыль, можно разделить  на пять групп, предусматривающих:

  • полное освобождение от уплаты налога на прибыль специализированных предприятий и организаций в части, полученной от осуществления их уставной деятельности;
  • понижение ставки налога на прибыль на 50% для предприятий, если инвалиды составляют не менее 50% общего числа их работников;
  • освобождение от налогообложения только той части прибыли, которая направляется на осуществление определенных, установленных законом целей;
  • наряду с общими льготами для всех предприятий  предоставление специальных льгот предприятиям малого бизнеса;
  • разрешение для предприятий использовать так называемый «перенос убытков», что довольно широко применяется в мировой практике. Относительно к российскому законодательству это означает, что для предприятий, получивших в предыдущем году убыток, освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие, в течение последующих пяти лет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 . Порядок перечисления и сроки уплаты налога

 

Налог на прибыль перечисляется  предприятием в бюджет ежемесячно или  ежеквартально с внесением авансовых  взносов в течение квартала. Предприятия  самостоятельно выбирают порядок перечисления налога в бюджет с уведомлением налоговых  органов. Малые предприятия и  бюджетные организации налог  в бюджет вносят ежеквартально без  перечисления авансовых платежей.

При ежеквартальной уплате налога предприятия до начала квартала в налоговые органы подают Справку  об авансовых взносах налога в  бюджет исходя из предполагаемой прибыли  на квартал. В этой Справке плательщики  исчисляют сумму налога на прибыль  исходя из ими указанной предполагаемой прибыли и действующей ставки налога на прибыль. Уплата авансовых  платежей производится всеми плательщиками  до 15-го числа каждого месяца квартала равными долями в размере 1/3 суммы  налога, исчисленной в этой Справке. Если авансовые взносы предприятиями  вовремя не перечисленные в бюджет, то начисляется пеня за каждый день просрочки платежа.

В течение квартала плательщики  могут вносить коррективы в Справку  в сторону увеличения или уменьшения суммы налога. Уточненная Справка  по согласованию с финансовым органом  представляется в налоговые инспекции  не позднее чем за 20 дней до окончания  окончательного квартала. При увеличении финансовых платежей дополнительная сумма  вносится в бюджет в пятидневный  срок без начисления пени. При уменьшении авансовых взносов переплаченная  сумма налога засчитывается в  счет очередных платежей, реже возвращается плательщику.

По истечение квартала предприятия определяют конечный финансовый результат и составляют Расчет (налоговую  декларацию) налога от фактической  прибыли. Затем предприятиями исчисляется  разница между суммой налога, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и фактическими авансовыми взносами налога за истекший квартал. Эта разница может рассматриваться  как кредитные ресурсы, которыми пользовались государство или налогоплательщик. Как известно, кредит предоставляется  на принципе платности. Поэтому полученная разница уточняется на сумму, рассчитанную из ставки рефинансирования ЦБ РФ на 15-е  число второго месяца квартала, которая  делится на четыре. Исчисленные таким  образом суммы средств подлежат дополнительному внесению в бюджет или возмещению из бюджета налогоплательщику. Дополнительные платежи уплачиваются в пятидневный срок со дня, установленного для предоставления квартальных  бухгалтерского отчета и баланса  за год. Дополнительные платежи в  бюджет относятся на финансовые результаты. Сумма излишне уплаченного налога засчитывается в счет предстоящих  платежей или возвращается налогоплательщику  в порядке, предусмотренном ст. 78 Налогового кодекса РФ.

Данный порядок перечисления в бюджет налога на прибыль громоздок  и неудобен из-за необходимости вносить  авансовые взносы, исходя из труднопредполагаемой прибыли, и по истечение квартала уплачивать дополнительные платежи.

Другой применяемый порядок  внесения налога на прибыль лишен  данных недостатков. Налог начисляется  плательщиками исходя из фактически получаемой прибыли по ежемесячным  расчетам нарастающим итогом с начала года. Сумма налога на прибыль, подлежащая уплате в бюджет, определяется с  учетом ранее начисленных сумм платежей. Расчет налога на прибыль представляется предприятиями в налоговые органы до 20-го числа месяца, следующего за отчетным. Сумма налога на прибыль перечисляется в бюджет до 25-го числа месяца, следующего за отчетным.

Недостаток этого порядка  перечисления налога на прибыль заключается  в необходимости ежемесячно определять финансовый результат, что существенно  усложняет работу бухгалтера.

 

 

2. Минимизация налогов как способ оптимизации прибыли

 

Сегодня минимизация налогов  во многих случаях ассоциируется  с незаконным уклонением от их уплаты. Однако существуют и легальные способы  снизить налоговую нагрузку. Жизнеспособность каждого из них подтверждается возможностью обосновать деловую цель сделки –  непременное условие для того, чтобы снижение налоговой нагрузки было признано правомерным.

Использование бренда. Суть метода. Компания, продающая товары по лицензионному соглашению, приобретает у «упрощенца» (уплачивающего единый налог по ставке 5%) право использовать бренд при продаже товара. А компания-организатор учитывает затраты на бренд в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией в соответствии с подпунктом 37 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Если стоимость товарного знака будет высокой, то часть прибыли от реализации оседает на «упрощенце» и вместо 20 процентов налога на прибыль в бюджет выплачивается только 6 процентов единого налога.

Использование бренда должно способствовать увеличению продаж. Для  этого компания должна регулярно  проводить рекламные акции с  использованием лицензионных товарных знаков. При проверке инспекторы обязательно  спросят, каким образом и зачем  приобретенное право используется непосредственно в деятельности компании. В ответ можно продемонстрировать планы рекламных акций, результаты использования бренда, например повышение  продаж.

Налоговые риски, возникающие  при заключении лицензионных соглашений на приобретение прав использования  товарных знаков, во многом обусловлены  неопределенностью понятия «использование товарного знака» в гражданском  законодательстве. Так, в соответствии со статьей 22 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. №3520-1 «использованием товарного знака считается применение его на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован, и (или) их упаковке правообладателем или лицом, которому такое право предоставлено на основе лицензионного договора». Поэтому если товарный знак приобретается исключительно для его использования при продаже товаров, то экономическая обоснованность лицензионных платежей может ставиться налоговыми органами под сомнение.

Присоединение убыточной  фирмы. Суть метода. Компания, имеющая стабильную прибыль, присоединяет к себе убыточную фирму. В результате присоединения все убытки в полном размере переходят к правопреемнику и уменьшают его налогооблагаемую прибыль. Причем в соответствии с пунктом 5 статьи 283 НК РФ эти убытки могут быть перенесены и на последующие налоговые периоды. Этот метод особенно актуален, учитывая борьбу ФНС с убыточными фирмами.

Деловая цель. Как и любая  другая реорганизация, присоединение  должно иметь под собой сугубо деловые основания: получение новых  рынков сбыта или сырьевых ресурсов, создание нового направления деятельности или даже устранение неудобного конкурента. Версию деловой цели следует обосновать в специальном бизнес-плане. Кроме  того, цели и задачи реорганизации  можно упомянуть в протоколах учредителей, составляемых при принятии решения о реорганизации и  последующей регистрации изменений  в учредительные документы.

Это законный метод снижения прибыли. Глава 25 НК РФ действительно  не содержит серьезных ограничений  в части возможности присоединения  убыточной фирмы, ее финансовых результатов, активов и т.д. Если у присоединяемой фирмы есть убытки, то компания-правопреемник  уменьшает свою прибыль в соответствии со статьей 283 НК РФ. Реорганизация компаний, в том числе и присоединение  к себе других организаций, – это  абсолютно нормальный процесс, предполагающий развитие бизнеса. Поэтому, как правило, решение принимается исходя из деловых соображений, а уменьшение прибыли – своеобразный «дополнительный» бонус. Правда, налоговые органы обязательно проверят достоверность сформированных убытков присоединяемых компаний.

Вывод автотранспорта в самостоятельную структуру. Суть метода. Автотранспортное подразделение выводится в отдельную самостоятельную фирму, которая сразу же переводится на упрощенную систему налогообложения. При этом выбор ставки единого налога зависит от того, какое соотношение расходов и доходов предполагается в новой фирме. Если расходы составляют меньше 70 процентов от доходов, выгоднее применять ставку 5 процентов от доходов. Если же удельный вес расходов больше – 15 процентов от базы «доходы минус расходы». Поэтому минимальная экономия налога на прибыль составит 5 процентов (20-15) от увеличения расходов на транспорт.

Если же на территории деятельности новой фирмы введен ЕНВД (единый налог на временный доход) на оказание транспортных услуг, то экономия на налоге должна быть еще больше. Ведь единый налог в этом случае будет «зафиксирован» на каждую автомашину независимо от реальных доходов фирмы. Поэтому компания заинтересована в увеличении расходов по получаемым от новой фирмы транспортным услугам, поскольку налогооблагаемая прибыль при этом уменьшится, а  сумма ЕНВД остается неизменной.

Деловая цель. Выделение  автотранспортного подразделения  в самостоятельную фирму можно  обосновать производственными целями: улучшением эффективности использования  автопарка, повышением производительности труда. Хорошо, если достижение поставленных при реорганизации целей подтверждается фактическими показателями; среди них  можно особо выделить те, которые  изменились в лучшую сторону. Кроме  того, можно показать налоговикам, что в результате реструктуризации появились новые клиенты транспортных услуг.

Действительно, автономность деятельности в области оказания транспортных услуг может стать  более эффективной с точки  зрения не только применения специального режима налогообложения, но и с точки  зрения принятия управленческих решений.

Консультационные  услуги «упрощенца». Суть метода. Заключается договор на консультационные услуги с фирмой, работающей на упрощенном режиме и уплачивающей единый налог по ставке 5 процентов. В соответствии с подпунктом 15 пункта 1 статьи 264 НК РФ консультационные услуги относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. Экономию налога на прибыль определяет разница в ставках налога на прибыль (20%) и «упрощенного» налога (5%), что составляет 15 процентов от стоимости услуг.

Деловая цель. Тематика консультаций должна быть тесно связана с основной деятельностью компании. Меньше всего  проблем с консультациями по технологическим  вопросам производства. Чтобы подтвердить  реальность консультационных расходов, результаты консультаций желательно оформить в письменном виде и достаточно подробно.

Возможность учесть расходы  на консультационные услуги при определении  налоговой базы по налогу на прибыль  предусмотрена подпунктом 15 пункта 1 статьи 264 НК РФ. При проверке обоснованности таких затрат инспектор должен убедиться, что отчет об оказании консультационных услуг, с одной стороны, достоверен, а с другой – применим в хозяйственной  деятельности налогоплательщика, то есть предполагает проведение весьма серьезного изучения предмета исследования. Обратите внимание: инспекторами достаточно легко  устанавливается факт проведения фиктивного исследования, например, если отчет об оказании консультационных услуг подготовлен на основе материалов, размещенных в Интернете и правовых базах. Выявить подобные заимствования в настоящее время не вызывает особых затруднений.

Посредничество  с «упрощенцами». Суть метода. Компания заключает с фирмой, находящейся на упрощенной системе, договор комиссии, по которому обязуется продавать товар комитента-»упрощенца» от своего имени, но за его счет. Таким образом, компания, как и раньше, будет продавать те же самые товары тем же покупателям, но в реализацию будет попадать не вся выручка от продажи, а только ее небольшая часть в виде комиссионного вознаграждения. Остальная часть выручки будет облагаться налогом у комитента-»упрощенца». Экономия налога на прибыль достигается за счет разницы налоговых ставок. В торговле «упрощенцы», как правило, применяют ставку 15 процентов от базы «доходы минус расходы». Экономия в этом случае составит 5 процентов (20-15).

Информация о работе Налогообложение прибыли