Налоговая культура и налоговая дисциплина как результат взаимодействия государства и налогоплательщиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2014 в 01:59, контрольная работа

Описание работы

Налогообложение в современных условиях в значительной мере зависит от уровня налоговой культуры налогоплательщиков, которая во многом обуславливает налоговое поведение всех его участников. Налоговое поведение населения детерминировано ценностными ориентациями, в том числе, правовыми нормами, мотивациями, традициями, оказывающими непосредственное влияние на формирование налоговой культуры. Исторически сложилось, что в России ее уровень остается достаточно низким.

Файлы: 1 файл

Налоговая культура и налоговая дисциплина как результат взаимодействия государства и налогоплательщиков.docx

— 57.24 Кб (Скачать файл)

Введение

Социально-экономическая трансформация российского общества невозможна без постоянной модернизации государственных институтов, аккумулирующих и распределяющих денежные потоки в России. Поскольку 80-90% поступлений доходов в бюджетную систему РФ обеспечивается за счет налогов и сборов, постольку налогообложение и его развитие в условиях меняющейся современной экономики остается одним из наиболее важных сегментов современной налоговой системы.

Постоянные реформы в сфере налоговых отношений во многом продиктованы недостатком бюджетных ресурсов и неравномерностью роли налогов и сборов в бюджетах разного уровня. Ограниченность в инструментах наращивания налоговых доходов за счет изменения их механизмов общим уровнем налоговой нагрузки плательщиков создает предпосылки для развития другого сегмента налоговой деятельности - изыскания резервов повышения собираемости доходов за счет укрепления налоговой дисциплины участников налоговых отношений, которые представлены не только государственными служащими в лице сотрудников налоговых и иных органов, управленческим персоналом организаций, но и населением, выступающим как социальная группаналогоплательщиков, проявляющая разные (в т. ч. и девиантные) формы налогового поведения.

Тем не менее, только лишь ужесточение мер налоговой и административной ответственности за налоговые правонарушения не могут служить единственным решением данной проблемы, поскольку одним из наиболее конфликтогенных вопросов налогового процесса является обеспечение социальной справедливости налогообложения и соблюдение паритета интересов государства и плательщиков в налоговом процессе. Решение данных проблем позволяет либо сглаживать социальное неравенство в доходах различных групп плательщиков и, таким образом, упреждать конфликты, либо, напротив, - обострять. Однако действующий в российском обществе порядок налогообложения не только не сглаживает социальный разрыв разных групп налогоплательщиков, а, наоборот, усиливает социальную и имущественную поляризацию, провоцируя возникновение налоговых споров и возникновение социальных конфликтов.

В связи с этим все чаще поднимается вопрос о необходимости выработки государственной стратегии формирования налоговой культуры участников налогового процесса в качестве кардинальной меры.

Мировой опыт в данном сегменте государственного управления свидетельствует о необходимости выработки единых научно-обоснованных подходов к формированию национальной налоговой культуры с учетом экономических, финансовых, демографических и социальных особенностей развития государства.

Налогообложение в современных условиях в значительной мере зависит от уровня налоговой культуры налогоплательщиков, которая во многом обуславливает налоговое поведение всех его участников. Налоговое поведение населения детерминировано ценностными ориентациями, в том числе, правовыми нормами, мотивациями, традициями, оказывающими непосредственное влияние на формирование налоговой культуры. Исторически сложилось, что в России ее уровень остается достаточно низким.

 

Налоговая культура и налоговая дисциплина как результат взаимодействия государства и налогоплательщиков

Совершенствование и изменение налоговой системы, в период перехода к рыночной экономике, будет происходить бесконечно долго. Меняются законы, вводятся новые инструкции, меняются льготы - это зеркальное изображение того, что происходит в экономике, в социальных процессах.

Сам процесс расчетов с государственными и местными бюджетами, платежами в госфонды, вышел за пределы бухгалтерии и финансовой службы предприятия. Этим прямо занимаются руководители и делают это ежедневно. Однако, непосредственные контакты с налоговой инспекцией осуществляются менеджерами и бухгалтерами. Вот почему последние должны не только в совершенстве владеть технологией бюджетных и других обязательных платежей. Они должны знать принципы построения налоговой инспекции и налоговой администрации, их требования и возможности; должны быть лично знакомыми с налоговыми инспекторами и как участники одного и того же социального процесса менеджеры и бухгалтеры предприятий должны вносить существенный вклад в этику и культуру взаимоотношений с налоговыми инспекторами. Это нужно для формирования деловых взаимоотношений, исключение разного рода конфликтов. То есть, они должны в совершенстве владеть организационной культурой взаимоотношений.

Под налоговой культурой следует понимать своевременную уплату налогов и обязательных отчислений в государственные целевые фонды в сроки, устанавливаемые законодательными и нормативными документами. Важнейшим элементом налоговой культуры является налоговая дисциплина. Налоговая дисциплина - это систематическое обучение, развитие и контроль моральных и финансовых способностей, возможностей налогоплательщика рассчитываться с бюджетами с учетом синхронности взаимодействия налоговых инспекций по приему и оформлению налогов и налоговых обязательств.

Таким образом, в понятие налоговой культуры входит как деятельность налогоплательщиков, так и деятельность налоговых инспекторов. При этом, их деятельность следует рассматривать во взаимосвязи: с одной стороны, культура деятельности налоговой инспекции оказывает принципиальное влияние на налогоплательщика, создавая дополнительные моменты давления; с другой стороны, налогоплательщики оказывают определенное давление на налоговые инспекции. Если это давление выходит за рамки общей культуры, то между налогоплательщиком и налоговым инспектором возникает конфликт. Безусловно, конфликтная ситуация в налоговой инспекции приводит к торможению уплаты налогов предприятиями.

В настоящее время в основе деятельности менеджеров, по отношению к налоговикам, должны лежат следующие принципы:

- культура взаимоотношений,

- преданность задачам  своего предприятия;

- повиновение;

- честность;

- почтительность.

Во многих случаях во взаимоотношениях с налоговой службой достигает успеха не самый трудолюбивый менеджер или бухгалтер, а тот, кто умеет установить деловые и принципиальные отношения с налоговиками в пределах служебной этики и культуры.

Одним из элементов служебной культуры менеджера и бухгалтера, как ответственного представителя предприятия - налогоплательщика является его лояльность и преданность делу. Со своей стороны, в плане повышения культуры, налоговые инспекции делают возможное, а именно:

- информируют менеджеров, бухгалтеров, предпринимателей о  своих намерениях;

- прислушиваются к их мнения;

- проводят семинары с  целью повышения квалификации  бухгалтеров.

Основы культуры взаимоотношений. Культура взаимоотношений налогоплательщиков с госналоговиками включает некоторые составляющие, влияющие на формирование высокой культуры отношений. Но это не было сделано доразработки [1,с.28] основоорганизационной культуры взаимоотношений с госналоговиками.

Безусловно, есть факторы культуры, бескультурья, антикультуры, все они имеют влияние. Но не все они зависят от деятельности организации, которое не имеет влияния на состояние правовой обеспеченности производства, от организации не зависит уровень общекультурного развития страны [3,с.97]. Значительно большее влияние на культуру взаимоотношений имеют инспекторы налоговых учреждений.

Но, надо согласиться, что организационная культура управления - это гармония знаний. Последние очень быстро стареют, их надо обновлять и развивать.

Относительно рефлексивной культуры менеджера следует отметить, что рефлексия руководителя, его внутренняя психическая деятельность нацелена на опознание собственных действий. Здесь очень важно обладать практическим инструментарием взаимоотношений. Его можно получить только сочетая ментальные способности с практикой работы, которая зависит от персонала. На основе этого можно говорить о индивидуальных качествах личности.

Для того, чтобы культура стала реальностью, нужно добиться единства внутреннего состояния и внешнего его обнаружения. Внутренняя сторона - это цель, намерения, ориентиры. Внешняя - те факторы, которые воспринимаются сотрудниками и руководством, непосредственные действия и результаты. До этого принадлежат аккуратность выполнения задач, точность, тактичность в отношении других работников и налоговиков. Это не производится автоматически.

Безусловно, главное - это внутренняя культура человека. Она определяет стиль взаимоотношений (подчинения), отношение к персоналу, к технологии и к оборудованию. Внутренняя культура также определяет правильное поведение в предельных ситуациях, когда необходимо быстро принять решение.

Другим элементом внутренней культуры должна быть гуманность, бескорыстие, элементарное проявление заботы сотрудников.

Формирование внутренней и внешней культуры немыслимо без систематического знакомства с законодательством, что расширяет кругозор. Также чтение общественных журналов вызывает впечатления, которые полезно использовать в повседневнной работе.

Рис. 1 Схема налогового администрирования

Под налоговым администрированием понимается деятельность. На рис.1 показаны основные составляющие налогового администрирования. Видим, что на функционирование налоговой системы влияет дисциплина, которую формирует культура. Если есть культура, то должна быть и антикультура, от которой, в значительной степени, зависит бюрократизм, в тяжелых случаях она ведет к коррупции. Отсюда следует: на итоги работы региона (государства) влияют в совокупности персонал и индивидуальные результаты работы отдельных предприятий. Таким образом, наполняемость бюджета в налоговом поле зависит от действий каждого налогового инспектора и недостаточная эффективность деятельности одного из них может затруднить поступление налогов. Так, например, случаи либерализма или взяточничества среди налоговых инспекторов могут в определенной части налогоплательщиков поколебать решимость строго рассчитываться с бюджетом.

Результатом деятельности руководителей предприятия и налоговой службы является повышение качества жизни работников и социально-слабозащищенных слоев.

Культура взаимоотношений

Выбрав для себя основную культурологическую линию поведения, каждый налогоплательщик должен детализировать свои действия примерно по такому образцу:

- хорошо подготовиться,

- завязать первый контакт (первым поздороваться, улыбнуться),

- привлечь к себе внимание  инспектора,

- вызвать интерес,

- пробудить доверие,

- создать у инспектора  мнение о себе и о стиль  работы своего предприятия,

- показать возможность  принятия альтернативных решений (продокументировать, аргументировать, мотивировать, обсудить),

- завоевать симпатию инспектора,

- заложить основу для  взаимных контактов,

- отблагодарить, пожелать  всего наилучшего.

В случае ошибок налогоплательщика, на которые ему будет указано сверху, необходимо использовать следующие приемы: выразить сожаление, оценить ситуацию.

Общая культурологическая модель поведения налогоплательщика в тактическом смысле должна выглядеть так: быстро завязывайте разговор с инспектором, говорите кратко, не упоминайте негативные моменты, аргументируйте, соглашайтесь с частичным решением, вопрос о финансах отнесите на задний план. 
Заключение

По сравнению с развитыми зарубежными странами, состояние налоговой системы России в настоящее время характеризуется низкой собираемостью налогов и налоговых сборов. Прежде всего, это связано с недисциплинированностью налогоплательщиков и низкой налоговой культурой. Практически каждый третий налогоплательщик нарушает налоговое законодательство, скрывает свои доходы и имущество, и только примерно 10-15% относительно честно и исправно платят полагающиеся налоги.

Недостаточно эффективна и деятельность налоговых органов. Часты факты необоснованного привлечения налогоплательщиков к ответственности и нарушения порядка производства по делам о налоговых правонарушениях. А одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства, в том числе и российского, как известно, является обеспечение устойчивого сбора налогов и надлежащей дисциплины налогоплательщиков. Успешное соблюдение этих условий предопределяется единой системой контроля за правовыми нормами налогового законодательства, правильностью исчисления и полнотой, своевременностью поступления налогов в бюджетную систему Российской Федерации и платежей в государственные внебюджетные фонды.

Для совершенствования налоговой системы Российской Федерации, прежде всего, необходимо комплексное реформирование, то есть реформировать не только налоговую систему, а государственную политику Российской Федерации в целом.

Одна из главных проблем Российской Федерации, это огромное количество законов, указов, кодексов, писем, нормативных документов и прочих руководящих документов, зачастую либо не до конца раскрывающих ведомственную трактовку закона или кодекса, либо зачастую разъяснения разных ведомств или разных временных промежутков, при неизменной законодательной основе, бывают полностью противоположны. Все это сказывается на судебное урегулирование вопросов, в частности и в налогообложении. К примеру, возможно, что в одном арбитражном суде примут решение в пользу налогоплательщика, а в другом – в пользу налогового органа, несмотря на то, что вопрос, вынесенный на судебное урегулирование один и тот же. Это возможно из-за того, что разные судьи трактует закон по-разному, опираясь на свой опыт, используют разные предоставленные ему ведомственные разъяснения и письма, и при этом оставаясь в «рамках» закона. А трактовка закона, в развитом, правовом государстве, должна быть всегда одна, поэтому крайне необходимо при проведении реформ, «избавиться» от большей части нормативов, разъяснений и руководящих документов и «привести» законодательную базу к единому, унифицированному виду, не допускающую двойственную трактовку. И это надо делать в первую очередь, а после приступать реформам налоговой системы.

Информация о работе Налоговая культура и налоговая дисциплина как результат взаимодействия государства и налогоплательщиков