Налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 23:08, доклад

Описание работы

Важнейшей задачей сельского хозяйства России является получение стабильных урожаев сельскохозяйственных культур и производство конкурентоспособной продукции. За годы реформ в сельском хозяйстве существенно ухудшились финансовые результаты производственной деятельности, снизилась доходность отрасли. Сокращение бюджетной поддержки сельского хозяйства в условиях острого дефицита собственных средств у большинства сельхозпроизводителей привело к снижению производственного потенциала, технической оснащенности сельскохозяйственного производства, а, следовательно, и к снижению урожайности. В современных условиях российской экономики проблема состояния сельского хозяйства является одной из самых острых.

Файлы: 1 файл

Для конференции.docx

— 40.53 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Важнейшей задачей сельского хозяйства  России является получение стабильных урожаев сельскохозяйственных культур  и производство конкурентоспособной  продукции.

За годы реформ в сельском хозяйстве  существенно ухудшились финансовые результаты производственной деятельности, снизилась доходность отрасли. Сокращение бюджетной поддержки сельского  хозяйства в условиях острого  дефицита собственных средств у  большинства сельхозпроизводителей  привело к  снижению производственного  потенциала, технической оснащенности сельскохозяйственного производства, а, следовательно, и к снижению урожайности.

В современных условиях российской экономики проблема состояния сельского  хозяйства является одной из самых  острых. Наиболее существенным для  экономики результатом кризиса  отрасли является несостоятельность  большинства сельскохозяйственных организаций и вызванные этим тотальные неплатежи.

В последние годы основными  направлениями по выведению отрасли  из

кризиса называются:

- совершенствование  земельных отношений и отношений  собственности в сельском хозяйстве;

- формирование новых  социально-экономических структур  в АПК и создание многоукладной  экономики, состоящей из мобильных,  ориентированных на рынок, производителей  сельскохозяйственной продукции  с развитой сетью кооперации  и агросервиса;

- совершенствование  системы управления АПК.

Однако любые мероприятия не будут иметь успех до тех пор, пока сельскохозяйственные организации  не освободятся от накопленной задолженности  и прогрессивно растущих сумм финансовых санкций. Решать эту проблему должны не только сельскохозяйственные организации, ведь сама проблема возникла из-за несоответствия экономике фискальной политики государства.

Данное несоответствия затрагивают и сельскохозяйственные организации, и государство в целом, можно говорить о том, что эта проблема носит общегосударственный характер, и кардинально решить ее можно только на федеральном уровне. Создалась ситуация, когда большая часть сельскохозяйственных организаций имеет значительную задолженность, основная часть которой приходится на бюджет и внебюджетные фонды и в существующих условиях не сможет по ней расплатиться, так как хозяйственная деятельность не приносит достаточных средств, а ее расширение невозможно – выручки хватает только на поддержание текущей деятельности и в редких случаях на уплату текущих платежей. Значительная часть этих должников – это достаточно эффективно развивающиеся сельскохозяйственные организации, основной причиной несостоятельности которых является неадекватная фискальная политика государства, и при условии существенного уменьшения бремени обязательных платежей они имеют возможность рассчитаться по накопленным долгам. Остальные сельскохозяйственные организации по разным причинам свернули свою хозяйственную деятельность либо ведут ее неэффективно и в любом случае не способны рассчитаться по своим долгам.

В этой ситуации необходимо рассматривать  не отдельную сельскохозяйственную организацию, как несостоятельного должника, а отрасль, как сектор экономики, склонный в существующих условиях к  тотальной несостоятельности.

На современном этапе  развития экономики России налоговая  политика в сельском хозяйстве направлена на упрощение, сокращение действующих  налогов, снижение уровня ставок и расширение налогооблагаемой базы.

Данная система ориентируется  на достижение как текущих целей  учета налоговых платежей, налогового анализа и получения прибыли, так и на глобальные стратегические цели. При этом на первый план выходит  системное, комплексное решение  проблем, существующих в налогообложении  сельскохозяйственных организаций.

Изменения в налоговом законодательстве предоставили организациям агропромышленного  комплекса возможность перейти  в добровольном порядке с общего режима налогообложения на уплату единого  сельскохозяйственного налога с  заменой ряда традиционных налогов.

Есть ряд предпринимательств, которые не имеют возможности  стать сельскохозяйственными товаропроизводителями. Происходит это в случаях:

  • - занятия игорным бизнесом;
  • - производство подакционных товаров;
  • - если предпринимательства являются бюджетными, автономными.

 

Воздействие налогов на сельскохозяйственных товаропроизводителей является весьма актуальным.

За счет налоговых платежей формируются  финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов  выражается, таким образом, взаимоотношениями  хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства  – с дугой, по поводу формирования государственных финансов.

В России имеется большой исторический опыт развития налогообложения сельхозтоваропроизводителей. Его необходимо использовать

(Генезис формирования  инструментов налогового механизма  для сельского хозяйства)

   Сформулированные  приоритетные направления должны  учитываться при разработке концептуальных  подходов к построению  и функционированию  налогового механизма для сельского  хозяйства России.

В настоящее время сельскохозяйственные товаропроизводители при уплате налогов вправе выбрать налоговый  режим: общий или специальный.

Система налогообложения  для сельскохозяйственных  товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного  налога (ЕСХН) действует в аграрном секторе Российской Федерации с 2002 г.  

Система налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) устанавливается гл. 26.1 Налогового кодекса РФ (НК РФ) и применяется параллельно с другими режимами налогообложения. Переход на уплату ЕСХН осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными в НК РФ.

Объектом  налогообложения ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Налоговой базой признается денежное выражение доходов за вычетом расходов. ЕСХН исчисляется как процентная доля налоговой базы. Ставка ЕСХН составляет 6%. Налоговым периодом является календарный год, отчетным периодом - календарное полугодие.

 

Сельскохозяйственные  товаропроизводители, не перешедшие на уплату ЕСХН, уплачивают налоги в соответствии с общим налоговым режимом.

Проведем оценку уровня и  структуры налогообложения в  сельском хозяйстве на основе общего и специального режимов, а также  тенденций уровня вмешательства  государства в экономику предприятий  аграрного сектора.

Уровень налоговой нагрузки, рассчитанной исходя из начисленных  налогов, сборов и страховых взносов  к выручке от продаж, по виду экономической  деятельности «Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство» за период 2009 - 2011 гг. находился на уровне 5 - 7%, что составляло около половины среднего по видам экономической деятельности уровня (налоговая нагрузка в аграрном секторе, РФ, в %)

 

Широкий перечень инструментов финансово-экономического регулирования  аграрного сектора может принимать  форму прямой (в виде субсидий, трансфертов  и др.) и косвенной поддержки, влияющей на стоимость материально-технических  ресурсов для сельского хозяйства (льготные кредиты, тарифы на электроэнергию и др.).

Построение  сбалансированной системы сельскохозяйственного  налогообложения, стимулирующей инвестиционно-инновационное развитие аграрной сферы, требует большего, а именно комплексного подхода к совершенствованию нормативно-правовой базы, что, в свою очередь, невозможно без внесения изменений в Налоговый и Бюджетный кодексы РФ по основным видам налогов, уплачиваемых сельскохозяйственными организациями, которые предусматривали бы возможность предоставления инвестиционного кредита при использовании общего и специальных налоговых режимов, а также уточнение отдельных элементов налога (налоговая ставка, налоговый период, налоговая база и т.д.).

(характеристика  общего и специальных режимов  налогообложения, используемых предприятиями  АПК в соответствии с НК  РФ)

 

Необходимо отметить, что  значительное влияние на деятельность сельскохозяйственных производителей оказывает налог на добавленную стоимость (НДС). Основным его недостатком является то, что НДС отвлекает оборотные средства из хозяйственного оборота сельскохозяйственных субъектов и также увеличивает цену реализации, снижая конкурентоспособность продукции отрасли. Однако ряд положений Налогового кодекса РФ, регламентирующих порядок исчисления и уплаты НДС, смягчает негативное воздействие данного налога.

В случае, когда товар  на какой-либо стадии проходит через  предпринимателя, освобожденного от уплаты НДС, промежуточный потребитель  становится плательщиком указанного налога, но не с добавленной стоимости, а  со всей стоимости товара. НДС, присутствующий в составе цены приобретаемого товара. Таким образом, налицо факт двойного налогообложения - потребитель платит удвоенный НДС на один и тот же товар. Сложилась даже практика уменьшения цены реализации на сумму НДС, т.е. налогоплательщик, применяющий специальный налоговый режим, теряет дважды: не может зачесть НДС с приобретаемой продукции и вынужден снизить цену на сумму НДС, чтобы с ним было выгодно работать покупателю, являющемуся плательщиком НДС.

По операциям, облагаемым по нулевой ставке, и по операциям, освобождаемым от налогообложения, НДС не уплачивается. Вместе с тем  указанные различия в данных режимах  приводят к тому, что применение нулевой ставки имеет значительные преимущества над освобождением  от НДС. Они заключаются в том, что применение нулевой ставки по НДС позволяет не уплачивать налог  в бюджет и одновременно производится его возмещение из бюджета по приобретенным товарам, работам, услугам.

(При переводе сельскохозяйственных товаропроизводителей на исполнение налоговой обязанности по НДС существует возможность по установлению нулевой ставки НДС в отношении производимой сельскохозяйственной продукции. Очевидно, что такой шаг позволит повысить рентабельность сельскохозяйственной деятельности.)

Следует отметить, что налоговая  нагрузка на сельскохозяйственный сектор существенно ниже, чем в других отраслях экономики. В последние годы она составляла в среднем 3% от валовой продукции всего сектора, или около 6% от выручки от реализации продукции. (налоговая нагрузка по основным видам экономической деятельности в России, в %)

 

Кроме того, она также  значительно уступает соответствующим  показателям в развитых странах мира (налоговая нагрузка в сельском хозяйстве России в ряде зарубежных стан, в %)

                                                                                                                      

(Заслуживают рассмотрения и вопросы льготного порядка налогообложения прибыли, полученной от сельскохозяйственной деятельности. В силу того что пониженная ставка налога на прибыль применяется лишь в отношении деятельности, связанной с реализацией сельскохозяйственной продукции, действующим налоговым законодательством предусмотрена обязанность ведения обособленного учета доходов и расходов, относящихся к такой деятельности. Это приводит к тому, что убытки, полученные сельскохозяйственными производителями по результатам сельскохозяйственной деятельности, не могут быть учтены при формировании налоговой базы по другим видам деятельности. В целях повышения экономической устойчивости отрасли рекомендовали бы предоставить сельскохозяйственным товаропроизводителям возможность компенсации убытков, полученных от осуществления сельскохозяйственной деятельности, за счет прибыли от иных видов деятельности. В случае если сельскохозяйственный товаропроизводитель по итогам деятельности за налоговый период получает убыток от сельскохозяйственной деятельности, то его величина уменьшает базу по налогу на прибыль в отношении несельскохозяйственной деятельности, причем размер компенсируемого убытка находится в зависимости от структуры деятельности такого экономического субъекта.)

В системы налогообложения и единого сельскохозяйственного налога надо более внимательно учитывать такую важнейшую особенность сельскохозяйственного производства, как сезонность производства и несовпадение по времени пиков осуществления затрат и получения доходов. Эта специфика аграрного сектора вместе с неадекватностью налоговой системы приводят к неуклонному накоплению у сельхозпроизводителей долгов по штрафам и пеням, несмотря на их многократные списания и реструктуризации.

В целом же доля сельского  хозяйства в общей задолженности  перед федеральным бюджетом невелика и находится в пределах 4 - 4,5%.

Перенос момента исполнения обязательств по налогу на прибыль  организаций, ЕСХН, налогу на имущество  организаций, а также НДС сельскохозяйственными  производителями, деятельность которых  носит сезонный характер, на конец  календарного года позволит значительно  повысить финансовую устойчивость как отдельных экономических субъектов, так и аграрной сферы в целом и позволит сократить отвлечение собственных оборотных средств на закупку материальных ценностей, необходимых для проведения сельскохозяйственных работ.

Информация о работе Налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей