Налоговая культура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2014 в 12:23, контрольная работа

Описание работы

Налоги как основной источник образования государственных финансов известны с незапамятных времен. Ни одно государство не могло обходиться без взимания налогов со своих граждан. Налогообложение, являясь элементом экономической культуры, присуще всем государственным системам.

Содержание работы

Введение
1.Понятия налоговой культуры общества
2.Функции и компоненты налоговой культуры общества
3.Этапы формирования налоговой культуры общества, ее проблемы и пути решения этих проблем
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

доклад налоги.docx

— 31.21 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

 

 

 

                                                             Эссэ

Тема «Налоговая культура »

 

 

Студентки  4 курса

направления «Экономика» 
очной формы обучения

                                                            Предеиной Т.В.

Проверила:

Окладникова Г.В.

.   

 

 

 

 

Тюмень 2014

 

 

 

 

Содержание

Введение

1.Понятия налоговой культуры общества

2.Функции и компоненты  налоговой культуры общества

3.Этапы формирования налоговой культуры общества, ее проблемы и пути решения этих проблем

Заключение

Список используемой литературы 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Налоги как основной источник образования государственных финансов известны с незапамятных времен. Ни одно государство не могло обходиться без взимания налогов со своих граждан. Налогообложение, являясь элементом экономической культуры, присуще всем государственным системам.

В современном российском обществе роль и значение налоговой  культуры стремительно возрастают, так  как современная Россия находится  в сложных социально-экономических  условиях, в которых большинство  населения живет бедно, а многие организации и предприятия никак не могут адаптироваться в условиях рыночной экономики, борясь с высоким налогообложением. Граждане не понимают, ради чего их принуждают платить налоги, лишая значительной части заработанных средств. Поэтому те, кто уклоняется от уплаты налогов, вызывают восхищение и одобрение у других. Именно поэтому, сегодня есть смысл задуматься над тем, что есть налоговая культура.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятия налоговой культуры в обществе

 

Для определения понятия «налоговая культура», нужно понять что такое «культура». Из-за многообразия существующих в мире философских и научных определений термина «культура» нельзя сослаться на это понятие как наиболее очевидное обозначение объекта и предмета культуры и оно требует более четкой и узкой  конкретизации.

В науке выделяют: культуру антропологическую, то есть способ человеческой жизнедеятельности по преобразованию природы, общества и самого человека, выраженный в продуктах материального и духовного творчества;

культуру аксиологическую ( от слова «аксиос»- ценность) совокупность произведений человеческой деятельности, ценность которых общепризнанна внутри определенных социальных систем, эта совокупность служит духовной основой и признаком данной социальной организации;

культуру информационно-семиотическую, то есть социально значимую информацию, передающуюся из поколения и выражающуюся через ценности, нормы и символы.[6]

В современных исследованиях «налоговая культура» - как феномен характеризуется своей недостаточностью. Лишь немногие ученые занимаются изучением данного явления и в их работах рассмотрены лишь некоторые аспекты налоговой культуры общества.

В трудах Г.Я.Чухнина и Е.Д.Леонова «налоговая культура» : «…это часть общенациональной культуры страны, связанная с деятельностью участников  отношений регулируемых законодательством о налогах и сборах и государством, отражающая уровень знания и соблюдения налогового законодательства, правильность исчисления, полноты и своевременной уплаты (перечисления) в бюджетную систему налогов, сборов и иных обязательных платежей, знание своих прав, исполнение своих обязанностей складывающаяся из понимания всеми гражданами  важности для государства и общества уплаты налогов» [1].

Е.М.Скоблова под налоговой культурой систему ценностей, норм, установленных правил и принципов в сфере налоговых отношений; некую модель, которая включает в себя правомерные действия как налогоплательщиков, так и налоговых органов. В качестве налогоплательщиков выступают как рядовые граждане, индивидуальные предприниматели, собственники малого и среднего и крупного бизнеса. У каждого налогоплательщика своя, отличная от других, налоговая культура. К тому же у налоговых органов существует свой свод ценностей, норм и правел.[3]

О.В.Копылова подчеркивает, что налоговая культура – это результат овладения экономическим и историко-педагогическим опытом всех поколений, это процесс превращения налоговых знаний и навыков в личные убеждения и потребности.[2].

С.Г.Аникиец отмечает, что формирование налоговой культуры  россиян происходит в большей мере стихийно, методами проб и ошибок. Система целенаправленного просвещения, образования в налоговой сфере работает не в полной мере. В основном имеет место агитационная работа в периоды перед окончанием сроков подачи налоговых деклараций [5].

 

Таким образом, можно сделать вывод, что налоговая культура общества выступает внутренней основой, определяющей налоговое поведение плательщиков. Не имея четких выраженных и экспериментально закрепленных границ, отделяющих ее от других сфер деятельности человека.

 

 

 

 

 

 

2.Функции и компоненты  налоговой культуры общества

 

Сущность налоговой культуры раскрывается через три основные функции:

  1. Ценностная функция налоговой культуры, которая выражается с помощью системы аксиологических характеристик, которые представляют собой совокупность ценностей в сфере налогообложения. Главная задача этой функции – это введение субъектов налоговых отношений в систему ценностно-смысловых и нормативно-регулятивных категорий налоговой системы государства.
  2. Познавательно-преобразовательная функция налоговой культуры выступает инструментом, хранилищем знаний о налоговой системе государства, которые позволяют предупреждать возможные отклонения поведения налогоплательщика от норм действующего законодательства. Задача этой функции - приобретение знаний о категориях в сфере налогообложения, нормах, законах, традиций, а также правильное применение на практике полученного багажа знаний.
  3. Регулятивная функция налоговой  культуры выражается в том что, во-первых, при непосредственном воздействии налоговой культуры соблюдаются правовые и этические нормы поведения; во-вторых каждый индивид, обладающийопределенным уровнем налоговой культуры определяет конкретный вариант своего налогового поведения с учетом позитивного права; в-третьих, в случае незнания норм налогового права субъект налоговых отношений может формировать свое поведение, исходя из усвоенных им ценностей налоговой культуры, интуитивно выбирая правильный путь.

В соответствии с предложенными функциями налоговая культура общества включает в себя следующие компоненты:

Аксиологический (ценностный)  компонент налоговой культуры представляет собой отношение общества к налоговой сфере, который формируется из налогового правосознания (система ценностей сфере налогообложения) и налоговой этики (система норм морально-нравстенного поведения в сфере налогообложения).

Когнитивный компонент налоговой культуры формируется вследствие длительного процесса овладения знаниями о налоговой системе государства. Совокупность таких знаний можно представить в виде налоговой грамотности.

Установочно-поведенческий компонент налоговой культуры, который выступает своеобразным связующим звеном между достигнутым уровнем налогового правосознания, налоговой этики, налоговой грамотности и прогнозируемым личностью налоговым поведением. Этот компонент проявляется в налоговой дисциплине, которая представляет собой соответствие поведения участников налоговых отношений принятым в социуме нравственным и легитимным нормам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Этапы формирования налоговой культуры общества,ее проблемы и пути решения этих проблем.

 

Процесс формирования налоговой культуры общества включает в себя три этапа, на каждом из которых некоторые компоненты формируются более целостно. На ориентационном этапе  формируется аксиологический компонент, то есть налоговое  правосознание и налоговая этика, на информационном этапе  формируется когнитивный компонент (налоговая грамотность), на деятельностном этапе – установочно-поведенческий компонент (налоговая дисциплина).

Существует целый ряд препятствующих факторов для развития и формирования налоговой культуры общества: это несовершенство, стабильность налогового законодательства РФ;  отсутствие основ налоговой  грамотности среди населения; неудовлетворительное качество исполнения налоговых процедур; недоверие населения к налоговым органам; непрестижность работы в налоговых органах, низкая социальная мотивация, большая текучесть кадров и т.д 

По мнению Г.Я.Чухниной и Е.Д.Леоновой приоритетными направлениями повышения уровня налоговой культуры являются:

  • упрощение налогового  законодательства РФ, совершенствование  механизма разрешения налоговых  споров;
  • существенное повышение  эффективности взаимодействия налоговых  органов с налогоплательщиками;
  • повышение информирования, развитие налогового консультирования граждан, рекламно-информационные мероприятия, использование каналов СМИ, пропаганда налоговой культуры, дисциплины и ответственности;
  • повышение качества  исполнения налоговых процедур;
  • повышение имиджа и престижа работы в налоговых органах.[1]

Все эти направления по повышению налоговой культуры на сегодняшний день должны быть реализованы в рамках обязательного взаимодействия общества и государства, поскольку именно этот вид взаимодействия является абсолютно - бесусловным. Так как обязательное взаимодействие реализуется сегодня, главным образом, в процессе налогового контроля, необходимо определить пути повышения налоговой культуры через этот институт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Налоговая культура является частью общенациональной культуры страны, связанная с деятельностью участников налоговых отношений  (налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых органов), отражающих уровень знания и соблюдения налогового законодательства, правильностью исчисления, полноты и своевременностью уплаты, перечисления в бюджетную систему налогов и  сборов, соблюдением государства принципов налогообложения, методов налогообложения, задач, управлением налоговой системы, где основой управления является законодательство о налогах и сборах.

Она выступает внутренней основой, определяющей налоговое поведение плательщиков. Не имея четких выраженных  и экспериментально закрепленных границ, отделяющих ее от других сфер деятельности человека.

Налоговая культура раскрывается через  три основные функции: ценностную, позновательно-преобразовательную и регулятивную. Структурными компонентами налоговой культуры выступают: налоговое правосознание, налоговая этика, налоговая грамотность и налоговая дисциплина. Формирование налоговой  культуры как компонента экономической  культуры личности является одной из приоритетных задач в структуре  целей экономического воспитания.

Таким образом, налоговая культура - это совокупность субъективных и объективных факторов поведения налогоплательщика, форм взаимоотношения налогоплательщика с органами налоговой службы, способствующая гармоничному, эволюционному развитию налоговой системы страны.

Налоговая культура должна выступать регулятором поведения не только каждого налогоплательщика, но и непосредственно налогового работника.

 

Список используемой литературы

 

  1. Чухнина Г.Я. , Леонова Е. Д. Налоговая культура как важный элемент совершенствования налоговой системы России // Налоги и налогообложение. – 2008. – № 9.
  2. Копылова О.В. Воспитание налоговой культуры личности. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Опыт работы центров социально-психологической адаптации студентов»/ Науч.ред. А.Б. Мулик. – Волгоград: «Волгоградское научное издательство»2009.-С.128.
  3. Скоблова Е.М. Налоговая культура в современном российском обществе. URL:htt://filosofika.ru/2011/05/213.html
  4. Надточий Е.В. О понятии налоговой культуры общества//Налоги и налогообложение. – 2012.-№4(94).-С12-17.
  5. Акиец С.Г. Налоговая культура российских граждан.URL//law.edu.ru/doc/document/asp

Информация о работе Налоговая культура