Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 23:08, доклад
Важнейшей задачей сельского хозяйства России является получение стабильных урожаев сельскохозяйственных культур и производство конкурентоспособной продукции. За годы реформ в сельском хозяйстве существенно ухудшились финансовые результаты производственной деятельности, снизилась доходность отрасли. Сокращение бюджетной поддержки сельского хозяйства в условиях острого дефицита собственных средств у большинства сельхозпроизводителей привело к снижению производственного потенциала, технической оснащенности сельскохозяйственного производства, а, следовательно, и к снижению урожайности. В современных условиях российской экономики проблема состояния сельского хозяйства является одной из самых острых.
Важнейшей задачей сельского хозяйства России является получение стабильных урожаев сельскохозяйственных культур и производство конкурентоспособной продукции.
За годы реформ в сельском хозяйстве
существенно ухудшились финансовые
результаты производственной деятельности,
снизилась доходность отрасли. Сокращение
бюджетной поддержки сельского
хозяйства в условиях острого
дефицита собственных средств у
большинства
В современных условиях российской
экономики проблема состояния сельского
хозяйства является одной из самых
острых. Наиболее существенным для
экономики результатом кризиса
отрасли является несостоятельность
большинства
В последние годы основными направлениями по выведению отрасли из
кризиса называются:
- совершенствование
земельных отношений и
- формирование новых
социально-экономических
- совершенствование системы управления АПК.
Однако любые мероприятия не будут иметь успех до тех пор, пока сельскохозяйственные организации не освободятся от накопленной задолженности и прогрессивно растущих сумм финансовых санкций. Решать эту проблему должны не только сельскохозяйственные организации, ведь сама проблема возникла из-за несоответствия экономике фискальной политики государства.
Данное несоответствия затрагивают и сельскохозяйственные организации, и государство в целом, можно говорить о том, что эта проблема носит общегосударственный характер, и кардинально решить ее можно только на федеральном уровне. Создалась ситуация, когда большая часть сельскохозяйственных организаций имеет значительную задолженность, основная часть которой приходится на бюджет и внебюджетные фонды и в существующих условиях не сможет по ней расплатиться, так как хозяйственная деятельность не приносит достаточных средств, а ее расширение невозможно – выручки хватает только на поддержание текущей деятельности и в редких случаях на уплату текущих платежей. Значительная часть этих должников – это достаточно эффективно развивающиеся сельскохозяйственные организации, основной причиной несостоятельности которых является неадекватная фискальная политика государства, и при условии существенного уменьшения бремени обязательных платежей они имеют возможность рассчитаться по накопленным долгам. Остальные сельскохозяйственные организации по разным причинам свернули свою хозяйственную деятельность либо ведут ее неэффективно и в любом случае не способны рассчитаться по своим долгам.
В этой ситуации необходимо рассматривать не отдельную сельскохозяйственную организацию, как несостоятельного должника, а отрасль, как сектор экономики, склонный в существующих условиях к тотальной несостоятельности.
На современном этапе развития экономики России налоговая политика в сельском хозяйстве направлена на упрощение, сокращение действующих налогов, снижение уровня ставок и расширение налогооблагаемой базы.
Данная система ориентируется на достижение как текущих целей учета налоговых платежей, налогового анализа и получения прибыли, так и на глобальные стратегические цели. При этом на первый план выходит системное, комплексное решение проблем, существующих в налогообложении сельскохозяйственных организаций.
Изменения в налоговом законодательстве предоставили организациям агропромышленного комплекса возможность перейти в добровольном порядке с общего режима налогообложения на уплату единого сельскохозяйственного налога с заменой ряда традиционных налогов.
Есть ряд предпринимательств,
которые не имеют возможности
стать сельскохозяйственными
Воздействие налогов на сельскохозяйственных товаропроизводителей является весьма актуальным.
За счет налоговых платежей формируются
финансовые ресурсы государства, аккумулируемые
в бюджете и внебюджетных фондах.
Экономическое содержание налогов
выражается, таким образом, взаимоотношениями
хозяйствующих субъектов и
В России имеется большой исторический
опыт развития налогообложения
(Генезис формирования
инструментов налогового
Сформулированные
приоритетные направления
В настоящее время
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН) действует в аграрном секторе Российской Федерации с 2002 г.
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) устанавливается гл. 26.1 Налогового кодекса РФ (НК РФ) и применяется параллельно с другими режимами налогообложения. Переход на уплату ЕСХН осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными в НК РФ.
Объектом налогообложения ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Налоговой базой признается денежное выражение доходов за вычетом расходов. ЕСХН исчисляется как процентная доля налоговой базы. Ставка ЕСХН составляет 6%. Налоговым периодом является календарный год, отчетным периодом - календарное полугодие.
Сельскохозяйственные товаропроизводители, не перешедшие на уплату ЕСХН, уплачивают налоги в соответствии с общим налоговым режимом.
Проведем оценку уровня и
структуры налогообложения в
сельском хозяйстве на основе общего
и специального режимов, а также
тенденций уровня вмешательства
государства в экономику
Уровень налоговой нагрузки,
рассчитанной исходя из начисленных
налогов, сборов и страховых взносов
к выручке от продаж, по виду экономической
деятельности «Сельское хозяйство,
охота и лесное хозяйство» за период
2009 - 2011 гг. находился на уровне 5 - 7%,
что составляло около половины среднего
по видам экономической
Широкий перечень инструментов
финансово-экономического регулирования
аграрного сектора может
Построение
сбалансированной системы сельскохозяйственного
налогообложения, стимулирующей инвестиционно-
(характеристика
общего и специальных режимов
налогообложения, используемых
Необходимо отметить, что значительное влияние на деятельность сельскохозяйственных производителей оказывает налог на добавленную стоимость (НДС). Основным его недостатком является то, что НДС отвлекает оборотные средства из хозяйственного оборота сельскохозяйственных субъектов и также увеличивает цену реализации, снижая конкурентоспособность продукции отрасли. Однако ряд положений Налогового кодекса РФ, регламентирующих порядок исчисления и уплаты НДС, смягчает негативное воздействие данного налога.
В случае, когда товар на какой-либо стадии проходит через предпринимателя, освобожденного от уплаты НДС, промежуточный потребитель становится плательщиком указанного налога, но не с добавленной стоимости, а со всей стоимости товара. НДС, присутствующий в составе цены приобретаемого товара. Таким образом, налицо факт двойного налогообложения - потребитель платит удвоенный НДС на один и тот же товар. Сложилась даже практика уменьшения цены реализации на сумму НДС, т.е. налогоплательщик, применяющий специальный налоговый режим, теряет дважды: не может зачесть НДС с приобретаемой продукции и вынужден снизить цену на сумму НДС, чтобы с ним было выгодно работать покупателю, являющемуся плательщиком НДС.
По операциям, облагаемым по нулевой ставке, и по операциям, освобождаемым от налогообложения, НДС не уплачивается. Вместе с тем указанные различия в данных режимах приводят к тому, что применение нулевой ставки имеет значительные преимущества над освобождением от НДС. Они заключаются в том, что применение нулевой ставки по НДС позволяет не уплачивать налог в бюджет и одновременно производится его возмещение из бюджета по приобретенным товарам, работам, услугам.
(При переводе сельскохозяйственных товаропроизводителей на исполнение налоговой обязанности по НДС существует возможность по установлению нулевой ставки НДС в отношении производимой сельскохозяйственной продукции. Очевидно, что такой шаг позволит повысить рентабельность сельскохозяйственной деятельности.)
Следует отметить, что налоговая нагрузка на сельскохозяйственный сектор существенно ниже, чем в других отраслях экономики. В последние годы она составляла в среднем 3% от валовой продукции всего сектора, или около 6% от выручки от реализации продукции. (налоговая нагрузка по основным видам экономической деятельности в России, в %)
Кроме того, она также значительно уступает соответствующим показателям в развитых странах мира (налоговая нагрузка в сельском хозяйстве России в ряде зарубежных стан, в %)
(Заслуживают рассмотрения и вопросы льготного порядка налогообложения прибыли, полученной от сельскохозяйственной деятельности. В силу того что пониженная ставка налога на прибыль применяется лишь в отношении деятельности, связанной с реализацией сельскохозяйственной продукции, действующим налоговым законодательством предусмотрена обязанность ведения обособленного учета доходов и расходов, относящихся к такой деятельности. Это приводит к тому, что убытки, полученные сельскохозяйственными производителями по результатам сельскохозяйственной деятельности, не могут быть учтены при формировании налоговой базы по другим видам деятельности. В целях повышения экономической устойчивости отрасли рекомендовали бы предоставить сельскохозяйственным товаропроизводителям возможность компенсации убытков, полученных от осуществления сельскохозяйственной деятельности, за счет прибыли от иных видов деятельности. В случае если сельскохозяйственный товаропроизводитель по итогам деятельности за налоговый период получает убыток от сельскохозяйственной деятельности, то его величина уменьшает базу по налогу на прибыль в отношении несельскохозяйственной деятельности, причем размер компенсируемого убытка находится в зависимости от структуры деятельности такого экономического субъекта.)
В системы налогообложения и единого сельскохозяйственного налога надо более внимательно учитывать такую важнейшую особенность сельскохозяйственного производства, как сезонность производства и несовпадение по времени пиков осуществления затрат и получения доходов. Эта специфика аграрного сектора вместе с неадекватностью налоговой системы приводят к неуклонному накоплению у сельхозпроизводителей долгов по штрафам и пеням, несмотря на их многократные списания и реструктуризации.
В целом же доля сельского
хозяйства в общей
Перенос момента исполнения
обязательств по налогу на прибыль
организаций, ЕСХН, налогу на имущество
организаций, а также НДС
Информация о работе Налогообложение сельскохозяйственных товаропроизводителей